ОБЗОР: КЫРГЫЗСТАН – РОССИЯ: СОТРУДНИЧЕСТВО И ПРОБЛЕМЫ

Кыргызстан / Политика    1 апр., 19:04, 2019 г.    198

Филиал МГУ в Бишкеке. Сооронбай Жээнбеков лично контролирует вопрос

Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков лично контролирует вопрос открытия филиала МГУ имени М.Ломоносова в Бишкеке. Об этом сегодня на пресс-конференции заявил заведующий отделом внешней политики аппарата главы государства Данияр Сыдыков.

Напомним, ранее ректор Московского государственного университета имени М.Ломоносова, президент Российского союза ректоров вузов Виктор Садовничий сообщил, что не по вине Москвы филиал МГУ не был открыт в Бишкеке. Он шесть раз давал согласие, однако со стороны Кыргызстана никаких шагов не предпринято.

В Министерстве образования и науки и вовсе заявили, что вопрос открытия филиала МГУ на межправительственном уровне не поднимался.

По словам Данияра Сыдыкова, президент КР взял под личный контроль открытие филиала МГУ в столице.

https://24.kg/obschestvo/113475/


Кыргызстан и Россия подписали меморандум в сфере сельского хозяйства на $620 млн, - Аппарат президента

Есть меморандумы по строительству завода по переработке хлопка, есть меморандумы об инвестировании в развитии Кара-Балтинского спиртового завода. Об этом сегодня, 1 апреля, сказал завотделом политики стратегического развития, экономики и финансов Аппарата президента Данияр Иманалиев в ходе пресс-конференции в Бишкеке.

По его словам, также подписан меморандум в сфере сельского хозяйства на 620 млн долларов.

Он добавил, что есть меморандумы о кооперационных связях между Сулейманским станкостроительным заводом в городе Ош и Барнаульским и Казанским заводами по выпуску спецпродукции на 15 млн долларов.

«Также имеются контракты на поставку текстильной продукции из КР в РФ на 1,5 млн долларов. Подписан меморандум в информационно-коммуникационной сфере по строительству Data-center на территории Кыргызстана», - сказал он.

https://www.tazabek.kg/news:1537868


Сотрудники посольства Кыргызстана в России рассказали кыргызстанцам в Москве о «миграционной амнистии»

В зале ожидания консульского отдела посольства Кыргызстана в России 30 марта состоялась встреча сотрудников посольства, представительств МВД и ГСМ КР в России с активистами кыргызской диаспоры и кыргызстанскими мигрантами в Москве.

Как сообщает пресс-служба посольства, в ходе встречи граждане Кыргызстана были проинформированы по «миграционной амнистии», оформлению документов и получению консульских услуг.

«Сотрудники посольства ответили на все озвученные вопросы, а также раздали памятки по «миграционной амнистии» с информацией о сроках действия и порядке легализации граждан КР, нарушивших сроки пребывания в РФ. С данной информацией можно ознакомиться на сайте», - говорится в сообщении.

Сотрудники посольства, а также представители кыргызских медицинских центров в Москве – медицинские центры «Дастан», «Лидер» и «Ваш доктор А», дали разъяснения по вопросам оформления свидетельств о рождении, регистрации брака, ОМС, получению медицинской помощи в России и наблюдению соответствующими врачами беременных женщин из Кыргызстана, добавила пресс-служба.

https://kg.akipress.org/news:1537704


Постановка на миграционный учет по месту работы может стать возможной для граждан КР в РФ

Россия и Кыргызстан ведут переговоры о возможности для кыргызских мигрантов постановки на миграционный учет не по месту жительства, а по месту работы. Об этом на пресс-конференции в агентстве «Кабар» сообщил заведующий отделом внешней политики аппарата президента КР Данияр Сыдыков.

По его словам, такой шаг со стороны России может стать продолжением миграционных послаблений для граждан Кыргызстана, пребывающих на ее территории.

http://www.kabar.kg/news/postanovka-na-migratcionnyi-uchet-po-mestu-raboty-mozhet-stat-vozmozhnoi-dlia-grazhdan-kr-v-rf/


Кыргызы в Москве уже решают исход выборов?

В интернете активно обсуждают отрывок из интервью Алексея Навального радио "Эхо Москвы". В нём он говорит о 400 тысячах кыргызов, способных повлиять на исход выборов в России.

"Можно заметить, что власть уже сейчас начала подготовку к выборам. Предпринимают усилия ввести электронное голосование и дать право на участие в выборах лицам с временной регистрацией в Москве. Иными словами, смогут изменить итоги выборов, подвозя автобусами 400 тысяч кыргызов, получивших гражданство в России и временно проживающих в Москве. Другими путями на выборах им не победить ", - сказал он в своем интервью.

Пользователи Фейсбука оставили по данному поводу комментарий такого содержания: "Что, кыргызы в Москве начали решать исход выборов! Действительно это так или же у страха глаза велики? Но как бы там ни было, нет никаких сомнений, что кыргызы в России политически будут столь же активны, как у себя дома!

Напомним, 42-летний активист с 2011 года организовывает уличные акции против власти. Навального неоднократно арестовывали по обвинению в проведении несогласованных с властью акций.

Источник: govori.tv

https://www.gezitter.org/politic/77922_kyirgyizyi_v_moskve_uje_reshayut_ishod_vyiborov/


Российский банк ВТБ финансирует разработку месторождения Джеруй

Банк ВТБ, АО «Группа Альянс» и ОсОО «Альянс Алтын» подписали соглашение о сотрудничестве по развитию проекта освоения золоторудного месторождения Джеруй на территории Кыргызской Республики. Подписи под документом поставили Андрей Костин, президент-председатель правления ВТБ, Муса Бажаев, президент АО «Группа Альянс», и Михаил Шубин, генеральный директор ООО «Альянс Алтын», передают СМИ.

В соответствии с соглашением ВТБ предоставит долгосрочное проектное финансирование проекта объемом до $180 млн. Сумма общих инвестиций в проект за период 2015-2040 гг. составит около $600 млн, кредит ВТБ должен быть полностью освоен в 2019-2020 гг. Предполагается, что добыча золота на месторождении начнется в текущем году и может составить до 5 т в год.

На сегодня это крупнейший в стране действующий инвестиционный проект с российским участием и первый пример работы российского государственного банка в Кыргызстане.

Андрей Костин, президент-председатель правления ВТБ, отметил, что данная транзакция является не только выгодной инвестицией для банка, но и открывает дальнейшие возможности для работы крупного российского бизнеса в перспективных отраслях экономики Кыргызстана.

Месторождение Джеруй — второе по значимости золоторудное месторождение Кыргызстана с подтвержденными запасами более 100 т золота. Его доля в инвестициях в горнорудный сектор страны составляет около 40%. Разработка месторождения ускорит развитие Таласской области: сумма отчислений от проекта в бюджеты и внебюджетные фонды республики составит около $540 млн, в том числе в фонды развития Таласской области — более $110 млн.

https://knews.kg/2019/04/01/rossijskij-bank-vtb-finansiruet-razrabotku-mestorozhdeniya-dzheruj/


Покупая киргизские железные дороги, Россия купит и головную боль — мнение

Иностранные кредиты разбазариваются, а экономика стоит на одном месте

«Основное внимание в проектах уделяется повышению промышленного потенциала Киргизии. Это дает стране дополнительный шанс на развитие экономики и выходу из кризиса», — сказал киргизстанский политолог Марат Казакбаев, комментируя ИА REGNUM прошедшую встречу президентов России и Киргизии.

Эксперт считает, что раньше, экономической сотрудничество Бишкека и Москвы строилось «на выделении грантов для поддержания бюджета и грантов и кредитов на реализацию проектов».

"Сейчас приоритетным направлением стало развитие промышленности и аграрного сектора. Это очень хорошо. Потому, что иностранные кредиты, кто бы их не выделял разбазариваются и проедаются. Часть из них подпитывала коррупционную систему, а экономика не получала от них никакой пользы. Теперь будет иначе», — утверждает политолог.

По его мнению, «новый этап отношений с Россией, который обозначили главы государств» ознаменовался приездом в Бишкек группы бизнесменов, которые смогли «напрямую заключить соглашения с киргизской стороной».

«Договоренности между «производственниками» означает, что Киргизия получила еще один шанс реанимировать промышленный сектор и искать инвестиции в реальный сектор экономики», — подчеркнул Казакбаев.

Тем не менее, собеседник уверен, что «почивать на лаврах нельзя».

«Подписание меморандумов — это только первый шаг. Сейчас дело за Бишкеком. Если чиновники снова упустят шанс и не наладят работу — меморандумы были и останутся на бумаге. Подписание большинства документов показывают готовность российской стороны работать с Киргизией по определенным проектам, но никак не гарантирует непременную их реализацию».

Отвечая на вопрос об участии России в судьбе «Кыргыз Темир Жолу» (Акционерное общество «Киргизские железные дороги — прим. ИА REGNUM ) эксперт ответил, что «это спорная инициатива».

«Никакой экономической выгоды для России от участия в этом проекте я не вижу. Железные дороги страны находятся в плачевном состоянии — нужны новые составы, локомотивы, железнодорожное полотно нуждается в больших вложениях и реабилитации. России нужно основательно вложиться, прежде чем эти инвестиции начнут приносить прибыль. Пойдет ли Москва на такой риск — большой вопрос. Сейчас КТЖ — скорее головная боль, чем проект для развития двустороннего сотрудничества», — резюмировал Марат Казакбаев.

https://regnum.ru/news/polit/2602281.html


Овощи, фрукты и мясо из Кыргызстана будут продавать в российских супермаркетах

Овощи, фрукты и мясо из Кыргызстана будут продавать в российских супермаркетах. Об этом 24.kg рассказал заведующий отделом политики стратегического развития, экономики и финансов аппарата президента Кыргызстана Данияр Иманалиев.

По словам Данияра Иманалиева, в рамках восьмой межрегиональной конференции составлены соглашения по поставкам сельхозпродукции из Кыргызстана на $88,2 миллиона.

«Мы будем поставлять овощи и фрукты, переработанную молочную и мясную продукцию», — сказал Данияр Иманалиев.

В частности, подписан контракт с компанией «Фуд Сити», которая работает с большими сетевыми маркетами РФ, такими как «Пятерочка». Первые 10 тонн мяса уже экспортировали в эти магазины.

Сельхозпродукция из Кыргызстана будет представлена в Сибири и центральной части России.

https://24.kg/obschestvo/113495/


Подписана дорожная карта о покупке «Газпромом» «Кыргызнефтегаза». Власти Кыргызстана об этом умалчивают

Председатель правления российского ПАО «Газпром» Алексей Миллер и первый вице-премьер-министр Кыргызстана Кубатбек Боронов 28 марта подписали дорожную карту по участию «Газпрома» в приобретении имущества и активов ОАО «Кыргызнефтегаз». Об этом сообщили в пресс-службе «Газпрома».

Там уточнили, что подписание состоялось в присутствии президентов России и Кыргызстана Владимира Путина и Сооронбая Жээнбекова.

Отметим, что пресс-служба президента КР о подписании этого документа ничего не сообщала. В списке подписанных во время госвизита президента РФ документов значилась только Дорожная карта между Госкомитетом промышленности, энергетики и недропользования и ПАО «Газпром» «относительно инвестиций в нефтегазовую отрасль.

Правительство КР также ничего не сообщало о решении продать акции «Кыргызнефтегаза». Напомним, государственный пакет акций в этой компании составляет 85%.

В пресс-службе «Газпрома» между тем уточнили, что «дорожная карта предусматривает взаимные обязательства сторон и план дальнейших действий. В частности, планируется провести оценку компании и подготовить финансово-экономическое обоснование сделки».

Подготовка к продаже

О том, что в «Кыргызнефтегаз» правительство собирается привлечь «крупного зарубежного инвестора» еще 27 декабря 2017 года сообщил бывший премьер-министр Сапар Исаков.

Экс-глава кабмина подчеркивал, что без внешних вливаний и внедрения технологий у компании нет будущего. «Кыргызнефтегаз» располагает запасами 11.3 млн тонн нефти и 4.7 млрд кубометров газа, но добыть их не может из-за отсутствия денег, заявлял Исаков.

https://economist.kg/2019/04/01/podpisana-dorozhnaya-karta-o-pokupke-gazpromom-kyrgyzneftegaza-vlasti-kyrgyzstana-ob-etom-umalchivajut/


«У Кыргызстана не было другого выхода, кроме как продать нефтегазовую отрасль»

Кубатбек Боронов и Алексей Миллер подписали дорожную карту о приобретении имущества и активов «Кыргызнефтегаз» российской компанией

Концентрация активов крупных компаний в одних руках может привести к монополизации отрасли со всеми вытекающими последствиями.  Таким мнением с Vesti.kg поделился доктор экономических наук, профессор Толон Абдыров.

Поясним, первый вице-премьер министр КР Кубатбек Боронов и председатель правления российского ПАО «Газпром» Алексей Миллер подписали  дорожную карту по участию «Газпрома» в приобретении имущества и активов ОАО «Кыргызнефтегаз». Об этом со ссылкой на пресс-службу «Газпрома» сообщает сайт «Economist».

В пресс-службе российской компании между тем уточнили, что «дорожная карта предусматривает взаимные обязательства сторон и план дальнейших действий. В частности, планируется провести оценку компании и подготовить финансово-экономическое обоснование сделки».

- Хотя с другой стороны, если «Газпром» приобретает всю нашу газовую систему, в этом есть определенные плюсы, - отметил Абдыров. - Было время, когда мы покупали газ по 300 долларов за определенное количество кубометров, сейчас же цена составляет 160 долларов. Все-таки «Газпром» создает определенные условия для сотрудничества.

Как полагает Толон Шакирович, разговор о том, что российская компания займется добычей нефти в Кыргызстане, вероятно, шел давно.

- Наверняка эти договоренности были с самого начала, - пояснил он. - Насколько мне известно, «Газпром» и ранее выделял большие средства на разработку нефтегазовых месторождений в Кыргызстане. Потому вполне логично, что они намерены выкупить нашу компанию по добыче нефти.

В свою очередь другой доктор экономических наук, Асылбек Аюпов, полагает, что у Кыргызстана не было иного выхода, кроме как продать «Кыргызнефтегаз».

-  Газ нам необходим, и диктовать какие-либо свои условия в данной ситуации мы не можем, - отметил он в разговоре с Vesti.kg. - Наша энергетическая система деградирует, а уровень развития нефтегазового хозяйства оставляет желать лучшего. Если «Газпром» решил выкупить «Кыргызнефтегаз», то скорее наша страна выиграет от этого, ведь своих средств на добычу нефти у нас нет. И хотим мы или нет, но придется пойти на условия российской компании.

https://vesti.kg/zxc/item/59864-u-kyrgyzstana-ne-bylo-drugogo-vykhoda-krome-kak-prodat-neftegazovuyu-otrasl.html


Муфтии Кыргызстана и Чечни обсудили вопросы сотрудничества

Муфтий Кыргызстана Максатбек Токтомушев 30 марта встретился с верховным муфтием Чечни Салах-Хаджи Межиевом. Об этом сообщили в пресс-службе ДУМК.

По ее данным, в ходе встречи муфтий Чечни тепло поблагодарил народ Кыргызстана за милосердие и сострадание, проявленные в 1944 году.

«Также в ходе беседы стороны обсудили вопросы о дальнейшем сотрудничестве и укреплении дружбы двух стран. Большое внимание уделено взаимной поддержке между ДУМК Кыргызстана и Чечни в борьбе с терроризмом и экстремизмом», - говорится в сообщении.

По данным пресс-службы, стороны обменялись подарками и выразили благодарность друг другу.

https://kg.akipress.org/news:1537705


Главы Челябинской и Ошской областей договорились о строительстве нескольких предприятий в КР

Руководство Ошской области накануне, 30 марта, провело встречу с министром экономического развития Челябинской области Сергеем Смольниковым.

Во время встречи стороны рассмотрели вопрос строительства совместного завода по производству строительных материалов, а также строительство совместных предприятий по переработке фруктов и овощей. Кроме этого, обсудили вопросы сотрудничества по обмену опытом сотрудников в медицинской и электроэнергетической сферах.

В ходе встречи руководство Ошской области предложило сделать основной упор на сотрудничестве напрямую, а не через частных предпринимателей или компании. Было предложено составить межобластной договор по экспорту отечественных фруктов и овощей в Челябинскую область.

Напомним, что Ошская и Челябинская области являются побратимскими.

http://www.kabar.kg/news/glavy-cheliabinskoi-i-oshskoi-oblastei-dogovorilis-o-stroitel-stve-neskol-kikh-predpriiatii-v-kr-i-postavke-produktov/


Расставит ли март все точки над i в вопросе военной базы ОДКБ на юге Кыргызстана?

«Если же все-таки допустить сценарий, по которому эта тема перейдет с рельсов «безобидного» обсуждения на стадию реальных шагов по созданию военной базы, Кыргызстану следует тщательно изучить вопрос со всеми вытекающими из него обстоятельствами», — отмечает в статье, написанной специально для CABAR.asia, Замира Исакова, специалист по вопросам политики и безопасности в Центральной Азии.

Кыргызстан ожидает государственный визит президента Российской Федерации, намеченного на 28 марта этого года. Нет сомнений, что он будет сопровожден рядом совместных договоренностей и заявлений, среди которых значимое место должен занять вопрос, касающийся новой военной базы под эгидой Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) на территории Кыргызской Республики. Тема создания военной базы интересна с учетом неутихающих вспышек насилия на приграничной территории Таджикистана с Афганистаном, истории Баткенских военных событий, и политической полемики вокруг возобновившихся обсуждений о создании военной базы на юге Кыргызстана. По данному вопросу не может быть однозначного ответа и статья не предлагает готовых ответов, а предоставляет комплексный обзор исторических факторов возникновения вопроса и отражает настоящую дискуссию о возможном создании военной базы ОДКБ, в которой ключевую роль играет Россия.

Возвращаясь к предыстории

Обсуждения вокруг открытия военной базы с определенной регулярностью циркулируют с 2005 года, когда этот вопрос был поднят в связи с кровавыми Андижанскими событиями. Последующие обсуждения не привели к серьезным шагам, в свете появления других приоритетов в двусторонних отношениях КР и РФ.

Однако уже в 2009 году при президентах Кыргызстана Курманбеке Бакиеве и России Дмитрие Медведеве вопрос был поднят вновь и даже закреплен двусторонним меморандумом о намерении создания учебно-тренировочной базы или воинского подразделения. Но ближайшие соседи Узбекистан и Таджикистан высказали свое твердое «против» по этому поводу. Особенно болезненно отреагировало руководство Узбекистана. В своем заявлении официальный Ташкент заявил, что «база может дать импульс для возбуждения различного рода националистических противостояний». Причины подобных опасений кроились в довольно напряженных на тот момент отношениях между государствами центральноазиатского региона. Также следует отметить события мая 2009 года, когда граничащие с Кыргызстаном узбекистанские города Андижан и Ханабад содрогнулись от насильственных столкновений, по официальным источникам, с «бандитами» или, по другим источникам, с боевиками экстремистской организации «Исламский Джихад», отколовшейся от Исламского движения Узбекистан. В тех событиях официальная власть Узбекистана видела «кыргызский след», намекая на косвенную поддержку «бандитов» Кыргызстаном. Вследствие данных событий, с учетом «восточной» составляющей тонкостей вопроса, дело о создании базы под эгидой ОДКБ, где РФ играла бы ключевую роль, благополучно забылось.

В 2012 году столь популярный вопрос о «военной базе» на территории КР обрел новую жизнь и всплыл при Президенте КР Алмазбеке Атамбаеве. По замыслу, военная база могла бы получить дислокацию на юге страны и должна была объединить все военные объекты РФ, за исключением пограничных войск Федеральной службы безопасности РФ, находящихся в городе Оше, и иметь звучное название «Объединенной российской военной базы в Кыргызстане». Несмотря на то, что все обсуждения сводились к созданию такой базы на юге страны, все завершилось подписанием соглашения в 2012 году, которое вступило в силу в начале 2017 года и гласило об объединении в единую структуру всех военных объектов РФ в КР «для централизации управления и более эффективного командования». Иными словами, объединенная военная база из четырех военных объектов (Кантская авиабаза, радиосейсмическая лаборатория сейсмической службы Министерства обороны РФ, узел дальней связи Военно-морского флота РФ и испытательная база на озере Иссык-Куль) обрела статус юридического лица, который не подразумевает каких-либо количественных изменений и смену дислокаций.

Объединение всех российских военных объектов под одним знаменем всполошило не только экспертное сообщество и СМИ, но и политическую сцену и следом народ. После чего последовали политические заигрывания и необоснованные заявления представителей соответствующих властных структур во главе с президентом КР Алмазбеком Атамбаевым о возможном принудительном выводе военных объектов по истечении сроков аренды.

До вступления в силу процесса объединения, в 2013 и в 2015 годах на заседаниях ОДКБ вопрос о создании военной базы на юге КР также поднимался, но так и оставался на стадии обсуждений. Наверное, одним из самых интересных моментов во всей этой истории было то, что в 2017 году официальная Москва зареклась создавать военные базы в Кыргызстане, подчеркивая, что «Россия, в отличие от некоторых других всем вам известных государств, не ставит целью заполонить своими военными базами весь мир» . Подобный, можно сказать, несколько неожиданный жест российской стороны, с учетом того, что президент Алмазбек Атамбаев проявлял склонность к открытию еще одной военной базы, породил две основные мысли.

Первая мысль заключается в том, что такое заявление без каких-либо экивоков можно считать своеобразной попыткой позиционирования РФ в качестве «мирного» союзника соседних государств, особенно в свете происходящих политических событий на глобальном уровне.  Вторая и более правдоподобная мысль отражала попытку косвенного влияния на внутренние дела КР, когда наблюдался ажиотаж в свете, предстоящих на тот момент выборов президента КР.

Упоминание о военной базе нынешним лидером Кыргызстана Сооронбаем Жээнбековым в 2018 году частично доказывает решающую роль РФ в данном вопросе. В частности, в том году Сооронбай Жээнбеков подчеркивал, что несмотря на то, что этот вопрос о второй базе поднимался еще до него, точку в обсуждениях будет ставить российская сторона.В целом, история долго и с завидной постоянностью поднимается на повестке дня в двусторонних отношениях КР и РФ.

С одной стороны, это говорит о твердости намерений создать эту военную базу, а с другой наталкивает на мысль, что вопрос поднимается больше в угоду политических веяний, и как очередной не очень-то и нужный реверанс в сторону Москвы, учитывая довольно очевидное пророссийское направление кыргызстанской политики.

To be continued… военная база 2019 год: включая в повестку двусторонних отношений

В начале февраля уже этого года вопрос опять встал на повестке дня. В своем развернутом интервью посол КР в РФ Аликбек Джекшенкулов заявил, что вопрос о появлении военной базы будет обсуждаться на двусторонней встрече лидеров КР и РФ в марте 2019 года. Высказывание Джекшенкулова придало дополнительный импульс теме создания военной базы под эгидой ОДКБ. 

Многие восприняли возобновление обсуждений и готовность руководства КР разместить военный контингент на юге страны, как демонстрацию своей крайней расположенности к Москве и как жест геополитической поддержки. Другие видели рациональное звено в открытии такой базы в силу участившихся заявлений в российских и таджикистанских средствах массовой информации о надвигающейся опасности со стороны вооруженных банд из Афганистана.

2019 год – это наиболее подходящее время для обсуждения темы создания базы с учетом трех основных факторов. Во-первых, с точки зрения председательствования КР в ОДКБ в этом году, когда, как заявил Жээнбеков, есть все возможности для «укрепления имиджа страны на международной арене и продвижения национальных интересов». Во-вторых, в силу открытости и конструктивности по отношению к соседям относительно нового руководства Узбекистана во главе с Шавкатом Мирзиеевым. В-третьих, по причине 20-летней годовщины Баткенских событий, когда страна столкнулась с реальной угрозой извне, и когда Россия оказывала техническую поддержку вооруженным силам Кыргызстана. Кажется, что все звезды сошлись для того, чтобы эта база наконец-то была создана.

Однако по своей характерной природе, российская сторона в лице министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова заявила, что они впервые услышали о подобной идее. Соответственно, инициируемый вопрос кыргызской стороной, требует проработки массы деталей, но Россия готова к обсуждению.  В контексте этих событий российские СМИ дружно заголосили, что база принесет больше пользы Кыргызстану и не приоритетна для самой России в силу того, что выгоднее усилить военную мощь уже существующих военных объектов в Центральной Азии, нежели создание новой базы, всячески подчеркивая сущность мезальянса в двусторонних отношениях между КР и РФ.

Обсуждая необходимость дополнительной военной базы

Обзор предыстории и включения в повестку 2019 года данного вопроса порождает закономерный вопрос — существует ли острая необходимость в открытии дополнительной военной базы на территории КР, если даже под эгидой ОДКБ? Кроме официальной позиции РФ, которые упомянуты выше, отвечая на поставленный вопрос, можно ссылаться на мнения сторон, которые внесли бы конкретику в суть происходящего.

Так, согласно Джекшенкулову, как представителя официальной власти КР, вопрос особенно актуален в связи с угрозами безопасности со стороны вооруженных групп Афганистане. И хотя Кыргызстан не граничит с Афганистаном, ситуация на границе соседнего Таджикистана с Афганистаном остается сложной. База могла бы сдержать напор боевиков. Также определенную нестабильность связывают с передислокацией остатков ИГИЛ и в связи с «возвращенцами» из стана «игиловцев» (которые в большинстве случаев не представляют угрозы, потому как процесс их вербовки, а также их роли на местах остаются под большим вопросом). Но даже в случае, если власть имущие посчитают, что «возвращенцы» представляют региональную угрозу, возникают определенные нюансы, связанные со статусом возможной базы в рамках ОДКБ адресовать внутренние угрозы безопасности. Как отмечал советник ОДКБ Алексей Никифоров, «если в Кыргызстан или Таджикистан прорвутся группы, сколоченные в основном из бывших граждан этих стран…то, скорее всего, ОДКБ не будет направлять на помощь свои формирования». Все эти моменты могут возникнуть в перспективе, но на данный момент необходимо понять насколько рационально и необходимо создание такой базы.

Объективно, военная база в рамках ОДКБ, могла бы содействовать решению большого спектра вопросов, начиная от наращивания военного контингента страны, повышения потенциала военнослужащих, борьбе с наркотрафиком, улучшения технического оснащения, до очевидного обеспечения безопасности не только в самом Кыргызстане, но и служить форпостом южных рубежов СНГ.

Рассуждая на эту тему, российский эксперт Андрей Грозин отметил, что база полезна для России не только в прагматичном смысле обеспечения безопасности в Ферганской долине, которая справедливо считается взрывоопасной, но и в геополитическом смысле. В пользу размещения военной базы на юге страны по причинам угроз безопасности, исходящих из Афганистана, говорил и экс-депутат Алишер Мамасалиев.

К тому же, активное обсуждение темы военной базы на юге Кыргызстана завоевало одобрение простого населения и усилило уже имеющуюся народную любовь к Москве. Как в частной беседе заметили члены Общественно-профилактического центра (ОПЦ), состоящего из неформальных лидеров и милиционеров и в чьи функции входит профилактика конфликтов на местном уровне, в айыльном округе Самаркандеке в Баткенской области, «в случае, если военная база будет дислоцирована в Баткенской области, она могла бы содействовать безопасности на границе с Таджикистаном и внести свой вклад в урегулирование напряженностей с нашими соседями».

На данный момент необходимости в размещении военных сил нет.

Однако, многие поспорили бы с аргументами в пользу размещения военной базы.  К примеру, политолог Марс Сариев, ранее высказывавшийся в пользу военной базы на юге Кыргызстана, считает, что на данный момент необходимости в размещении военных сил нет, и что в настоящее время Кыргызстан скорее страдает от внутренних раздоров, чем от внешних угроз. Представитель сектора обороны в лице бывшего министра одноименного министерства Исмаила Исакова также считает, что военная база, даже под эгидой ОДКБ, неактуальна, так как достаточно наработан не только потенциал Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ, но и хорошо оснащены уже существующие военные объекты в стране.

Размещение иностранного военного контингента несет угрозу суверенитету страны.

Более того, говоря о геополитическом положении Центральной Азии в контексте безопасности (включая наркотрафик, терроризм, и коррупцию), известный американский ученый геополитик Фредерик Старр в своем интервью Cabar.asia отмечал, что «…жители Центральной Азии могут решить эту проблему лучше, чем любая внешняя сила». Старр подчеркивает, что «большим игрокам» необходимо поддерживать страны центральноазиатского региона, но не вмешиваться. Политика невмешательства особенно актуальна в вопросах безопасности. Как отметил политолог Эмиль Джураев, комментируя тему военной базы на юге страны, в мировой истории размещение иностранного военного контингента несет угрозу суверенитету страны из-за ограниченных возможностей принятия решений в части безопасности.  Не видит необходимости в военной базе и политолог Медет Тюлегенов, ссылаясь на большую пользу риторики о создании базы, нежели непосредственного ее открытия.

Резюмируя происходящие процессы вокруг военной базы

Однозначно необходимо понимать, что любые дискуссии размещения иностранного военного контингента, даже в рамках «квазимногосторонней» платформы ОДКБ имеют прямую связь с политическими вопросами, и кыргызстанское руководство зачастую вспоминает о подобных вопросах и в угоду своим политическим интересам, и манипулируя настроением народа. Вместе с этим, ради справедливости следует отметить, что прослеживается определенная закономерность возникновения обсуждений открытия базы, связанная с внутренними и внешними угрозами безопасности Кыргызстана и региона в целом, где РФ остается ключевым игроком.

Как и любой стратегически важный вопрос, тема появления военной базы на юге разделила заинтересованных на «за» и «против». Некоторая часть граждан страны, включая представителей государственных структур и экспертных сообществ положительно рассматривают возможность создания военной базы на юге Кыргызстана. Во-первых, потому что народ верит, что враг наступает, и нужно защищаться от «экстремистов». Во-вторых, это определенный статус «безопасного» государства, который, по мнению некоторых экспертов, может быть обеспечен только при участии таких стран как Россия. В-третьих, база создаст иллюзию участия центральноазиатских стран в большой политике наравне с другими мировыми игроками.

Создается впечатление, что данный процесс имеет больше положительных моментов для КР, с учетом прогнозируемых угроз с южных рубежей региона, и в подобном предположении найти слабые стороны оказывается трудно. Однако, часть экспертов высказалась против размещения еще одной базы потому что нет такой необходимости, а возможные угрозы преувеличены. Кроме того, некоторые эксперты подчеркивают, что в Кыргызстане и так функционируют российские военные объекты, и считается, что их военный потенциал достаточно развит. Но важнее всего, нужно отметить, что с появлением такой базы Кыргызстан рискует потерять определенную долю свободы в приоритезации внешнеполитических контуров, особенно в сфере безопасности и обороны.

В последние два года официальный Бишкек стабильно ведет пророссийскую политику по многим очевидным причинам, но несмотря на это России все-таки стратегически важно иметь свое устойчивое фактическое присутствие в стране. Предыстория вопроса и «иллюзия» заинтересованности РФ в создании базы дает основание предположить, что процесс усиливает позиции именно российского государства в регионе несмотря на то, что создание военной базы — это все-таки коллегиальное решение государств-членов ОДКБ.  Отсутствие же конкретных действий со стороны КР и РФ отбрасывает решение вопроса в «долгий ящик» и потому маловероятно, что база будет открыта. Потому как военное присутствие – дело затратное не только в плане ресурсов, но энергии и дипломатии. А у такой крупной державы с региональными интересами как Россия в настоящее время есть более приоритетные задачи и проблемы более глобального характера, куда стратегически стоит инвестировать свои ресурсы.

Если же все-таки допустить сценарий, по которому эта тема перейдет с рельсов «безобидного» обсуждения на стадию реальных шагов по созданию военной базы, Кыргызстану следует тщательно изучить вопрос со всеми вытекающими из него обстоятельствами. Не только власть имущие, но и народ Кыргызстана, который является носителем суверенитета и источником государственной власти, должен трезво осознавать, что при том развитии сценария ожидаемые последствия, которые возможно будут вести к зависимости от политики безопасности страны-хозяйки военного присутствия. Иными словами, существует риск, что Кыргызстан окажется связан и прямо зависим от позиции РФ касательно политики обороны, как минимум.

"CABAR.asia"

http://www.inozpress.kg/news/view/id/53990

 

Назад

Актуально

Фотогалерея


Видео


Статистика