НАТО может начать переброску грузов в Афганистан через Каспий

Регион / Безопасность    19 апр., 13:00, 2019 г.    203

Транскаспийский транспортный маршрут набирает обороты

Каспийский регион превращается в невиданный грандиозный хаб. Фото с сайта www.reconnectingasia.org

На IV Транскаспийском форуме, который состоится в Вашингтоне 22–23 мая и в котором примут участие представители политических и предпринимательских кругов разных стран, будут обсуждаться вопросы, связанные с транскаспийским торгово-транзитным коридором Восток–Запад. Каспийский регион трансформировался в крупнейший логистический хаб, обеспечивающий перевозку товаров и грузов самого различного назначения, в том числе и военного. В частности, этот коридор может быть использован для доставки грузов НАТО в Афганистан. Эксперты считают, что США действуют в Прикаспийском регионе последовательно, стремясь к максимальному укреплению своих позиций.

Инициатором создания Транскаспийского форума стал еще в 2016 году Азербайджан. Ежегодно на мероприятии, проходящем при поддержке США и Евросоюза, обсуждаются вопросы энергетической безопасности, расширения сети трубопроводов региона, в том числе проект Транскаспийского газопровода, а также развития других инфраструктурных предложений.

«С подписанием Конвенции по статусу Каспия открылись новые экономические возможности региона. Были нивелированы «подозрения» в том, что внерегиональные страны укрепятся на Каспии для решения своих геополитических задач. Сегодня ситуация на Каспии благоприятная. Между прикаспийскими игроками наметилось сближение – страны заинтересованы в развитии транспортных морских коммуникаций», – сказал «НГ» доктор философии, директор Экспертного совета Baku Network Элхан Алескеров.

По словам эксперта, главным звеном в развитии транспортных коридоров на Каспии стал построенный в Азербайджане новый морской порт Алят, способный обрабатывать 15 млн т грузов в год и обеспечивающий выходы на Казахстан, Туркменистан, Иран и Россию. «Алят задействован в транспортировке грузов из Китая в Европу через Казахстан, Грузию и Турцию». Развивается направление в Узбекистан и Афганистан», – сказал Алескеров. Он также отметил, что сейчас идет процесс унификации таможенных преград – товары на всем протяжении пути освобождаются от прохождения таможенного досмотра в каждой из стран следования. Кроме этого, страны договариваются об унификации тарифных ставок. «Было бы намного проще, если все страны перешли бы на единую тарифную систему», – считает эксперт. Это перспективный проект, который принесет пользу не только Азербайджану, но и всем государствам региона. На сайте форума отмечается, что Транскаспийский торгово-транзитный коридор способен обеспечить 200-милионный рынок с товарооборотом в 400 млрд долл. Он может стать «объединителем» экономик ЕС и Китая, обеспечивая при этом выходы к рынкам России, Ирана, Пакистана и Индии.

Другой крупный порт на Каспии, Туркменбаши, открыл возможность для межконтинентальных морских перевозок в Причерноморье, на Ближний Восток, в страны Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и Южной Азии, максимально сократив расстояние и время в пути. Его общая годовая пропускная мощность без учета нефтепродуктов – более 17 млн т грузов. Этот порт стал основным звеном коридора Lapis Lazuli (Лазуритовый коридор), главными участниками которого являются Афганистан–Туркменистан через Каспийское море – Азербайджан–Грузия–Турция. Предполагается, что по этому маршруту пойдут грузы в Афганистан и обратно. И, возможно, по этому маршруту будут перебрасываться грузы НАТО. Данный вопрос обсуждался в Ашхабаде на переговорах с делегацией Центрального командования (CENTCOM) и Агентства по уменьшению военной угрозы США.

Согласно Конвенции о правовом статусе Каспия, а также договоренностям (и целям) подписантов, присутствие военных сил внерегиональных стран и военных блоков на Каспии запрещено. Но из текста конвенции непонятно, возможен ли такой транзит в принципе. По мнению Элхана Алескерова, переброска грузов НАТО не противоречит договоренностям. «Нужно отметить, концептуально в Афганистане идет антитеррористическая война, в которой участвуют страны НАТО, и соответственно туда идет доставка военных грузов. НАТО обозначает, через какие страны и какие грузы пойдут. Это не закрытая тема, все согласовано и задокументировано – у азербайджанцев есть поговорка «Закрытый рынок портит покупателей». Все это легально, в рамках контактов, которые существуют между странами региона, с одной стороны, и НАТО и США – с другой. Здесь не идет речь о каких-то других тайных целях. Все происходит в рамках антитеррористической коалиции, в которой участвует и Азербайджан. В Афганистане есть азербайджанское подразделение, которое участвует в поддержке мирной ситуации в этой стране», – сказал «НГ» Алескеров.

Политолог, доктор политологических наук Сергей Жильцов считает, что в России и странах Прикаспийского региона трактовка принятой конвенции отличается. «Например, Москва настаивает на том, что прокладка трубопроводов возможна после проведения экологической экспертизы при участии всех заинтересованных государств региона. А прикаспийские страны считают, что действовать могут на двусторонней основе. То же самое относится и к присутствию на Каспии третьих стран. Несмотря на запрет, отдельные страны тем не менее идут на сотрудничество в военной сфере. США в отличие от агрессивной политики 90-х годов, когда они пытались любой ценой продвигать на Каспии трубопроводы, сейчас действуют более осторожно, но стремление достичь своих целей не пропало», – сказал Жильцов «НГ». 

 

 

http://www.ng.ru/cis/2019-04-18/6_7561_nato.html

Назад

Актуально

Фотогалерея


Видео


Статистика