Отражается ли большое количество университетов в Кыргызстане на качестве высшего образования?

Кыргызстан / Общество    11 июля, 14:51, 2019 г.    147

«Динамика, которая наблюдается в Кыргызстане – превращение университетов в прибыльные дипломные предприятия; снижение зарплаты учителей; растущий спрос на университетский диплом в качестве пропуска для получения работы является основными факторами, которые влияют на качество высшего образования», – отмечает в своей статье Айгуль Канторо кызы, cпециалист в области экономической политики, участница Школы аналитики CABAR.asia.

Статья переведена с английского языка.

Краткий обзор статьи:

  • Политика Кыргызстана в области высшего образования, основанная на убеждении первого президента, значительно расширила доступ к университетам за последние 20 лет;
  • В стране 64 университета. Для сравнения, в Дании и Финляндии – странах, известных своими достижениями в сфере образования и такими же размерами населения, как в Кыргызстане, – существует 8 и 14 университетов соответственно;
  • Однако высшее образование в Кыргызстане характеризуется несистемной и непоследовательной политикой;
  • Не существует комплексной политики, обеспечивающей систематическую модернизацию структуры и поддержание высшего образования;
  • Такая ситуация вызывает дисбаланс (дефицит или избыток) на рынке спроса и предложения в сфере образования.

За годы независимости в Кыргызстане количество высших учебных заведений выросло – с 12 в 1991 году до 64 в 2018 году. Число студентов также увеличилось и составило 223,2 тысячи человек в 2018-2019 учебном году. К сожалению, существует тенденция предполагать, что развитие экономики просто требует большего образования (больше образованных людей), что приводит к ошибочному убеждению, что все выпускники школ должны поступать в университеты. В общественном восприятии существует инерция того, что человеку необходимо иметь диплом, а не знания популярного вуза. Родители кыргызстанцев считают поступление в университет лучшим способом защитить молодых людей от причуд взрослой жизни. Предоставление детям защищенного образовательного пространства в университете считается моральной обязанностью.[1]

Примерно половина выпускников школ сейчас поступают в университет. Несколько лет студенческой жизни предоставляют молодым людям относительно престижный статус и защищенное пространство (protected educational space – прим. ред).[2] Тем не менее, государственные или общественные университеты сами уступили рыночным силам. Их качество резко снизилось. Основная часть студентов, участвующих в формальной университетской академической культуре, может получить заочный диплом. Также они способны самостоятельно договариваться о домашних заданиях и дипломных работах с учителями и администрацией.

Динамика, которая наблюдается в Кыргызстане – превращение университетов в прибыльные дипломные предприятия; снижение зарплаты учителей; растущий спрос на университетский диплом в качестве пропуска для получения работы является основными факторами, которые влияют на качество высшего образования.

Высшее образование в Кыргызстане

Политика Кыргызстана в области высшего образования, основанная на убеждении первого президента, значительно увеличило доступ к университетам за последние 20 лет. Вполне вероятно, что расширенный доступ также не позволил большому количеству безработной и недостаточно занятой молодежи страны заполнять улицы или присоединиться к каким-либо оппозиционным политическим движениям. Примерно 40-55% выпускников средних школ среди Кыргызской молодежи поступают в вузы.[3]

В Кыргызстане сейчас 64 высших учебных заведений.[4] Для сравнения, в Дании и Финляндии – в странах известных своими достижениями в сфере образования и таким же размером населения, как в Кыргызстане, – существует 8 и 14 университетов соответственно. Численность студентов составляет около 629 тысяч человек[5] (37,3% от общего числа молодежи – 1,94 миллиона человек), в том числе учащихся средних школ 321 тысяча человек, а также студентов высших учебных заведений около 199 тысяч человек.

Всемирная декларация о высшем образовании в XXI веке определяет качество высшего образования как многоплановую концепцию, охватывающую все функции и виды деятельности: учебные и академические программы, исследования и стипендии, персонал, материально-техническая база, здания, оборудование и работы на благо общества в академической среде.[6] Подход Кыргызской Республики к обеспечению качества высшего образования изложен в нескольких концептуальных, стратегических и нормативных документах.

Государственные стандарты высшего образования как инструмент оценки качества высшего образования

Основным структурным элементом системы высшего образования является университет (институт). Любая система нуждается в управлении. Способность контролировать и управлять учреждением является основным инструментом. Министерство образования и науки Кыргызской Республики[7] является государственным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику и осуществляющим контроль в области образования и науки, а также государственный контроль за доступностью и качеством образования, обеспечивающим конституционные права граждан Кыргызской Республики на образование.[8] Министерство также отвечает за распределение финансовых ресурсов, мониторинг качества посредством отдела лицензирования и сертификации, ведет статистический учет и сотрудничает с Академией наук в определении приоритетов для исследований. Постановлением правительства[9] была создана двухуровневая структура высшего образования в соответствии с международной практикой, которая была создана в 2012-13 учебном году. Резолюция также утвердила схемы государственных образовательных стандартов в области высшего профессионального образования (SES-HE), которые применяются к уровням бакалавров, магистров и специалистов.

Высшее образование в Кыргызстане характеризуется несистемной и непоследовательной политикой.[10] Не существует комплексной политики, обеспечивающей систематическую модернизацию структуры и поддержание высшего образования. Бакалавры и магистры малоизвестны на рынке труда. Кроме того, существует скептицизм в отношении эквивалентности этих степеней экспертному уровню. Эта ситуация вызывает дисбаланс (дефицит или избыток) на рынке спроса и предложения в сфере образования.

Два существующих механизма обеспечения качества – лицензирование и сертификация университетов – не имеют значительного эффекта, поскольку они не используются в качестве инструментов мониторинга для повышения качества. Нет соответствующих критериев или стандартов по улучшению качества в высших учебных заведениях. Также не существует независимого сертифицированного учреждения для осуществления систематического контроля над соблюдением этих стандартов. Уровень образования постоянно снижается, его характеристики включают неадекватно интегрированную систему надзорных учреждений, отсутствие систематического контроля качества образовательных услуг и плохую подготовку учителей.

Все учебные заведения должны быть аккредитованы учреждением, зарегистрированным в соответствии с законодательными процедурами.[11] После внесения изменений в закон,[12] аккредитация образовательных учреждений, независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности, осуществляется на основании письменного заявления и действует в течение пяти лет. Образовательные учреждения, которые были успешно аккредитованы, имеют право выбирать – выдавать государственный диплом или собственный сертификат / диплом

В 2014 году был создан Национальный аккредитационный совет при министерстве образования,[13] чтобы координировать и продвигать независимую аккредитацию, а также содействовать коллегиальному и прозрачному рассмотрению вопросов признания дипломов. Национальный аккредитационный совет выполняет чисто консультативную функцию. В состав Совета входят 15 человек: это 3 депутата Жогорку Кенеша,[14] 3 главы государственных органов,  юрисдикция которых распространяется на  образовательные учреждения, 2 представителя общественных и профессиональных объединений, 2 представителя работодателей и профессиональных объединений, 3 руководителя образовательных учреждений, руководитель государственного образовательного агентства и председатель совета.

Управление учреждениями в соответствии с гражданским законодательством осуществляется собственником имущества. В Кыргызстане 32 государственных и столько же негосударственных университетов.[15] Назначение управления негосударственными высшими учебными заведениями осуществляется его учредителями. Министерство образования и науки Кыргызской Республики уполномочено управлять государственными университетами. Министерство не имеет полномочий влиять на управление негосударственными университетами, кроме механизмов лицензирования и сертификации.

На рынке труда Кыргызстана наблюдается несоответствие требуемых специализаций и профессиональных навыков. Существует два основных типа несоответствия: несоответствие в образовании и в профессиональных навыках. Несоответствие в образовании означает соответствие между имеющимся уровнем образования и требуемым уровнем образования для определенной работы. Это происходит когда уровень образования не достигает уровня необходимого для работы.[16] Несоответствие в образовании  приводит к несоответствию профессиональных навыков. Несоответствие профессиональных навыков происходит тогда, когда профессиональные навыки работников не достигают того уровня, который ищут работодатели.[17] Несоответствия в образовании и профессиональных навыков тесно взаимосвязаны. Низкое качество образования подрывает переход молодежи с учебы на работу и затрудняет их трудоустройство. Большинство выпускников вузов в Кыргызстане – экономисты, юристы, врачи и представители сферы образования. Несоответствие в образовании приводит к многочисленным серьезным проблемам, которые подрывают демографию страны в целом.

Оценка студентов в вузах

Оценка студентов проводится преподавательским составом университетов на институциональном уровне. Формы текущей оценки успеваемости и промежуточной оценки (конец семестра) разрабатываются каждым вузом в отдельности. Выпускные экзамены (устная защита письменных работ) принимаются на заседании Высшей аттестационной комиссии (ВАК). В состав Высшей аттестационной комиссии должны входить как минимум три внешних эксперта, в том числе представители рынка труда, что может обеспечить объективность. Действительно, членов Высшей аттестационной комиссии приглашают руководители департаментов (программ, факультетов), основным критерием которых является лояльность. Общеизвестно, что экзамены являются основными источниками дохода для факультетов штата и некоторых негосударственных университетов. Студенты вносят оплату, чтобы получить определенную оценку, пройти курс и защитить свою диссертацию.

В Кыргызстане не редкость, когда люди, окончившие университет по специальности международные отношения, в конце концов работают не по специальности, например, в сфере торговли. Лишь очень немногим удается найти работу, которая была бы напрямую связана с профессией. Это большая удача, если из одной выпускной группы хотя бы двум студентам удается получить место по профессии. Национальный статистический комитет Кыргызстана сообщает, что из 60% безработной молодежи только около 14% находят работу, соответствующую их специализации, или продолжают свое образование.[18]

Выводы и Рекомендации

Будущие учителя, юристы, экономисты работают в различных областях, таких как рынки, центры обработки вызовов, рестораны и другие сферы услуг. Несоответствие в образовании снижает ценность образования и отрицательно сказывается на – переход с учебы к профессиональной деятельности. Студенты, представляющие производственный фактор страны, не обладают необходимым уровнем образования. Из-за коррупции и трайбализма во время обучения в университете они теряют стимул к получению образования. Низкий уровень образования имеет основные негативные внешние эффекты, включая несоответствие работы и навыков, низкую производительность труда работников, низкий доход, рост бедности, ограниченное гражданское участие, безработицу среди молодежи и трудовую миграцию.

Рекомендации

  1. Рассмотреть и оценить текущий сценарий высшего образования в стране: Дальнейшее изучение / сбор данных (качественный или количественный)

Определить политические ограничения, проблемы и определить возможности для долгосрочных целей. Поскольку ограничения данных не дают полной картины высшего образования, существует необходимость в проведении дальнейшего исследования / сбора данных (качественных или количественных) на национальном уровне. Во-первых, исследование позволит выявить индивидуальные особенности высшего образования, которые определяют недостатки области. Это играет важную роль в разработке мер реагирования для предотвращения появления факторов риска, а также мер           по устранению тех факторов, которые негативно влияют на качество высшего образования. Во-вторых, исследование определит особенности высшего образования, которые помогут выявить несоответствия, которые могут быть устранены с помощью политических мер. В-третьих, в Кыргызстане, где информационная система высшего образования не разработана, исследование будет служить инструментом для сбора надежных данных для разработки политики на основе фактических данных и для мониторинга прогресса.

Дальнейшее изучение / сбор данных поможет повысить осведомленность о том, что высшее образование сталкивается с трудностями в предоставлении качественного образования. Сбор данных послужит жизненно важным вкладом в подготовку национальных планов действий для молодежи. Наряду с растущим пониманием, что неспособность получить качественное высшее образование после окончания школы, как правило, имеет долгосрочные последствия для профессиональных моделей и доходов в течение жизни человека.[19]

  1. Функциональное рассмотрение и назначение отдельного государственного органа

Одним из вариантов может быть функциональная проверка Министерства образования и назначение отдельного независимого государственного органа на посредническую роль, и контроль высшего образования с особым акцентом на устранение несоответствия в образовании. Большинство университетов унаследовали методику преподавания и некоторые специальности советских времен. Несмотря на несоответствие в образовании, университеты продолжают использовать устаревшие программы и методологии. С момента обретения независимости страны не было ответственных государственных органов по оценке высшего образования. Независимый государственный орган возьмет на себя роль посредника и главного ответственного органа за реализацию политики в сфере высшего образования.

Преимущество этого варианта заключается в том, что все будет спроектировано после рекомендации по сбору данных (качественной или количественной), изложенной выше. Кроме того, это не отнимает много времени и требует скромных затрат.

Потенциальной негативной реакцией при выборе этого варианта может быть аргумент, что правительство увеличивает количество и без того достаточно большого числа государственных служащих. Однако пересмотр функциональной структуры и отстранение определенных должностей от отдельных государственных учреждений не приводит к увеличению или уменьшению количества государственных служащих. Таким образом, этот вариант предлагает оптимальный способ решения проблемы, сохраняя статус-кво и назначая отдельный орган для сосредоточения на конкретном вопросе.


Данный материал подготовлен в рамках проекта «Giving Voice, Driving Change — from the Borderland to the Steppes Project», реализуемого при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Норвегии. Мнения, озвученные в статье, не отражают позицию редакции или донора.


Главное обложки – akipress.kg

[1] Де Йонг, Алан Дж. (2010). Охватывая глобализацию: опыт университетов среди молодежи в современном Кыргызстане. Опросник Центральной Азии. Том 29, (4), с. 421-434.

[2] Там же

[3] Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. (2019). Образование и культура: динамические таблицы. Получено с http://www.stat.kg/ru/statistics/obrazovanie/

[4] Национальный офис Erasmus + офис в Кыргызстане. https://erasmusplus.kg/higher-education-in-kyrgyz-republic/list-of-kyrgyz-heis/

[5] Там же

[6] Всемирная декларация о высшем образовании в XXI веке: концепция и действия (1998 г.). Получено с http://www.unesco.org/education/educprog/wche/declaration_eng.htm

[7] Пункт 1 Положения о Министерстве образования и науки Кыргызской Республики

[8] Централизованный банк данных правовой информации. (2012). Положение о Министерстве образования и науки Кыргызской Республики. Получено с http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/93804

[9] № 496 «О создании двухуровневой системы высшего образования в Кыргызской Республике»

[10] Отчет подготовлен Исполнительным агентством по обучению, аудио визуализации и культуре (IAOAK). Высшее образование в Кыргызстане: отчет подготовлен Исполнительным агентством по обучению, аудио визуализации и культуре (IAOAK). (2015). Получено с https://wwwerasmusplus.kg/tempus/ru/kg_review_he.doc

[11] В соответствии со статьей 40 Закона об образовании

[12] Закон об образовании № 182 от 2015 года

[13] Постановление Правительства № 438 от 4.08.2014 г. «Положение о Национальной аккредитационной комиссии уполномоченного органа в области образования»

[14] Парламент Кыргызской Республики

[15] Министерство юстиции КР. (1996). Гражданский кодекс КР. Получено с http://minjust.gov.kg/ru/content/313

[16] Аллен Дж. И Де Верт Э. (2007). О чем нам говорят несоответствия в образовании о несоответствия навыков? Европейский журнал образования. Т. 42, 59–73.

[17] Гендель, М. (2003). Навыки несоответствия на рынке труда. Ежегодный обзор социологии, 29, 135-165. Получено с http://www.jstor.org/stable/30036964

[18] Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. (2019). Образование и культура: динамические таблицы. Получено с http://www.stat.kg/ru/statistics/obrazovanie/

[19] Международная Организация Труда Исследование переходного периода школа-работа: методическое руководство. Модуль 1 Основные понятия, роли и процесс реализации. (2009). Получено с https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_emp/documents/instructionalmaterial/wcms_140857.pdf

 

 

https://cabar.asia/ru/otrazhaetsya-li-bolshoe-kolichestvo-universitetov-v-kyrgyzstane-na-kachestvo-vysshego-obrazovaniya/

Назад

Актуально

Фотогалерея


Видео


Статистика