ДАЙДЖЕСТ СМИ КР за 10 августа 2018 г.

Кыргызстан / Общество    10 авг., 18:23, 2018 г.    57

ВЛАСТЬ 

Зачем премьер-министру Бакытжану Сагинтаеву заместители? 

Тихие, неприметные, бесхарактерные. Именно такое впечатление производит пул вице-премьеров в команде Бакытжана Сагинтаева. Они настолько безлики в своей деятельности на этих высоких постах, что поневоле хочется спросить: а вообще, зачем главе правительства заместители?, говорится в статье Camonitor.kz.

Чтобы расставить точки над i, мы адресовали экспертам следующие вопросы:

Какой толк от вице-премьеров? Обладают ли они необходимым функционалом для того, чтобы реально влиять на решения, принимаемые правительством? Как они с ним справляются? Или их роль в чем-то другом? Может, в сохранении межэлитного баланса? Или должность вице-премьера у нас больше статусная?

За какие, на ваш взгляд, заслуги действующие вице-премьеры получили свои посты? Как бы вы охарактеризовали их деятельность?

Замир Каражанов, политолог: «В наших условиях заместитель премьер-министра – это представитель «пожарной команды»

1. Изначально предполагалось, что должность заместителя усиливает премьер-министра и правительство в целом. И в первое время назначениям на этот пост придавалось большое значение. Но сегодня они приобрели, скорее, ритуальный характер. Большого эффекта от них нет. В наших условиях заместитель премьер-министра – это представитель «пожарной команды», или, как у нас сейчас стало модно говорить, кризис-менеджер. Подобные назначения зачастую говорят о проблемах, которые возникли у правительства, или о поставленных главой государствах задачах.

Соответственно на такую должность назначают профильного министра. У вице-премьеров есть необходимый функционал для влияния на процесс принятия решений. А причины их слабого КПД, скорее всего, характерны для всего правительства. Слабая мотивация, проблема ответственности, конфликт интересов…

Даже визуально мы видим, что судьба заместителей главы правительства находится в ведении не премьер-министра, а президента. Скажем, как добиться отставки вице-премьера, если его работа вызывает много нареканий? Могут ли это сделать депутаты или премьер-министр своим волевым решением?

Очевидно, такие вопросы касаются не отдельных персон и должностей, а принципов работы кабинета министров в целом. Кроме того, не думаю, что во всём виноваты только заместители. Уверен: при наличии воли и профессионализма они могут добиться отличных результатов в своей работе. Но с одинаковым успехом они могут нажить себе и проблемы, и противников.

В такой ситуации более разумно избегать конфликтов и двигаться по пути наименьшего сопротивления. Как следствие, мы наблюдаем политику компромиссов.

Безусловно, вице-премьерство позволяет говорить и о некоем раскладе сил. Многие премьер-министры Казахстана (в том числе и нынешний) в прошлом были замами. В этом плане должность заместителя главы правительства – что-то вроде «аэродрома подскока» в кадровых перестановках. Но так бывает не всегда.

На практике, во-первых, речь может идти о проблемах, с которыми столкнулось правительство. Реакцией на это и становятся кадровые решения. Должность зама достаётся профильному министру, который курирует подобные вопросы. Во-вторых, должность вице-премьера нередко рассматривается как «пристанище» в рамках кадровых перестановок во властных коридорах, если брать во внимание тот факт, что они часто носят масштабный характер и затрагивают группу лиц на разных должностях.

2. Особых заслуг не вижу. Зачастую подобные назначения носят рутинный характер и связаны с текущими проблемами и реализацией поставленных перед правительством задач. Также должность заместителя премьер-министра рассматривается как равноценная замена в случае кадровых перестановок. Если ранее человек занимал достаточно высокую позицию, то ему при новой волне назначений предлагается пост заместителя премьер-министра.

Что же касается ярких инициатив со стороны заместителей главы правительства, то такие я не могу вспомнить.

Султанбек Султангалиев, политолог: «Мамин и Шукеев – «тяжеловесы», Досаев и Жумагалиев – «рабочие лошадки» правительства»

1. Вице-премьеры по своей должности курируют определенные блоки министерств. Специфика административно-государственной работы такова, что сферы деятельности министерств очень часто пересекаются, и для гармонизации отношений между ведомствами, согласования действий необходим вышестоящий куратор, как, например, в социальном или экономическом блоке.

И тем более такая функция необходима в условиях разношерстной группы своевольных представителей различных могущественных кланов – ведь наше правительство никогда не представляло из себя единую команду, способную работать согласованно, добровольно пожертвовав собственными амбициями ради общего дела.

Если проводить аналогию с футболом, то наш кабинет министров можно сравнить со сборной Казахстана и по принципу комплектования (из разных клубов), и по степени эффективности (достаточно низкой, мягко говоря).

Дополнительно к этому вице-премьер – своеобразный лоббист, продвигающий интересы своего блока министерств на общеправительственном уровне при формировании государственного бюджета. И успешность выполнения им данной функции зависит от политического веса человека, степени личной поддержки, оказываемой ему премьер-министром, и доверия со стороны главы государства.

Нельзя наших вице-премьеров стричь под одну гребенку. Если говорить применительно, например, к политическим «тяжеловесам» Аскару Мамину и Умирзаку Шукееву, то данная должность отражает их статусный характер и соответствует их месту в элитных конфигурациях. Тогда как Ерболат Досаев и Аскар Жумагалиев – это «рабочие лошадки» правительства, которые отвечают за самые важные (приоритетные) на сегодняшний день направления деятельности

2. Что касается Аскара Мамина, то, его должность, на мой взгляд, имеет прежде всего статусный характер. В экспертном сообществе существует версия, заслуживающая внимания. Суть ее в том, что Аскар Узакпаевич – один из главных претендентов на то, чтобы стать следующим главой кабинета министров. Он политик «закрытого типа», как и подавляющее большинство наших государственных деятелей, привычно и умело маскирующих свой истинный масштаб за маской серого, исполнительного чиновника.

Лично меня не очень впечатлили результаты его деятельности на посту руководителя национальной кампании «Казахстан темир жолы», к работе которой накопилось достаточно много претензий.

Умирзак Шукеев – самый известный и многоопытный из числа вицепремьеров. В его карьере были взлеты и падения, но все эти пертурбации он перенес стойко, что свидетельствует о незаурядном характере Умирзака Естаевича. Сейчас, занимая пост министра сельского хозяйства, он проявляет завидную энергию, которая сопровождается очень грамотной информационной кампанией, что говорит об умении Шукеева подбирать эффективно работающую команду.

Ерболат Досаев в бытность министром здравоохранения провел противоречивую, но нашумевшую реформу здравоохранения. Некоторые эксперты считают ее очень успешной. Несмотря на молодость, Досаев – один из рекордсменов по числу руководящих должностей, которые он занимал в различных министерствах и ведомствах.

Впрочем, подобная универсальность характеризует не столько личные и деловые качества Ерболата Аскарбековича, сколько специфику кадровой политики в нашей системе государственного управления: уже не вызывает удивления, что экономист или энергетик возглавляет министерство здравоохранения, а бизнесмен – министерство образования.

Аскар Жумагалиев запомнился эффективной, на мой взгляд, работой в должности министра транспорта и коммуникаций. Очевидный прогресс в сфере цифровизации Казахстана тоже является заслугой Аскара Жумагалиева уже в качестве вице-премьера правительства.

По моему мнению, он является одним из самых эффективных менеджеров в нынешнем составе правительства, наряду с Нурланом Ермекбаевым и Умирзаком Шукеевым.

Уразгали Сельтеев, политолог: «Уровень реального влияния вице-премьеров зависит от того, какая фигура занимает пост премьер-министра»

1. Прежде всего, надо сказать, что в классическом виде реализуется стандартный институт заместителей как отражение бюрократического механизма. То есть, имеет место распределение основных направлений деятельности, полномочий и зон ответственности по координируемым блокам для облегчения и повышения эффективности общего управления.

Следовательно, вице-премьеры больше осведомлены о том, какая работа проводится непосредственно в министерствах.

Во-первых, следует понимать, что в наших условиях любой руководитель не любит делиться властью и стремится к личному и полному контролю за ключевыми процессами. В связи с этим уровень реального влияния вице-премьеров зависит от того, какая фигура занимает пост премьер-министра.

Во-вторых, есть еще один важный фактор. Министры назначаются президентом, имеют прямые коммуникации с ним и находятся в «ручном режиме». Поэтому свои инициативы и проекты в случае необходимости они могут продвигать, добиваясь их одобрения, самостоятельно, в том числе даже в обход премьер-министра. При таком раскладе вицепремьеры выступают в роли звена согласования и контроля за исполнением уже текущей работы.

В-третьих, тем не менее, «четверка» вице-премьеров – это верхушка правительства, имеющая определенный аппаратный вес. Не исключено и даже вероятно, что у некоторых из них бизнес-интересы совпадают с занимаемой должностью в рамках курируемых сфер. Поэтому возможно невидимое лоббирование определенных решений или проектов, а соответственно и точечный рост персонального влияния.

Что касается сохранения межэлитного баланса, то, безусловно, они представляют определенные группы влияния. Но это не является полным отражением текущего расклада.

2. Все-таки каждый из вице-премьеров подобран для выполнения конкретных задач в правительстве, исходя из накопленных им компетенций. К примеру, Умирзаку Шукееву как опытному управленцу поручено самостоятельно вести крупнейшее направление – реформирование аграрной отрасли. Этим и обусловлено усиление министерского портфеля рангом вице-премьера.

Отдельно можно выделить и Аскара Жумагалиева, который отвечает за цифровизацию. Это действительно технократ со специальными знаниями. Многие значимые достижения государственной политики в области связи, коммуникаций, внедрения «электронного правительства» связаны с его управленческой деятельностью.

https://knews.kg/2018/08/10/zachem-premer-ministru-bakytzhanu-sagintaevu-zamestiteli/


Руководители периода президентства Сооронбая Жээнбекова 

Дискуссии вокруг выборов мэра города Бишкека вынесли на повестку дня кадровые вопросы.

Некоторые средства массовой информации написали о том, что после избрания мэра столицы бывший президент полностью лишился влияния во власти. Тем самым, сменились все персоны, которые занимали важные должности.

Последние кадровые перестановки произошли в мэриях города Оша и Бишкека.

Согласно закону, в этих двух городах, обладающих особым статусом, мэров выбирают депутаты городских кенешей.

Одному из самых близких сторонников экс-президента Алмазбека Атамбаева Албеку Ибраимову депутаты столичного парламента выразили недоверие, на его место пришел Азиз Суракматов, который не отличается политической активностью.

Немногим ранее пост мэра города Бишкек занял Таалайбек Сарыбашев, пришедший на смену Айтмамата Кадырбаева, который был противовесом оппозиционному Мелису Мырзакматову.

Несмотря на то, что градоначальников выбирают депутаты горкенеша, они считаются кадрами нынешней власти.

Но нынешние изменения поставили вопрос о том, в чем особенность кадровой политики сегодняшней власти. В этом плане мнение политологов неоднозначное.

Некоторые считают, что кадровая политика президента Сооронбая Жээнбеков не отличается от той, что была при бывшем президенте Алмазбеке Атамбаеве, и основными критериями при отборе являются не политический вес и харизма, а личная преданность и послушание.

К примеру, политолог Даниэль Кадырбеков говорит, что в последних кадровых перестановках он заметил именно это:

​- Мы в последнее время замечаем, что на руководящие должности назначают строителей или бизнесменов. Такой человек выступает не со своими инициативами, а исполняет поручения сверху, что не содействует институциональному развитию власти и установлению функциональной демократии. Можно охарактеризовать это как пережитки авторитарной власти. Потому что в такой ситуации руководитель страны не приводит инициативные и сильные кадры. Боятся, чтобы потом они не стали им конкурентами.

Эксперт считает, что в такой ситуации оказывают влияние «старые привычки» сложившейся за много лет власти.

Депутат Жогорку Кенеша Абдывахап Нурбаев связывает сложившуюся ситуацию с тем, что недостаточно обеспечивается конкуренция и открытость процесса отбора кадров:

​- Было бы хорошо чаще слушать мнение гражданского общества, обеспечив открытость при отборе кадров. На самом деле я считаю, что по выборам мэра Бишкека неправильным было принимать решение на основании выбора фракций, не учитывая негативные мнения. Вообще, если не выносить такие вопросы на обсуждение народа и общественности, критика будет продолжаться.

Но профессор Алмазбек Акматалиев считает, что нынешние кадровые перестановки отличаются от политики прошлой власти:

- Во-первых, это знак отсутствия давно сформированной и организованной команды. Похоже, что президент в качестве основного критерия рассматривает опыт и честность. Возможно, что президент отбирает кадры исходя из ценностей, которыми руководствуется сам. Поэтому мы должны подождать итогов работы отбираемых сейчас кадров.

В Кыргызстане управление кадровой политикой происходит из нескольких центров. С 2010 года парламентская коалиция большинства формирует правительство, министров предлагают фракции Жогорку Кенеша, которые входят в эту коалицию. Президент назначает руководителей ведомств, отвечающих за безопасность.

Но считается, что в стране основным центром кадровой политики является аппарат президента.

Бывший премьер-министр Амангельди Муралиев считает, что руководство страны не имеет инициативы в проведении кадровой политики, а последствия принципа отбора на основании преданности скажутся на всем государстве.

Президент Сооронбай Жээнбеков ранее отметил, что наблюдается нехватка профессиональных, честных и опытных специалистов, поэтому кадровая политика нуждается в срочной реформе:

​- На государственную службу необходимо привлекать высококвалифицированных специалистов. В государственные и муниципальные органы сотрудники должны приходить через честный конкурс и открытую конкуренцию. Главная цель реформы государственного управления – перестать устраиваться на работу через знакомых и связи. Приход честный, профессиональных и опытных специалистов зависит от сидящих в зале людей. Какие мы будем предлагать кадры, таким же будет качество государственной службы, которая обеспечивает развитие государства. Мы должны быть очень осторожными в кадровых вопросах. Мы должны учиться сохранять хорошие кадры. Нужно прекратить, чтобы просили ставить своих родственников, близких или знакомых на должности.

После этого президент Жээнбеков предложил проводить ротацию в кадровой политике. В рамках этой политики поменяли полномочных представителей правительства в Иссык-Кульской и Ошской областях.

https://rus.azattyk.org/a/kyrgyzstan_jeenbekov_politics/29425704.html


Не считающаяся с народом власть привела своего мэра? 

У кыргызов есть выражение: «Ему не повезло в пути» или «У него тяжелый путь». Так говорят не просто так. То ли по природе, то ли от проклятья, или нежелания народа, в общем, ничем хорошим дело не заканчивается, если есть препятствия. По всей видимости, не «повезло в пути» и мэру Бишкека Азизу Суракматову. Зарегистрировавшись как единственный кандидат в мэры Бишкека, он сразу заручился поддержкой городского кенеша. Тем не менее, не относящиеся безразлично к городу активисты, журналисты, деятели культуры, ученые, акыны-писатели, горожане были против прихода Суракматова, это было совершенно ясно. К сожалению, не уважающая народ власть не приняла во внимание общественные обсуждения, вела себя как в выражении: «Собака лает, а караван идет». Так она добилась своей цели.

Точнее, продвигаемый властью Суракматов получил 43 голоса из 44 депутатов городского кенеша, был избран на пост мэра. Во время выборов у мэрии стояли около 100 гражданских активистов, горожане, были настроены против назначения Суракматова на должность мэра, проклинали городской кенеш за «продажность», комиссию по языку за необъективность и робость. В итоге они побросали на землю чучела с надписями, а потом собрали их, бросили в мусорную урну.

Если вернемся к мэру Суракматову, то можно убедиться в том, что общественность в основном выдвигает правильные требования. Большинство депутатов, сидящих в городском кенеше, примерно 80% являются руководителями строительных компаний в городе. Что касается новоиспеченного мэра Азиза Суракматова, то он поработал в строительной, земельной сфере, даже владеет собственной строительной компанией «Елизавета». Сам Суракматов говорит, что в упомянутой компании не работает, что она была продана несколько лет назад. Общественность же недовольна приходом такого мэра, так как считает, что он будет отстаивать интересы своей строительной компании, а также строительных компаний депутатов из городского кенеша. Призванный решать проблемы Азиз Суракматов не оформлял на себя ни одну компанию, в основном предприятия и учреждения оформлены на его близких. На сына Айдара и на младшую сестру Гульбару оформили десятки предприятий. Есть совместная компания «Столица Строй», на сына Айдара зарегистрированы агентства «Слон», «New Sphere". На младшую сестру Гульбару Суракматову оформили предприятия «Sphere KG», «Юрист Риэлт Строй», «Самолет». Дополнительно есть такие фирмы, как «Фортрес», «Папа Карло», «Новый город». Интересно, сколько еще крупных бизнесов неизвестны для общества?

По некоторым данным новоявленному мэру Бишкека Азизу Суракматову принадлежала компания «Елизавета» (говорит, что сейчас она продана и ей владеют другие люди), которая незаконно отстроила дома на месте детского сада. Она же, как сообщается, строила многоэтажное здание у Белого дома, что было раскритиковано депутатами ЖК, в том числе Текебаевым. Некоторые люди говорят, что он не пойдет на такие дела, но когда его назначали на должность мэра, среди общественных активистов стояли дети, на руках которых были транспаранты: «Суракматов, руки прочь от земли детей». В любом случае, желаем, чтобы мы избежали опасностей, которые пугают общественность. В большинстве упомянутых нами компаний засветилась сомнительная личность – Аймен Бакаев, который изнутри «разлагает» многие строительные работы. Это говорит о его связи с депутатами городского кенеша в вопросах градостроительства. Многим известно, что Аймен Бакаев работает и в строительных компаниях депутатов городского кенеша. А бывший глава Бишкекского управления архитектуры и строительства Каныбек Нарбаев делил город на куски, продал даже парк «Ата Тюрк», оформлял все на родственников и дочь, нарушал закон. Его наличие говорит о том, что это место станет логовом коррупционных схем.

Назначение Азиза Суракматова на должность мэра показало, что сегодняшняя власть не считается с общественностью. В социальных сетях, в СМИ тысячи человек писали, кем он является, удивлялись, почему городской кенеш не представил ему альтернативу, почему не высказал критику и пожелания, спрятал голову в песок, что вызывает большие сомнения по поводу того, что это «приказ» сверху. Они остудились, когда некоторые средства массовой информации поделились информацией «длинноухих» - Суракматова продвигает депутат Иса Омуркулов.

Действительно, было бы подозрительно, если бы в процесс избрания руководителя столицы не вмешался кто-то сверху. К тому же городской кенеш напоминает собаку на привязи… Все оказалось так, как предполагали. Будучи «воспитанником» Бакиева, Суракматов в одно время баллотировался в депутаты городского кенеша от партии «Ак жол», даже умудрился руководить городским кенешем. Не секрет, что нынешняя власть не думает о стране, а пока назначает кадры, которые готовы преклоняться перед ней и стать ее кнутом. Открыто привлекают к должностям реваншистов и людей Бакиева. Пока страной правили Бакиевы, а мэром был Нариман Тюлеев, любящий Бакиева больше своего отца, Азиз Суракматов был председателем городского кенеша. Ему пришлось уйти с этой должности из-за революции. Среди общественности это было воспринято как противопоставление власти революционерам 2010 года.

Судя по информации, которую мы услышали, в узких кругах говорят о весомой роли в этом назначении Асылбека Жээнбекова – младшего брата президента Сооронбая Жээнбекова и Курмантая Абдиева. Некоторые средства массовой информации не осмелились открыто указать на Асылбека Жээнбекова, но про Абдиева они намекнули. Об этом поговорим позднее. Шило в мешке не утаишь.

Интересно то, как СМИ пишут, как младший брат Азиза Суракматова Азат Суракматов был задержан у себя в кабинете при получении взятки в 2 тысячи долларов, будучи помощником в Свердловской районной прокуратуре. Хотя дело было закрыто в 2011 году, а Азат Суракматов оправдан, общественность не могла закрыть глаза на то, что Суракматовы были замешаны в коррупции. Многие говорят: «От привычек тяжело отказаться», - Суракматовы уже провинились в том, что касается «аппетита».

В общем, вряд ли будет успешным путь Суракматова на посту мэра. Хотя городской кенеш оказал доверие, подавляющая часть общественности выступает против того, чтобы он становился мэром, воспринимая проголосовавших за него депутатов городского кенеша как «марионеток», призывает их распустить.

https://www.gezitter.org/politic/72280_ne_schitayuschayasya_s_narodom_vlast_privela_svoego_mera/print/

 

ПОЛИТИКА 

В Бишкеке судят бывшего премьера. Киргизская власть избавляется от конкурентов, - В.Панфилова 

Бывший премьер-министр Киргизии Жанторо Сатыбалдиев предстанет перед судом 13 августа. Он обвиняется в том, что в бытность главой кабинета министров в 2013 году подписал соглашение с китайской компанией TBEA по модернизации ТЭЦ Бишкека, на которой после реконструкции произошла авария. В ходе расследования были выявлены технические ошибки и финансовые растраты. Госкомитет нацбезопасности Республики Киргизия (ГКНБ РК) предъявил обвинение Сатыбалдиеву по двум статьям – "коррупция" и "соучастие в преступлении".

Президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков инициировал антикоррупционную кампанию в начале 2018 года. Одним из поводов послужила авария на ТЭЦ Бишкека, в результате которой город зимой на несколько дней остался без тепла. Фигурантами так называемого коррупционного дела о модернизации ТЭЦ Бишкека стали два экс-премьера, Жанторо Сатыбалдиев и Сапар Исаков, а также экс-министр энергетики Осмонбек Артыкбаев и экс-председатель правления ОАО "Национальная энергетическая холдинговая компания" Айбек Калиев. Все они были заключены под стражу и содержатся в СИЗО ГКНБ КР. 13 августа 2018 года в Первомайском суде Бишкека должно состояться первое судебное заседание по этому громкому делу.

Ряд экспертов полагают, что январская авария на ТЭЦ стала удобным поводом для устранения потенциальных политических противников новой киргизской власти. В качестве одного из доводов приводится заявление экс-президента Алмазбека Атамбаева о том, что все решения по реконструкции ТЭЦ за счет кредита КНР принимались исключительно им.

Жанторо Сатыбалдиев занимал пост премьер-министра Киргизии с 2012 по 2014 год. Будучи главой правительства, он подписал кредитное соглашение с Эксимбанком Китая, который выдал кредит в размере 386 млн долл. на модернизацию ТЭЦ Бишкека. Сатыбалдиев не считает себя виновным. Он заявил, что в техническую часть проекта по модернизации ТЭЦ и соглашения с TBEA не вмешивался, и в то время вплотную занимался проблемами, возникшими в 2013 году на золоторудном месторождении "Кумтор" (рудник принадлежит золотодобывающей компании Сenterra Gold Inc. – "НГ"). Экс-премьер, по его словам, доверил работы на ТЭЦ руководителям энергосектора. Сатыбалдиев заявил, что до заключения соглашения с ТВЕА была создана межведомственная комиссия, в которую были приглашены три депутата Жогорку Кенеша (парламента. – "НГ") прошлого, пятого созыва, и на основе их рекомендаций принимал решение весь парламент. Депутаты парламента приняли соглашение за один день в трех чтениях. Тогда на заседании присутствовали 97 депутатов из 120. "За" проголосовали 90 депутатов, "против" – семь. Остальных на заседании в тот день не было по разным причинам. Работы по модернизации ТЭЦ начались в конце 2014 года, когда Сатыбалдиев уже не был премьер-министром, и завершились в августе 2017 года.

Другому экс-премьеру – Сапару Исакову инкриминируется, что в 2013 году, занимая должность заведующего отделом внешней политики аппарата президента, он якобы использовал свое политическое влияние, чтобы "вместе с группой лиц лоббировать интересы иностранной компании". И это несмотря на то, что в прессу попал служебный документ от 2013 года, в котором Исаков убеждает президента Алмазбека Атамбаева в том, что столичная теплоэлектроцентраль нуждается в модернизации. Он также привел список компаний – претендентов на заключение контракта с правительством по поводу работ. Последнее слово было за депутатами. Более того, из документа следует, что уже в 2013 году было известно о завышенной стоимости проекта.

Эксперты считают, что если в случае "гонений" на Исакова понятной причиной является его близость к экс-президенту Атамбаеву, то в случае с Сатыбалдиевым, по их словам, подоплека может заключаться в том, что он может рассматриваться действующей властью в качестве политического конкурента. "Южанин Сатыбалдиев, имеющий солидную поддержку в южных районах, включая узбекскую диаспору, ушел с поста премьера из-за развала парламентской коалиции и зарекомендовал себя на всех постах: мэр Оша; министр транспорта; спецпредставитель президента; вице-премьер; генсек ТРАСЕКА – как государственник. Он также руководил ликвидацией последствий трагических ошских событий 2010 года. С именем Сатыбалдиева также связаны такие эпизоды в российско-киргизских отношениях, как открытие генконсульства РФ в Оше, установление побратимских связей с Санкт-Петербургом, открытие прямых авиарейсов из Оша в Москву и Петербург", – сказал "НГ" на условиях анонимности чиновник в аппарате правительства Киргизии. По его словам, не столько идет борьба с атамбаевскими людьми, сколько нынешняя власть стремится найти крайних, быстро осудить их, дабы снять с себя ответственность за аварию на ТЭЦ и коррупцию при модернизации теплоэлектроцентрали.

По мнению генерального директора аналитического центра "Стратегия Восток–Запад" Дмитрия Орлова, в деле по модернизации ТЭЦ Бишкека "не должно быть крайних". "Отвечать должны все, начиная с Сатыбалдиева, не исключая нынешнего президента. Потому что именно при нем ТЭЦ Бишкека принимали в эксплуатацию. (С апреля 2016-го по август 2017 года Сооронбай Жээнбеков возглавлял кабинет министров Киргизии. – "НГ"). У каждого в этом деле есть своя мера ответственности за то, что произошло", – сказал "НГ" Дмитрий Орлов. Правда, как заметил эксперт, в СМИ появилась информация, что Сооронбай Жээнбеков отчет о сдаче ТЭЦ не подписал, и в этом случае возникает вопрос: как могли принять объект с неподписанной документацией? Он считает, что по закону Жээнбеков обязан разделить ответственность за аварию на ТЭЦ.

Источник - ng.ru

http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1533874560

 

БЕЗОПАСНОСТЬ 

Азиза Абдирасулова обратилась к президенту по ситуации в армии 

Руководитель общественного фонда «Кылым шамы» Азиза Абдирасулова обратилась к президенту страны Сооронбаю Жээнбекову с призывом обратить внимание на факты издевательств в вооруженных силах Кыргызстана.

По ее словам, в армии не прекращаются издевательства над молодыми солдатами.

Ранее в «Азаттык» обратились родители нескольких солдат, проходящих службу в воинской части Кой-Таш на полигоне «Ала-Тоо». В своих жалобах они утверждают, что военное руководство якобы заставляет призванных весной 2018 года солдат работать на других людей, выполнять разные поручения, при этом они подвергаются избиениям и наказаниям, выходящим за пределы устава.

Родители военнослужащих в связи со сложившейся ситуаций еще 8 июня обратились в ГКНБ и Военную прокуратуру. Бишкекская гарнизонная прокуратура 18 июня возбудила уголовное дело по статье 305 («Превышение должностных полномочий») Уголовного кодекса. В Генеральной прокуратуре дать комментарий по этому уголовному делу отказались.

https://rus.azattyk.org/a/29425358.html


Генштаб: Факты избиения солдат-срочников и использования их труда подтвердились 

Служебное расследование подтвердило факты избиения солдат-срочников и использования их труда в близлежащем населенном пункте. Об этом на пресс-конференции заявил начальник Управления правового обеспечения и противодействия коррупции Генерального штаба Темирбек Козуев.

По его словам, факты стрельбы под ноги, о которой говорят пострадавшие солдаты и их родственники, не подтвердились.

«Возбуждено уголовное дело по фактам превышения должностных полномочий и незаконного хранения оружия. Каждого виновного накажем. В настоящее время командир войсковой части отстранен от должности», — сказал Темирбек Козуев.

Солдаты срочной службы войсковой части 73809, расположенной в селе Кой-Таш, пожаловались правозащитникам на издевательства командиров. Они рассказали, что командиры вывозили их в близлежащий поселок и заставляли чистить навоз, ремонтировать чужую машину и копать арыки.

https://24.kg/obschestvo/93216/


Президент поручил привлечь к строгой ответственности командиров, устроивших дедовщину 

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков сегодня, 10 августа, принял секретаря Совета безопасности КР Дамира Сагынбаева.

Как сообщает пресс-служба президента, Дамир Сагынбаев доложил  о ходе расследования уголовного дела, возбужденного по факту привлечения военнослужащих войсковой части 73809 Сухопутных войск Вооруженных сил КР к работам, не обусловленным военной службой, а также неуставных отношений между военнослужащими, повлекшими причинение отдельным из них телесных повреждений.

Уголовное дело было возбуждено 18 июня 2018 года Военной прокуратурой Бишкекского гарнизона по признакам преступлений, предусмотренных ст.  305 ч. 1, 305 ч. 2 п. 3 УК Кыргызской Республики.

Были проведены необходимые следственные мероприятия, назначены судебно-медицинские экспертизы, заключения которых были получены в начале августа текущего года.

Следствием установлены виновные, в настоящее время рассматривается вопрос о привлечении их к уголовной ответственности.

Жээнбеков поручил Сагынбаеву тщательным образом изучить причины и условия, приведшие к нарушению законности и воинской дисциплины, допущенных командованием рассматриваемой воинской части, и принять превентивные меры по недопущению аналогичных фактов в других воинских подразделениях.

Кроме того, дано указание Военной прокуратуре привлечь к строгой уголовной ответственности виновных в рамках действующего законодательства Кыргызской Республики.

Напомним, что правозащитники «Кылым шамы» выявили в одной из воинских частей на полигоне «Ала-Тоо» факты неуставных отношений.

http://barometr.kg/prezident-poruchil-privlech-k-strogoj-otvetstvennosti-komandirov-ustroivshih-dedovshinu


Сооронбай Жээнбеков сдержал слово. Рабочую группу по реформе БДД возглавит Тамерлан Ибраимов 

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков сегодня, 10 августа, встретился с директором центра политико-правовых исследований Тамерланом Ибраимовым.

Во встрече приняли участие первый заместитель руководителя Аппарата президента Досалы Эсеналиев и секретарь Совета безопасности Дамир Сагынбаев.

Были обсуждены вопросы реформирования подразделений милиции, обеспечивающих дорожную безопасность.

В целях усиления правопорядка, защиты безопасности граждан принято решение создать рабочую группу, возглавлять которую предложено Тамерлану Ибраимову.

В состав рабочей группы войдут представители Аппарата президента, правительства, секретариата Совета безопасности и неправительственных организаций.

Также на встрече отмечено, что в первую очередь должна быть создана соответствующая законодательная база для начала работы в этом направлении.

Президент Сооронбай Жээнбеков отметил, что такие вопросы, как судебная реформа, обеспечение безопасности и правопорядка являются одними из важнейших задач, стоящих перед государством.

«Реформы в этих сферах — задача непростая и требует немало сил и времени. Но мы должны довести реформы до конца. Я ознакомился с вашей запиской, в ней изложены конструктивные идеи и мысли, которые должны быть реализованы. Нас ждет совместная, упорная работа», — подчеркнул Глава государства, обращаясь к Тамерлану Ибраимову.

Напомним, директор центра политико-правовых исследований Тамерлан Ибраимов вопросы реформирования безопасности дорожного движения озвучил во время встречи Президента Сооронбая Жээнбекова с представителями гражданского общества страны 19 июля 2018 года.

Тогда президентом было предложено ему внести аналитическую записку в целях создания рабочей группы по данному вопросу.

Сегодня на встрече состоялось детальное обсуждение вопроса, в результате принято решение создать рабочую группу во главе с Тамерланом Ибраимовым.

https://knews.kg/2018/08/10/sooronbaj-zheenbekov-sderzhal-slovo-rabochuyu-gruppu-po-reforme-bdd-vozglavit-tamerlan-ibraimov/


Третий день рождения Гайдукова: взрывное устройство было заложено в газоне 

Взрывное устройство, которым пытались убить российского бизнесмена Александра Гайдукова, было заложено в кусте на придомовом газоне. Об этом сообщили VB.KG источники в правоохранительных органах.

"Машина предпринимателя из РФ осталось неповрежденной. Осколки от взрыва ранили бедро и кисть Гайдукова, а также разметали траву по тротуару. Это было самодельное взрывное устройство", - подчеркнул источник.

Стоит напомнить, что согласно расследованию издания "Дело№", которое оно проводило два года назад, в шесть часов вечера субботы, 9 апреля того года, в центре Бишкека - на пересечении улицы Исанова и проспекта Чуй - прогремели два выстрела.

Стреляли в немолодого солидного мужчину европейской внешности, который за несколько секунд до стрельбы вышел из офиса в "элитном" доме и сел в припаркованную дорогую автомашину марки "Ауди Q7".

Напавший - мужчина азиатской внешности в спортивном костюме. Он приблизился к автомашине и дважды выстрелил в водителя из обреза, пробив стекло на двери. Затем выбросил обрез в арык и скрылся.

Водитель практически не пострадал, поскольку обладал великолепной реакцией - за мгновение до выстрелов он откинулся на сиденье и пули прошли мимо. Мужчине зацепило (видимо, осколками стекла) лишь руку. Госпитализация не понадобилась - бригада медиков со столичной станции скорой медицинской помощи, расположенной как раз по соседству, обработала рану на месте.

Александр Леонидович Гайдуков, согласно базе данных Министерства юстиции КР, является одним из трёх соучредителей ОсОО "Бишкек-Экспо", прошедшего перерегистрацию в Октябрьском районе столицы сравнительно недавно - в мае 2015 года. Руководитель фирмы - некто Эдиль Мырзалиев. Вид деятельности фирмы - производство пищевых продуктов.

"Бишкек-Экспо" - "единственная крупная компания Кыргызстана, производящая экологически чистые масла". Пищевое масло эта фирма производит из грецкого ореха, благо есть богатая сырьевая база - самый большой в мире реликтовый ореховый лес, арсланбобский. Мощности предприятия позволяют получать до 20 тысяч литров масла в год, причём, масла, соответствующего всем международным стандартам - на что получены сертификаты в России, Германии и Израиле.

Примечательно, что Гайдуков прошёл курс повышения квалификации в Стокгольмской школе экономики (Швеция). Является учредителем и директором агентства деловой информации "NS информ плюс". Ещё титулы - член Международного общества профессионалов разведки в сфере конкуренции (SCIP, США) и президент Санкт-Петербургской региональной ассоциации профессионалов безопасности бизнеса и деловой разведки.

В Кыргызстан Александр Гайдуков, по данным милиции, регулярно приезжает ещё с 1988 года, имея здесь крепкие связи с кем-то.

По данным источников "Дело№" в правоохранительных органах, автомашина "Ауди Q7", в которой был обстрелян бывший чекист Гайдуков, принадлежит Эмилю Бекбоеву, родному брату Замира Бекбоева. Он доводится Александру Гайдукову давним приятелем - вроде бы учились вместе. И Эмиль Бекбоев предоставил гостю из Санкт-Петербурга свой автомобиль.

Эмиль Исакович Бекбоев является директором строительной фирмы "Бабек ЛТД" (учредителем которой числится его отец). Но в Кыргызстане эту компанию больше привязывают к его высокопоставленному - в прошлом - брату.

Что примечательно, офис фирмы "Бабек ЛТД" в Бишкеке находится как раз на пересечении улицы Исанова и проспекта Чуй, где было совершено покушение на Александра Гайдукова.

"В последнее время у питерца Гайдукова в Кыргызстане появился ещё один бизнес - строительный. Он, насколько известно, выиграл тендер на строительство на территории российской авиабазы "Кант" православного храма в честь покровителя воинов - святого благоверного князя Александра Невского. В апреле прошлого года на торжественной церемонии закладки первого кирпича на фундамент будущего храма объективы фотокорреспондентов действительно запечатлели Гайдукова среди самых почётных гостей. По некоторым данным, это строительство Александр Гайдуков ведёт в партнёрстве со своим другом Эмилем Бекбоевым - то ли через компанию "Бабек ЛТД", то ли через какую-то другую фирму. И возможно, причина покушения кроется в этом", - подчеркивало тогда издание.

https://www.vb.kg/372728

 

ОБЩЕСТВО 

Учителей в Кыргызстане хватает? Минобрнауки о ситуации

Работа по распределению молодых специалистов в регионы ведется в сотрудничестве с 12 высшими и четырьмя средне-специальными учебными заведениями.

В Министерстве образования и науки корреспонденту Sputnik Кыргызстан прокомментировали ситуацию с кадровым обеспечением школ республики.

Отмечается, что к концу 2017-го в стране работали 79 963 учителя. В преддверии нового учебного года по школам распределили 1 745 молодых специалистов при потребности в 1 960 педагогах. Больше всего преподавателей не хватает в Чуйской и Джалал-Абадской областях.

"В сентябре распределенные выпускники прибудут на рабочие места. Таким образом, свободными останутся 215 вакансий. На них могут претендовать выпускники контрактных отделений, которых в этом году насчитывается 2,5 тысячи", — рассказали в министерстве.

Сообщается, что работа по распределению молодых специалистов в регионы ведется на постоянной основе в сотрудничестве с 12 высшими и четырьмя средне-специальными учебными заведениями.

В Минобрнауки также рассказали, что в рамках проектов Всемирного банка и АБР несколько десятков школ в республике получают статус инновационных — экспериментальных площадок для реализации новых методик преподавания, повышения квалификации педагогов и формирования навыков использования информационных систем. Их оснастят современным оборудованием и электронными библиотеками.

Дополнительно 540 общеобразовательных учреждений оснастят ноутбуками, роутерами и проекторами. Эти школы станут платформами для дистанционного обучения и проведения курсов повышения квалификации.

https://ru.sputnik.kg/society/20180810/1040560216/kyrgyzstan-minobrnauki-uchitelya-vakansii.html


Минобраз: Интернет есть в 67% школ Кыргызстана 

В прошлом году для школ закупили больше тысячи компьютеров

Оснащенность школ Кыргызстана Интернетом достигла 67 процентов. Об этом сообщили в пресс-службе Министерства образования и науки КР.

«В 2017-2018 учебном году Интернетом оснастили 67% школ, а также закупили 1 тыс. 304 компьютера для 249 школ», - говорится в сообщении.

В рамках формирования в школах республики цифровой образовательной среды ведомство также создало следующие продукты:

Платформы для дополнительного образования детей с 1 по 4 класс - iBilim и для детей с 5 по 9 класс – Билим Булагы;

Программу для автоматического подсчета заработной платы учителей «Открытый бюджет» на платформе Информационной системы управления образованием.

Продолжают работу платформы Lib.kg, где можно скачать в открытом доступе школьные учебники, и Кирлибнет - электронная сеть академических библиотек Кыргызской Республики.

Пресс-служба Министерства

образования и науки КР

https://vesti.kg/obshchestvo/item/53983-minobraz-internet-est-v-67-shkol-kyrgyzstana.html

 

ЭКОНОМИКА 

За полгода мигранты перевели в Кыргызстан $1,2 миллиарда

За январь-июнь 2018 года приток денежных переводов в Кыргызстан составил $1 миллиард 228,8 миллиона. Об этом сообщили в Национальном банке страны.

По его данным, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатель увеличился на $138,5 миллиона. Более 90 процентов денег перечислено из России — $1 миллиард 205,9 миллиона. На втором месте по объему переводов находится США — $11,8 миллиона.

В июне трудовые мигранты перевели в Кыргызстан $256,5 миллиона. Это на $5,5 миллиона меньше, чем месяцем ранее.

Из Кыргызстана в другие страны за полгода перевели $238,4 миллиона. Таким образом, чистый приток денежных переводов в страну оценивается в $990,4 миллиона.

https://24.kg/ekonomika/93163/


Доктор экономических наук — Низкий курс рубля — сезонное явление

Сегодня рубль и российский фондовый рынок обрушились из-за сообщений США о введении против РФ дополнительных, еще более жестких санкций. Курс доллара по отношению к рублю достиг максимума с ноября 2016 года.

Доктор экономических наук Толонбек Абдыров считает, что волнения экономик или падение курса валют других стран отражается и на Кыргызстане. В республике плавающий обменный курс, который подвержен подобному влиянию. Больше всего проблем из-за низкого курса рубля может быть у мигрантов.

«Это проблема для людей, которые работают в России. Падение курса рубля означает, что соотношение сома к рублю изменится. Те деньги, которые отправляют из России в Кыргызстан, будут не такими весомыми, как раньше. Это отрицательно повлияет на поступление средств в республику», — подчеркнул Абдыров.

При этом экономист призывает граждан не паниковать — «Не стоит сразу же бежать в обменку и менять деньги».

«Я думаю, это больше все-таки одномоментный и сезонный ажиотаж. Когда закончится лето, производство начнет работать, запустятся все процессы, ситуация начнет возвращаться к норме. Не должно быть никаких волнений», — заключил экономист.

http://ru.ekk.kg/doktor-ekonomicheskih-nauk-nizkiy-kurs-rublya-sezonnoe-yavlenie/


За полгода от акциза на товары, производимые в КР, поступило 1 млрд сомов, от товаров из стран ЕАЭС собрано 4,3 млрд сомов

Общий объем доходов государственного бюджета за январь-июль 2018 года составил 81 млрд 350,7 млн сомов или 99,5% от плана.

Как сообщает пресс-служба Минфина, сумма недопоступления составила 438,5 млн сомов.

В сравнении с соответствующим периодом предыдущего года общие доходы бюджета выросли на 1,2%, или на 982,7 млн сомов, в связи с ростом поступлений налоговых доходов.

Без учета грантов ГИ и средств специальных счетов план общих доходов выполнен на 100,7%. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года объем общих доходов без грантов ГИ и средств специальных счетов увеличился на 1 млрд 311,3 млн сомов, или на 1,8%.

Объем налоговых доходов за рассматриваемый период составил 64 млрд 481,4 млн сомов, или 100,1% от плана (сумма перевыполнения – 64,6 млн сомов). В сравнении с соответствующим периодом прошлого года налоговые доходы выросли на 9 млрд 204,5 млн сомов, или на 16,7%.

Государственной таможенной службой обеспечено налогов и платежей в размере 23 млрд 302,4 млн сомов или 100,3% от плана.

Исполнение плана по таможенным платежам по видам источников выглядит следующим образом:

- поступления по НДС на товары, ввозимые на территорию Кыргызской Республики из третьих стран, составили 13 млрд 34,4 млн сомов, или 101,7% к плану, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года поступления выросли на 47,5%;

- поступления по акцизному налогу на товары, ввозимые на территорию Кыргызской Республики из третьих стран, составили 120,2 млн сомов, или 127,2% к плану, по отношению к аналогичному периоду предыдущего года поступления налога выросли на 43,3%;

- поступления по налогам на международную торговлю составили 10 млрд 129,2 млн сомов, плановый показатель исполнен на 98,1% (темп роста к соответствующему факту 2017 года – 113,6%), в том числе по ввозным таможенным пошлинам в рамках ЕАЭС поступило 9 млрд 231,3 млн сомов (темп роста к соответствующему факту 2017 года – 110,8%).

За отчетный период Государственной налоговой службой собрано доходов в сумме 43 млрд 505,5 млн сомов, плановый показатель выполнен на 100,6%, без учета Кумтора план выполнен на 100,6%. По сравнению с соответствующим уровнем предыдущего года доходы ГНС выросли на 10,6% или на 4 млрд 171,1 млн сомов. Без учета Кумтора поступления выросли на 13,7% или на 4 млрд 852,9 млн сомов.

Налоговые доходы ГНС составили 41 млрд 179 млн сомов или 100% к плану. Без учета косвенных налогов в рамках ЕАЭС налоговые доходы ГНС составили 26 млрд 725,3 млн сомов. Плановый показатель выполнен на 98,6%. В сравнении с аналогичным периодом предыдущего года поступления налоговых доходов ГНС без учета косвенных налогов в рамках ЕАЭС выросли на 5,2% или на 1 млрд 316 млн сомов.

Фактические сборы подоходного налога, уплачиваемого налоговым агентом, составили 5 млрд 557,5 млн сомов, плановый показатель выполнен на 99%. По сравнению с соответствующим периодом предыдущего года поступления налога выросли на 8,7% или 445,1 млн сомов, что обеспечено ростом среднемесячной заработной платы.

Поступления налога на доходы лиц — нерезидентов КР составили 791,6 млн сомов или 88% к плану. По сравнению с соответствующим показателем предыдущего года поступления снизились на 43,1 млн сомов или на 5,2%.

Фактическое поступление по налогу на прибыль составило 2 млрд 557,8 млн сомов, или 99,2% к плану. В сравнении с соответствующим показателем предыдущего года поступления налога на прибыль выросли на 287,1 млн сомов или на 12,6%.

Поступления налогов на основе патента составили 1 млрд 461,9 млн сомов, или 102,3% к плану. Темп роста поступлений налога на основе патента к аналогичному периоду предыдущего года составил 108%.

Поступления по земельному налогу в целом составили 690,7 млн сомов, плановый показатель выполнен на 100,1%. Относительно соответствующего уровня предыдущего года поступления выросли на 7,9% или на 50,5 млн сомов.

Фактическое поступление НДС на товары и услуги, производимые на территории Кыргызской Республики, составило 6 млрд 570,1 млн сомов или план исполнен на 97,2%. По сравнению с соответствующим показателем предыдущего года сборы выросли на 5,5% или на 340,4 млн сомов.

Поступление НДС на товары, ввозимые на территорию КР из государств-членов ЕАЭС, за отчетный период составило 10 млрд 167,7 млн сомов. Плановый показатель выполнен на 105%. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года поступления выросли на 23,8% или на 1 млрд 952,3 млн сомов.

По налогу с продаж сборы составили 2 млрд 428,7 млн сомов, плановый показатель выполнен на 99,2%. В сравнении с аналогичным периодом предыдущего года поступления выросли на 8,5%.

Поступления по акцизному налогу на товары, производимые и реализуемые на территории КР, составили 1 млрд 89,7 млн сомов. Плановый показатель выполнен на 89,3%. По сравнению с соответствующим периодом предыдущего года сборы акцизного налога выросли на 10,7%.

По акцизному налогу на товары, ввозимые на территорию КР из государств-членов ЕАЭС, фактические сборы составили 4 млрд 286 млн сомов. Плановый показатель выполнен на 97,8%. По отношению к аналогичному периоду прошлого года поступления выросли на 12,4%.

Неналоговые поступления государственного бюджета за рассматриваемый период составили 14 млрд 337,2 млн сомов или 102,8% от плана. По отношению к соответствующему уровню предыдущего года сборы снизились на 3 млрд 813,6 млн сомов, или на 21%. Снижение поступлений наблюдается по прибыли Национального банка КР, плате за аренду, добровольным трансфертам и грантам единицам государственного сектора и прочим неналоговым доходам.

Поступления официальных грантов составили 2 млрд 532,1 млн сомов, плановый показатель выполнен на 73,9%. По отношению к уровню предыдущего года поступления грантов снизились на 2 млрд 890,4 млн сомов.

https://www.tazabek.kg/news:1464190


На 12,9 млрд сомов пополнился бюджет с начала года от выпуска государственных ценных бумаг

На 12,9 млрд сомов пополнился бюджет с начала года от выпуска государственных ценных бумаг, сообщает минфин КР.

За январь-июль 2018 года от выпуска государственных ценных бумаг в республиканский бюджет поступило 12 млрд 980,07 млн сомов.

Из них 1 млрд 852,9 млн сомов поступили от за счет размещения государственных казначейских векселей.  Больше всего денег бюджету принесло размещение государственных казначейских облигаций (ГКО) га 11 млрд 127,17 млн сомов.

ГКО со сроком обращения в десять лет проданы на 4 млрд 313,22 млн сомов.  семилетние ГКО принесли бюджету 2 млрд 482,15 млн сомов.

Так же, 1 млрд 517,78 млн сомов удалось заработать за счет пятилетних ГКО и 1 млрд 493,39 млн сомов — за счет двухлетних ГКО. Меньше всего продано трехлетние ГКО — на 1 млрд 320,63 млн сомов.

https://kyrtag.kg/ru/news/na-12-9-mlrd-somov-popolnilsya-byudzhet-s-nachala-goda-ot-vypuska-gosudarstvennykh-tsennykh-bumag


Нацбанк: Ситуация на валютном рынке Кыргызстана стабильная

Национальный банк постоянно отслеживает ситуацию как на внешних, так и на внутреннем валютном рынке, и в случае необходимости будет принимать соответствующие операции. На текущий момент ситуация на валютном рынке Кыргызстана стабильная. Об этом «Азаттыку» сообщили в пресс-службе НБ КР.

Объявление о введении Соединенными Штатами новых санкций против Москвы обернулось резким падением рубля, российских акций и облигаций. Российская валюта потеряла 3,1% по отношению к доллару, опустившись 8 августа до отметки 65,5 за доллар.

Вслед за этим курс казахского тенге 9 августа упал на 1,6% в сравнении с курсом предыдущего дня — до 354,06 тенге за доллар. Нацбанк Казахстана заявил, что снижение курса тенге стало следствием «обесценения российского рубля на фоне возросших рисков ужесточения режима санкций в отношении России и снижения цен на нефть».

При этом Нацбанк Казахстана заявил о готовности осуществлять интервенции для поддержания курса национальной валюты.

Россия и Казахстан являются одними из главных торговых партнеров Кыргызстана. Чаще всего изменение курса валют в этих странах отражается и на валютном рынке Кыргызстана.

Нацбанк Кыргызстана проводит интервенции для сглаживания резких колебаний курса доллара.

С начала 2018 года по 10 августа официальный курс доллара США по отношению к сому снизился на 0,9% с 68,8 до 68,1 сома. Национальный банк провел две интервенции по продаже иностранной валюты на сумму 13,55 млн долларов и две интервенции по покупке долларов на сумму 20,55 млн долларов США. Итого чистая покупка составила 7 млн долларов.

https://rus.azattyk.org/a/29425853.html


Модернизация ТЭЦ: задержан представитель китайской компании

Стало известно, что в Кыргызстане по делу вокруг модернизации Бишкекской ТЭЦ задержан представитель китайской компании ТВЕА Мусажан Макелек. В Государственном комитете национальной безопасности информацию пока не прокомментировали.

В заключении депутатской комиссии по изучению причин аварии на ТЭЦ Бишкека и расследованию рациональности использования кредита на ее модернизацию были указаны имена некоторых людей и предложено дать правовую оценку руководителям. По делу были задержаны чиновники во главе в бывшими премьер-министрами Сапаром Исаковым и Жанторо Сатыбалдиевым.

Первомайский районный суд города Бишкека 8 августа рассмотрел меру пресечения в отношении Мусажана Макелека и оставил его под стражей до завершения следствия - 13 октября.

В Верховном суде подтвердили, что вместе с ним срок содержания под стражей продлили и для экс-премьер-министра Жанторо Сатыбалдиева, бывшего руководителя «Электрических станций» Салайдина Авазова, экс-председателя Нацэнергохолдинга Айбека Калиева, его заместителя Жолдошбека Назарова.

Во время написания материала в ГКНБ не пояснили задержание Мусажана Макелека. Представитель депутатской комиссии по изучению причин аварии на ТЭЦ, депутат от фракции «Онугуу-Прогресс» Исхак Масалиев говорит, что задержание Мусажана Макелека было неожиданным:

- Впервые слышу о его задержании. В заключении комиссии нет ни слова о представителе китайской компании. Мое личное мнение – это внутреннее дело Кыргызстана. Все это сделали чиновники Кыргызстана.

Еще один член комиссии, депутат от фракции СДПК Аида Касымалиева подвергла критике задержание Мусажана Макелека. По ее словам, в этой истории много неясных моментов:

- По документам, с которыми мы ознакомились, в соглашении говорится, что китайская сторона сама контролирует расходование средств, какая техника будет закуплена и как будет проводиться работа. Большой новостью стало задержание представителя компании ТВЕА. Я считаю, что это неправильно. ТВЕА, китайская сторона сама должна была решить это. Другое дело, если бы они сказали: «мы проводим расследование по коррупционным делам или по подозреваемым, мы подведем свои итоги, сотрудничаем с кыргызской стороной и органами». Интересная ситуация складывается. Потому что в заключении комиссии имени этого человека нет.

Весной этого года во время дискуссий в парламенте и обществе вокруг ситуации на Бишкекской ТЭЦ на тот момент премьер-министр, находящийся сейчас под стражей Сапар Исаков заявил, что официальный Пекин недоволен спорами вокруг данного вопроса. Посольство Китая в Кыргызстане пока не прокомментировало задержание представителя китайской компании. Эксперт Расул Умбеталиев считает, что в рамках возбужденных уголовных дел необходимо дать правовую оценку действиям Мусажана Макелека.

- Все дела, нарушения закона делались через Мусажана Макелека. Считаю правильным его задержание. Члены правительства, главы правительств, некоторые депутаты напрямую работали с этим человеком. Дела китайской компании здесь вел Мусажан Макелек, незаконные действия проводились через него. Есть неподтвержденная информация о том, что в Китае к ответственности привлекают руководителей компании ТВЕА.

Мусажан Макелек сын ученого Макелека Омурбая – этнического кыргыза, гражданина КНР. В 2016 году на тот момент президент Алмазбек Атамбаев наградил энергетиков Кыргызстана и китайских партнеров за успешное завершение проекта «Датка-Кемин», среди них был и Мусажан Макелек, который получил почетную грамоту.

Модернизация Бишкекской ТЭЦ началась в 2014 году, официально работа была завершена в августе 2017 года. В рамках модернизации было построено два современных блока, мощность ТЭЦ увеличилась на 300 мегаватт, общая мощность достигла 812 мегаватт. Официальный Пекин выделил для этого кредит на 386 млн долларов. В соответствии с соглашением, все работы проводились китайской компанией ТВЕА.

Вначале года на ТЭЦ произошла авария, бишкекчане на пять дней в холода остались без отопления. Высказывались претензии по поводу нецелевого использования кредита и нерационального расходования средств, ГКНБ возбудил несколько уголовных дел.

В рамках этих дел задержаны около 15 человек, в том числе, бывшие премьер-министры Сапар Исаков и Жанторо Сатыбалдиев.

https://rus.azattyk.org/a/kyrgyzstan-makelek-china-tvea-gknb/29422524.html

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Мухаммедкалый Абылгазиев принял Посла Саудовской Аравии

Премьер-министр Кыргызской Республики Мухаммедкалый Абылгазиев принял Чрезвычайного и Полномочного Посла Королевства Саудовская Аравия в Кыргызской Республике Абдурахмана бин Саид Аль-Жума. Об этом сообщили в отделе информационного обеспечения Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

Премьер-министр отметил, что двусторонние отношения между Кыргызской Республикой и Саудовской Аравией развиваются путем наращивания политического диалога, экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества на взаимовыгодной основе в интересах двух дружественных народов.

«У нас имеются все основания для дальнейшего расширения торгово-экономического сотрудничества между двумя государствами. При этом взаимодействие в области туризма и привлечения инвестиций является одним из перспективных направлений двустороннего сотрудничества. Так, в настоящее время большую часть туристов из арабских стран, приезжающих в нашу республику, составляют туристы из Королевства Саудовская Аравия», - подчеркнул Мухаммедкалый Абылгазиев.

В свою очередь Абдурахман бин Саид Аль-Жума с удовлетворением констатировал, что разноплановое сотрудничество между странами развивается в духе партнерства и взаимоуважения.

«Саудовская Аравия всегда готова к конструктивному диалогу и намерена дальше продолжать развивать тесное взаимодействие с Кыргызской Республикой на взаимовыгодной основе. Кыргызстан интересен инвесторам из Саудовской Аравии, которые готовы приезжать и работать здесь. Подтверждая ваши слова, хочу отметить, что только за июнь-июль текущего года Кыргызскую Республику посетило порядка 7 тысяч туристов из Саудовской Аравии. Я уверен, что такая положительная динамика отвечает интересам обеих сторон», – сказал он.

В ходе встречи был обсужден широкий спектр вопросов в рамках Арабской координационной группы, включая реализацию социально значимых проектов, по которым ранее были достигнуты договоренности.

http://www.kabar.kg/news/mukhammedkalyi-abylgaziev-prinial-posla-saudovskoi-aravii/


Экономические связи между Кыргызстаном и Таджикистаном налаживаются - посол

В 2014 году экономические связи между Кыргызстаном и Таджикистаном практически были прерваны, товарооборот упал почти до нуля, сейчас он потихоньку поднимается. Об этом агентству «Кабар» рассказал Чрезвычайный и Полномочный посол КР в Таджикистане Мирослав Ниязов.

По его словам, в 2014 году отношения между странами были натянуты, границы были перекрыты, а предыдущий посол был отозван.

«Положение было действительно опасное и угрожающее. В это время, как раз я и приехал в Таджикистан. Сейчас можно говорить о том, что пограничные вопросы остались нерешенными, но вместе с тем, это перешло в русло дипломатических связей, то есть в более цивилизованные формы отношений. Надеюсь, что такая форма будет и впредь нести устойчивый характер»,- отметил он.

Посол добавил, что с 200 млн. долларов США товарооборот упал почти до 10 млн. Сейчас находится в пределах 30-50 млн. «Это очень низкий товарооборот, но это лучше чем ничего», - отметил Ниязов, выразив надежду, что в будущем эта цифра вырастет.

По поводу граждан он заверил, что в целом каких-либо притеснений по национальному признаку в Таджикистане нет. «Кыргызы полноценно участвуют в жизни страны, являются полноценными гражданами этой республики», - рассказал он.

http://www.kabar.kg/news/ekonomicheskie-sviazi-mezhdu-kyrgyzstanom-i-tadzhikistanom-nalazhivaiutsia-posol/


Корея подарит Кыргызстану списанную пожарную и медицинскую технику

В следующем году из Кореи в Кыргызстан транспортирую две кареты скорой помощи и две пожарные машины. Об этом сообщило Посольство КР в Корее.

В диппредставительстве рассказали, что накануне, 9 августа, чрезвычайный и полномочный посол Кыргызстана в Корея Кылычбек Султан встретился с

представителями пожарной службы города Сеул, в ходе которой обсуждались

вопросы предоставления помощи нашей стране в виде спасательной техники.

Глава одного из районных управлений пожарной службы Чонг Чжэ-ху рассказал кыргызскому послу, что по закону Кореи, спасательная техника по истечении сроков эксплуатации 5-8 лет подлежит списанию либо ее безвозмездно передают развивающимся странам.

Также пожарные Сеула сообщили, что по линии КОЙКА в следующем году планируется

реализовать проект по строительству в Кыргызстане 4 пожарных частей, в рамках которого будут направлены 12 пожарных машин.

«Также пожарная служба Кореи готова организовать тренинги для сотрудников МЧС КР и Минздрава КР по использованию современных пожарных и скорых машин на бесплатной основе. При этом корейской стороной будут оплачены авиаперелет, проживание и питание», — сообщили в посольстве.

https://knews.kg/2018/08/10/koreya-podarit-kyrgyzstanu-spisannuyu-pozharnuyu-i-meditsinskuyu-tehniku/


Посол попросил МВД КР усилить меры безопасности студентов из Индии

Заместитель министра внутренних дел Курсан Асанов провел встречу с послом Индии в КР госпожой Лакшман Савитри.

Лакшман Савитри отметила, что все студенты, которые проходят обучения в Кыргызстане, находятся сейчас на каникулах, и связи с предстоящим учебным годом, хотелось бы усилить со стороны контроль по безопасности студентов из Индии.

«Бывали случаи, когда происходит какой-то инцидент с нашими студентами. Посольство Индии узнает об этих происшествиях в последний момент», - отметила Лакшман Савитри.

В свою очередь Курсан Асанов отметил, что по данному вопросу ведется работа. По его словам, 6 августа в ГУВД Бишкека состоялась встреча сотрудников милиции и иностранных студентов. Студенты из Пакистана, Индии, Арабских стран и ряда других стран и сотрудники милиции обменялись между собой телефонными номерами.

Кроме этого, на данной встрече раздавались карманные справочники для сотрудников милиции и иностранных граждан, которые были разработаны совместно с международной неправительственной организацией ПиАрАй (PRI) в Центральной Азии и МВД КР.

Справочники специально подготовлены на русском и английском языках и содержат всю необходимую информацию для удобства при обращении иностранных граждан к сотрудникам милиции, перечень их прав и обязанностей, включая телефоны круглосуточной юридической помощи, а также требование для сотрудников милиции о вежливом и внимательном обращении с гражданами.

Кроме того, в настоящее время в рамках проводимых судебно-правовых реформ МВД запланировала ряд модернизаций ведущих служб, с использованием современных технологий, которые позволят исключить злоупотребление со стороны должностных лиц.

Курсан Асанов отметил, чтобы повысить уровень доверия населения, милиция должна быть ориентирована на оказание помощи гражданам, должна быть помощником всем гражданам без исключений.

В ходе встречи стороны обсудили вопросы сотрудничества с агентствами по туризму, о мерах безопасности иностранных граждан и другие важные вопросы.

http://www.kabar.kg/news/posol-poprosil-mvd-kr-usilit-mery-bezopasnosti-studentov-iz-indii/

 

 

Назад

Актуально

Фотогалерея


Видео


Статистика