Исхак Пирматов: В Кыргызстане горнодобывающие компании готовы платить больше, только чтобы начать работать

Кыргызстан / Экономика    19 окт., 16:41, 2011 г.    563

После череды нападений на ряд горнодобывающих компаний по всей стране, прессинга со стороны местного населения, недовольного тем, что инвесторы нарушают экологические нормы и Трудовой кодекс, чиновники и депутаты парламента Кыргызстана задумались над решением давно появившейся проблемы. Правоохранительные органы в данной ситуации почему-то самоустранились, предоставив право решать конфликты инвесторам и профильным ведомствам.

В Жогорку Кенеше, как ранее писало ИА «24.kg», зародилась идея о введении для горнодобывающей отрасли обязательных отчислений в местные бюджеты в размере 2 процентов от объема реализованной продукции. Неделю назад инициативу депутата-республиканца Исхака Пирматова обсудили представители бизнес-сообщества. Законопроект вызвал неоднозначную реакцию, но депутат Пирматов с наблюдениями журналистов не согласен и твердо уверен в перспективности и актуальности введения 2-процентных отчислений. В интервью ИА «24.kg» он рассказал почему.

- Как родилась идея разработки законопроекта?

- Мы все должны признать, что сегодня существует проблема противостояния местного населения и компаний, владеющих лицензиями на разработку полезных ископаемых. Это плоды недостаточного финансирования отдаленных районов. Дефицит бюджета государства приводит к росту социальной напряженности, претензиям к разработчикам. Местные жители требуют от инвесторов строительства дорог, поликлиник и школ, обеспечения их необходимым оборудованием. Все это способствует снижению инвестиционной привлекательности нашей республики. Я, как депутат, многократно выезжал на места с целью разъяснить местному населению неправомерность различного рода акций протеста. Тем более в настоящее время наше общество не полностью отошло от «постреволюционного синдрома» и любые вопросы пытается решать с помощью митингов и перекрытия дорог. Это не вина народа, а печальные реалии сегодняшнего дня. Можно сказать, этап роста политической культуры народа. И это естественный процесс. Перед тем как выносить документ на рассмотрение парламента, мы изучили мнение крупных инвесторов в этой отрасли. Заместитель министра природных ресурсов Леонид Оселедько по роду деятельности имеет постоянный контакт с основными разработчиками, и я попросил его узнать их мнение. Инвесторы поддержали мою инициативу, так как понимают насущность такого шага. Единственное, что их беспокоило, - так это гарантии, что принятие этих изменений остановит существующее противостояние.

- А заместитель министра природных ресурсов говорил об этом со всеми инвесторами?

- Насколько я знаю, он беседовал именно с теми, кто ведет реальную работу. Ведь лицензиатов, которые вкладывают серьезные средства в производство, очень мало.

- Получается, что законопроект разрабатывают парламент и правительство? Чья это инициатива?

- Инициатива моя. В прессе неоднократно звучали заявления как представителей бизнеса, так и специалистов горнодобывающей отрасли о необходимости введения отчислений в местные бюджеты от разработки месторождений. Документ разрабатывается лично мной в координации с Минэкономрегулирования. Также мы консультировались с Минприроды и получили положительные заключения еще до того, как выносить документ на рассмотрение в комитеты.

- Не проще ли было сначала поработать с правительством по улучшению администрирования налогов? Не проще ли отследить прозрачность поступления средств в местные органы власти из бюджета, чтобы деньги по дороге не разворовывались?

- Мне так не кажется. Очень многие путают разные вещи и понятия. Предлагаемые отчисления не налог. Мы говорим о неналоговых платежах.

- Но для компаний 2 процента от реализации произведенной продукции - дополнительная финансовая нагрузка...

- В этом нет ничего плохого. Почему вы думаете, что это плохо? Если бы не было повышения цен на редкоземельные металлы и золото, мы вообще бы не поднимали вопрос. Три года назад унция золота стоила $700, а сегодня - $1,8 тысячи. Разница есть? Я понимаю, что выросли затраты на добычу, но их рост не соизмерим с ростом доходов от реализации золота и редкоземельных металлов. Вы задайте вопрос реальным лицензиатам, что для них выгодно. Они же не говорят, что они против. То, что сейчас из-за противостояния простаивают три-четыре крупных компании, несоизмеримо убыточно по сравнению с этими 2 процентами. Они готовы и больше заплатить, чтобы начать работать. Но при этом надо заметить, что многие из компаний, разрабатывающих полезные ископаемые, дают повод местному населению для недовольства: не соблюдают технику безопасности, отклоняются от проектов, недостаточно привлекают местное население к работе. Но не все. Для объективности надо отметить, что ряд разработчиков месторождений финансирует многие проекты местного значения, выделяет большие суммы в качестве спонсорской помощи местному сообществу. Но использование данных денежных средств никем не контролируется, и это надо признать. Мы хотим узаконить выплаты и перевести диалог между местным сообществом и бизнесом в правовое русло. Чтобы и бизнес, и жители соблюдали определенные правила.

- Не кажется ли вам, что эти 2 процента - дополнительная «плата за безопасность», ведь защита инвестиций и бизнеса и так гарантирована Конституцией? Сейчас же мы видим, что чиновники и правоохранительные органы бездействуют.

- При существующем законодательстве правительство обязано обеспечивать неприкосновенность инвестиций. У нас куча документов по этому поводу. Есть закон о защите инвестиций, статья за хулиганство в Уголовном кодексе. Вопрос в том, что власть сегодня слаба, и мы не можем этого отрицать. Правоохранительные органы, которые должны пресекать противоправные действия, также слабы. Я бы не хотел увязывать наше предложение с принципом, что, мол, вы нам 2 процента, а мы вам взамен безопасность. Государство и без данных платежей обязано делать это. А законопроектом мы хотим показать, что бизнес понимает социальную ответственность перед местным сообществом. И с введением платежей мы надеемся, что противостояние между разработчиками и местным сообществом сойдет на нет и они придут к взаимопониманию. И хочу особо отметить, что данный законопроект я инициировал бы даже в том случае, если бы не было противостояния. Наличие такого рода отчислений - общемировая практика. Я сам выходец из бизнес-среды и понимаю, что бизнес должен нести социальную ответственность перед обществом, тем более когда вопрос касается недр, а они принадлежат государству, то есть всему народу Кыргызстана. Поэтому говорить о том, что эти 2 процента являются «платой за безопасность», по моему мнению, некорректно и неправильно.

- Какие гарантии прозрачности траты отчислений местными бюджетами предусматривает законопроект?

- Предполагаем, что средства будут распределять районные кенеши на сессиях. Наблюдательные советы, в состав которых обязательно войдут представители компаний-разработчиков, будут все контролировать. Здесь в плане прозрачности лучшего механизма не придумаешь.

- Есть также опасения, что Минфин урежет уже имеющиеся дотации регионам за счет отчислений от компаний.

- Предполагается, что эти отчисления будут расходоваться на нужды развития инфраструктуры местного значения, на которые в бюджете не предусмотрены средства или предусмотрены недостаточно. В связи с этим средства, выделяемые из бюджета, и отчисления в местные сообщества не являются взаимоисключающими.

- Когда законопроект будет вынесен на рассмотрение парламента?

- Я убежден, что документ депутаты одобрят. Мы видели во время первого чтения, что ни одного голоса «против» не было. Я согласен, что законопроект немного сыроват. Именно поэтому сейчас мы хотим отработать все механизмы, устранить противоречия. С этой целью создана рабочая группа, мы активно переписываемся с ведомствами и представителями бизнеса. Самое главное - мы видим понимание и поддержку со стороны бизнеса. И в подтверждение хочу процитировать выдержку из письма Международного делового совета, направленного в мой адрес, по итогам недавнего круглого стола: «Представители комитета МДС по недропользованию поддерживают данную инициативу, так как внедрение закона может содействовать развитию горнорудной отрасли путем смягчения конфликта между горнорудным бизнесом и местными сообществами». В настоящее время мы прорабатываем замечания и предложения, высказанные в ходе круглого стола 12 октября. Законопроект мы умышленно пока не выносим на рассмотрение на пленарном заседании, чтобы учесть мнения всех заинтересованных сторон, устранить противоречия, чтобы после принятия эта норма закона реально заработала.

- Сколько компаний и какие будут делать отчисления в местные бюджеты?

- Работа в этом направлении сейчас ведется. Мы подали запросы в налоговую службу и Минприроды. Ведь это кропотливая работа, требующая переработки большого объема материала. Но поверьте, речь идет об ощутимых средствах. Могу сказать на примере одного Ала-Букинского района, который сейчас получает из бюджета всего 170 миллионов сомов, которых хватает только на зарплату бюджетникам. А с введением этих платежей он сможет получать еще 240 миллионов, и это только от двух компаний.


Источник: ИА «24.kg»

Постоянный адрес статьи: http://www.24.kg/economics/111962-isxak-pirmatov-v-kyrgyzstane-gornodobyvayushhie.html

Назад

Актуально

Фотогалерея


Видео


Статистика