ОБЗОР: ПОЛИТИКА В КЫРГЫЗСТАНЕ: ФАКТОР ТЕКЕБАЕВА

Кыргызстан / Политика    11 янв., 18:31, 2019 г.    142

Текебаева не помилуют. В чем причина

В комиссии аппарата президента объяснили, почему вопрос о помиловании не был рассмотрен.

Прекращено рассмотрение вопроса о помиловании бывшего лидера парламентской фракции "Ата Мекен" Омурбека Текебаева, сообщили в комиссии по вопросам помилования при президенте КР.

Прошение подала экс-президент Роза Отунбаева. По ее словам, "всем изначально было ясно, что дело Текебаева — политический заказ". Лидеры всех шести фракций Жогорку Кенеша поддержали инициативу.

В комиссии сообщили, что Омурбек Текебаев сам отказался от помилования, поскольку считает себя невиновным.

"Материалы о помиловании не дополнены, так как нет согласия заключенного. Мы сказали Розе Отунбаевой, что не можем рассматривать этот вопрос против его воли", — пояснили в комиссии.

Таким образом, дальнейшее рассмотрение вопроса о помиловании Текебаева прекращено.

В феврале 2017 года российский бизнесмен Леонид Маевский заявил, что лидер партии "Ата Мекен" Омурбек Текебаев взял у него и не вернул один миллион долларов за допуск к управлению компанией "Альфа Телеком" (бренд MegaCom). Расследование поручили ГКНБ, в рамках уголовного дела были задержаны Омурбек Текебаев и Дуйшенкул Чотонов. 16 августа того же года Первомайский райсуд столицы признал Текебаева виновным в коррупции и приговорил к восьми годам лишения свободы. Горсуд Бишкека оставил приговор в силе. Впоследствии Текебаева лишили мандата депутата ЖК.

Сам экс-депутат российской Госдумы Леонид Маевский арестован в Москве. Он и его соратники подозреваются в том, что вымогали у представителей "Альфа-групп" и компании "А1" около 40 миллионов долларов, угрожая в случае отказа распространить порочащие их сведения.

https://ru.sputnik.kg/society/20190110/1042802028/kyrgyzstan-tekebaev-pomilovanie.html


Помилование Текебаева. Роза Отунбаева прокомментировала отказ в акции милосердия

Экс-глава Кыргызстана Роза Отунбаева прокомментировала «Азаттыку» отказ комиссии по вопросам помилования в рассмотрении ходатайства в отношении осужденного за коррупцию лидера партии «Ата Мекен» Омурбека Текебаева.

Роза Отунбаева считает, что ответ главы комиссии Кыркелди Кыдырбаева — это обычная отписка.

«Это называется бюрократической отпиской. Я как экс-президент, весь парламент, руководители шести фракций, главы политических институтов подписались. Они поддержали мое ходатайство, но один бюрократ отвечает, что не хватает одной бумаги и он так видит закон. Наш вопрос надо рассматривать в политическом контексте», — заявила она.

По мнению Розы Отунбаевой, все считающиеся политическими узниками, кого посадили, были неправильно осуждены при прежнем режиме. Были вынесены несправедливые решения.

Экс-президент страны недоумевает, почему глава государства Сооронбай Жээнбеков должен обременять себя этим? Почему уже полтора года он следует им как своим решениям?

В других государствах, уходит диктаторский режим или демократический, выпускают на свободу узников. В странах СНГ, России, Узбекистане, Азербайджане, в том же Туркменистане президенты выносят решения о помиловании даже без прошений осужденных.

Роза Отунбаева

По ее словам, Омурбек Текебаев уже давно решительно сказал, что не подаст прошение.

«Мы, зная это, подали ходатайство, считая, что режим сменился и пришел новый президент. Его поддержали лидеры шести фракций, парламент. Все депутаты Жогорку Кенеша знают, они писали закон, они контролируют исполнение», — сказала экс-глава КР.

По ее мнению, Жогорку Кенеш обязательно должен обсудить этот вопрос. И считает, что он касается не только Омурбека Текебаева, но и других.

Накануне стало известно, что Розе Отунбаевой комиссия по помилованию при главе государства отказала в удовлетворении ходатайства. В отношении лидера политической партии «Ата Мекен» Омурбека Текебаева акт доброй воли совершен не будет.

Омурбек Текебаев и Дуйшенкул Чотонов получили по восемь лет тюрьмы с конфискацией имущества. Суды всех инстанций признали их виновными по статье «Коррупция» УК КР.

Тверской суд Москвы в ноябре арестовал бывшего депутата Государственной думы, главного свидетеля по делу Текебаева—Чотонова, бизнесмена Леонида Маевского. Его обвинили в вымогательстве $37,5 миллиона за нераспространение порочащей информации. Леониду Маевскому грозит до 15 лет лишения свободы.

https://24.kg/obschestvo/105858/


Эмильбек Каптагаев: Белый дом явно лукавит в вопросе о помиловании Текебаева

Экс-руководитель аппарата Временного правительства просит комиссию при президенте не считать всех за дураков

Отказ Комиссии по вопросам помилования при президенте рассматривать ходатайство экс-президента переходного периода Розы Отунбаевой о помиловании Омурбека Текебаева не оставило равнодушными многих видных политических деятелей. Некоторые отреагировали на эту новость достаточно резко.

В частности, экс-глава Иссык-Кульской области, бывший член Временного правительства Эмильбек Каптагаев заподозрил Белый дом в лукавстве. Так, политик написал на своей странице в соцсетях пост следующего содержания:

«Поскольку ходатайство, помимо экс-президента Р. Отунбаевой, подписывали лидеры всех фракций Жогорку Кенеша, данный вопрос, т.е. вопрос отказа в помиловании со ссылкой на самого Текебаева, должен быть вынесен на рассмотрение парламента...необходимо открытое слушание... Толкование норм законов - прерогатива самого парламента... Такова логика... Ибо здесь явное лукавство со стороны Белого дома, поскольку в конечном счете возможность ходатайства о помиловании свели к согласию самого подсудимого, т.е. практически хотели принудить его признать себя виновным...

Так как Закон «Об общих принципах амнистии и помилования» допускает рассмотрение ходатайства без ведома осужденного, то Комиссия при Президенте не имела права так делать. Нельзя же считать всех за дураков... В 21 статье Закона черным по белому написано, что «ходатайства о помиловании рассматриваются, как правило, по личным ходатайствам осужденных», где слова "как правило" как раз-таки допускают возможность рассмотрения и без ходатайства осужденного. Плохо... очень даже плохо...что так поступили. Это и есть выброс отрицательной энергии в массы...которая и трансформируется в очередную порцию протестной энергии», – написал Каптагаев.

Не остался в стороне и бывший премьер Феликс Кулов, который в свою очередь также жестко раскритиковал решение Комиссии по вопросу о помиловании заключенного «отца Конституции». 

«Решение Комиссии по помилованию не рассматривать ходатайство экс-президента Р. Отунбаевой и лидеров 6 парламентских фракций на том лишь основании, что Текебаев отказывается признать себя виновным и тем самым вопрос, по их мнению, якобы является исчерпанным, не выдерживает никакой критики. Согласно ст.6 Конституции она имеет высшую юридическую силу и прямое действие. В п. 10 ст.64 записано, что Президент наделен правом на осуществление помилования. Причем не указывается, что это его право должно регламентироваться каким-либо законом и что для этого требуется личное обращение осужденного. Следовательно, в этом вопросе ему и только ему принадлежит единоличное право на принятие окончательного решения, независимо от того, есть просьба о помиловании от самого осужденного или от третьих лиц.

А роль Комиссии сводится лишь к технической работе по сбору необходимых материалов, с возможным изложением собственного мнения, с последующим предоставлением их на рассмотрение Президента. Поэтому Комиссия, выйдя за рамки своих полномочий, создала, мягко говоря, не очень хороший правовой прецедент», – написал Кулов на своей странице в соцсети.

https://vesti.kg/politika/item/57725-emilbek-kaptagaev-belyj-dom-yavno-lukavit-v-voprose-o-pomilovanii-tekebaeva.html


Исхак Масалиев: Такое ощущение, что президента хотят во что-то втянуть

Депутат отмечает, что бороться за освобождение Текебаева стало модным, поэтому многие политики спекулируют на этом

Бороться за освобождение Омурбека Текебаева стало модным, и многие политики спекулируют на этом. Таким мнением с Vesti.kg  поделился депутат ЖК Исхак Масалиев.

- Если посмотреть, кто пришел на празднование его юбилея, то видно, что было много политиков, которые раньше на одном поле с ним бы не сели, - отметил парламентарий. - Конечно, когда человек в тюрьме, его нужно поддерживать. Но для политика это не совсем так. Я с ним разговаривал. Текебаев категорически отказывается от помилования, потому что не признает своей вины. Раньше была норма, что амнистируемый должен сам обратиться с прошением о помиловании, раскаяться и просить, чтобы его простили. Позднее эта норма стала расплывчатой. В ней указано, что с прошением обращается, как правило, осужденный.

Исхак Абсаматович добавил, что комиссия при президенте не должна была трактовать закон произвольно.

- Но дело в том, что в законе четко не прописано, кто еще кроме осужденного может просить помилования,  - пояснил он. - Я разработал новый закон об амнистии, в котором указано, что просить о помиловании может и омбудсмен. Но документ еще не приняли. Полагаю, что формулировка в прошении Розы Отунбаевой изначальна была неудачной и политизированной. Президенту предлагали признать, что суды были неправы, а Текебаев все-таки невиновен. Такое ощущение, что президента хотят втянуть во что-то.

Отметим, экс-президент переходного периода Роза Отунбаева полагает, что отказ аппарата президента рассматривать прошение о помиловании Омурбека Текебаева - обычная отписка. Об этом она сообщила «Азаттыку».

«Это называется бюрократической отпиской. Я, как экс-президент, весь парламент, руководители шести фракций, главы политических институтов подписались. Они поддержали мое ходатайство, но один бюрократ отвечает, что не хватает одной бумаги, и он так видит закон. Наш вопрос надо рассматривать в политическом контексте». - пояснила она.

Отунбаева настаивает на том, что парламент все-таки обязан рассмотреть данный вопрос.

Напомним, ранее Vesti.kg передавали, что Роза Отунбаева обратилась с прошением о помиловании Текебаева к президенту. Ее инициативу поддержали лидеры всех фракций Жогорку Кенеша.

https://vesti.kg/politika/item/57733-iskhak-masaliev-takoe-oshchushchenie-chto-prezidenta-khotyat-vo-chto-to-vtyanut.html


Возвращение Текебаева: Как, когда, кому и зачем?

Часть первая. Форма

Вопрос об освобождении Омурбека Текебаева периодически всплывал с того момента, как на февральском заседании Совбеза президент подверг жесткой критике работу правоохранительных и судебных органов страны. Последовавшее противостояние между Жээнбековым и Атамбаевым усилило такие ожидания. Однако сам «отец Конституции» интереса к помилованию не проявил. Его адвокаты сообщили, что он невиновен и требует не просто освобождения, а полной реабилитации. Однако все заявления о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам, поданные защитниками, были отклонены прокуратурой и судами. И тема освобождения главного оппонента Атамбаева на время стихла…

Очередной повод вернуться к вопросу дали события в России, где «пострадавший» от Текебаева бизнесмен Маевский сам стал фигурантом уголовного дела. Из публикаций российских СМИ следует, что человек, на показаниях которого полностью основан приговор бывшему спикеру кыргызского парламента, вымогал миллионы долларов у коммерческой организации. Маевский угрожал, что в случае отказа обвинит руководство этой компании в незаконных действиях, чреватых привлечением к уголовной ответственности…

Но и после этого подвижек в вопросе освобождения Текебаева не произошло. Во всяком случае, до итоговой декабрьской пресс-конференции Сооронбая Жээнбекова, на которой он сообщил, что даст Текебаеву помилование, если получит соответствующее прошение с его стороны. Его заявление было услышано. Через два дня на мероприятии, посвященном юбилею Жогорку Кенеша, экс-президент Роза Отунбаева призвала депутатов поднять вопрос освобождения Текебаева. А 25 декабря под ее ходатайством о применении к лидеру «Ата Мекена» помилования подписались лидеры всех шести парламентских фракций…

***

Может ли Жээнбеков помиловать Текебаева? Юристы, как водится, пустились в споры и разделились на два лагеря. Одни утверждали, что ходатайство экс-президента и лидеров фракций не дает президенту законного основания для акта о помиловании, так как с прошением должен был обратиться сам осужденный. Вторые возражали, что личное ходатайство осужденного не является обязательным условием для его помилования, ведь в законе оно указано с оговоркой, то есть не в императивной форме. При этом сама ситуация, когда юристы разделились во мнениях, поскольку формулировка закона дает повод для двояких толкований, довольно символична. Она еще раз подчеркивает, что помилование Текебаева является не юридическим, а именно политическим вопросом.

Если обращаться к примерам, то на память приходит помилование Владимиром Путиным украинской гражданки Надежды Савченко, которую российский суд приговорил к 22 годам лишения свободы. Ходатайства о помиловании она не подавала, так как не признала своей вины. Вместо нее с прошением к Путину обратились родственники журналистов, в гибели которых обвиняли Савченко. Таким образом, президент России освободил осужденную от наказания, хотя она об этом не просила и ни в чем не раскаивалась. Для Кыргызстана это не прецедент, но пример. Который четко показывает, что в политике, при желании, многое возможно…

Судя по всему, помилование Текебаева вполне реально. На это указывает хотя бы то, что кроме экс-президента соответствующее ходатайство подписали лидеры всех фракций. Тем самым как бы обозначив позицию Жогорку Кенеша по данному вопросу. Такие опытные и чуткие политики не пошли бы на этот шаг, не будучи твердо уверены в том, что президент поддержит их инициативу. Ведь сделав это без предварительного согласования позиций с главой государства парламентские лидеры не оставили бы ему пространства для маневра. Они не могли так поступить. А это значит, что подписанию ходатайства предшествовали некие консультации…

***

Как известно, ходатайство о помиловании Текебаева в соответствующую комиссию ранее уже поступало. И было возвращено с отказом в удовлетворении. Что изменилось с тех пор и почему теперь шансы на успех выше?

Напомним, что в мае прошлого года тогдашний омбудсмен Кубат Оторбаев уже подавал в Аппарат президента ходатайство о помиловании Текебаева, предложив приурочить его к 25-летию Конституции и 70-летию Декларации прав человека. Однако, как позже пояснил сам Акыйкатчы, лидер «Ата Мекен» отказался поддержать его прошение. Оказалось, что поскольку ходатайство о помиловании поступило не от Текебаева, постольку секретариат комиссии по помилованию направил письмо омбудсмена в ИК № 47, чтобы узнать, как он сам относится к этой просьбе. Ответ «отца Конституции» был отрицательным. Он заявил, что от помилования отказывается, требует пересмотра дела и полной реабилитации. Что и было отражено в акте, который секретариат комиссии по помилованию приложил к отказу в удовлетворении ходатайства омбудсмена.

По сравнению с тогдашней ситуацией нынешняя имеет некоторые отличия. Во-первых, хотя Текебаев по-прежнему отказывается просить помилования лично, зато поддерживает ходатайство о его помиловании, поданное Розой Отунбаевой и лидерами фракций. Другими словами, теперь он не против того, чтобы президент его помиловал. Во-вторых, на этот раз появились заслуживающие внимания обстоятельства и ходатайства, предусмотренные законом для помилования осужденных, которые не встали на путь исправления (не признали вину, не раскаялись) или отбыли незначительную часть назначенного судом наказания. Согласно закону об общих принципах помилования, соответствующие прошения рассматриваются комиссией при наличии заслуживающих внимания …ходатайств депутатов Жогорку Кенеша, органов прокуратуры, национальной безопасности, уголовно-исполнительной системы и т.д. Поскольку от Генпрокуратуры, ГКНБ и ГСИН ходатайств об освобождении Текебаева пока не предвидится, постольку письмо с подписями лидеров парламентских фракций дает всем заинтересованным в деле сторонам искомое юридическое основание…

***

Суммируя вышеизложенное, можно предположить, что речь идет о некой «политической сделке». Власти соглашаются освободить политика, который так и не признал вынесенные судами обвинительные приговоры. Осужденный политик соглашается отложить вопрос об оправдании и реабилитации на неопределенный срок. Взамен обе стороны получают время, которое является особо ценным ресурсом для подготовки к возможной «политической весне» с одной стороны, и к грядущим выборам парламента – с другой.

Как и всякая политическая сделка, эта строится на готовности умерить аппетиты, немного «подвинуться», «потесниться» и «принять во внимание». Политики всегда найдут путь к оформлению принятого решения или достигнутого согласия. Важно, чтобы все участники процесса увидели в нем свой персональный «интерес». Потому что содержанием любого двустороннего действия является понимание того, какую пользу оно принесет каждому из действующих лиц. Для твердого осознания этой пользы пауза в несколько месяцев и даже год иногда является необходимостью. Большие резоны виднее с расстояния…

Окончание следует.

http://www.pr.kg/gazeta/number818/3442/


Омурбек Текебаев: "Если сегодня в Кыргызстане пять политических лидеров, то Мадумаров – один из них, если два лидера, то один из них – Мадумаров" (интервью)

В новом выпуске газеты "Супер-Инфо" (№845, 11 января, 2019) опубликовано интервью экс-депутата Жогорку Кенеша Омурбека Текебаева. В нем он поделился своей позицией по отношению к политику Адахану Мадумарову, мнением о сегодняшнем беспомощном состоянии парламента и парламентских фракций, оценкой деятельности президента Сооронбая Жээнбекова.

- Омурбек Чиркешович, в последнее время в социальных сетях идет активная кампания по дискредитации и шельмованию Адахана Мадумарова. В рамках кампании используют видеонарезку из вашей дискуссии с Адаханом Кимсанбаевичем на теледебатах. Какую оценку вы дадите таким действиям?

- Во-первых, такие нечистоплотные действия могут проводить политические оппоненты Мадумарова. Во-вторых, это очень грязные действия. Очевидно, что это не просто попытка настроить Мадумарова и Текебаева друг против друга, но и вызвать конфронтацию между сотнями тысяч его сторонников и ата-мекеновцами.

Теледебаты проходили перед выборами. Характер и накал дебатов вытекает из логики выборов. Вопросы, поставленные мной перед Адаханом Кимсанбаевичем, были неудобными вопросами риторического характера. Считаю, что они никак не снижают авторитет Адахана как человека, как политика и не причиняют ему ни малейшего вреда.

- Какого вы мнения об Адахане Кимсанбаевиче? Иногда он называет вас своим политическим оппонентом, не скрывая своего к вам уважения при этом...

- С Мадумаровым мы даже не политические оппоненты. На 90% наши идеи, наша идеология совпадают. Это идеология – создание системы патриотичной власти, которая служит народу. Установление в Кыргызстане законности, справедливости. Использование национальных богатств в интересах народа, обеспечение справедливого распределения всем слоям населения. Единственная разница в том, что я поддерживаю парламентскую систему, а он – президентскую. Как я отметил выше, наши позиции совпадают на 90%.

 - Какие личные отношения  у вас сложились с Адаханом Кимсанбаевичем?

- С Адаханом я знаком и вместе работал с 1995 года. Всегда уважительно относится ко мне как к старшему по возрасту. Ни разу не возражал, не задевал на людях. Если я задену, то он, естественно, адекватно отреагирует.

- В его адрес часто звучит претензия, что он "работал на госдолжностях при кровавом бакиевском режиме". Ваш комментарий?

- Есть выражение "Боевой конь – ко времени". У каждого политика бывает свое время, свой исторический период. Мадумаров – фигура, которая со 1995 года занимает значительное место на политическом ландшафте Кыргызстана. Если сегодня в Кыргызстане пять политических лидеров, то Мадумаров – один из них, если два лидера, то один из них – Мадумаров. Такую оценку я отдам положению Адахана Кимсанбаевича в сегодняшних исторических реалиях.

Политик должен быть реалистом-прагматиком. Если засядет дома из рассуждения "пришедший к власти человек плохой", то ничего не сможет изменить. Если Адахан работал во времена Бакиева, то я работал во времена Атамбаева. Это не означает, что "Мадумаров стопроцентно разделяет и поддерживает идеи Бакиева", или же что "Текебаев стопроцентно разделяет и поддерживает идеи Атамбаева". Пожелаю нашим читателям, чтобы они именно так понимали "политический прагматизм" и "политический реализм". Однако прагматизм неправильно понимать так, что надо угождать вчерашней или сегодняшней власти, не видеть и закрывать глаза на правду. 

- Какую оценку в данном аспекте вы дадите действиям нынешнего президента Сооронбая Жээнбекова?

- Сооронбая Жээнбекова тоже можно привести в качестве примера политического прагматизма. В акаевские времена он работал на ответственных постах. Во времена Бакиева был членом правительства, в атамбаевское время работал губернатором, главой правительства, дошел до поста президента. Однако когда представилась возможность, он начал вести самостоятельную политику. Такой же вопрос задавали Мирзиёеву, спросив у него, почему молчал во времена Каримова. Он откровенно ответил: "Если бы я не молчал во времена Каримова, то сегодня не стоял перед вами как президент, был бы в другом месте". Сооронбай Жээнбеков тоже старается сегодня проводить самостоятельную политику. Он обозначил в качестве своих целей, планов построение парламентаризма, парламентской республики. Поэтому я поддерживаю его политику. Однако мы не живём в условиях парламентской республики. Атамбаев создал политическую систему самовластной президентской власти, сегодня управляемая Жээнбековым политическая система такая же самовластная. Никакой разницы от бакиевской или атамбаевской.

Сейчас в парламенте ситуация иная. Большинство парламентских фракций потеряли своих лидеров. Парламент обессилен. Во фракциях нет сплоченности и единства, они разваливаются. Сегодня парламент бессилен в реализации принципов парламентаризма. Поэтому выборы 2020 года решат многие вопросы.

В действительности политпартии, политические лидеры должны быть готовы к переходу к парламентской власти. Эти лидеры будут определены на парламентских выборах 2020 года. Лидер выигравшей партии должен возглавить правительство, в соответствии с Конституцией, получить полноту власти. Жээнбеков после выборов 2020 года должен передать полную власть главе правительства, он может это сделать, изменив несколько законов, но не изменяя Конституции.  

- Какие именно законы?

- На сегодняшний день АКС (Антикоррупционная служба) находится в структуре ГКНБ. Данная служба должна выйти из структуры ГКНБ и стать агентством или службой, находящейся в прямом подчинении премьер-министру. Во-вторых, по Конституции прерогатива ведения внешней политики также будет на правительстве. Премьер-министр будет вести переговоры с правительствами, главами других стран, подписывать международные соглашения. Согласовав с премьером, президент тоже может подписывать. Но в свое время проскочил закон, гласящий, что президент может проводить внешнюю политику без согласования с премьером. Этот закон надо отменить, начиная с 2020 года, инициативу ведения внешней политики правительство должно взять в свои руки. Это будет исторической миссией Сооронбая Жээнбекова. Его основная миссия как президента – разрушить созданию Атамбаевым политическую систему самовластия, передать народную власть правительству и парламенту. Считаю, что если до 2020 года Жээнбеков осуществит эти планы, то исполнит данные народу обещания.

https://www.gezitter.org/politic/75943_omurbek_tekebaev_esli_segodnya_v_kyirgyizstane_pyat_politicheskih_liderov_to__madumarov__odin_iz_nih_esli_dva_lidera_to_odin_iz_nih__madumarov_intervyu/

 

Назад

Актуально

Фотогалерея


Видео


Статистика