ДАЙДЖЕСТ СМИ КР за 13 августа 2019 г.

Кыргызстан / Общество    13 авг., 18:41, 2019 г.    87

ВЛАСТЬ 

Жээнбеков: Вклад Турдакуна Усубалиева в развитие страны неоценим 

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков сегодня, 13 августа, провел совещание с участием членов Организационного комитета по подготовке и проведению 100-летия видного государственного и политического деятеля Кыргызстана Турдакуна Усубалиева.

Глава государства отметил особый вклад Турдакуна Усубалиева в социально-экономическое развитие страны и укрепление государственности.

"За четверть века руководства страной Турдакуна Усубалиева, в Кыргызстане произошли большие изменения, из аграрной страны мы стали индустриальной. Изменения коснулись экономики, культуры и практически всех сфер жизнедеятельности. В стране были открыты более 100 крупных промышленных предприятий, в том числе ГЭСы, международный аэропорт "Манас", заводы, музеи и другое. Также его особой заслугой можно назвать освоение тысяч поливных земель, он уделял большое внимание вопросам мелиорации и ирригации", - подчеркнул Сооронбай Жээнбеков.

Президент с удовлетворением поделился воспоминаниями о том, что был удостоен чести работать вместе с Турдакуном Усубалиевым и Абсаматом Масалиевым в качестве депутата Жогорку Кенеша КР 1 созыва с 1995 по 2000 годы, в целом в качестве парламентариев вместе проработали 10 лет.

"Многому у них научился, они были председателями комитетов, я заместителем председателя, позже по предложению Турадкуна Усубалиевича стал вице-спикером. Получал их благословение. Всегда их вспоминаю, они были особенными людьми. Вклад Турдакуна Усубалиева в развитие страны неоценим", - отметил Глава государства, и подчеркнул важность проведения юбилейных мероприятий на самом высоком уровне.

Президент заявил, что жизнь и трудовая деятельность Турдакуна Усубалиева является примером для него и всех государственных служащих.

"Турдакун Усубалиев не нажил себе богатств, все свои силы посвящал народу и государству. Несмотря на то, что большую часть жизни он проработал при плановой экономике, Турдакун Усубалиев отлично разбирался в рыночной экономике и всегда давал свои предложения по тем или иным вопросам", - сказал Президент Сооронбай Жээнбеков.

Первый вице-премьер-министр, председатель организационного комитета Кубатбек Боронов представил информацию о ходе подготовки к проведению 100-летнего юбилея Турдакуна Усубалиева. На сегодняшний день разработан план-мероприятий из 18 пунктов, включающий реконструкцию и строительство инфраструктурных и социальных объектов.

В рамках плана-мероприятий в целях увековечения памяти видного государственного деятеля прорабатывается вопрос присвоения имени Турдакуна Усубалиева одному из пиков Кыргызстана и Старой площади города Бишкек. Вместе с этим предусмотрено проведение ряда культурных, научных мероприятий, памятных вечеров, подготовка биографических изданий. Реализация всех запланированных мероприятий проходит в ранее установленные сроки.

Внук Турдакуна Усубалиева - Эрмек Усубалиев и член организационного комитета Шамшыбек Медетбеков выразили благодарность Президенту Кыргызской Республики за поддержку и инициативу празднования 100-летнего юбилея Турдакуна Усубалиева. Эрмек Усубалиев выразил пожелание, чтобы все мероприятия были проведены в стиле его деда - скромно и без излишней пышности.

https://www.vb.kg/doc/380721_jeenbekov:_vklad_tyrdakyna_ysybalieva_v_razvitie_strany_neocenim.html


Сооронбай Жээнбеков подписал пакет законов о выборах. Основные изменения 

Президент Сооронбай Жээнбеков подписал пакет законов о выборах, принятых Жогорку Кенешом 27 июня 2019 года.

Принятые законы направлены на совершенствование избирательного законодательства и предусматривают внесение изменений в следующие законодательные акты:

1. в конституционные законы КР "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", "О референдуме Кыргызской Республики";

2. в закон КР "О выборах депутатов местных кенешей",

3. в законы КР "О местном самоуправлении", "О статусе депутатов местных кенешей", "О статусе столицы", "О статусе города Ош".

Основные изменения

1. Нормы о недопустимости злоупотребления административным ресурсом, которые включают в себя:

- привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных или муниципальных служащих, служащих государственных или муниципальных образовательных организаций и учреждений здравоохранения для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата;

- использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае если иные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;

- использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;

- бесплатное или на льготных условиях использование транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;

- проведение предвыборной агитации государственными гражданскими служащими или муниципальными служащими в ходе служебных командировок;

- преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации в целях проведения предвыборной агитации;

- агитационное выступление при проведении массового (публичного) мероприятия, организуемого государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

- обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени кандидата поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

2.Меры по улучшению инклюзивности (вовлеченности) граждан в выборный процесс, в частности:

- конкретизировать понятие государственного портала избирателей, предварительного, контрольного и окончательного списка избирателей;

- расширить возможность подачи заявлений избирателями об уточнении, изменении сведений в списке избирателей путем подачи их через сервис: "кабинет избирателя" на государственном портале с прохождением авторизации в установленном законодательством порядке;

3. Меры по обеспечению избирательных прав лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ):

- понятийный аппарат дополняется понятием "избиратель с ограниченными возможностями здоровья";

- в части помещений для голосования вводятся требования доступности, включая удобные подъездные и пешеходные пути, специальные места для стоянки личного автотранспорта, размещение помещений для голосования на первых этажах зданий либо наличие лифтов, широкие проемы дверей, наличие пандусов (а в случае невозможности установки пандуса, оснащение кнопкой вызова помощи), настилов, тактильных указателей, достаточного освещения;

- предусматриваются требования к информационным материалам, стендам, агитационным материалам, адаптированным для ЛОВЗ: аудио-видео формат (на цифровых носителях), сурдоперевод, субтитрирование, использование шрифта Брайля и т. д.;

- вводятся требования о публикации кандидатом, политической партией агитационных материалов, адаптированных для ЛОВЗ в размере не менее 1 процента от общего тиража агитационных материалов.

4. Уточнение порядка выдвижения и регистрации кандидатов в президенты и списка кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;

5. Установление единых дней голосования на выборах депутатов местных кенешей (апрель и ноябрь месяцы);

6. Вводится ограничение на участие в выборах политическим партиям, зарегистрированным менее, чем за 6 месяцев до даты назначения выборов;

7. Нормы по контролю и прозрачности финансирования избирательной кампании:

- вводится избирательный залог для кандидатов в депутаты айыльных кенешей в десятикратном размере установленного законодательством расчетного показателя;

- определены случаи возврата избирательного залога;

- определен перечень расходов из избирательного фонда;

8. Нормы, связанные с избирательными спорами;

9. Закреплены гарантии обеспечения гендерного равенства, путем введения для женщин 30-процентного резерва мандатов депутатов айылного кенеша и положения о порядке распределения зарезервированных мандатов.

10. предоставление депутатам местных кенешей права совмещать депутатские полномочия с должностью руководителя государственного или муниципального учреждения образования и здравоохранения;

11. Запрет на занятие должности мэра и главы айыл окмоту лицами, имеющим судимость за совершение преступления, не погашенную в установленном законодательством порядке до окончания сроков регистрации кандидатов, а также гражданами, осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, независимо от того, погашена их судимость в установленном законодательством порядке или нет;

12. Уточнение процедуры привлечения к ответственности за систематическую неявку на сессии местного кенеша без уважительных причин. Тем самым предоставляя местному кенешу право инициирования вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата местного кенеша за отсутствие на сессиях кенеша более четырех раз в течение одного года без уважительных причин;

13. Совершенствование порядка избрания главы исполнительного органа местного самоуправления и др.

https://kaktus.media/doc/396245_sooronbay_jeenbekov_podpisal_paket_zakonov_o_vyborah._osnovnye_izmeneniia.html

 

ПОЛИТИКА 

«План Барбаросса» от Бабанова 

Автор выражений «приду – не приду», «знаю – не знаю», «сказал – сделаю», «уехал – не вернусь», кандидат в президенты Омурбек Бабанов вернулся на родину. Его встретили многочисленные сторонники, выразили ему поддержку. Из ГКНБ сообщили, что Бабанов будет привлечен к ответственности в рамках закона, как только он вернется. Но не торопится с этим. И до этого Бабанов объявлял о своем возвращении, будоражил народ, но в последний момент передумал. На этот раз сказал, что вернется и вернулся. Без какой-либо громкой рекламы. Странно, что это совпало с задержанием Атамбаева. Какая может быть связь между этими двумя событиями? Может Бабанов составил «план Барбаросса»?

Источник: газета «Факты.kg» №31 от 13.08.2019 / стр. 3

https://www.gezitter.org/politic/81305_plan_barbarossa_ot_babanova/


Будет ли Омурбек Бабанов новым премьер-министром Кыргызстана? Мнения политологов 

Лидер партии "Республика" Омурбек Бабанов 9 августа вернулся в Бишкек. В аэропорту его встретили депутаты Жогорку Кенеша, журналисты и сотни сторонников.

После короткой речи, в которой он заявил, что готов явиться в правоохранительные органы вместе с адвокатом, если его позовут, Бабанов отправился домой.

Редакция Kaktus.media обратилась к политологам с вопросом, станет ли Омурбек Бабанов новым премьер-министром Кыргызстана.

По мнению экс-руководителя аппарата ЦИК Бакытбека Жумагулова, приезд Бабанова, безусловно, повлияет на расстановку политических сил в парламенте и в целом на общественно-политическую ситуацию в Кыргызстане.

В случае отставки правительства осенью этого года не исключено, что парламентская фракция "Республика - Ата Журт" выдвинет кандидатуру Омурбека Бабанова на должность премьер-министра Кыргызстана.

Он считает, что Бабанов должен ответить перед правоохранительными органами по всем вопросам, которые у них к нему есть.

"Однако стоит учитывать, что уголовные дела, возбужденные против него, были политически ангажированы", - отмечает эксперт.

По мнению политолога Игоря Шестакова, версия, что Бабанов может стать премьер-министром, достаточно конспирологическая.

"Сейчас Омурбеку Токтогуловичу необходимо решить его вопросы по уголовным делам, которые возбуждены по достаточно серьезным статьям. И пока не будет поставлена точка в их закрытии, наивно рассуждать о том, что Бабанов сможет возглавить правительство", - отмечает политолог.

Шестаков надеется, что в ближайшее время уже будут четкие ответы на все поставленные вопросы.

"Ни для кого не секрет, что уголовные дела против Бабанова - это чистая фальсификация Алмазбека Атамбаева и его пиар-команды во главе с Фаридом Ниязовым во время предвыборной кампании 2017 года.

В любом случае уголовные дела есть, и ответ по ним необходим. Я полагаю, что если правоохранительными органами, органами прокуратуры будут даны объективные оценки по уголовным делам против Бабанова, то, я думаю, что таким образом власть продемонстрирует, что методы борьбы против оппонентов, которые использовались в бытность Атамбаева, канули в Лету", - считает эксперт.

По его мнению, объективная оценка уголовных дел в отношении Бабанова - очень важный вопрос для общественно-политической стабильности.

"В целом я всегда говорил, что Бабанов не революционер, а политик центристских направлений. Его деятельность в рамках депутата парламента не была сопряжена с какими-то революционными процессами. Но вопрос заключается в том, что Бабанов, вероятнее всего, будет заниматься предвыборной кампанией в парламент. На мой взгляд, он политик, реально оценивающий свои возможности, он скорее займется предвыборной кампанией, чем пойдет работать в правительство", - заключил Шестаков.

https://kaktus.media/doc/396215_bydet_li_omyrbek_babanov_novym_premer_ministrom_kyrgyzstana_mneniia_politologov.html


Райыма помиловали? 

В последние дни задержали экс-президента Алмазбека Атамбаева и его сторонников, вернулся в Кыргызстан кандидат в президенты Омурбек Бабанов. Создается ощущение, что на фоне этих событий позабыли о Райыме Матраимове, известном как «Райым-миллион», снимавшем сливки с таможни. Как идет расследование журналистов «Азаттыка» и сотрудников Финполиции, которые пошли по его следу? Или им согрели ладони и подмигнули?

Одни длинноухие утверждают, что Райым покинул Кыргызстан, другие же видели его отдыхающим на берегу Иссык-Куля. Судя по дошедшей до нас информации, Райым сейчас развлекается, отмечая задержание Атамбаева.

Уважаемый президент, правоохранительные органы. Пока дело Райыма не расследуют и он не получит заслуженное наказание, доверия народа к вам не будет. Вам нужно поскорее принять меры, привлечь к ответственности. Иначе лишитесь доверия общественности. Или Райыма уже помиловали?

Источник: газета «Факты.kg» №31 от 13.08.2019 / стр. 3

https://www.gezitter.org/ushaktar/81313_rayyima_pomilovali/


По делу о незаконном освобождении Батукаева обвиняемыми проходят 18 человек 

В Генеральной прокуратуре рассказали, кому предъявили обвинение в незаконном освобождении вора в законе Азиза Батукаева.

Обвинение по статьям «Коррупция», «Служебный подлог» и «Подделка документов» предъявили врачам Центра гематологии Ирине Цоповой и Эмилю Макимбетову, директору центра Абдухалиму Раимжанову, экс-министру здравоохранения Динаре Сагинбаевой и представителю Минздрава Канатбеку Бектемирову.

Кроме того, по делу проходят бывший председатель ГСИН Зарылбек Рысалиев, его заместитель Калыбек Качкыналиев, начальник управления медстрахования при ГСИН Акыл Асанов и врач Фархад Атаходжаев.

Обвинение предъявлено бывшим прокурору за соблюдением законов при ГСИН Майрамбеку Акматалиеву, заместителю прокурора Кубату Жуматаеву, генеральному прокурору Аиде Саляновой, советнику главы ГКНБ Мурату Бекенову, адвокату Али Касымову, секретарю Совета безопасности Бусурманкулу Табалдиеву, вице-премьер-министру Шамилю Атаханову, сопредседателю Нарынского городского суда Жапару Эрматову и президенту Кыргызстана Алмазбеку Атамбаеву.

Ирина Цопова, Калыбек Качкыналиев, Аида Салянова, Мурат Бекенов, Жапар Эрматов, Али Касымов и Алмазбек Атамбаев арестованы по решению суда. Остальные согласились сотрудничать со следствием. Их отпустили под домашний арест. Бывший секретарь Совета безопасности Бусурманкул Табалдиев объявлен в розыск.

Ранее МВД сообщало, что установлена прямая причастность Алмазбека Атамбаева к незаконному освобождению Азиза Батукаева. Он проходил по делу как свидетель. 9 августа в рамках этого дела ему предъявили обвинение в коррупции.

https://24.kg/obschestvo/126293/

 

БЕЗОПАСНОСТЬ 

В Кыргызстане задержан активный член наркогруппировки с 13 кг героина

Службой по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (СБНОН) МВД Кыргызстана успешно проведена специальная операция, направленная на вскрытие устойчивого канала поставок особо крупных партий героина в Кыргызстан.

Как сообщили в СБНОН МВД, в результате проведенных мероприятий был задержан активный член наркогруппировки, у которого изъято 13 кг 530 граммов «героина».

По данному факту начато досудебное производство.

http://www.kabar.kg/news/v-kyrgyzstane-zaderzhan-aktivnyi-chlen-narkogruppirovki-s-13-kg-geroina/

 

ОБЩЕСТВО 

В Кыргызстане в 2018-2019 учебном году в школах обучались около 1,3 млн учащихся 

В Кыргызстане, по данным на 2018-2019 учебный год, в общеобразовательных учреждениях обучались 1 млн 273,5 тыс. учащихся. Такие данные приводит Нацстатком.

В государственных общеобразовательных учреждениях учились 1 млн 237,6 тыс. человек, в частных – 30,5 тыс.

По Кыргызстану работают 77,6 тыс. учителей, из них 74,5 тыс. – в государственных, а 3,1 тыс. педагогов – в частных школах.

По данным Нацстаткома, в 2018 году 9-й класс общеобразовательных организаций окончили 93,1 тыс. человек, из них 90 тыс. - в государственных школах, 1,8 тыс. – в частных школах, 1,3 тыс. – в вечерних школах.

11-й класс в 2018 году окончили 52,7 тыс. школьников, из них 48,5 тыс. – выпускники государственных школ, 1,3 тыс. – частных, 2,9 тыс. - вечерних школ.

https://bilim.akipress.org/ru/news:1561326


В КЫРГЫЗСТАНЕ ЗА 5 ЛЕТ СТАЛО БОЛЬШЕ НА 719 РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Количество религиозных организаций в Кыргызстане выросло до 3 тысяч 319

Такие данные зафиксированы в сборнике за 2014-2018 годы «Кыргызстан в цифрах» Национального статистического комитета.

Отмечается, что в 2014 году в стране было зарегистрировано 2 тысячи 600 религиозных организаций, за 5 лет их стало больше на 719. Данные предоставлены Госкомиссией по делам религий.

Из 3 319 религиозных организаций 2 910 являются исламскими, 395 – христианскими, 12 относятся к новым религиозным течениям. Приверженцев иудаизма и буддизма объединяют по одной организации.

Национальный статистический комитет ежегодно публикует основные показатели социально-экономического состояния, занятости и безработицы, уровня и качества жизни населения, здравоохранения, культуры и туризма за последние 5 лет. Сборник за 2014-2018 годы опубликован в августе 2019 года.

Источник: Азаттык

https://aralash.kg/2019/08/13/в-кыргызстане-за-5-лет-стало-больше-на-719-р/


К возвращению кыргызстанцев из Сирии республика не готова

Решение правительства о возвращении граждан Кыргызстана из Сирии выглядит поспешным, считает специалист по национальной и региональной безопасности, вопросам религиозного экстремизма и терроризма Орозбек Молдалиев.

По мнению эксперта, если эта миссия будет выполнена в ближайшие сроки, то республика столкнется с целым рядом проблем.

- Мы собираемся их возвращать. А они имеют это желание? Люди, о которых идет речь, конечно, де юре граждане Кыргызстана. Де факто – нет. Они уехали из страны, чтобы строить мифическое исламское государство. Да, их возвращения хотят родственники. В том же, думаю, заинтересованы некоторые международные организации, где понимают, что кыргызстанцы, находящиеся сейчас в Сирии в конечном счете могут хлынуть с потоком беженцев в Европу. Допустим, мы их вернем в ближайшее время. И получим массу проблем. Где они будут проживать? Где работать? Часть из них будет привлечена к уголовной ответственности. Как это воспримут их родственники? Это тоже нужно учитывать, - говорит Молдалиев.

Кроме того, по мнению эксперта, в Кыргызстане сейчас нет базы для дерадикализации беженцев из Сирии.

- У них в голове экстремистские идеи - они ведь уезжали строить халифат. Есть ли у нас такие организации, учреждения, чтобы эту работу проводить? Есть ли у нас психологи, которые смогут консультировать всех этих людей? Насколько мне известно, ничего такого нет. Думаю, что прежде чем возвращать кыргызстанцев из Сирии, нужно очень тщательно подготовиться.

Напомним, на днях правительство сообщило, что работает над возвращением кыргызстанских женщин и детей из лагерей для беженцев в Ираке и Сирии. Данный вопрос находится под личным контролем премьер-министра Мухаммедкалыя Абылгазиева

https://www.vb.kg/doc/379702_k_vozvrasheniu_kyrgyzstancev_iz_sirii_respyblika_ne_gotova.html

 

ЭКОНОМИКА

От каких предприятий поступает больше всего налогов? Свежий рейтинг для КР

Всего за шесть месяцев 2019 года в Кыргызстане собрали свыше 38 миллиардов сомов налогов.

За первое полугодие 2019-го наиболее существенные налоговые отчисления произвели предприятия цветной металлургии — их объем составил 17 процентов от всех поступлений. Об этом сообщает пресс-служба Государственной налоговой службы КР.

На 1 процент лидеру уступили предприятия торговли, вслед за ними расположились организации, занятые в сфере связи (10 процентов). Предприятия из сферы финансовых услуг перечислили 6 процентов от всех налоговых поступлений. По 5 процентов пришлось на организации, связанные со строительством, профессиональной деятельностью, электроэнергетикой. Кроме того, от транспортной сферы поступило 3 процента от общей суммы сборов, от других отраслей промышленности — 2 процента.

При этом за шесть месяцев текущего года ГНС собрала свыше 38 миллиардов 238 миллионов сомов. Так налоговики выполнили план на 96 процентов: налоговики недосчитались более одного с половиной миллиарда сомов. Однако за счет перевыполнения плановых показателей в июле сейчас недобор сокращен на 147 миллионов.

Если сравнить сумму налоговых сборов за шесть месяцев текущего года с тем же периодом 2018-го, то видно, что поступления увеличились на 725 с половиной миллионов сомов.

https://ru.sputnik.kg/economy/20190813/1045423234/kyrgyzstan-gosudarstvennaya-nalogovaya-sluzhba-nalogi-postupleniya-byudzhet.html


ВВП в январе-июле 2019 года возрос на 3,1 процента даже без учета Кумтора

Цены на пищевые продукты повысились везде, кроме Оша

Валовой внутренний продукт в январе-июле 2019 года, по предварительной оценке, составил более 284 млрд сомов и по сравнению с январем-июлем 2018 года увеличился на 6,9 процента. Об этом сообщают в пресс-службе Национального статистического комитета КР.

Без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор объем ВВП в январе-июле 2019 года составил около 252 млрд сомов и возрос на 3,1 процента.

Объем промышленной продукции составил более 150 млрд сомов и по сравнению с январем-июлем 2018 года увеличился на 19,5 процента за счет роста добычи металлических руд (в 2 раза), производства основных металлов (на 49,5 процента), в текстильном производстве (на 29,8 процента), добычи сырой нефти и природного газа (на 14,9 процента), а также угля (на 14,5 процента).

Положительные тенденции зафиксировали в сельском хозяйстве, где рост объемов составил 1,9 процента, в строительстве - 6,9 процента, оптовой и розничной торговле - 4,7 процента.

С начала текущего года (по сравнению с декабрем 2018 года) потребительские цены и тарифы в целом по республике выросли на 0,3 процента.

С начала текущего года (по сравнению с декабрем 2018 года) рост потребительских цен и тарифов наблюдался во всех регионах республики, за исключением Оша, где зафиксировали снижение цен на 1,3 процента. Максимальный прирост потребительских цен на пищевые продукты и безалкогольные напитки отметили в Иссык-Кульской области (на 4,9 процента), а значительное снижение на них (на 4,3 процента) в Оше.

Внешнеторговый оборот Кыргызской Республики, по предварительным данным, в январе-июне 2019 года составил 3,2 млрд долларов США и по сравнению с январем-июнем 2018 года снизился на 7,8 процента. При этом экспортные поставки увеличились на 4,2 процента, а импортные поступления, напротив, сократились на 11,6 процента.

Объем взаимной торговли республики с государствами-членами ЕАЭС в январе-июне 2019 года составил 1,2 млрд долларов США и по сравнению с январем-июнем 2018 года снизился на 11,7 процента. При этом отмечалось сокращение как экспортных поставок на 27,7 процента, так и импортных поступлений - на 6,1 процента. Наибольшая доля взаимной торговли республики с государствами-членами ЕАЭС пришлась на Россию (59,6 процента) и Казахстан (38,2 процента).

Пресс-служба Нацстаткома КР

https://vesti.kg/zxc/item/63601-vvp-v-yanvare-iyule-2019-goda-vozros-na-3-1-protsenta-dazhe-bez-ucheta-kumtora.html


За полгода Киргизия наторговала с другими странами на $3,2 млрд

Внешнеторговый оборот Киргизии в январе-июне 2019 года составил $3,2 млрд (около 209,4 млрд рублей), что по сравнению аналогичным периодом 2018 года меньше на 7,8%. Такие данные приведены в отчете национального статистического комитета.

При этом экспорт киргизстанской продукции за рубеж выросли на 4,2%, а импорт иностранных товаров в республику, напротив, снизился сразу на 11,6%.

С другими странами-участницами Евразийского экономического союза в январе — июне 2019 года Киргизия наторговала на $1,2 млрд (более 78,5 млрд рублей), что по сравнению с первой половиной 2018 года меньше на 11,7%.

При этом экспорт сократился на 27,7%, а импорт — на 6,1%.

Наиболее активно Киргизия вела торговлю с Россией и Казахстаном, на долю которых в этот период приходилось 59,6% и 38,2% от общего объема взаимной торговли республики с государствами-членами ЕАЭС.

https://regnum.ru/news/economy/2688368.html


Экономист: «В Кыргызстане продолжают уничтожать экономику»

«Если Пекин начнет хотя бы частично сворачивать сотрудничество или, например, ограничивать торговлю с Кыргызстаном, то это очень быстро может нанести существенный ущерб национальному бизнесу и бюджету», - заявил российский эксперт-экономист, глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович, комментируя StanRadar.com возможные последствия конфликта с китайскими инвесторами в Нарынской области.

По его мнению, Китай может отреагировать на случившееся «достаточно жестко».

«Кыргызстан получает китайские кредиты, на его территории реализуются гуманитарные проекты в сфере инфраструктуры, работают предприятия с китайским участием. Есть программы финансовой поддержки государственных институтов», - перечислил собеседник.

Он отметил, что если Пекин начнет «хотя бы частично сворачивать сотрудничество или, например, ограничивать торговлю с Кыргызстаном, то очень быстро может нанести существенный ущерб национальному бизнесу и бюджету».

«Кроме того, Китай может задействовать медийный ресурс, однако потенциал этой меры более ограничен», - считает эксперт.

Мендкович подчеркнул, что  «полностью снять ответственность за случившееся на месторождении с китайского бизнеса нельзя».

«Китайские компании традиционно слабо локализуют производства, привлекают свою рабочую силу, а также стремятся максимально отбить и вывести вложения домой», - пояснил он.

Но это, по словам аналитика, «никак не может оправдать погромы, угон техники, грубые нарушения закона».

«Это очевидное уничтожение экономики страны, при наличии такой угрозы работа бизнеса становится невозможной», - резюмировал он.

http://www.stanradar.com/news/full/35780-ekonomist-v-kyrgyzstane-prodolzhajut-unichtozhat-ekonomiku.html


Кыргызстанцы предпочитают хранить деньги в нацвалюте

На конец июня 2019 года общий объем депозитов в действующих коммерческих банках составил 137 млрд 353 млн 129 тысяч сомов. Об этом сообщает Национальный банк Кыргызстана.

Отметим, что большая часть средств, или 59.5%, размещены на депозитах в национальной валюте. Кыргызстанцы хранят в комбанках 81 млрд 68 млн 207.3 тысячи сомов. Ставка по депозитам в нацвалюте составляет 6.13% годовых, снизившись по сравнению с началом года на 0.27 процентных пункта.

В долларах США на депозитах в коммерческих банках на конец июня хранится $806.4 млн (или 56 млрд 284 млн 921.7 тысячи сомов). Процентная ставка по депозитам в инвалюте составляет 1.43% в год. Отметим, что по сравнению с январем текущего года ставка снизилась на 0.05 процентных пункта.

На срочных депозитах на конец июня размещено 55 млрд 535 млн 220.4 тысячи сомов под 8.61% годовых. На расчетных счетах в коммерческих банках хранится 41 млрд 22 млн 995.4 тысячи сомов под 1.33% и до востребования — 40 млрд 794 млн 913.2 тысячи сомов под 1.09%.

Наибольшей популярностью у кыргызстанцев пользуются депозиты со сроком хранения от 1 года до 3 лет. К слову, по таким банковским вкладам, по данным НБ КР, самая высокая средневзвешенная процентная ставка 9.49%.

https://www.akchabar.kg/ru/news/Kyrgyzstantsy-predpochitayut-khranit-dengi-v-natsvalyute/

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Предложено снова открыть закрытые посты на кыргызско-узбекской границе

Государственная таможенная служба Кыргызстана предложила снова возобновить некоторые пропускные пункты на кыргызско-узбекской границе. Об этом объявлено в стратегии развития учреждения на 2019-2020 годы.

В документе отмечается необходимость дополнительного пути из-за усиления торгово-экономической взаимосвязи и провоза товаров. Также для ускорения провоза товаров предлагается цифровизация и автоматизация таможенных процессов.

По сообщению официального представителя Государственной пограничной службы Гульмиры Борубаевой «Азаттыку», работают 8 из 15 официальных пропускных пунктов на кыргызско-узбекской границе.

- Остальные пропускные пункты перестали работать по одностороннему решению Узбекистана. Правительства обеих стран должны решить их возобновление. В случае согласования обеих сторон пункты снова начнут работать.

Сейчас официальные органы не уточнили наличие или отсутствие данного вопроса в повестке дня правительств Кыргызстана и Узбекистана. Большинство пограничных постов двух стран было закрыто из-за политических событий 2005 года в Кыргызстане. В 2016 году начали сближаться отношения официального Бишкека и Ташкента, посты начали снова открываться.

Источник: Азаттык уналгысы

https://www.gezitter.org/politic/81300_predlojeno_snova_otkryit_zakryityie_postyi_na_kyirgyizsko-uzbekskoy_granitse/


Межправсовет ЕАЭС в Чолпон-Ате: интеграция на фоне спецоперации

9 августа в г. Чолпон-Ата (Кыргызстан) состоялось заседание Евразийского межправительственного совета. Его несколько затмила проведенная накануне операция по задержанию экс-президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева, однако, непосредственно на работу Межправсовета, как и на отношения Бишкека с партнерами по Союзу, этот инцидент влияния не оказал. На заседании главы правительств подняли вопросы, которые полагали наиболее важными для развития ЕАЭС. О том, что именно обсуждали лидеры «пятерки», и к чему пришли по итогам встречи, проанализировал международный обозреватель Александр Шустов.

Работа для премьеров

Повестка дня очередного заседания Межправсовета ЕАЭС изначально выглядела довольно стандартной. В работе совета участвуют главы правительств, в связи с чем обсуждаемые ими вопросы носят гораздо более приземленный характер, чем работа Высшего Евразийского экономического совета, объединяющего президентов. Кроме того, в Чолпон-Ате не решались и ключевые вопросы текущей повестки дня, непосредственно влияющие на функционирование Союза. Не удивительно, что операция по задержанию Алмазбека Атамбаева заседание Межправсовета легко затмила.

В своих выступлениях главы правительств стран ЕАЭС акцентировали внимание на тех вопросах, которые с их точки зрения являются наиболее важными для развития Союза. Так, премьер-министр России Дмитрий Медведев призвал ускорить ратификацию документов по формированию к 2025 г. общего финансового рынка. Глава казахстанского правительства Аскар Мамин предложил уделить особое внимание развитию промышленной кооперации и экономике «простых вещей». Белорусский премьер Сергей Румас отметил на необходимость создания равных условий хозяйствования, а его киргизский коллега Мухаммедкалый Абылгазиев обратил внимание на необходимость дальнейшего устранения внутренних барьеров.

По итогам заседания Межправсовет ЕАЭС одобрил Концепцию трансграничного информационного взаимодействия хозяйствующих субъектов и госорганов Союза с использованием цифровой подписи, утвердил совместные прогнозы развития АПК, балансы спроса и предложения по продовольствию и сельхозпродукции, на 2019‑2020 гг., а также обновленный паспорт «Евразийской сети промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий», предназначенной для развития производственной и технологической кооперации. Кроме того, было подписано Соглашение о трансграничном перемещении в ЕАЭС опасных отходов.

Как поделить пошлины

Один из наиболее острых вопросов, обсуждавшийся на заседании Совета – распределение ввозных таможенных пошлин, которые делятся между всеми странами ЕАЭС.

До 1 января 2020 г. пропорции их распределения установлены следующим образом: Армения – 1,2%, Беларусь – 4,6%, Казахстан – 7%, Кыргызстан – 1,9%, Россия – 85,3%. При этом, чем меньше размер экономики, тем выше значение поступлений от пошлин для бюджета. В прошлом году их сумма выросла на 6%, увеличившись с $11,6 млрд до $12,3 млрд. России и Казахстану они обеспечили 3,4% общих доходов бюджета, Беларуси – 4,5%, Армении – 5,4%, а Кыргызстана – 11,8%.

Между тем, такие нормативы вызывали критику со стороны отдельных стран ЕАЭС, и, в частности, Беларуси, считающей их распределение несправедливым. Александр Лукашенко 24 января в ходе встречи с председателем Государственного таможенного комитета Юрием Сенько отмечал, что вопросы к распределению таможенных пошлин связаны со вступлением в ЕАЭС Армении и Кыргызстана, имеющих массу экономических проблем. Однако решение по пошлинам на заседании совета так и не было принято. По словам первого вице-премьера РФ. Антона Силуанова, страны ЕАЭС взяли 10 дней на то, чтобы обсудить эту проблему на национальном уровне.

Корпоративная интеграция

На Межправсовете затрагивался и вопрос, который в будущем может стать одним из ключевых инструментов объединения экономик ЕАЭС – создание евразийских компаний, которые не были бы ограничены национальным законодательством и могли на равных условиях действовали на всей территории Союза. Изучение опыта Евросоюза показало, что формирование системы наднационального корпоративного права может отразиться на евразийской интеграции позитивно, создав благоприятные условия для производственной кооперации и доступа таких компаний на внутренние и внешние рынки.

В итоге совет поручил ЕЭК и национальным правительствам возможности создания евразийских компаний изучить. Однако, этот вопрос, по словам министра экономического развития РФ Максима Орешкина «требует очень детальной проработки», и созданы такие организации могут быть не ранее 2021‑2022 гг. Появиться они могут в любых отраслях – производстве, торговле или сфере услуг. Но приоритет планируется предоставить тем компаниям, которые уже работают на рынках всех пяти государств ЕАЭС или большинстве из них. «Евразийский» статус создаст для них более комфортные условия, позволив работать в рамках единого юридического лица.

Не исключено, что подобные инструменты интеграции могут в итоге оказаться не менее, а возможно – и более действенными, чем создание общих рынков и борьба за устранение внутренних барьеров.

Эти меры создают условия для наращивания торговли, тогда как «союзные» компании могут стать реальным механизмом выстраивания не только торговых, но и производственных, а также научно-технологических связей между государствами ЕАЭС. В условиях определенной «интеграционной паузы», когда принятые ранее меры свой эффект уже исчерпали, а новые пока не заработали, такие инструменты были бы весьма кстати.

https://eurasia.expert/mezhpravsovet-eaes-integratsiya-na-fone-spetsoperatsii/

 

 

Назад

Актуально

Фотогалерея


Видео


Статистика