Время полумер прошло: создание Министерства транспорта - кардинальное решение важнейших проблем в сфере транспорта

Узбекистан / Экономика    10 авг., 12:37, 2018 г.    123

Не секрет, что авиационный бизнес в Узбекистане требует серьезных реформ. Не первый год население жалуется на неоправданно дорогие авиабилеты НАК «Узбекистон хаво йуллари». Однако, судя по всему, несмотря на многолетнюю критику в свой адрес, НАК не планирует пересматривать свою ценовую политику, сообщает корреспондент Podrobno.uz.

Дорогие билеты покрывают убытки внутренних рейсов

НАК «Узбекистонхаво йуллари» на 100% является государственной и, наверное, в этом заключается вся проблема. Об этом заявил корреспонденту Podrobno.uz директор Центра исследовательских инициатив «Ma'no» Бахтиер Эргашев. 

"Дорогие авиабилеты – это одна из главных и наболевших проблем в стране. Но, прежде чем бросать камни в сторону НАК, необходимо разобраться, почему компания устанавливает высокие цены. Не все знают, что у нас внутренние рейсы убыточные, и НАК вынужден покрывать эти расходы за счет прибыли с международных рейсов. Это одна из главных причин, почему цены у НАК высокие", - сказал Бахтиер Эргашев.

Помимо этого, по словам эксперта, есть серьезные проблемы в системе корпоративного управления национальной авиакомпании. 

"Даже эксперты не имеют доступа к системе ценообразования авиабилетов, не говоря уже о рядовых гражданах. Это показатель того, что компания непрозрачная. Если бы люди знали, за счет чего формируется стоимость авиабилетов, то большинство вопросов были бы сняты с повестки", - считает Бахтиер Эргашев.

Часть проблем можно решить, если в стране появится министерство транспорта. Как известно, в мире есть только два государства, не имеющих выхода к морю, и граничащих исключительно со странами, также не имеющими выхода в мировой океан – это Узбекистан и Лихтенштейн. В связи с этим, хотим мы этого или нет, у нас всегда будут определенные проблемы со стоимостью перевозок и т.д., говорит Б. Эргашев.

"Также у нас всегда будет дорогой экспорт и импорт просто потому, что мы расположены географически далеко от морей. Самое удивительное, что, имея такую географическую особенность, мы до сих пор не создали в стране единое министерство транспорта, которое вырабатывало бы государственную политику в области транспорта, представляло и защищало бы интересы страны на международном уровне. Это парадокс", - заметил эксперт.

НАК не только коммерческий перевозчик

Национальная компания также реализует государственную политику в области авиаперевозок. Но компания не должна выполнять две функции, считает эксперт. 

"Если бы в стране функционировало министерство транспорта и под ним были бы коммерческие компании в лице НАК "Узбекистон хаво йуллари", АО "Узбекистон темир йўллари", Узбекского агентства автомобильного транспорта, тогда многих проблем в этой сфере сегодня не было бы", - заявил Эргашев.

Эксперт считает, что нужны институциональные изменения на самом высоком уровне по всей вертикали нашего транспортного сектора, которые приведут к освобождению национальной авиакомпании от несвойственных ей функций. НАК должна стать чисто коммерческой компанией.

"Возможно, государство решится продать часть своей доли в национальной авиакомпании, чтобы туда пришли инвесторы и улучшали систему корпоративного управления. Время покажет", - отметил он.  

При этом эксперт выступает против полной приватизации НАК. 

"Государство за четверть века вложило в эту компанию огромные деньги, полученные в кредит и лизинг. Кто за это заплатит?! И вообще любая страна должна иметь национальную авиакомпанию. Но я за то, чтобы на рынок авиаперевозок, как грузовых, так и пассажирских вошли другие компании. Нужно создать конкурентную среду, что только и позволит снизить цены", - заключил Бахтиер Эргашев. 

НАК нужно лишить госсубсидий 

Исполнительный директор туристической фирмы "Yasmina-tour" Искандар Ахмедов сообщил корреспонденту Podrobno.uz, что  НАК "Узбекистон хаво йуллари" давно пора отрезать от государственных субсидий, чтобы компания самостоятельно начала зарабатывать. 

"На данный момент большая часть расходов компании погашается за счет государственных средств, и это ненормально. Кроме того, у НАК необходимо забрать все аэропорты, чтобы компания не могла больше контролировать воздушную среду Узбекистана. Только так можно решить проблему с монополией в этой сфере", - считает Искандар Ахмедов.

По словам эксперта, сегодня все аэропорты страны находятся под полным контролем НАК, и это приводит к тому, что иностранные компании, желающие проложить маршрут к нам или через нас, вынуждены согласовывать свои действия с НАК, а не напрямую с аэропортом.

"Иностранные авиакомпании, которые прилетают в Узбекистан, вынуждены платить определенную сумму "Хаво", что сказывается на стоимости авиабилета.  В результате НАК зарабатывает, как на своих полетах, так и на полетах иностранных компаний. Из-за всего этого у нас не развивается авиасфера. Нет конкуренции, соответственно, нет развития", - считает И. Ахмедов.

При этом эксперт заметил, что в последние годы граждане Узбекистана стали пользоваться услугами авиакомпаний соседних стран.

"Не секрет, что многие наши граждане, преимущественно жители регионов Узбекистана, начали пользоваться услугами иностранных авиакомпаний. Так, например, наши граждане выезжают в Чимкент, Ош, и оттуда вылетают в третьи страны. Так им удается сэкономить несколько сот долларов. Например, можно купить путевку в Турцию за 600 долларов. В эту сумму входит не только стоимость билета, но проживание", - говорит собеседник Podrobno.uz. 

При этом Искандар Ахмедов отметил, что Таджикистан тоже с недавних пор начал суетиться в этом направлении.

"Например, недавно из Худжанта и Душанбе таджикская авиакомпания запустила чартерные рейсы в Анталию. Ожидается, что со следующего года они начнут снижать цены на свои билеты. Если это произойдет, то большое количество жителей южной части Узбекистана начнут летать через Таджикистан. Пассажиропоток у НАК заметно может снизиться", - сказал Искандар Ахмедов.

На данный момент, по словам эксперта, из стран Средней Азии в этом вопросе отстает только Узбекистан.

"Сегодня в среднем билет туда и обратно в ту же Турцию у "Хаво" стоит больше 1000 долларов. Для сравнения, в Чимкенте можно приобрести билет за 400 долларов. Разница налицо", - сказал И. Ахмедов.

Ташкент может стать авиахабом

В свою очередь юрист Мадина Очилова отметила, что даже иностранцы жалуются на дорогие билеты НАК.

"Национальной авиакомпании совместно с соответствующими государственными органами необходимо пересмотреть ценовую политику на авиабилеты. Цены должны быть более доступными, и за основу нужно брать среднюю заработную плату в Узбекистане. Ведь путешествовать все хотят, но не у всех есть возможность. Сегодня билеты у "Хаво" даже в соседние страны "кусаются", - сказала юрист.

Помимо этого, иностранные граждане, прибывающие в Узбекистан в служебных и деловых целях, также отмечают высокую цену авиабилетов местной компании, хотя заработные платы многих из них заметно отличаются от наших местных.

"Сегодня в стране активно развивается деловое партнерство с различными иностранными корпорациями и инвесторами. Для улучшения экономики страны и развития бизнеса в стране правительство нацелено на привлечение инвесторов. Наряду с "акулами" бизнеса, в Узбекистан прибывают иностранные инвесторы среднего и мелкого звена. В их числе есть и наши соотечественники, которые хотят открыть свое дело в Узбекистане", - говорит корреспонденту Podrobno.uz М. Очилова. 

Однако, по словам эксперта, подобного рода преграды их отталкивают, так как частые перелеты требуют внушительных средств.

"А ведь при желании из Ташкента можно сделать прибыльный авиахаб", - сказала Мадина Очилова.

 

https://podrobno.uz/cat/economic/vremya-polumer-proshlo-sozdanie-mi/


Назад

Актуально

Фотогалерея


Видео


Статистика