ДАЙДЖЕСТ СМИ КР за 15 марта 2019 г.

Кыргызстан / Общество    15 мар., 18:28, 2019 г.    105

ПОЛИТИКА 

Руслан Казакбаев: Знаю, что Бабанов планирует вернуться в ближайшее время 

Соратник экс-кандидата в президенты прокомментировал слухи о том, что экс-лидер «РАЖ» может приехать в Кыргызстан уже к Ноорузу

Покинувший Кыргызстан экс-кандидат в президенты Омурбек Бабанов может вернуться на родину уже 21 марта. Об этом сообщает «Nazar news».

Между тем Vesti.kg попросили прокомментировать данную информацию ближайшего соратника Омурбека Токтогуловича, депутата Жогорку Кенеша Руслана Казакбаева.

Парламентарий, по-прежнему поддерживающий связь с Бабановым, отметил, что ему неизвестно, когда именно вернется его бывший коллега.

-  Знаю, что возвращение планируется в ближайшее время, но какого числа конкретно, неизвестно, - сказал Казакбаев.

Кроме того, по данным отечественных СМИ, Омурбек Бабанов намерен вернуться в Кыргызстан с инвестициями.

- Я тоже об этом слышал, но конкретики там не увидел, - продолжил Руслан Айтбаевич. - Неизвестно, о чем именно идет речь и откуда это взяли некоторые журналисты. Об инвестициях Омурбек Токтогулович говорил и сам. Всем известно, что у Бабанова есть своя история успеха как в бизнесе, так и в политике. Если в этом будет нуждаться Кыргызстан, то, конечно, он будет вкладывать инвестиции. И раньше очень много планов у него было в данном вопросе. Надеюсь, эти проекты еще остались.

Известно, что Омурбек Бабанов на сегодняшний день находится на территории Российской Федерации, где занимается бизнесом.

Напомним, экс-кандидата в президенты обвинили в возбуждении межнациональной розни.

https://vesti.kg/politika/item/59433-ruslan-kazakbaev-znayu-chto-babanov-planiruet-vernutsya-v-blizhajshee-vremya.html


Бабанов оказался трусом 

Прошло больше года, как Омурбек Бабанов покинул страну после президентских выборов. Но, кажется, он не желает возвращаться. Некоторые СМИ говорят, Бабанов приедет 21 марта. В общем, вызывает сомнение приезд Бабанова. Разве приедет сейчас Бабанов, сбежавший во время массовой поддержки народа? Нам известно, в его невозвращении в страну заинтересованы некоторые сопартийцы и друзья. В любом случае ему можно было оправдать надежду народа и разок побывать здесь. Сельчане, общественность сама по себе удивляется, говоря: «Обычно таласские джигиты тверды в достоинстве, смелы, откуда вышел Бабанов?».

Источник: газета «Ачык саясат плюс» №9 от 15.03.2019/стр.2

https://www.gezitter.org/society/77563_babanov_okazalsya_trusom/


Омуркулов вышел за грани 

Можем сказать, у главы фракции СДПК в Жогорку Кенеше Исы Омуркулова политический вес снизился, потерял авторитет. Сейчас он явно и тайно поддерживает движение Сагынбека Абдрахманова «СДПК без Атамбаева», распространяет провокационную информацию типа «соберу политический совет, проведу собрание». Но известно, он еще в октябре 2018 года был исключен из рядов партии СДПК. К чему стремится Омуркулов? Какова его цель? Они хотят расколоть страну? Сейчас создается впечатление, что действия Исы выходят за пределы.

Источник: газета «Ачык саясат плюс» №9 от 15.03.2019/стр.2

https://www.gezitter.org/society/77556_omurkulov_vyishel_za_grani/


Текебаев весьма оригинальным образом решил "надавить" на Жээнбекова 

Текебаев весьма оригинальным образом решил "надавить" на Жээнбекова

Лидер партии "Ата Мекен" Омурбек Текебаев, судя по всему начал позиционировать себя не только отцом Конституции, но и "политическим родителем" нынешнего президента. По крайней мере об этом он недвусмысленно дал понять одному из отечественных СМИ.

Так, по его словам, он прекрасно знал, как Атамбаев будет принимать решение по своему преемнику на пост президента.

"Я знал, что он ищет на эту роль кого-то из своего ближайшего окружения. А его ближним кругом, из которого он мог выбрать, как я уже говорил, были Сапар Исаков, Албек Ибраимов, Абдиль Сегизбаев и Асилбек Жээнбеков. Наш менталитет, наша традиция передачи власти и соблюдения регионального баланса такова, что следующим президентом должен был стать южанин. Но еще я знал, что по некоторым внешнеполитическим соображениям Асылбек Жеенбеков, хотя он был популярнее, известнее своего старшего брата, имел мало шансов. Наших партнеров из других стран, Россию, пугала глубокая религиозность Асылбека. А самого Атамбаева пугал его своенравный характер. Атамбаев опасался, что он перестанет его слушать и он не сможет его контролировать. Учитывая все это, можно было предположить, что Атамбаев, почувствовав угрозу своим планам, может наплевать на наши традиции и выбрать преемника с севера. И это было более чем вероятно. Поэтому я и дал интервью, в котором положительно отозвался о Сооронбае Жээнбекове", - сказал Текебаев.

Таким образом главный атамекеновец предположил, что именно его интервью направит мысли президента Атамбаева в нужное ему русло.

"Я рассчитывал на то, что Атамбаев его обязательно прочитает и через какое-то время вспомнит все, приведенные мной аргументы, и посмотрит на старшего Жээнбекова как на потенциального кандидата. Тем более, что я не лоббировал его на пост президента. Но я дал недвусмысленно понять, что такой человек, с таким богатым опытом, вполне мог бы возглавить правительство", - добавил он.

В тот же день после интервью Омурбек Текебаев, с его слов, случайно столкнулся с самим Сооронбаем Жээнбековым.

"Мы поздоровались, перекинулись дежурными фразами. Я пошел дальше, но, через некоторое время остановился. "Соке, - сказал я, - подожди. Я дал интервью, где хорошо отозвался о тебе. Думаю, ты станешь премьер-министром. Не забывай, что я первым сообщил тебе об этом. Сооронбай Жээнбеков был приятно удивлен. Он явно не ожидал и, наверное, даже не думал еще о премьерстве в то время. Улыбнулся, поблагодарил за теплые слова", - отметил он.

Напомним, президент Сооронбай Жээнбеков отказал депутатам и общественным деятелям, которые просили о помиловании Омурбека Текебаева. Вместе с тем президент всячески дает понять, что манипулировать им в этом вопросе не получится.

Так что обозначенное интервью можно расценивать, как последнюю попытку Текебаева надавить на президента. Ну и, конечно, атамекеновец таким образом пытается вернуть былое политическое реноме.

Политолог Максат Мамытканов в беседе с VB.KG уточнил, что смысл слов Текебаева можно интерпретировать по-разному.

- В первую очередь он хочет обратить внимание президента на свое плачевное состояние. Потом уже он как бы дает ему понять, мол, я тебе еще пригожусь. Вот теперь посмотрим, как отреагирует на эти слова сам глава государства, - поделился своим мнением эксперт.

С другой стороны, продолжил он, слова Текебаева можно понимать и в другом контексте.

- Помните, что Тарас Бульба сказал своему сыну перед тем как застрелить его? "Я тебя породил, я тебя и убью". Это я к тому говорю, что любые слова можно с разных сторон преподнести. Все зависит от того, как эти слова воспримет сам президент и, самое главное, как его окружение преподнесет их ему. В любом случае попытка не пытка. За эти слова все равно не расстреляют и срок не добавят. Так что почему бы не попробовать, - резюмировал Мамытканов.

https://www.vb.kg/doc/377223_tekebaev_vesma_originalnym_obrazom_reshil_nadavit_na_jeenbekova.html


Атамбаев и члены СДПК почтят «память погибших в борьбе с семейно-клановыми режимами» 

В Бишкеке 17 марта перед зданием Медиа-Форума пройдет мероприятие, посвященное аксыйским событиям 2002 года. В нем примут участие экс-президент Алмазбек Атамбаев и другие политические, общественные деятели. Об этом сообщила пресс-служба СДПК.

«Мероприятие начнется в 11.00. Почтим память погибших в борьбе с семейно-клановыми режимами», - говорится в распространенном сообщении партии.

17 марта 2002 года люди вышли на пеший марш с требованием выпустить из-под стражи депутата Азимбека Бекназарова, критиковавшего экс-президента Аскара Акаева за «уступки Китаю в земельном вопросе». В селе Боспиек Аксыйского района произошло столкновение милиции с жителями. Милиционеры открыли огонь. По некоторым источникам, пулевые ранения получили более 30 человек, погибли шестеро.

После апрельских событий 2010 года на площади «Ала-Тоо» в Бишкеке был воздвигнут монумент в память о погибших во время аксыйских и апрельских событий.

https://rus.azattyk.org/a/29823053.html


Аксыйцы не придут на памятное мероприятие, запланированное Атамбаевым 

Члены общественного объединения "Аксы Апрель Акыйкат" против того, чтобы экс-президент Атамбаев проводил день памяти героям аксыйских событий. Тем более у своего здания "Медиа-Форум". Об этом редакции VB.KG заявил один из членов этой организации Урматбек Акунов.

По его словам, сами аксыйцы не пойдут на это мероприятие.

- Это государственное мероприятие, так как в тот день люди за свою страну вышли на митинг. И мы против того, чтобы отдельные политики пользовались этим днем в своих интересах. Так сказать, политизировали его. Поэтому всех неравнодушных граждан мы приглашаем на площадь Ала-Тоо именно вместе с нами почтить память погибших во время аксыйских событий 2002 года, - сказал он.

Вместе с тем он высказал предположение, что экс-президент может использовать этот день и для того, чтобы использовать собравшихся людей совершенно для других целей.

- Мы слышали, что они таким образом собирают людей для выдвижения каких-то требований к власти. В любом случае с этими и другими опасениями мы обращаемся к общественности, чтобы не шли на поводу у таких политиков, - добавил Акунов.

Напомним, 17 марта 2002 года в села Боспиек Аксыйского района Джалал-Абадской области люди вышли на митинг в знак протеста против передачи части кыргызских территорий Китаю. Непосредственным поводом к волнениям стал арест депутата Азимбека Бекназарова. Жертвами применения огнестрельного оружия стали шесть человек.

В этом году, 17 марта экс-президент Алмазбек Атамбаев и партия СДПК у здания "Медиа-Форум" намерены провести день поминовения участников этих событий.

https://www.vb.kg/doc/377239_aksyycy_ne_pridyt_na_pamiatnoe_meropriiatie_zaplanirovannoe_atambaevym.html


В КР предлагают установить контроль за финансированием политпартий, особенно из-за рубежа 

На общественное обсуждение с 15 марта 2019 года выносится законопроект «О политических партиях».

Инициатор - депутат Жогорку Кенеша Бакыт Торобаев.

Согласно справке обоснования, законопроект предусматривает такие условия, что политические партии, претендующие на власть, должны быть общенациональными объединениями граждан, т.е. их деятельность должна охватывать всю территорию страны. Таким образом, согласно концепции законопроекта в стране не предусматривается создание и деятельность межрегиональных, региональных и местных политических партий.

Исходя из этого, предлагается закрепить в законе следующие требования к созданию политических партий: политическая партия должна иметь территориальные отделения в каждой области, в городах Бишкек и Ош; членство в политической партии должно быть фиксированным, в политической партии должны состоять не менее 7 тыс. зарегистрированных членов.

Основными принципами деятельности политических партий являются принципы добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных Конституцией КР, настоящим Законом и иными законами. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

Политические партии должны способствовать обеспечению равных возможностей для женщин и мужчин - членов политической партии - на представительство в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления (статья 6 проекта Закона).

Запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на свержение, насильственное изменение конституционного строя КР, подрыв суверенитета и нарушение целостности территории КР, создание подпольных, вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной, региональной или религиозной вражды и ненависти.

При этом включение в уставы и программы политических партий положений о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание социальной вражды и ненависти.

Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, социальной, расовой, национальной, этнической, региональной или религиозной принадлежности, а также в зависимости от пола и происхождения граждан

Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, Вооруженных силах КР, правоохранительных и иных государственных органах, государственных организациях и учреждениях.

Не допускается деятельность политических партий: в органах государственной власти и органах местного самоуправления, за исключением Жогорку Кенеша и местных кенешей; в Вооруженных силах, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных организациях и учреждениях.

Запрещается создание и деятельность на территории КР политических партий иностранных государств и их структурных подразделений (статья 7 проекта Закона).

Политическая партия создается свободно, без предварительных разрешений государственных органов и должностных лиц на учредительном съезде политической партии. Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее территориальных отделений, об утверждении устава и принятии программы политической партии, формировании ее руководящих органов (статья 10 проекта Закона).

Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда политической партии гражданами Кыргызской Республики, имеющими право быть членами политической партии, образуется организационный комитет в составе не менее 50 человек (статья 11 проекта Закона).

Политические партии и их территориальные отделения подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Со дня государственной регистрации политические партии приобретают права юридического лица. Документом, подтверждающим государственную регистрацию политической партии свидетельство о государственной регистрации (статья 14 проекта Закона).

Членство в политической партии является добровольным, фиксированным, индивидуальным. Членами политической партии могут быть граждане Кыргызской Республики, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Кыргызской Республики, признанные судом недееспособными либо содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Прием в политическую партию осуществляется на основе личных заявлений граждан в порядке, установленном уставом политической партии (статья 20 проекта Закона).

Также большое внимание в проекте Закона уделено вопросам имущества и хозяйственной деятельности политических партий, обеспечения прозрачности при финансировании политических партий: конкретизированы источники финансирования партий, принципы финансирования - законность, открытость, гласность доступность сведений о финансировании членам партии, общественности и компетентным государственным органам; целевое использование финансовых средств; введение ежегодной финансовой отчетности политических партий (статьи 25-34 проекта Закона).

При этом проектом Закона предлагается установить эффективный контроль фискальных органов за финансированием политических партий, в первую очередь, из-за рубежа иностранными государствами, зарубежными экстремистскими и террористическими организациями.

Проектом Закона предлагается также закрепить механизм привлечения к ответственности политических партий за несоблюдение Конституции и законов КР (статьи 37-43 проекта Закона).

Принятие представляемого проекта закона «О политических партиях» создаст прочную правовую базу для углубления и расширения процесса дальнейшего совершенствования политической системы государства, усиления гарантий защиты прав и свобод граждан, развитию гражданского общества, придаст им новое качество.http://www.kabar.kg/news/v-kr-predlagaiut-ustanovit-kontrol-za-finansirovaniem-politpartii-osobenno-iz-za-rubezha/

http://www.kabar.kg/news/v-kr-predlagaiut-ustanovit-kontrol-za-finansirovaniem-politpartii-osobenno-iz-za-rubezha/

 

БЕЗОПАСНОСТЬ 

В Бишкеке задержали экстремиста – уроженца Таджикистана 

Сотрудники милиции задержали экстремиста, находившегося в межгосударственном розыске по линии Интерпол, сообщили в пресс-службе ГУВД Бишкека.

Так, на территории Свердловского района был задержан 44-летний уроженец Республики Таджикистан А. М., который находился в межгосударственном розыске за незаконное вовлечение и участие граждан в вооруженных подразделениях, вооруженном конфликте или военных действиях на территории других государств и организацию деятельности экстремистской организации.

Задержанный А.М. является активным приверженцем запрещенных международных террористических организаций.

В настоящее время разыскиваемый водворен в ИВС ГУВД Бишкека.

http://www.kabar.kg/news/v-bishkeke-zaderzhali-ekstremista-urozhentca-tadzhikistana/


ГКНБ: Уроженец Баткенской области присягнул на верность главарям террористов и хотел вылететь в Сирию 

Органы ГКНБ 7 марта в судебном порядке задержали уроженца Баткенской области С.К. Об этом сообщает пресс-служба ГКНБ.

Он задержан в ходе контртеррористических мероприятий по выявлению и пресечению каналов вербовки и отправки рекрутов в ряды международных террористических организаций (МТО), запрещенных на территории КР

Установлено, что задержанный, находясь на трудовых заработках на территории одной из стран СНГ, был завербован эмиссарами через социальные сети, после чего прошел первичную военную подготовку. Присягнув главарям МТО, планировал вылететь в Турцию и присоединиться к группе наемников МТО из других стран, незаконно перейти турецко-сирийскую границу для дальнейшего участия в «джихаде» против правительственных войск Сирии.

В настоящее время органы ГКНБ в отношении С.К. расследуют досудебное производство по признакам преступлений, предусмотренных статьями 243 (участие гражданина Кыргызской Республики в вооруженных конфликтах или военных действиях на территории иностранного государства или прохождение террористической подготовки») и 395 (наемничество) Уголовного кодекса.

Задержанный водворен в СИЗО ГКНБ. Ведется следствие.

https://svodka.akipress.org/news:1500517

 

ОБЩЕСТВО 

Депутат недоволен дороговизной обучения в частных школах: Контракты достигают $5-10 тысяч 

Депутат Зиядин Жамалдинов призвал Министерство образования и науки поработать над снижением цен на обучение в частных школах. Такое предложение он внес 15 марта на заседании фракции «Онугуу-Прогресс».

По его словам, контракты на обучение в частных школах доходят до 5-10 тыс. долларов.

«Нельзя ли как-то урегулировать цены на контракт?» - поинтересовался депутат.

В свою очередь заместитель министра образования и науки Надира Джусупбекова, что договор составляют учредитель школы и родители. «Необходимо обсудить с Министерством юстиции и Минэкономики, чтобы понять, сможем ли мы решить этот вопрос», - сказала она.

https://bilim.akipress.org/ru/news:1500558


В Кыргызстане 30 инновационных школ обеспечены современным компьютерным оборудованием 

В Кыргызстане 30 инновационных школ обеспечены современным компьютерным оборудованием. Об этом сообщает пресс-служба Министерства образования и науки.

В рамках «Проекта развития сектора: Укрепление системы образования» АБР 30 инновационных школ республики были оснащены компьютерами последнего поколения, многофункциональными устройствами, серверным оборудованием, интерактивными досками и системой видео-конференц-связи компании.

Также компьютерное и информационно-коммуникационное оборудование было поставлено в три института повышения квалификации (включая республиканский) и четыре областных методических центра.

Инновационные школы были созданы в рамках реализации указа президента о развитии регионов для апробации электронного обучения, пилотирования внедрения мультимедийных и электронных технологий в общеобразовательный процесс. Как отметили в пресс-службе, в настоящее время два мультимедийных продукта уже используются в школах – iBilim и Билим Булагы.

Кроме того, на базе институтов повышения квалификации и методических центров будет запущено дистанционное повышение квалификации педагогических работников.

https://bilim.akipress.org/ru/news:1500587


Если учитель будет получать достойную зарплату, это отразится и на качестве образования, - депутат 

Если учитель будет получать достойную зарплату, то это отразится и на качестве образования, отметил депутат Зиядин Жамалдинов 15 марта на заседании фракции «Онугуу-Прогресс».

Как сообщила заместитель министра образования и науки Надира Джусупбекова, несколько раз было повышение зарплаты, но это не дало результатов на качестве образования, поэтому было решено повышать зарплату на основе каких-то критериев.

По ее словам, сейчас межведомственная рабочая группа предлагает несколько вариантов повышения зарплаты учителям. «Рассматриваем базовую часть зарплаты – учителю за один урок предусмотрена определенная плата, вот за один урок хотим поднять; есть стимфонд – по результативности каждого учителя к базовой части своей зарплаты дополнительно получает деньги. Этот стимфонд сейчас составляет 10%, мы хотим на первом этапе поднять его хотя бы до 20%», - рассказала она.

Сейчас, по словам замминистра, проводится анализ, какой вариант лучше сработает. «До конца нового учебного года нам дано время, чтобы со всеми расчетами завершили эту работу», - добавила Н.Джусупбекова.

Можете сказать, на сколько будет повышена зарплата, спросил депутат.

«Точную цифру не можем пока сказать. В 2019 году предварительно 3 млрд сомов необходимо для этих целей. Разрабатываются НПА. Изыскиваются источники финансирования», - сообщил представитель Министерства финансов.

https://bilim.akipress.org/ru/news:1500600


Кыыргызстан внесли в десятку стран с высокой смертностью из-за неправильного питания 

Ученые назвали страны с самой высокой смертностью из-за неправильного питания. На первой месте антирейтинга оказался Узбекистан. За ним следуют Туркменистан, Кыргызстан, Украина, Молдавия, Азербайджан, Белоруссия, Таджикистан и Казахстан.

Замыкает «десятку» Россия, где на 100 тысяч человек приходится 291 смерть от плохой еды. Данное исследование немецких специалистов из университета имени Фридриха Шиллера опубликовала британская газета Daily Mail. Эксперты основывались на данных с 1990 по 2016 год, сообщают СМИ.

Странами, где население больше всего следит за питанием, признаны Испания, Израиль и Франция. Там менее 50 человек на 100 тысяч умирают от некачественного рациона.

Жители лидеров рейтинга едят много овощей, при этом ограничивая себя в жирном мясе и быстрых углеводах.

https://knews.kg/2019/03/15/kyyrgyzstan-vnesli-v-desyatku-stran-s-vysokoj-smertnostyu-iz-za-nepravilnogo-pitaniya/

 

ЭКОНОМИКА 

Проверки предпринимателей. Мораторий сказывается на правах потребителей

В Бишкеке есть точки фастфуда, которые работают без воды и канализации, но госорганы ничего не могут сделать. Об этом на круглом столе сообщил заведующий отделением гигиены питания Центра госсанэпиднадзора Бишкека Махамад Мурзашов.

Он напомнил, что в Кыргызстане ввели мораторий на проверки субъектов предпринимательства.

«Более того, в законодательстве предусмотрено, что в течение трех лет после открытия субъекты предпринимательства проверять нельзя. Получается, кафе открывается и три года его никто не проверяет. Это абсурд. У нас много законов, которые противоречат друг другу. Есть законы о защите прав потребителей, охране здоровья. Мы должны реагировать, если люди обращаются. Но три года не можем», — отметил Махамад Мурзашов.

Он добавил, что до 2009-го до открытия объектов предприниматели проходили комиссии пожарной, санитарных служб и получали разрешение. А теперь упрощенный порядок.

«Человек берет в аренду помещение и как хочет, так и работает. Есть точки фастфуда, которые работают без воды и канализации. А если массовое отравление, то виноваты Минздрав и санслужбы», — сказал завотделением.

Махамад Мурзашов напомнил случай с массовым отравлением в ресторане «Ала-Тоо». «Правоохранительные и надзорные органы потом нас на допросы вызывали. Но есть закон, мораторий. Получается, что видишь, а ничего не можешь сделать. Если мы нарушим закон, нам прокуратура пишет представление», — пояснил он.

https://24.kg/obschestvo/111943/


Бессилие Абылгазиева обрушило экономику

Экономика страны откинулась назад за год пребывания Мухаммедкалыя Абылгазиева на должности премьер-министра. Сократились показатели импорта и экспорта. В январе 2019 года внешнеторговый оборот Кыргызстана составил 457 млн долларов. Это на 8,4% меньше, чем показатель за январь прошлого года. В том числе в январе текущего года показатель экспорта снизился на 15,4%, а импорта – на 6,4%. В первом месяце года товарооборот со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) снизился на 4,1%. По сравнению с прошлым годом экспорт сократился на 6,7%, а импорт – на 3,3%. От безысходности Абылгазиев включил в бюджет 600 млн сомов, посчитав, что они поступят с проекта «Безопасный город», хотя штрафы эти еще не были оплачены. Сам проект «Безопасный город» стоит на грани развала…

Источник: газета «Фабула пресс» №7 от 15.03.2019 / стр. 3

https://www.gezitter.org/economics/77562_bessilie_abyilgazieva_obrushilo_ekonomiku/


Бакетаев - Оставшись на обочине Шелкового пути, Кыргызстан лишается возможности развиваться

Кыргызстан остается в стороне от проекта «Великий Шелковый путь». Как отмечает политолог Бакыт Бакетаев, есть большая вероятность того, что железная дорога Китай – Европа с выходом к портам в странах Персидского залива пройдет мимо нашей республики. «Проект ввиду невнятной волокиты и неадекватности чиновников в Бишкеке, вероятнее всего, будет реализован без участия нашей страны, все торговые пути пройдут в обход Кыргызстана», - такое мнение в интервью нашему порталу выразил эксперт.

- О программе «Один пояс – один путь» говорят давно, когда же начнется практическое воплощение этого проекта?

- Разговоры о строительстве железной дороги из Китая в страны Старого Света и государства Персидского залива ведутся уже 10 лет. В конце концов невнятная позиция Бишкека изрядно поднадоела, и Китай, как основной инвестор, пересматривает проект таким образом, чтобы реализовать его без участия Кыргызстана. Откровенно говоря, наши чиновники и государственные деятели доигрались. Неспроста на недавней встрече с членами правительства президент Сооронбай Жээнбеков дал указания активизировать переговоры о строительстве железнодорожного полотна, но как бы это решение не оказалось слишком запоздалым.

Сначала с проектом разбирался Атамбаев. Он хотел добиться того, чтобы дорога огибала как можно больше населенных пунктов республики, из-за этого согласования постоянно стопорились и переговоры заходили в тупик. В Пекине ведь тоже сидят люди, которые умеют считать деньги, ресурсы и километраж. Им для чего строить железнодорожную магистраль, которая петляет по всем Кыргызстану? Все дороги строятся по кратчайшему расстоянию из пункта «А» в пункт «Б».

Наши соседи в этом плане преуспели больше: Ташкент и Душанбе уже согласовали маршруты и предложили альтернативы. Наши чиновники традиционно погрязли в согласованиях, что и привело к тому что железную дорогу решили строить без нас и мимо нас. А это ведет к тому, что мы лишаемся инвестиций и доходов от транзита товаров. Наши деятели сами перерезали потенциальную транспортную артерию, которая могла бы питать экономику страны. Мы остаемся на обочине и, вероятно, так и будем прозябать еще десятилетия, как в глухой деревне.

- Что может повлиять на эту ситуацию?

- Визит Си Цзинпина и саммит ШОС. Но я не вижу, что правительство адекватно оценивает складывающуюся обстановку. Возьмем тот же завод «Джунда» - он производит дешевое топливо, но ему не дают полноценно войти на внутренний рынок. Почему бензин и солярку по решению кабинета министров закупают за рубежом, когда собственные производственные мощности загружены менее чем наполовину? Так с инвесторами не поступают ни в одной стране мира, при этом, я хочу это подчеркнуть, на китайском заводе топливо и дешевле, и более высокого качества, чем привозное. Если мы так относимся к партнерам, то какого отношения ожидаем к себе?

Кстати, «Джунда» приступает к строительству еще одного перерабатывающего завода в Ферганской долине, и там будут выпускать и шины, и пластиковые изделия, и упаковочную тару, то есть все то, что производится из компонентов нефти. Китайским бизнесменам не составит труда перенести все свои производственные мощности из Кыргызстана в другую страну. Вот так и железная дорога пройдет мимо нас.

https://kabarlar.org/news/104291-baketaev-ostavshis-na-obochine-shelkovogo-puti-kyrgyzstan-lishaetsya-vozmozhnosti-razvivatsya.html


Сегодня каждое государство ЕАЭС защищает свой рынок, но внутри мало интеграционных и кооперативных моментов, - зампредседателя ГКПЭН Ж.Сагынбаев

Внутри Евразийского экономического союза мало интеграционных и кооперативных моментов. Об этом сегодня, 15 марта, рассказал заместитель председателя Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования Жыргалбек Сагынбаев на встрече с министром по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Александром Субботиным.

Как он пояснил, из Евразийской экономической комиссии приходят документы, где говорится, что необходимо работать над созданием единого продукта и защищать свой рынок. «Сегодня Беларусь защищает свой рынок, Казахстан - свой, Россия защищает, Кыргызстан защищает, Армения, - все защищают. Но у нас внутри интеграционных и кооперационных моментов очень мало», - сообщил он.

Если невозможно производить какой-нибудь продукт здесь в Кыргызстане, то необходимо, в первую очередь, обращаться к своим союзникам - Беларуси, России, Казахстану, Армении. Это необходимо, чтобы можно было совместные предприятия строить здесь, чтобы удовлетворять свои нужды, добавил зампредседателя.

Также он сообщил, что в ежегодных тендерах участвуют европейские, южнокорейские компании, которых, по его словам, необходимо медленно отдалять и привлекать союзные организации и компании. «Я имею в виду, очень активно идет работа с документами государственного значения – это паспорта, водительские удостоверения, технические паспорта. Здесь у наших союзников опыт уникален, поэтому мы всегда идем на интеграционные проекты», - добавил он.

https://www.tazabek.kg/news:1500609


ИАЦ «Кабар»: Политический процесс становления ЕАЭС

Основной движущей силой любого союза, или объединения являются живые люди, политики, идейные вдохновители, мотиваторы, политические элиты. Без их энергии и прямого интереса сложно себе представить процессы, которые бы объединяли целые государства. Поэтому роль политических элит в процессе формирования, укрепления и развития ЕАЭС также играет первичную роль.

Как рассказал профессор СПбГУ Александр Курочкин, «политическая элита как наиболее активная компетентная и влиятельная часть общества играет ключевую роль в политическом процессе. Она использует различные технологии и инструменты, позволяющие участвовать в разработке и принятии стратегических решений, руководстве их реализацией, определении направлений общественного развития, формировании внутренней и внешней политики государства. Важнейшее место в арсенале политической элиты занимает международное позиционирование, целью которого является получение международной поддержки, достижение и удержание позиций в межгосударственном рейтинге, повышение авторитета страны на международной арене. Наиболее эффективным и успешным примером международного позиционирования выступает продвижение евразийского интеграционного проекта, который, во-первых, является результатом элитного конструирования, во-вторых, реализуется только при активном участии элит ряда постсоветских государств».

Идея создания на пространстве СНГ качественно нового интеграционного объединения принадлежит президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, который выдвинул её ещё в марте 1994 года. Напомним, что 8 декабря 1991 года руководители Республики Белоруссия, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), в котором признали, что «СССР как субъект международного права и геополитическая реальность» прекратил свое существование. Затем, 21 декабря 1991 года, в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств подписали Протокол к данному Соглашению. В нём зафиксировано, что Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Грузия стала членом СНГ в 1993 году и вышла из его состава 18 августа 2009 года. В Соглашении о создании СНГ указывалось, что оно основывается на исторической общности народов, сложившихся между ними связях и двусторонних договорах.

Стоит напомнить, что стороны провозглашали, что «будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства».

«Важным разделом Соглашения являлась договоренность о сотрудничестве государств-членов Содружества в обеспечении международного мира и безопасности, сохранении и поддержании под объединенным командованием общего военно-стратегического пространства, включая единый контроль над ядерным оружием, о совместных гарантиях необходимых условий размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил», - отметил эксперт.

Однако со временем СНГ столкнулось с рядом не решаемых проблем. Авторитет нового Союза падал на международной арене. А ныне это объединение нуждается в серьёзных реформах и преобразованиях.

Как рассказал Курочкин, «очевидно, что такая оценка СНГ заставила лидеров стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты. В октябре 2011 года в газете «Известия» были опубликованы программные статьи президентов России, Белоруссии и Казахстана, посвященные созданию Евразийского союза. Все три статьи содержали сюжеты, в которых затрагиваются ключевые проблемы постсоветской интеграции. В частности, интеграционный процесс в современных условиях; принципы и ценностные основания интеграции; история интеграционной идеи и институтов; отношение к СССР и СНГ; оценка текущей ситуации и многое другое. Изложение президентами трех стран своего видения было особенно важно в контексте многочисленных дискуссий и критического, а порой откровенно негативного отношения к евразийской интеграции».

Неприятие евразийского интеграционного проекта вначале поставило под угрозу зарождение нового союза. Критические стрелы полетели отовсюду. Но политическая воля и решимость политических элит России, Белоруссии и Казахстана, на первых парах, предопределила дальнейшую судьбу нового и надо уже констатировать успешного союза. Надо сказать, что перспективы его развития с каждым годом становятся всё явными.

Следующим этапом стало осуществление провозглашенных целей в практической плоскости. Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана стало реальностью в 2012 году, а уже в 2014 была учреждена международная организация региональной экономической интеграции – Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Практическое функционирование ЕАЭС началось 1 января 2015 года, в этом же году к нему присоединились Армения (2 января 2015 года) и Кыргызстан (12 августа 2015 года). На саммите ЕАЭС в Бишкеке, который состоялся 14 апреля 2017 года Молдавия обратилась с просьбой о предоставлении статуса страны-наблюдателя в этом интеграционном объединении и подписала меморандум о сотрудничестве с ЕАЭС.

«Если изначально стратегическими целями ЕАЭС были заявлены создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения и формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, то в последующие годы евразийская тематика приобрела особую значимость в заявлениях политических лидеров и программных государственных документах, определяющих стратегии решения глобальных и региональных проблем. Сегодня в контексте евразийской интеграции рассматриваются вопросы экономического и гуманитарного сотрудничества, экологии, терроризма, наркотрафика, вооруженных конфликтов, расширения НАТО, мирового экономического кризиса, евроинтеграции, нарастания миграционных потоков, угрозы утраты цивилизационной самобытности, кризиса традиционных ценностей, кибербезопасности», - подчеркнул эксперт.

Сейчас ЕАЭС активно ищет пути сотрудничества с другими серьёзными организациями, такими, как: Европейский Союз, Шанхайская Организация Сотрудничества и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Этот процесс неизбежен, поскольку в современном положении дел и их особенностях невозможно абстрагироваться от внешнего мира. Напротив, подобные перспективные контакты смогут ещё больше укрепить международный имидж любого союза, а также запустить механизмы развития с ещё большей силой.

Обязательно стоит сказать, что в «Стратегии устойчивого развития Кыргызстана на 2018–2040 гг.» четко обозначены социальные перспективы республики. Приоритетом её устойчивого развития названа экономика, состояние которой является главным фактором суверенитета и национальной безопасности государства. В свою очередь, подъём экономики невозможен без свободного перемещения людей, товаров, капиталов и услуг.

Президент КР Сооронбай Жээнбеков на церемонии инаугурации, состоявшейся 24 ноября 2017 года, подтвердил, что «Кыргызстан продолжит активное участие в международных интеграционных процессах. Будет активно участвовать, в том числе в рамках ООН, ШОС и ЕАЭС. Курс дружбы, союзничества с Россией будет укрепляться. Отношения с Китаем будут строиться на принципах добрососедства. Взаимодействие с государствами Центральной Азии основано на многовековой общности культур, и отношения будут развиваться на основе взаимовыгодности: уважения и невмешательства во внутренние дела друг друга. Продолжится тесный диалог с ЕС. Планомерно будет развиваться сотрудничество с Турцией и США.

Надо признать, что доверие к ЕАЭС среди граждан государств-членов находится на высоком уровне. Это свидетельствует о том, что новый союз действительно дал толчок для последующего развития странам, которые проявили политическую волю и решимость по осуществлению интеграционного процесса.

«Хочу напомнить, что в июне-июле 2017 года была проведена шестая волна измерения интеграционных настроений населения в Армении, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, России, Таджикистане. Всего было опрошено 8,2 тыс. человек. Согласно результатам опроса население семи участвовавших в исследовании стран в целом относится к ЕАЭС положительно. Среднее значение доли респондентов, поддерживающих объединение, для всех стран составляет 64%. Среди государств-членов ЕАЭС наивысший уровень поддержки евразийской экономической интеграции зафиксирован в государствах Центральной Азии – в Кыргызстане (83%) и Казахстане (76%). За прошедший год показатели в этих странах практически не изменились. Также высокий уровень поддержки зафиксирован в России (68%)», - заметил Курочкин.

Приведенные примеры свидетельствуют об эффективности проводимой внутренней политики в странах ЕАЭС, а также проявлении сильной политической воли руководителей государства. Можно сделать вывод о том, что технологии международного позиционирования элитного евразийского проекта соответствуют установкам общественного мнения, а лидеры, предложившие и реализующие этот проект, опираются на поддержку населения, что может быть использовано ими при решении внутриполитических задач.

ИАЦ «Кабар»

http://www.kabar.kg/news/iatc-kabar-politicheskii-protcess-stanovleniia-eaes/

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Жээнбеков встретился с Почетными консулами КР в иностранных государствах

Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков сегодня, 15 марта, встретился с Почетными консулами Кыргызстана в иностранных государствах. Об этом сообщает отдел информационной политики аппарата президента КР.

Жээнбеков рассказал о преобразованиях и изменениях, которые происходят в Кыргызстане в рамках реализации реформ во всех сферах жизнедеятельности страны, касающейся развития регионов, цифровизации, борьбы с коррупцией, судебно-правовой реформы. Он отметил, что принимаются все меры по улучшению условий для бизнеса и создания благоприятного инвестиционного климата.

«Почетные консулы вносят свой вклад в популяризацию Кыргызстана за рубежом и оказывают немалую помощь», — отметил он.

Президент отметил работу Почетных консулов в Германии Элердинга и Крэммеля, которые оказывают помощь социальным учреждениям страны, занимаются благотворительными делами. Почетные консулы в Японии Мидзусако и Накаджима ведут активную работу по оказанию помощи в сфере здравоохранения и культуры. Почетные консулы в России Владимир Трофимов, Алексей Чиналиев, Таалайбек Абдиев, Талантбек Намазбеков, в Казахстане Талгат Айтбаев помогают соотечественникам, занимаются различными проектами.

«Мы очень благодарны консулам за их работу. Институт Почетных консулов имеет большой потенциал в реализации экономических проектов, помощи мигрантам. Очень важно усилить экономические связи, привлекать иностранные инвестиции, компании и туристов в Кыргызстан», — подчеркнул Глава государства.

Президент еще раз напомнил, что приоритетными направлениями экономики Кыргызстана являются энергетика, транспорт, обеспечение население чистой водой, ирригация, информационные технологии, туризм, сельское хозяйство, экспорт продукции и обратил особое внимание Почетных консулов на активизацию работы в сфере «экономической дипломатии».

На встрече выступили ряд Почетных консулов, которые рассказали о проводимой работе по своим направлениям.

Министр иностранных дел Чынгыз Айдарбеков отметил, что сегодня будет проходить 5-е Совещание Почетных консулов Кыргызской Республики в иностранных государствах, но встреча в таком формате с Президентом страны проводится впервые.

Глава государства выразил надежду, что эти встречи станут традиционными.

http://www.kabar.kg/news/zheenbekov-pochetnye-konsuly-vnosiat-svoi-vklad-v-populiarizatciiu-kyrgyzstana-za-rubezhom/


Кыргызстан и Россия: будут ли углубляться деловые контакты между странами?

Экспертное заседание: «Кыргызско-российское экономическое сотрудничество: итоги заседания межправительственной комиссии» прошло в Бишкеке. Участники встречи обсудили перспективы кыргызско-российского сотрудничества, обозначенные в рамках прошедшего в Бишкеке первого марта этого года заседания межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству между Россией и Кыргызстаном.

Следует отметить, что в формате межправительственной комиссии чиновники двух стран успешно сотрудничают уже не первый год. В рамках таких встреч рассматриваются актуальные вопросы, обсуждаются требующие совместных решений темы, а по их итогам госорганам РФ и КР даются соответствующие поручения.

В рамках экспертной дискуссии, организованной Клубом региональных экспертов КР «Пикир», было отмечено, что 21-е заседание межправительственной комиссии, прошедшее первого марта, было посвящено не только обсуждению актуальных тем, но и подготовке реальных предложений по двустороннему сотрудничеству. Эти предложения будут вынесены на рассмотрение глав государств во время государственного визита в Кыргызстан президента России Владимира Путина, который намечен на 28 марта текущего года.

По словам сопредседателя Клуба «Пикир», политолога Игоря Шестакова, в прошлом году товарооборот между Кыргызстаном и Россией превысил полтора миллиарда долларов, что, несмотря на динамику роста, является достаточно скромным показателем, учитывая, что потенциал торгово-экономического сотрудничества между странами значительно выше. В этой связи эксперт отметил, что анонсированный десант российского бизнеса в республику может в значительной мере повлиять на рост объемов товарооборота.

«Российской стороной анонсируется, что вместе с Владимиром Путиным в Кыргызстан прибудут представители около пятисот известных российских компаний, которые заинтересованы выстраивать совместный бизнес с партнерами из Кыргызстана», - напомнил Игорь Шестаков.

Отчасти, по мнению эксперта, это связано с тем, что на фоне ограничения торговли со странами Евросоюза и США, в России актуальна тема импортозамещения, в том числе товарами, производимыми в рамках ЕАЭС, что открывает большие перспективы и для Кыргызстана. Но, чтобы стать активным участником этого процесса,  республике необходимо выстроить и подтянуть логистику.

Однако заместитель председателя Правления РКФР Олег Кудяков указал и на другие проблемы  КР.  По его словам, властям республики необходимо создать условия, привлекательные для инвесторов, потому что сейчас нет даже реальных механизмов по защите иностранных инвестиций.

«Государственный визит президента России Владимира Путина – это показатель хороших отношений между странами, которые будут укрепляться, в том числе и в плане делового сотрудничества. Однако, нельзя забывать, что развитие бизнес контактов в большей степени зависит от того, насколько представители российского бизнеса увидят здесь возможности для своего развития. А это уже зависит от правительства Кыргызстана, а не от визита российского президента. Но я уверен, что потенциал делового сотрудничества между Кыргызстаном и Россией есть», - подчеркнул Олег Кудяков.

В свою очередь эксперт по экономике и финансам Совета по развитию бизнеса и инвестиций при правительстве КР Азамат Акенеев отметил, что устойчивое мнение о том, что отсутствие отлаженной системы логистики, мелкотоварность местного производства и низкий уровень привлекаемых инвестиций являются основными проблемами Кыргызстана, не вполне верно. Базовой проблемой кыргызской экономики эксперт считает низкую эффективность труда, особенно в промышленном производстве, благодаря чему местный бизнес не конкурентоспособен и не может осваивать новые рынки сбыта.

«Если посмотреть показатели прошлого года, то видно, что увеличение товарооборота было минимальным, практически незаметным был рост экспорта и снижение импорта. Не наблюдается и тенденции к увеличению уровня привлеченных инвестиций. И такая ситуация наблюдается последние несколько лет, из чего можно сделать вывод, что экономика Кыргызстана находится в стагнации», - отметил экономист.

По его словам, есть проблемы и в рамках евразийской интеграции. Они связаны с тем, что, несмотря на то, что развитие бизнес является приоритетным направлением союза, в ЕАЭС до конца не отработаны процедуры регулирования торговли, поэтому принятые документы и практическое их исполнение сильно разнятся. Вопросы вызывает и налоговое администрирование субъектов предпринимательства, нацеленных на экспорт товаров на рынок Евразийского экономического союза.

В этой связи, подчеркнув важность предстоящего государственного визита российского лидера в Кыргызстан, Азамат Акенеев  между тем выразил сомнение, что он даст серьезный импульс развитию делового сотрудничества между Кыргызстаном и Россией, в силу того, что республике практически нечего предложить российским бизнесменам.

«В рамках государственного визита президента России прибудет большое количество российских компаний. Но, насколько мне известно,  нет ни одного готового документа, даже на уровне меморандума, который будет предложен к подписанию. Причина в том, что у нас просто нет проектов, которые могли бы заинтересовать российский бизнес. В сентябре прошлого года нашу республику посещали крупные российские компании. Однако никаких определенных договоренностей не было достигнуто», - сообщил эксперт.

Он напомнил, что на сегодня у Кыргызстана и России есть единственный крупный совместный проект. Это «Газпром».

«Правительство может предложить российским бизнесменам рассмотреть вопрос по оставшимся госпредприятиям, либо по инвестициям в сферу энергетики, ничего другого в плане крупного бизнеса мы предложить не можем. Что касается малого и среднего бизнеса, то ему не нужны посредники в лице госструктур, на этом уровне бизнес может договариваться и решать свои вопросы самостоятельно, и здесь у него практически нет препятствий», - добавил Азамат Акенеев.

С его мнением согласилась и д.э.н., профессор КЭУ Бактыгуль Токсобаева. По ее словам, крупные российские компании Кыргызстан может заинтересовать металлургической или горнодобывающей отраслью, энергетикой или же проектами в сфере пищевой и швейной промышленности. Другие направления, включая аграрный сектор, ввиду недоразвитости и малой емкости крупному российскому бизнесу не интересны.

А вот председатель международного общественного  объединения «Люди Мира» Алишер Ташматов предложил наоборот Кыргызстану на уровне правительства делать инвестиции в российскую экономику.

«В Кыргызстане привыкли ждать каких-то вложений от российской стороны. Но на самом деле мы сами могли бы вкладывать. У нашей страны есть возможность, например, взять в аренду какую-то нефтяную скважину в России и начать там реализацию серьезных проектов. У нас есть эти деньги, плюс наши бизнесмены могли бы подключиться к этим проектам, и мы бы зарабатывали хорошие средства в бюджет республики, но наше правительство не умеет мыслить стратегически, и тратит средства на нецелесообразные вложения», - считает Алишер Ташматов.

Продолжил дискуссию эксперт Джами Аширов. Он напомнил, что в 2020 году для Кыргызстана закончится льготный период пребывания в ЕАЭС, что повлечет ужесточение требований и условий участия республики в интеграции. Однако, стран до сих пор не готова интегрироваться на общих условиях, учитывая множество сохраняющихся негативных факторов. Одним из них является то, что малый и средний бизнес КР является преимущественно «серым», в связи с этим предприниматели, работающие официально, практически не конкурентоспособны.

«Это наша действительность, а в России и в Казахстане своя действительность, поэтому мы никак не можем синхронизироваться со странами ЕАЭС, они нам не доверяют», - отметил эксперт.

Он также добавил, что российский бизнес не охотно идет в Кыргызстан по ряду причин. Прежде всего, ввиду частой сменяемости правительства и, как следствие, отсутствия системного государственного подхода к организации производства и защите иностранных инвестиций.

«Сейчас российский бизнес идет в Узбекистан. Во-первых, этот рынок в разы крупнее нашего, а во-вторых, и это самое главное, узбекская сторона предоставляет гарантии защиты от чиновничьего беспредела, от социальных рисков и т.д. В то время как в Кыргызстане правила игры непонятные. Более того в Узбекистан потихоньку уходит и наш местный бизнес», - сообщил Джами Аширов.

Продолжил тему эксперт Алмаз Тажыбай, который более категорично обрисовал проблемы, с которыми сталкивается бизнес в Кыргызстане. По его словам, в республике бандитская экономика, где процветает коррупция, имеет место двойное налогообложение. И все это происходит на фоне отсутствия условий для ведения бизнеса – отсутствие инфраструктуры и логистической системы, неразвитость рыночных отношений и т.д.

«Я, будучи противном вступления Кыргызстана в ЕАЭС, вынужден признать, что на сегодня для республики есть единственный выход из сложившейся ситуации – это евразийская интеграция. Участие в данном проекте подтолкнуло местных производителей стандартизировать свою продукцию, что в дальнейшем позволит нам осваивать и другие рынки. Кроме того, мы можем использовать свое географическое положение и получать выгоду став буфером для вхождения России и стран ЕАЭС на рынки Китая и других стран Центральной Азии, не входящих в ЕАЭС», - подчеркнул эксперт.

Эксперт Зульфия Марат подчеркнула необходимость выпускать сертифицированную продукцию и преодолевать мелкотоварность, но главное в республике нужно создавать рабочие места. И большую роль в этом вопросе, по ее мнению,  должна сыграть сфера энергетики.  Докладчица напомнила, что с 1 июля текущего года вступает в силу протокол об общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС, который устанавливает правовые основы и принципы формирования, функционирования и развития общего электроэнергетического рынка.

«На ближайшую перспективу стране необходимо подготовиться к вступлению в силу этого документа. И нам очень важен опыт наших парнеров в этой сфере. Энергетика Кыргызстана, как и энергетика России работает в тех же направлениях: надежность, доступность услуг, улучшение бизнес-процессов и инновационное развитие. Последняя тема особенно актуальна для республики, учитывая, что этот год  объявлен годом развития регионов и цифровизации», - отметила Зульфия Марат.

Возвращаясь к вопросу государственного визита российского президента в Кыргызстан, который начнется 28 марта, эксперт Эдил Осмонбетов отметил, что приезд главы России в республику говорит о геополитической роли КР.

«ЕАЭС – это не только экономический проект, в нем есть и политика. Поэтому в рамках союза должно быть больше взаимопонимания и уважения друг к другу. Например, когда в Россию или Казахстан приходит не соответствующая продукция кыргызского производства, не нужно  устраивать шоу по ее ликвидации, нужно решать этот вопрос цивилизованно, мы же не ведем санкционную войну. Нам нужно укреплять отношения внутри союза, потому что, как я уже сказал, он имеет важное геополитическое значение, учитывая, что свою игру в регионе ведут и другие крупные  игроки – Китай, ЕС, США, которые очень внимательно следят за процессами, которые происходят внутри Евразийского экономического союза и делают выводы», - подчеркнул Эдил Осмонбетов.

Он также уверен, что предстоящий визит Владимира Путина даст импульс к укреплению кыргызско-российских отношений и их практическому наполнению.

Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»

http://ea-monitor.kz/novosti-evraziyskogo-soyuza/kyrgyzstan-i-rossiya-budut-li-uglublyatsya-delovye-kontakty-mezhdu-stranami


Протокол особой важности, или Наши хотят в МГИМО

Исполняется очередная годовщина установления дипломатических отношений между Кыргызстаном и Россией. В преддверии этой даты в Москве встретились посол КР в РФ Аликбек Джекшенкулов и ректор Московского государственного института международных отношений Анатолий Торкунов.

    Протокол о налаживании таких отношений (от 20 марта 1992 года) стал первым документом, подписанным нашими странами после обретения ими независимости. С тех пор Кыргызстан и Россия заключили более 200 межгосударственных договоров и соглашений во всех сферах сотрудничества, в том числе и такие базовые политические документы, как Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (10 июня 1992 года), Декларация о вечной дружбе, союзничестве и партнерстве (27 июля 2000 года), Декларация об укреплении союзничества и стратегического партнерства (20 июня 2017 года).

    Но отправной точкой для формирования столь представительной договорно–правовой базы стал именно тот протокол. В нем подтверждено стремление двух государств укреплять политические, торговые, экономические и культурные связи, придавать им новое качество, стремиться к расширению дружественных связей между их гражданами и народами.

    Как рассказал Торкунов, сейчас в МГИМО занимается 62 кыргызстанца — по программам бакалавриата, магистратуры и на контрактной основе. Обучаются, повышают квалификацию наши соотечественники и в Дипломатической академии МИД РФ.

    А сегодня оба учебных заведения тесно взаимодействуют с Дипломатической академией МИД КР имени Казы Дикамбаева. С МГИМО она в ноябре 2017 года подписала меморандум о взаимопонимании, на основании которого московский вуз помогает совершенствованию учебного процесса в нашей кузнице дипкадров, интегрирует в собственные программы кыргызских коллег.

    Джекшенкулов подчеркнул, что руководство КР и лично президент Сооронбай Жээнбеков придают огромное значение укреплению двусторонних отношений между Кыргызстаном и Россией по различным направлениям. В том числе — в сфере образования, подготовки высококвалифицированных специалистов для нужд республики в престижных вузах РФ, одним из которых является МГИМО. Посол обратился к собеседнику с просьбой об увеличении целевой квоты для поступления молодых кыргызстанцев в этот университет. Ректор отметил, что такое квотирование для иностранцев осуществляется правительством РФ и предлагаемый вопрос должен быть урегулирован межправительственным соглашением. Ректор МГИМО также сообщил: из всех стран СНГ Кыргызстан получает сегодня наибольшее количество квот для своих студентов в российских вузах.

    По словам Торкунова, кыргызских коллег очень ждут на V Международном форуме выпускников МГИМО, который пройдет в мае в Ташкенте. Программа его будет ориентирована на вопросы экономического и инвестиционного сотрудничества.

http://vecherka.kg/2019/03/15/panorama/3.html


Омбудсмен Кыргызстана провел встречу с представителем госдепа США

Омбудсмен Кыргызстана Токон Мамытов провел встречу с представителем госдепартамента США. Об этом сообщает пресс-служба акыйкатчы (омбудсмена) КР в пятницу.

«Сегодня, 15 марта 2019 года, Токон Мамытов провел встречу с представителем государственного департамента США Мадлайн Уэллс и вторым Секретарем отдела по политическим вопросам посольства США в Кыргызской Республике Колином Крэмом», - говорится в сообщении.

Стороны обсудили направление и содержание работы института омбудсмена в области защиты прав человека в Кыргызстане, а также обменялись мнениями по поднимаемым вопросам.

Кроме того, Мадлайн Уэллс передала акыйкатчы Ежегодный доклад государственного департамента США о положении с правами человека в Кыргызской Республике за 2018 год.

https://kyrtag.kg/ru/news/ombudsmen-kyrgyzstana-provel-vstrechu-s-predstavitelem-gosdepa-ssha

 

 

Назад

Актуально

Фотогалерея


Видео


Статистика