ДАЙДЖЕСТ СМИ КР за 9 августа 2018 г.

Кыргызстан / Общество    9 авг., 18:55, 2018 г.    94

ВЛАСТЬ 

Кыргызскую власть отстранили от экс-президента 

В стране завершилась «кадровая революция»

В Кыргызстане в среду пал последний оплот экс-президента Алмазбека Атамбаева — Бишкек. Депутаты избрали на пост столичного мэра Азиза Суракматова, который был безальтернативным кандидатом. Его предшественник Албек Ибраимов — близкий соратник и односельчанин господина Атамбаева — с 19 июля содержится в СИЗО, ему предъявлены обвинения в коррупции. В Бишкеке не исключают, что вскоре на допрос вызовут и самого экс-президента. Законопроект о снятии с него неприкосновенности уже готов.

За Азиза Суракматова проголосовали 43 депутата Бишкекского горсовета, против выступил лишь один. Говоря о своих планах на посту мэра, господин Суракматов заявил “Ъ”: столицу Кыргызстана «нужно выводить из депрессивного состояния». По его мнению, Бишкек стал «заложником постоянных политических конфликтов, в которых до экономических проблем города никому не было дела».

Избрание господина Суракматова на досрочных выборах мэра и стало следствием одного из таких политических конфликтов. Его предшественник Албек Ибраимов сейчас находится в СИЗО. Следственная группа разрабатывает 17 эпизодов коррупции, к которым он предположительно причастен. Среди них — хищение сотен тысяч долларов на военном заводе «Дастан», председателем правления которого господин Ибраимов был в 2011–2012 годах. Также в списке обвинений продажа земельного участка (ранее принадлежавшего заводу «Дастан») женой Албека Ибраимова президенту Атамбаеву для строительства им личного особняка. 27,5 га, по показаниям четы Ибраимовых, были проданы президенту всего за 33 млн сомов (около $500 тыс.). Восемнадцатым эпизодом в деле Ибраимова может стать сам факт строительства дома для президента: по некоторым данным, для финансирования работ на спецобъекте соратник главы государства привлекал в том числе и средства госпредприятий. По независимым оценкам, всего на строительство дома господина Атамбаева было потрачено около $5 млн.

Сам Алмазбек Атамбаев утверждает, что дом возводился исключительно на его личные средства. А в политсовете Социал-демократической партии Кыргызстана (основателем которой является господин Атамбаев) в связи с этим заявляли: «В демократическом государстве никому не запрещается иметь шикарные особняки, и каждый гражданин Кыргызстана может свободно купить элитную недвижимость, даже за границей».

Этим обвинения в адрес соратников господина Атамбаева не ограничиваются. Ранее в СИЗО были отправлены экс-премьеры Сапар Исаков и Жанторо Сатыбалдиев, депутат парламента Осмонбек Артыкбаев, директор ОАО «Национальная энергетическая холдинговая компания» Айбек Калиев и другие приближенные бывшего президента. Всем им предъявлены обвинения в коррупции. Некоторые из арестантов начали давать признательные показания. А один из подследственных, как сообщили источники “Ъ”, выразил готовность возместить казне $5 млн, полученных от реализации китайского кредита при реконструкции ТЭЦ Бишкека. Всего, как предполагают следователи, чиновники перевели на свои счета почти половину из $386 млн, якобы потраченных на ремонт ТЭЦ. В аппарате президента “Ъ” сообщили: представители занимавшейся ремонтом китайской фирмы ТВЕА, ранее отказывавшиеся от сотрудничества со следствием, начали предоставлять информацию и документы по использованию кредита кыргызской стороной.

При этом кыргызские спецслужбы не успели взять под стражу бывшего первого вице-премьера Аскара Шадиева и Икрамжана Илмиянова — самого доверенного советника экс-президента. Первый уехал в Нью-Йорк, а второй находится сейчас в Москве. На то, что они добровольно вернутся в Кыргызстан, следователи не рассчитывают.

В сентябре в парламенте начнут рассматривать законопроект о снятии неприкосновенности с самого экс-президента. Автор документа депутат Исхак Масалиев уверен: в случае его принятия в отношении господина Атамбаева будет возбуждено уголовное дело.

По мнению экс-кандидата в президенты на выборах 2017 года Темира Сариева, Алмазбек Атамбаев «рассчитывал на то, что и после ухода со своего поста будет теневым правителем Кыргызстана, но просчитался». Новому президенту Сооронбаю Жээнбекову понадобилось всего несколько месяцев для того, чтобы избавиться от кадрового наследия своего предшественника.

"Коммерсант"

http://www.inozpress.kg/news/view/id/53183


Кто возглавит аппарат президента? 

Наиболее вероятными кандидатами считают Болота Отунбаева и Иманкадыра Рысалиева

После отставки Фарида Ниязова в СМИ не утихают споры о том, кто может стать новым руководителем Аппарата президента, кресло которого пустует по сей день.

Так, по словам эксперта по госуправлению и экс-депутата Алишера Мамасалиева, на сегодняшний день есть три наиболее вероятные кандидатуры на пост руководителя аппарата президента.

- По данным нашей аналитической группы, больше всего шансов возглавить аппарат президента имеет посол КР в РФ Болот Отунбаев, - сказал он Vesti.kg. - Затем идет экс-вице-мэр Бишкека Айгуль Рыскулова, а на третьем месте - экс министр труда и соцразвития Иманкадыр Рысалиев.

Политолог Марс Сариев признался  Vesti.kg, что также считает наиболее вероятным и самым подходящим кандидатом на пост главы аппарата Болота Отунбаева.

- Бывший министр труда Иманкадыр Рысалиев, который не так давно занимал пост советника спикера Асылбека Жээнбекова, ближе всего к «семье», - отметил эксперт. - Он проверенный кадр. Но вы знаете, сейчас неоднозначный политический фон, поэтому я не соглашусь с теми прогнозистами, которые ставят его на первое место. В другой ситуации он, возможно, имел бы шанс. Но последние события - выборы мэров, ситуация с Конгантиевым, Матраимовым, Шадиевым и другими - как бы создают другой фон. Ведь с назначением Иманкадыра Рысалиева пойдут не очень хорошие разговоры. То есть политическая ситуация только усугубится. Поэтому они вынуждены будут делать совершенно ассиметричный ход. По моему мнению, Болот Отунбаев - наиболее подходящая фигура, чтобы снять напряженность с последними выборами мэров Оша и Бишкека.

Политолог уверен, что даже у Айгуль Рыскуловой шансы возглавить Аппарат главы государства больше, чем у Иманкадыра Рысалиева.

- Рыскулова могла бы претендовать на этот пост, потому что она очень опытный аппаратчик, - продолжил Марс Осмонкулович. - И она с севера, что на данный момент является немаловажным фактором. Но почему-то мне кажется, что Болот Отунбаев все равно является более предпочтительной фигурой.

Политолог Зайнидин Курманов согласился с коллегой в том, что названные им чиновники имеют шансы занять освободившийся пост. Однако он полагает, что шансы всех троих равны. Эксперт убежден, все зависит от того, какие цели и задачи будут стоять перед руководителем Аппарата президента.

- Все три кандидатуры достаточно сильные и у каждого есть сильные и слабые стороны, - сказал он в разговоре с Vesti.kg. - Иманкадыр Рысалиев имеет большой опыт в организации политических процессов, что и требуется главе аппарата. Что касается Айгуль Рыскуловой, то она показала себя хорошим менеджером. Болот Отунбаев менее известен в широких кругах, но тоже имеет хороший опыт. Поэтому все зависит от того, что будет в политике приоритетнее. С точки зрения нажима на экономику, то предпочтительнее здесь будет Иманкадыр Рысалиев. Если речь идет о гендерном балансе и все такое, то подходит Айгуль Рыскулова. Если есть необходимость сделать акцент на внешнюю политику, то в этом плане больше подойдет Болот Отунбаев.

Напомним, ранее эксперт по госуправлению Алишер Мамасалиев говорил Vesti.kg, что назначение нового руководителя аппарата президента затягивается, поскольку в функции руководителя аппарата главы государства входит очень  широкий спектр вопросов по реализации политики президента.

- От будущего руководителя аппарата очень многое зависит. Он должен уметь  правильно ставить приоритеты и, что самое важное, налаживать эффективные коммуникации с политическими оппонентами,  неправительственным сектором  и, конечно же, медийным сообществом, - сказал он.

https://vesti.kg/politika/item/53950-kto-vozglavit-apparat-prezidenta.html


Посредственные кадры пришли на должности 

Выступая в парламенте, Сооронбай Жээнбеков говорил, что не будет назначать на большие, ответственные должности знакомых и родственников, что при назначении будут учитываться профессиональные качества. Но тяжело в это верить после последних назначений, которые вызвали крайнее удивление у общественности.

Само назначение Мухаммедкалыя Абылгазиева на должность премьер-министра можно объяснить тем, что он работал в правительстве Жээнбекова. Еще тогда он не свернул горы, старался проявлять как можно меньше инициативы. Став премьером, он не изменил себе.

Вслед за правительством пришло время назначать и полпредов правительства в областях, или губернаторов, как выразились бы раньше. Так как у премьера не хватало инициативности в этом деле, назначения в основном происходили со стороны президентских структур. Последним был назначен на должность полпреда правительства в Иссык-Кульской области Акылбек Осмоналиев. Этот джигит – уроженец Ноокатского района, и вряд ли он знает особенности местного населения. Но важнее всего не это, а то, что на предыдущем месте работы он не добился каких-то результатов. Осмоналиев в основном был занят на кабинетных, аппаратных должностях, тем удивительно то, что он совершил прыжок на ответственную должность.

Руководитель аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» Дмитрий Орлов говорит: «Тепло ли примут его жители побережья нашего озера? Я бы не осмелился связать это с местом рождения чиновника. Вы знаете, в регионах, в которых я побывал, полно людей великодушных. Но хороший человек – это не профессия. Судя по тому, что я знаю, народ на Иссык-Куле непростой, может даже не принять земляка. Наверное вы помните, как они держали в заложниках Каптагаева. А ведь он был местным. Вряд ли Осмоналиева возьмут в заложники, но все чиновники рискуют провалиться в работе. Но дело даже не в этом. Что может этот человек, каков его опыт на руководящей должности, вот в чем вопрос. Судя по биографии, Акылбек Осмоналиев не руководил ничем важным, кроме Нацстаткома».

Откуда появилась фамилия Осмоналиев? Достаточно взглянуть на биографию. В 2000-2004 гг. он был помощником Сооронбая Жээнбекова, заместителя председателя Палаты народных представителей Жогорку Кенеша. Вот тогда их пути сошлись. К слову, их базовое образование схожее, Осмоналиев тоже зоотехник. Профессия всегда нужна. Но достаточно ли ее для управления целой областью?

Иссык-Кульская область славится финансовыми потоками, в том числе теневыми. Если и не учитывать «Кумтор», который выделяет деньги в специальный фонд для нужд региона, там есть хозяйства по заготовке леса (в том числе незаконной), охотничьи хозяйства для иностранцев и т.д. Все это нужно держать под контролем. Поэтому для страны важно, кто сидит на посту полпреда правительства в упомянутой области.

Дмитрий Орлов продолжает свою мысль: «Сейчас назначают на должности посредственных людей, которые ничем не выделяются. Абылгазиева сделали премьер-министром, Суракматова – мэром Бишкека, Сарыбашева – мэром Оша. Теперь назначили и Осмоналиева. У него нет «истории успеха», существенных достижений. Они не могут помочь президенту укрепить позиции, потому что президенту самому придется отвечать за эти назначения».

В общем, пример, связанный с Иссык-Кульской областью, полностью противоречит словам президента. Да, речь идет о преданном ему человеке. Это старый знакомый, который самостоятельно ничем не руководил. Если эти сравнения уместны, то нет необходимости продолжать беседу. Этот кадр назначается на должность, где нужно наладить отношение с народом, который непредсказуем в гневе. Справится ли? Поживем – увидим.

https://www.gezitter.org/politic/72251_posredstvennyie_kadryi_prishli_na_doljnosti/print/

 

ПОЛИТИКА 

Эмильбек Каптагаев: «Пока еще я не смог заметить признаков самоуправной политики как во времена Атамбаева» 

Не прошло и 4–х месяцев с начала работы Айнур Абдылдаевой министром юстиции, Мурата Мукамбетова руководителем аппарата правительства-министром, как их сняли с должности. На вопрос портала SUPER.KG: «О чем могут говорить эти кадровые изменения?» - ответил политический деятель Эмильбек Каптагаев.

По мнению общественного деятеля Эмильбека Каптагаева, сейчас кадровая политика в стране в руках коалиции, состоящей из 4-х фракций и президента.

«Думаю,  наверное, будет правильно относиться с пониманием к сегодняшней смене кадров, будь то к членам правительства, или других структур исполнительной власти. Ведь в стране сменилась власть, рухнула самоуправная личная власть Атамбаева. Сейчас и президент, и глава правительства новые. Они начали чувствовать вес тяжелой ноши, взваленной на шею тяжелой ответственности. Они отчетливо начали видеть обязательства, подлежащие выполнению перед народом, перед государством. У них рождаются новые мысли, новые мнения, новые планы. Следовательно, меняется мнение также к кадрам, их способностям, это тоже естественно. Хорошо знаю ставшую министром юстиции Айнур Абдылдаеву, ставшим главой аппарата Мурата Мукамбетова. Они оба опытные сотрудники с глубокими знаниями. Если поручат какую-то другую сферу, они без понуканий смогут справиться с работой. Поэтому думаю, что правительство еще использует потенциал их обоих. На вопрос «кто решает кадровый вопрос?» ответить однобоко невозможно. Ведь власть в стране находится в руках коалиции, состоящей из 4-х политических партий. Состав правительства определяют эти 4 фракции, их менения будут учтены, вместе с тем обязательно будет и влияние президента. В определенной мере будет принята во внимание его точка зрения. Но могу точно сказать одно –  я пока еще в кадровом вопросе не смог заметить  признаков самоуправной  политики как во времена Атамбаева»,- сказал Каптагаев.

https://www.gezitter.org/politic/72224_emilbek_kaptagaev_poka_esche_ya_ne_smog_zametit_priznakov_samoupravnoy_politiki_kak_vo_vremena_atambaeva/print/


«Райым-миллион» может стать детонатором обострения политической обстановки» 

По мнению эксперта, ситуация вокруг Райымбека Матраимова в при любом исходе может создавать правительству проблемы

Правительству придется подавать апелляцию в ответ на решение Первомайского суда о восстановлении в должности бывшего замглавы Таможенной службы Райымбека Матраимова. Но исход дела в любом случае приведет к образованию «политических ножниц», считает общественный деятель Расул Умбеталиев.

Он напомнил, как развивались события:

23 ноября 2017 года тогда еще действующий премьер-министр Сапар Исаков освободил от должности зампредседателя Государственной таможенной службы КР Райымбека Матраимова «в связи с утратой доверия».

19 апреля 2018 года депутаты Жогорку Кенеша проголосовали за вотум недоверия правительству Сапара Исакова. И в тот же день президент Сооронбай Жээнбеков подписал указ об отставке правительства.

26 апреля 2018 года Матраимов подал иск в Первомайский районный суд на правительство и Таможенную службу, обвиняя их в своем якобы незаконном увольнении.

25 июля 2018 года судья Первомайского районного суда Алмаз Калыбаев вынес решение о восстановлении в должности заместителя председателя ГТС КР Матраимова.

«Представители ответчика – работники правительства и таможни не проявили активности, не стали просить судью отказать в рассмотрении искового заявления и оставили решение на усмотрение суда, - пишет Умбеталиев. – По истечении 30 дней решение районного суда должно вступить в законную силу, если ответчик не подаст апелляционную жалобу во вторую судебную инстанцию».

6 августа в правительство наконец поступило решение судьи Первомайского районного суда о восстановлении Матраимова в должности.

«В целях оправдания и обеспечения политического алиби правительство будет подавать апелляционную жалобу на решение районного суда в коллегию Бишкекского городского суда, - рассуждает общественный деятель. - Представители правительства и таможни вновь «не будут гнать лошадей», не будут просить коллегию горсуда об отмене решения первой судебной инстанции и оставят принятие постановления на усмотрение второй судебной инстанции. А коллегия Бишкекского городского суда оставит без изменения решение судьи Первомайского районного суда по восстановлению Матраимова на прежнюю должность. И оно вступит в законную силу».

Расул Умбеталиев считает, что «Райым-миллион» показал свои возможности и силу, хоть и с помощью других политических фигур. Он предполагает, что после этого как из рога изобилия могут политься иски со стороны чиновников, уволенных в связи с утратой доверия.

«В случае обострения политической ситуации в республике правительство будет заявлять, что исполнительный орган предпринял все необходимые меры по отмене решений судов первой и второй инстанций, - говорит эксперт. - Но «справедливые» суды приняли несправедливые постановления. Это создает так называемые «политические ножницы».

Общественный деятель отмечает, что правительству вроде как надо оставить Матраимова на должности «за политические и экономические заслуги». Но с другой стороны, это может вылиться в недовольство гражданского общества и отдельных политических сил.

«Поэтому после проведения Всемирных игр кочевников, с началом осенней сессии депутатов ЖК КР, одиозная фигура «Райым-миллион», возможно станет детонатором и возбудителем обострения политической обстановки в стране», - предполагает эксперт.

https://vesti.kg/politika/item/53951-rajym-million-mozhet-stat-detonatorom-obostreniya-politicheskoj-obstanovki.html

 

БЕЗОПАСНОСТЬ 

Дождь потушил крупный природный пожар на границе Казахстана и Кыргызстана. В ходе тушения погиб егерь 

Дождь помог потушить крупный природный пожар, с которым почти неделю боролись пожарные Казахстана и Кыргызстана, передает Kazakhstan Today со ссылкой на официального представителя КЧС МВД РК Руслана Иманкулова.

«По природному пожару в Жамбылской области: ночью в горах прошел дождь, обстановка стабилизировалась, открытого горения не наблюдается. На месте работают 56 человек, 5 единиц техники и вертолет "МИ-705", имеются отдельные очаги тления на высокогорье. Распространения огня нет. Вертолет осуществляет облет и сброс воды (сброшено 9 тонн) в труднодоступных местах, также переброска личных сил на высокогорье», - сообщил представитель ведомства.

Как сообщалось ранее, 5 августа, во второй половине дня, в сельском округе Акыртас Жамбылского района Жамбылской области в труднодоступной горной местности произошло загорание сухой травы на предварительной площади 200 гектаров. Пожар начался на трансграничной территории с Таласской областью.

После поступления сообщения о пожаре были направлены силы и средства Службы пожаротушения ДЧС Жамбылской области, лесных хозяйств Т.Рыскуловского и Жамбылского районов и добровольных пожарных формирований местных исполнительных органов. Всего 84 человека и 10 единиц техники.

В ходе тушения пожара упал с высоты и скончался на месте лесник-егерь Акыртюбинского лесхоза, 1972 года рождения.

По информации МЧС Кыргызстана, на территории страны также проводится тушение степного массива.

https://ca-news.org/news:1463993


Покладистые жены вместо водки. Зачем Киргизии контролировать число мечетей и проповедников 

Киргизия – единственная страна бывшей советской Азии, где вопросы религии контролируются государством довольно слабо. Здесь хаотично возводятся новые мечети, число которых уже превышает количество школ, на улицах все больше женщин, закрывающих лицо, и все больше магазинов, закрывающих торговлю сигаретами и алкоголем именно из-за религиозных соображений. Религия заполняет вакуум из-за отсутствия в стране национальной идеи, говорят эксперты. И предупреждают, что отсутствие контроля за этой сферой со стороны государства чревато опасностями.

Весьма либеральное законодательство Киргизии в религиозной сфере давно вызывает беспокойство у гражданского общества. Очевидно, что догматы веры уже привели значительным, по сравнению с другими странами региона, изменениям в стране. Помимо строительства новых мечетей и увеличения количества женщин, публично исполняющих религиозные предписания, появляются и более экзотические признаки исламского «наступления». Так, в Бишкеке появился мусульманский пансион для девушек, из которых готовят «покладистых жен», а в некоторых магазинах, особенно на юге Киргизии, перестали продавать алкоголь и сигареты.

Все это особенно хорошо видно, если ты вернулся в страну после некоторого отсутствия. По улицам ходит множество мужчин в мусульманских костюмах камис, на рынках появились многочисленные контейнеры с мусульманской одеждой. В одном только в Бишкеке возвели около пяти новых больших мечетей.

Примечательно, что в июле 2017 года Исламский университет получил от Министерства образования и науки лицензию на ведение образовательной деятельности в сфере теологии. А в июне 2018 года в теологическом колледже при Киргизском государственном университете имени Арабаева состоялся первый выпуск теологов с дипломами государственного образца.

Куда и откуда идут деньги

– Мы наблюдаем такие же тенденции, какие видите вы, и особенно ярко они прослеживаются на юге страны. Одежда, мечети – это внешние признаки. Важно пообщаться с людьми и понять, держат ли они пост, ходят ли в мечети, читают ли намаз, и вы увидите, что вектор развития общественного сознания движется именно в эту сторону, – говорит руководитель Центра изучения общественного мнения и прогнозирования «Эл-Пикир» Эльвира Илибезова.

Она подчеркивает, что в целом религия – это неплохо, однако важно не упустить момент радикализации.

– К сожалению, у нас в этом плане ничего не прорабатывается ни на государственном уровне, ни на уровне муфтията, – замечает эксперт. – Я знаю, что были попытки обозначить критерии радикализации, определить, что такое радикальный ислам, и почему два человека, которые исповедуют эту религию, такие разные: один уже радикал, а другой нет?

И действительно, государство в Кыргызстане практически не занимаются исследованиями, касающимися религии. Гораздо активнее в этом смысле иностранцы. Три крупнейшие аналитические компании страны подтвердили «Фергане», что они проводят довольно много исследований в области религиозных вопросов. Однако исследования эти проводятся только по заказу иностранных компаний, при этом все они являются закрытыми.

Проблема, по мнению Илибезовой, состоит также в том, что в государственных структурах, которые курируют конфессиональные вопросы, нет чиновников, умеющих анализировать ситуацию и прогнозировать, как могут развиваться события дальше.

Отвечая на вопрос, можно ли ожидать исламизации страны, эксперт отметила, что Киргизия идет именно в этом направлении, «причем складывается впечатление, что процесс этот совершенно не регулируемый – ни государством, ни муфтиятом». По словам Илибезовой, сейчас самое важное – отслеживать, откуда и какие финансовые потоки приходят в религиозную сферу в Киргизии.

– Проанализировав эти потоки, можно увидеть, что они идут на организацию различных течений ислама (это видно по мечетям разного архитектурного строения), что может вызывать столкновения их сторонников. Истории других стран показывают, что конфликты на этой почве – явление не новое. Муфтият должен определиться с направлением ислама и выстроить развитие религии так, чтобы в стране не происходили конфликты на этой почве. Государство в этом вопросе должно идти рука об руку с муфтиятом. Да, у нас религия отделена от власти, но когда есть нехорошие симптомы, и вопрос касается безопасности страны, стороны должны сотрудничать, – считает Эльвира Илибезова.

О том, на чьи деньги строятся мечети, иногда сообщают госорганы. В июне автору этих строк пришло сообщение из киргизского парламента, в котором говорилось, что «торага Жогорку Кенеша Дастанбек Джумабеков посетил новую мечеть в Бишкеке, которая станет самой большой на территории Кыргызстана. На ее строительство турецкая сторона выделила 25 миллионов долларов».

На месте нынешней Центральной мечети в Бишкеке также планируется возвести новое здание вместимостью 7 тысяч человек. Строить мечеть будет компания из Саудовской Аравии.

Стоимость строительства самой крупной мечети в Оше, которая была открыта в июне 2012 года, составляла 1 миллион 200 тысяч долларов. Половина суммы была перечислена донорами из Объединенных Арабских Эмиратов, оставшаяся часть – Всемирной Ассамблеей молодежи.

Определенная нетерпимость к другим религиям в стране уже ощущается, хотя это отмечалось и десять лет назад. Так, осенью 2016 года в Ала-Букинском районе Джалал-Абадской области местные жители и имамы сначала запрещали хоронить свою односельчанку, а потом, когда тело все же было захоронено, потребовали его эксгумации. Они объяснили это тем, что кладбище – мусульманское, а женщина при жизни придерживалась христианско-баптистского вероучения. В итоге покойную трижды предавали земле, а имамы требовали выкопать ее даже тогда, когда она была захоронена на христианском кладбище.

Мечеть вместо школы

В 2017/2018 учебном году в республике действовало 2.262 дневных общеобразовательных учреждения, что на 26 школ больше по сравнению с предыдущим 2016/2017 учебным годом, и на 61 школу больше, чем в 2012 году. Вузов же в Кыргызстане — 56. При этом в стране 3.257 религиозных организаций, из которых исламских – 2.856, в том числе 2.647 мечетей и 107 медресе.

Однако, стоит в разговоре с чиновниками заметить, что, возможно, это не совсем правильно, когда в стране больше мечетей, чем школ, те называют это сравнение некорректным и советуют сравнивать количество школ и медресе. По логике - подход верный, а на деле?

Комментируя указанное сравнение, Эльвира Илибезова напомнила, что Киргизия – это светское государство и кроме свободы вероисповедания у него есть такое обязательство, как доступ граждан к качественному образованию.

– То, что количество мечетей превышает количество образовательных учреждений – нехорошая тенденция, – отмечает эксперт. – Например, несколько лет назад обеспеченность детскими садами в сельской местности составляла чуть больше 20%. А так называемая обеспеченность доступа к мечетям – намного лучше. Охват дошкольным образованием в 2018 году достиг лишь 24%, 187 тысяч детей посещают 1390 детских сада, из которых 1248 – государственные и муниципальные, и лишь 14 – частные, сообщил Минобраз КР 3 августа.

В продолжение темы Илибезова рассказала, что исследования, касающиеся функционирования мечетей, «Эл-Пикир» проводит с 2000 года. И уже тогда молдо просили разрешить обучать детей чтению и математике в мечетях, аргументируя это тем, что в школах обучение платное, и не все могут себе его позволить. Священнослужители утверждали, что раз к ним все равно ходят дети, особенно из бедных семей, они готовы обучать их азам образования.

– Затем этот вопрос поднимался перед Минобразом, которое было категорически против этой идеи, – говорит Илибезова. – Лет через 5–7 работники мечетей стали говорить, что им надо отдать и другие школьные предметы. Я считаю, что категорически нельзя допустить этого, иначе мы получим поток людей, которые пойдут в мечети и непонятно, чему их там будут учить.

Эльвира Илибезова также затронула проблему вопиющей неграмотности населения в вопросах религии. В этом смысле народное сознание, по ее мнению, «как непаханое поле, где можно сеять, все что угодно». А в результате этого в стране уже появляются села, где исповедуют запрещенные течения ислама. Этим летом неоднократно писали о проживающих в селах семьях, которые, являясь приверженцами запрещенных в стране организаций, используют религию как повод, чтобы не пускать детей в школы.

– Люди в этом не виноваты, они верят тому, что им говорит молдо, который считается «уважаемым человеком». Поэтому важно контролировать эту сферу. Но в стране сложилась такая ситуация, которая чревата рисками в будущем, – подытоживает эксперт.

Ситуация не контролируется

Киргизия остается единственной страной в регионе, где государство предпочитает не вмешиваться в вопросы религии даже минимально. В этом году, однако, власти решили заявить о своем присутствии и внести поправки в Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР». Проект уже вынесен на общественное обсуждение.

О планируемых изменениях в интервью «Фергане» рассказал заместитель директора Государственной комиссии по делам религий Закир Чотаев. Первым делом чиновник заверил, что «религиозная ситуация в стране находится под контролем, и страна не поздно занялась вопросом регулирования религии».

По словам Чотоева, власти в обязательном порядке проводят регистрацию религиозных организаций и проверяют деятельность медресе. Сейчас в стране зарегистрировано более 100 медресе, из них работает около 80. В 2016 году Госкомиссией было закрыто 7 медресе.

– Общее регулирование религиозного образования прописано в законе «О свободе вероисповедания и религиозных организациях». Однако там были две статьи общего характера о том, что учебное заведение должно пройти учетную регистрацию в нашей Госкомиссии и предоставить учредительный документ. В проекте закона «О внесении изменений в Закон КР «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР», наши регулятивные положения религиозного образования расширяются. Будут прописаны принципы и критерии предоставления религиозного образования. Также будет разработано положение о том, как должно предоставляться религиозное образование, основой к которому станет наш законопроект, – рассказывает Чотаев.

При этом он не соглашается с утверждением, что в Киргизии, по сравнению с соседями, в религиозной сфере - разброд и шатание.

– В этом вопросе у нас либеральный подход, – уточняет чиновник. – Нам надо выстроить нормальную законодательную базу, что мы и пытаемся сделать. Но существует много различных групп, которые противостоят нам. Тем не менее, мы закон ужесточаем. Например, в действующем законе запрещается вовлечение детей в религиозные организации, но это положение не работает. Разве можно запретить приводить детей в церковь? Это ненормально. Не думая, ввели это положение. А надо, чтобы все нормы закона работали. Так как у нас родители ответственны за духовное воспитание детей, в новом законе мы прописали, что вовлечение в деятельность религиозных организаций несовершеннолетних запрещается, но добавили, что «в присутствии и с разрешения родителей несовершеннолетние могут посещать религиозные обряды и ритуалы».

Еще один запрет касается подомового обхода с целью распространения религиозных взглядов.

– В действующем законе запрещается обход с целью распространения религиозной литературы, так как к нам поступает много жалоб на Свидетелей Иеговы и товарищей, которые распространяют религию, обходя дома, – поясняет Чотаев. – Эта новая практика пришла к нам из Южной Азии, у нас дават (проповедь в исламе – прим. «Ферганы») всегда проводился в мечети. Сейчас считается, что распространять религию нужно путем обхода домов (это практика распространения Таблиги джамаат, которая пришла к нам с Юга). Поэтому в новом законе мы прописали, что запрещается обход домов с целью распространения религиозных взглядов. На нас обрушилась волна критики со стороны мусульманских и христианских организаций, которые занимаются таким обходом, поэтому мы пошли на консенсус и добавили положение, что при этом не ограничивается право представителей религиозных организаций приглашать граждан на свои собрания.

Комментируя бурное строительство мечетей, Чотаев замечает, что «до независимости в стране было не более 40 мечетей, а после получения независимости граждане, которые имели вакуум в религиозном воспитании, начали активно вовлекаться в религию»:

– Во-первых, стало модным строить мечети. Во-вторых, происходит вливание финансовых средств, которые нужно контролировать. В-третьих, наблюдается повышение интереса к нашей стране со стороны миссионеров зарубежных исламских центров. Отсюда и возникла такая тенденция. Поэтому в законе также говорится о реформировании системы религиозного образования. Нам необходимо ставить свою систему религиозного образования, а не зависеть от зарубежных центров. Сейчас в школы с 9 класса вводится курс (пока в виде пилотного проекта) истории религиозной культуры, чтобы подростки не были уязвимы для религиозной пропаганды.

Чотаев уверен, что интерес к религии повышается во всем мире, а внутренняя тенденция связана с ситуацией в стране, которая долгое время находилась вне религиозного контекста:

– Началась активная пропаганда со стороны религиозных миссионеров. Тенденция не совсем здоровая. Хотя мы говорим о том, что быть религиозным человеком не плохо, но не надо нарушать законы страны. Проблема в том, что под видом интереса к религии распространяется радикализм и экстремизм. Однако силовые структуры держат ситуацию под контролем.

Ковать религиозные кадры

Директор независимого аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов называет происходящее в религиозной сфере страны «естественным заполнением религией вакуума после 70 лет атеизма»:

– Аналогичная ситуация и в других странах региона, но там она жестче контролируется. Дело в том, что ни одна из властей не предоставила своим гражданам национальную идею, которую сейчас замещает религия. Кроме того, процесс убыстряется за счет современных технологий и глобализации. Государство не смогло вовремя перехватить инициативу и дать стране идеологию. Это усугубляется тем, что на фоне высокой коррупции имеет место недоверие населения, особенно молодежи, к властям. Проведите опрос на тему индекса доверия к власти, и вы получите страшную картину. Особенно это чувствуется в Киргизии после двух смен власти, которые привели не к положительным изменениям, а, наоборот, к росту коррупции. Молодежь ищет в религии идеологические ориентиры. Религия сегодня – это не только обряды (намаз, Орозо и та к далее), но и поиск ответов на проблемы, в том числе идеологические и политические, – считает эксперт.

Маликов уверен, что проблема заключается не в самой религиозности населения а в том, что духовенство больше сконцентрировано на ритуалах и не дает ответы на накопившееся у людей вопросы. Таким образом, «молодежь начинает искать ответы на вопросы о справедливом государстве на стороне, увлекаясь различными течениями, в том числе экстремистскими».

– Верующие сегодня политизированы. Мы с вами политизированы. И люди ищут ответы на накопившееся ответы в исламе. Там они есть, но вопрос в том, кто и как их трактует. Одно дело – направлять энергию молодежи в положительное русло и совсем другое, если религию будут трактовать эмиссары и заказчики извне, – говорит Кадыр Маликов.

Он также полагает, что в вопросах религии власть упускает инициативу:

– Мы видим, что есть законы, но они не работают. Но нельзя давить на мусульманскую общину, ее надо привлекать к решению социальных проблем. Она должна влиться в гражданское общество, чего сейчас не происходит. Сейчас у нас размежевание: «мы» (светские) и «они» (религиозные). Репрессивными мерами тут не поможешь, тем более, если в вопросах религии у чиновников нет авторитета.

Скептически относится эксперт и к законодательным нововведениям Госкомиссии. По его мнению, миссионеры как ходили по домам, так и продолжат это делать. Маликов полагает, что законодательная регуляция нужна, но только при помощи нее решить вопрос невозможно.

– Мы не знаем своих детей, на что ориентирована наша молодежь? Нет правильного разъяснения религиозных норм. Есть две крайности – радикализация и то, что мы называем лайт-исламом. Сегодня духовенство должно работать не на обрядовость, а на содержательную сторону религии, используя для этого просвещение. Но для этого нужны кадры, так называемая мусульманская интеллигенция. С 2008 года мы поднимаем вопрос подготовки кадров, но их нет. В такой ситуации мы не можем запретить получать образование за рубежом. Я сам учился в Иордании, но те, кто едет в другие страны, должны получать базовое исламское образование в своей стране – как прививку от вируса. Сегодня нам нужно создать национальную теологическую школу, отвечающую интересам нашего государства. Показателен пример Узбекистана, Татарстана. Там понимают, что если они не будут готовить религиозные кадры сами, то за них это сделают другие, потому что сегодня религиозный фактор становится частью геополитической борьбы, – заключает Маликов.

***

Еще в 2011 году в Бишкеке на круглом столе «Государство и религия: перспективы, вызовы и угрозы» обсуждались проблемы взаимоотношений государства и религии, а также связанные с этим вопросы, в частности, создание неподконтрольных финансовых схем, массовое обучение в религиозных учебных заведениях за рубежом и вовлечение в террористическую деятельность. Тогда говорили и о регуляции этой сферы, и о расширении полномочий Госкомиссии по делам религий с приданием ей статуса комитета. Спустя семь лет представители Госкомиссии вновь говорят об ужесточении законов и контролировании направленных на религию денежных потоков. Говорят, но дальше слов дело пока так и не идет. И это при том, что религия занимает в жизни страны с каждым годом все большее место.

Международное информационное агентство «Фергана»

http://www.fergananews.com/articles/10111

 

ОБЩЕСТВО 

Военнослужащим-контрактникам увеличили зарплату на 30% 

Премьер-министр уже подписал постановление правительства

Заработную плату военнослужащих контрактной службы увеличили на 30 процентов. Об этом сообщают в пресс-службе Аппарата правительства КР.

Премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев уже подписал соответствующее постановление правительства КР.

«Указанным решением заработная плата военнослужащих контрактной службы (рядового, сержантского и старшинского составов) повышена в процентном соотношении на 30 процентов», - говорится в сообщении.

Решение об этом приняли в целях повышения уровня социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, а также престижа военной службы.

Отдел информационного обеспечения

Аппарата Правительства КР

https://vesti.kg/obshchestvo/item/53946-voennosluzhashchim-kontraktnikam-uvelichili-zarplatu-na-30.html


Спортсмены из 53 стран мира подали заявку для участия в III Всемирных играх кочевников 

В предстоящих III Всемирных играх кочевников ожидается участие 1 тыс. 946 спортсменов из 52 стран мира. Заявки на участие от спортсменов поступали по электронной системе аккредитации в адрес Государственного агентства по делам молодежи, физической культуре и спорту. Доступ спортивных делегаций к системе аккредитации завершился 31 июля 2018 года.

По количеству спортсменов, подавших заявление на участие в III Всемирных играх кочевников, лидером является Кыргызстан. Спортивный состав страны насчитывает 458 человек. Российская Федерация является второй по численности спортивной командой — 235 человек, далее идет Казахстан – 195, Узбекистан – 108, Пакистан – 91, Иран – 92, Туркменистан – 65, Индия – 64, Афганистан – 62, США – 58, Таджикистан – 55, Украина – 46, Китай – 37, Шри-Ланка – 34, Монголия – 21, Франция – 19, Польша – 23. По 17 спортсменов представят Беларусь и Болгарию. Остальные страны представлены спортсменами до 16 человек.

Спортсмены будут состязаться по 37-и видам спорта. Всего будет разыграно 594 медалей (174 золотых, 173 серебряных и 247 бронзовых). Общий призовой фонд III Всемирных игр кочевников составит более 26 млн. сомов. Игры пройдут со 2 по 8 сентября 2018 года.

https://knews.kg/2018/08/09/sportsmeny-iz-53-stran-mira-podali-zayavku-dlya-uchastiya-v-iii-vsemirnyh-igrah-kochevnikov/


Кыргызстан лидирует по скорости интернета среди стран Центральной Азии 

Кыргызстан поднялся на одну позицию в рейтинге Speedtest Global Index за июль 2018 года по скорости проводного интернета (83 строчка) и на три позиции по скорости мобильного интернета (95 позиция).

Кыргызстан занимает лидирующую позицию по данным показателям среди стран Центральной Азии.

Так скорость проводного интернета в Кыргызстане составляет 83, 17,81 Мбит/с, в Казахстане - 57, 27,54 Мбит/с, в Узбекистане 8,57 Мбит/с. Остальные страны региона не вошли в рейтинг.

По скорости мобильного интернета Кыргызстан (95, 14,37 Мбит/с), Казахстан (62, 21,56 Мбит/с, Узбекистан 9,60 Мбит/с.

В рейтинг проводного интернета вошли 133 страны, тогда как в рейтинг мобильного интернета – 124 страны. В тройку лидеров по скорости проводного интернета вошли Катар, Норвегия и Объединенные Арабские Эмираты, мобильного интернета – Сингапур, Гонконг и Исландия.

https://kyrtag.kg/ru/news/kyrgyzstan-lidiruet-po-skorosti-interneta-sredi-stran-tsentralnoy-azii


В Воронеже состоялось мероприятие в честь 76-летия со дня совершения подвига Ч.Тулебердиевым

В деревне Селявное-2 Воронежской области (Россия) состоялся XIII международный интернациональный День защитников Отечества и дружбы народов, посвященный 76-летию со дня совершения подвига Героем Советского Союза Чолпонбаем Тулебердиевым.

Как сообщает пресс-служба посольства Кыргызстана в России, в делегации КР, принявшей участие в мероприятии, были полномочный представитель правительства КР в Таласской области Мурат Мураталиев, первый секретарь посольства КР в РФ А.Акунова, почетный консул КР в Воронежской области Т.Намазбекова, члены региональной общественной организации «Мурас», а также представители кыргызской диаспоры в Воронежской области и городов Ростов, Курск, Белгород, Тамбов и Москва.

В рамках мероприятия состоялись культурные, спортивные и военно-ритуальные мероприятия.

«Делегация Кыргызстана возложила цветы к месту захоронения Чолпонбая Тулебердиева, посетила музей герою в селе Селявное-2 и прочитала поминальную молитву», - говорится в сообщении.

https://kg.akipress.org/news:1463926


Черный август 2008: 10 лет спустя

В оценке операции по принуждению Грузии к миру по-прежнему бытуют двойные стандарты и мифы, - считают участники круглого стола, который прошел в "Российской газете"

Российская газета - Неделя - Киргизия №7637 (174)

Участники круглого стола обсудили причины и уроки пятидневной войны в Южной Осетии. Фото: Евгения ЕвреиноваУчастники круглого стола обсудили причины и уроки пятидневной войны в Южной Осетии. Фото: Евгения Евреинова Участники круглого стола обсудили причины и уроки пятидневной войны в Южной Осетии. Фото: Евгения Евреинова

Круглый стол, посвященный трагическим событиям 10-летней давности в Южной Осетии, состоялся в редакции Представительства "Российской газеты" в Киргизии. Восьмого августа 2008 года в день открытия летних Олимпийских игр в КНР Грузия атаковала независимую ныне республику. Погибли сотни мирных жителей. Агрессию остановило только вмешательство России.

Участие в обсуждении причин и, что самое главное, уроков того конфликта приняли местные политологи, представители общественных организаций, ученые. Особенно интересно было услышать мнения экспертов из Южной Осетии (ЮО), которые выходили на связь благодаря цифровым технологиям. Наиболее интересные выступления - в публикации "РГ".

Павел Дятленко, кандидат исторических наук, доцент Киргизско-Российского Славянского университета

У того, что случилось в начале августа 2008 года в Южной Осетии, большая предыстория. Начиная с конца XVIII века это был не первый конфликт между Грузией и Южной Осетией. Неоднократные просьбы грузинских князей, обращавшихся к российским властям, передать им под контроль территорию последней натыкались на позицию южных осетин, заявлявших, что они свободные горцы, живущие по своим законам и обычаям.

Можно сказать, что их в этом поддерживал император Николай I, который в 1852 году перевел осетин в число государственных крестьян, обладавших личной свободой. Он говорил: "Горные осетины никогда не будут без употребления военной силы исполнять следующие от них повинности и, с другой стороны, нельзя же допускать мысль, что через каждые два или три года необходимо снаряжать туда отряды и экспедиции".

После распада Российской империи и начала гражданской войны на ее территории в течение 1918 - 1920 годов в Южной Осетии было три восстания против грузинского правления, за установление Советской власти и присоединение к РСФСР.

В 1922 году Южная Осетия все же стала автономной областью в составе Грузинской ССР. В 1990-м в Грузии приняли решение о ее упразднении и вводе в Цхинвал войск. Следующие два года - очередной этап противостояния, который продолжался до тех пор, пока в 1992-м президент РФ Борис Ельцин и глава Грузии Эдуард Шеварднадзе не подписали в Сочи соглашение о принципах мирного урегулирования конфликта. В том же году в Южной Осетии появились миротворческие силы, в том числе и от России.

В августе 2008-го - вновь обострение ситуации, уже третье за последние сто лет. В результате на карте мира появилось новое государство - Республика Южная Осетия, - которого, с точки зрения Грузии, нет. Пока же конфликт разрешился так, как разрешился.

Бакыт Бакетаев, политолог

В августе 2008 года я находился в Цхинвале с частным визитом. Когда Грузия начала боевые действия в Южной Осетии, мы - я, Мурат Джураев, бывший тогда депутатом парламента КР, и политолог Токтогул Какчекеев - вылетели сначала в Москву, оттуда - во Владикавказ (столицу Северной Осетии), а затем вместе с российскими военнослужащими отправились в республику. Мы тогда решили, что не можем находиться в стороне от того, что происходило.

Во Владикавказе встретились с беженцами. Они рассказали, что артобстрел Цхинвала начался в ночь на восьмое августа и продолжался все следующие сутки. До города мы добирались медленно из-за колонн с машинами, перевозившими гуманитарные грузы. По пути видели и горящие жилые дома, и трупы домашних животных. Видели пустые села - люди спасались бегством от войны.

Обстрел Цхинвала накануне Олимпийских игр - это верх цинизма. Огонь по домам велся прицельно, это факт. Политически Грузия тогда проиграла. Конфликт, конечно, назревал, но решить его можно было, не используя силовых методов. Нужно было принимать взвешенные и размеренные решения, найти устраивающую все стороны мирную формулу выхода из тупиковой ситуации. Возможно ли это сделать после того, что Грузия устроила 10 лет назад? Не знаю. Боюсь, что точка невозврата уже пройдена.

Шерадил Бактыгулов, политолог

В 1990 году Звиад Гамсахурдия (президент Грузии с 1990 по 1992 года. - Прим. ред.) отменил автономию Южной Осетии. Когда Слободан Милошевич (бывший глава Югославии) в том же году сделал то же самое в отношении Косово, это стало одной из причин признания так называемым мировым сообществом независимости региона на Балканском полуострове. Чего почему-то не произошло с Южной Осетией.

Грузия первой грубо нарушила соглашения, подписанные в Сочи и одобренные ООН и ОБСЕ. Но Гаагский трибунал по этому поводу, как опять же в случае со Слободаном Милошевичем, не был собран.

Российских миротворцев, находившихся в Южной Осетии и выполнявших свой долг, обвиняют в том, что они отстреливались. А разве нет у них такого права?

Есть множество других фактов, запертых в плену мифов и двойных стандартов. К сожалению, это касается не только обсуждаемого конфликта на Кавказе, но и многих других горячих точек на постсоветском пространстве.

Алан Джуссоев, политолог (Южная Осетия)

Основной урок той войны в том, что, к сожалению, наши соседи не держат свое слово. До сих пор не подписан договор о ненападении между Грузией и Южной Осетией. И угроза новой атаки существует. Сегодня контактов с грузинской стороной на общественном и официальном уровне у нас нет. Народная дипломатия не работает, так как грузинские общественные организации, существующие на западные гранты, своей целью ставят интеграцию Южной Осетии в состав Грузии, а не налаживание отношений между странами.

Лариса Дзахова, завкафедрой философии и социально-политических наук Северо-Осетинского госуниверситета

Признание независимости - это начало грандиозного этапа в истории Южной Осетии. Что касается уроков августовского конфликта, то я скажу, что, помня о трагедии, необходимо, все-таки налаживать отношения с Грузией. Определенная работа в этом направлении ведется. Например, происходит обмен заключенными. Не надо стоять на месте, нужно двигаться дальше и не предпринимать действий, которые бы вели к ухудшению ситуации.

Коста Дзугаев, доцент кафедры философии Юго-Осетинского госуниверситета

Жизнь в Южной Осетии сегодня - другой уровень бытия по сравнению с тем, что было до 2008 года. Впервые за много лет власть делает то, что требует народ. Да, есть сложности. Запад отказывается признавать итоги операции по принуждению Грузии к миру - появление двух независимых государств, Абхазии и Южной Осетии. Нас признали немногие. Одной из последних это сделала Сирия, в которой Россия показала свою способность разрешать конфликты. Отношения с Российской Федерацией у нас развиваются успешно.

Справка "РГ"

Активная фаза конфликта в Южной Осетии началась в ночь на восьмое августа 2008 года, когда Грузия подвергла массированному артобстрелу город Цхинвал, после чего предприняла попытку установить контроль над республикой. Президент России Дмитрий Медведев объявил о проведении "операции по принуждению к миру" в зоне конфликта. В регион были введены вооруженные силы РФ. В течение нескольких суток российские войска совместно с югоосетинскими формированиями вытеснили грузинских военнослужащих из Южной Осетии.

Боевые действия продолжались до 12 августа включительно. С 14 по 16 августа президентами Абхазии, Южной Осетии, Грузии и России был подписан план мирного урегулирования конфликта ("план Медведева - Саркози"). Пятидневная война имела значительные геополитические, экономические и иные последствия. Так, 26 августа Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию в качестве независимых государств.

https://rg.ru/2018/08/09/v-bishkeke-obsudili-prichiny-i-uroki-vojny-v-iuzhnoj-osetii.html

 

ЭКОНОМИКА

Президент С.Жээнбеков принял председателя Нацбанка Кыргызстана Т.Абдыгулова

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков сегодня, 9 августа, принял председателя Национального банка страны Толкунбека Абдыгулова. Об этом сообщает пресс-служба президента.

Председатель Национального банка представил информацию о проводимой денежно-кредитной политике, текущей ситуации в банковском секторе, а также принимаемых мерах по обеспечению стабильности курса национальной валюты.

Толкунбек Абдыгулов также рассказал главе государства о мерах, предпринимаемых Национальным банком по созданию благоприятных условий для развития и поддержки малого предпринимательства и расширения кредитования.

В частности, был рассмотрен вопрос вхождения Национального банка в капитал ОАО «Гарантийный фонд». По его словам, капитализация Гарантийного фонда позволит увеличить число и объем предоставляемых кредитов в регионах. Соответствующий пакет законопроектов разработан и находится на общественном обсуждении.

Т.Абдыгулов сообщил, что за счет средств Национального банка по линии Российско-Кыргызского Фонда развития Гарантийному фонду был предоставлен кредит в размере 100 млн сомов.

В ходе встречи президент упомянул о вчерашней встрече с соотечественниками в рамках форума «Мекендештер». «Многие соотечественники хотят инвестировать средства на развитие экономики нашей страны, строить совместные заводы, социальные объекты. Наша задача обеспечить их соответствующими инструментами и стимулами для этого. В этой связи Нацбанку совместно с правительством необходимо вести соответствующую работу», - сказал он.

С.Жээнбеков поручил НБКР вести активную работу по увеличению объема кредитования малого бизнеса и приоритетным направлением работы Национального банка и всей банковской системы обозначил вопросы развития цифрового финансового пространства, банковской инфраструктуры, доли безналичных платежей, а также увеличения количества банкоматов, ПОС-терминалов именно в регионах страны.

https://www.tazabek.kg/news:1464099


Абылгазиев: Неэффективные госпредприятия нужно ликвидировать или передать в доверительное управление

Неэффективные госпредприятия должны быть ликвидированы или переданы в доверительное управление бизнесу. Об этом премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев сказал на рабочем совещании по вопросу формирования перечня государственных объектов, передаваемых в доверительное управление и для проектов в рамках государственно-частного партнерства.

Абылгазиев отметил, что работа по изменению принципов управления государственной собственностью должна быть продолжена.

«Мы должны добиться того, что бы имущество, находящееся в собственности государства, работало в интересах народа и приносило прибыль. Сейчас при большом количестве государственной собственности только несколько десятков предприятий работают рентабельно и показывают хорошие результаты. Неэффективные государственные предприятия должны быть ликвидированы или переданы в доверительное управление представителям бизнеса, которые смогут повысить отдачу от их деятельности», - сказал Абылгазиев.

Премьер-министр подчеркнул, что для внедрения практики доверительного управления государственным имуществом необходимо провести анализ их состояния и внести на рассмотрение инвесторам в качестве проектов в рамках ГЧП.

«В рамках политики развития регионов, предпринимаемые шаги станут одним из важных компонентов, направленных на развитие экономики страны. Уже принято решение о формировании инвестиционных лотов для инвесторов. Это решение даст возможность сократить бюрократические и коррупционные проявления для бизнеса. Формирование лотов позволит привлекать инвесторов, в том числе в 20 городов, отобранных как точки роста», - отметил Абылгазиев.

В свою очередь председатель Фонда по управлению государственным имуществом Ренат Тулебердиев проинформировал о том, что в настоящее время по республике насчитывается большое количество зданий, сооружений, земельных участков, которые простаивают или используются частично.

«В целях создания условий для их полноценного использования составлен список из таких объектов, это 87 лотов, которые будут предложены бизнесу для создания совместных предприятий и реализации других проектов. В сентябре 2018 года пройдет инвестиционный форум, где мы представим все наши лоты. Здесь уже инвесторы сами выберут удобный для них механизм взаимодействия - работать в рамках ГЧП или на основе доверительного управления», - сказал он.

По итогам совещания Абылгазиев поручил Фонду по управлению государственным имуществом до конца месяца подготовить окончательный перечень государственных объектов, передаваемых в доверительное управление и для проектов в рамках ГЧП.

http://www.kabar.kg/news/abylgaziev-neeffektivnye-gospredpriiatiia-nuzhno-likvidirovat-ili-peredat-v-doveritel-noe-upravlenie/


Сегодня работаем над тем, чтобы трансформировать регуляторную политику Кыргызстана и стимулировать переход к промышленному развитию, - министр О.Панкратов

Переводы мигрантов — это третья часть ВВП Кыргызстана. Об этом сегодня, 8 августа, на форуме «Мекендештер» сказал министр экономики Олег Панкратов.

Он отметил, что если бы не было этих денег, то ВВП страны уменьшился бы на одну-треть, в том числе доходы бюджета и заработная плата.

«Но нельзя радоваться этой ситуации, это временное явление. Сегодня мы должны сделать так, чтобы когда люди набравшись опыта, ресурса и каптала, возвратились домой и работали в своей стране. Сегодня работаем над тем, чтобы трансформировать регуляторную политику Кыргызстана и стимулировать переход к промышленному развитию. Конечно, технологии, инновации — это будущее и должно стать неотъемлемой частью экономики, жизни и госуправления, но самое большое количество рабочих мест сегодня генерируется в секторе промышленности, в первую очередь в секторе переработки и легкой промышленности», - сказал министр.

О.Панкратов заявил, что реформы в области проверок и лицензирования направлены на то, чтобы облегчить условия для промышленного производства.

«Все налоговые реформы предлагаются для того, чтобы меньше налогов уплачивали в промышленном секторе с экспортоориентированным направлением. К сожалению, во многом иностранные инвесторы, наши местные инвесторы боятся приходить в нашу экономику, потомучто очень высокий уровень коррупции, нету института, который мог бы адекватно рассматривать споры и защищать инвесторов. Мы хотим предложить промежуточный переходный механизм досудебного урегулирования споров между государством и бизнесом через участие Третейского суда», - добавил он.

https://www.tazabek.kg/news:1463922


О.Панкратов о повышении НСП с 2 до 5%: Представители бизнеса предложили объединить НДС и НСП и взимать только у конечного продавца. Создается рабочая группа для обсуждения

 «В продолжение темы по увеличению ставок НСП, точнее налога на наличный оборот денежных средств. Эти дни идут активные консультации с бизнесом, и представители одной из ассоциаций предложили кардинальное решение, объединить НДС и НСП и взимать только у конечного продавца. Идея дискуссионная», - пишет сегодня, 8 августа, министр экономики Олег Панкратов в своем аккаунте в соцсети.

По его словам, решено создать рабочую группу из представителей разных секторов экономики и представителей Министерства экономики для изучения вышеназванного и, возможно, других предложений от бизнес-сообщества.

«Результатом работы этой группы должна стать концепция фискальной политики на ближайшие 3 – 5 лет. Так что ждем предложений и кандидатуры для включения в рабочую группу. Требования к кандидатам – достаточный уровень квалификации в области налогообложения (не хотелось бы, чтоб люди, не знающие эту область правоотношений отнимали общее время на обсуждение невыполнимых идей)», - пишет министр.

https://www.tazabek.kg/news:1463987


Вслед за российским рублем может подешеветь и сом

«Если рубль будет падать, то и сом тоже начнет дешеветь», — заявил 24.kg экономист Толонбек Абдыров, комментируя падение курса российского рубля.

Сегодня рубль и российский фондовый рынок обрушились из-за сообщений США о введении против РФ дополнительных, еще более жестких санкций. Курс доллара по отношению к рублю достиг максимума с ноября 2016 года.

Доктор экономических наук Толонбек Абдыров считает, что волнения экономик или падение курса валют других стран отражается и на Кыргызстане. В республике плавающий обменный курс, который подвержен подобному влиянию. Больше всего проблем из-за низкого курса рубля может быть у мигрантов.

«Это проблема для людей, которые работают в России. Падение курса рубля означает, что соотношение сома к рублю изменится. Те деньги, которые отправляют из России в Кыргызстан, будут не такими весомыми, как раньше. Это отрицательно повлияет на поступление средств в республику», — подчеркнул Толонбек Абдыров.

При этом экономист призывает граждан не паниковать. «Не стоит сразу же бежать в обменку и менять деньги», — отметил он.

«Я думаю, это больше все-таки одномоментный и сезонный ажиотаж. Когда закончится лето, производство начнет работать, запустятся все процессы, ситуация начнет возвращаться к норме. Не должно быть никаких волнений», — заключил экономист.

https://24.kg/ekonomika/93116/


В Кыргызстане будет проведено исследование по теневой экономике

В Кыргызской Республике будет проведено исследование по теневой экономике. Договоренность об этом достигнута Аппаратом Правительства Кыргызской Республики и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).

В ходе проведения исследования по теневой экономике особое внимание будет уделено таким аспектам, как изучение масштабов теневой экономики в различных секторах, вопросы фискальной политики и регуляторных функций, зеркальная статистики, производство товаров и услуг. По итогам исследования будут выработаны меры по сокращению теневой экономики.

Учитывая важность сокращения масштабов теневой экономики, ЕБРР согласился предоставить экспертную помощь и техническое содействие в реализации данного проекта.

Был объявлен тендер по найму экспертов (консультантов) для проведения исследования в части ненаблюдаемого сектора экономики Кыргызской Республики и выработки рекомендаций для его сокращения. Победителем тендера объявлена компания PricewaterhauseCoopers LLP ("PwC").

Отметим, что по результатам проведенного исследования и рекомендаций по снижению ненаблюдаемого сектора экономики будет подготовлен План мероприятий Правительства Кыргызской Республики по сокращению уровня ненаблюдаемого сектора экономики на 2019-2020 гг., сообщает отдел информационного обеспечения аппарата правительства КР.

https://www.vb.kg/372685


Общие доходы госбюджета Кыргызстана за январь-июль 2018 года составили 81,3 млрд сомов

По предварительным данным Центрального казначейства, общий объем доходов государственного бюджета за январь-июль месяцы 2018 года составил 81 млрд 350,7 млн. сомов или 99,5% от установленного планового задания (сумма недопоступления – 438,5 млн. сомов). В сравнении с соответствующим периодом предыдущего года общие доходы бюджета выросли на 1,2%, или на 982,7 млн. сомов, в связи с ростом поступлений налоговых доходов.

Без учета грантов ГИ и средств специальных счетов план общих доходов выполнен на 100,7%. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года объем общих доходов без грантов ГИ и средств специальных счетов увеличился на 1 млрд 311,3 млн. сомов, или на 1,8%.

Объем налоговых доходов за рассматриваемый период составил 64 млрд 481,4 млн. сомов, или 100,1% от плана (сумма перевыполнения – 64,6 млн. сомов). В сравнении с соответствующим периодом прошлого года налоговые доходы выросли на 9 млрд 204,5 млн. сомов, или на 16,7%.

Государственной таможенной службой за отчетный период обеспечено налогов и платежей в размере 23 млрд 302,4 млн. сомов или 100,3% от плана (сумма перевыполнения – 63,8 млн. сомов). Темп роста поступлений к аналогичному периоду прошлого года составил 130,6%.

Исполнение плана по таможенным платежам по видам источников выглядит следующим образом:

— поступления по НДС на товары, ввозимые на территорию Кыргызской Республики из третьих стран, составили 13 млрд 34,4 млн. сомов, или 101,7% к плану, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года поступления выросли на 47,5%;

— поступления по акцизному налогу на товары, ввозимые на территорию Кыргызской Республики из третьих стран, составили 120,2 млн. сомов, или 127,2% к плану, по отношению к аналогичному периоду предыдущего года поступления налога выросли на 43,3%;

— поступления по налогам на международную торговлю составили 10 млрд 129,2 млн. сомов, плановый показатель исполнен на 98,1% (темп роста к соответствующему факту 2017 года – 113,6%), в том числе по ввозным таможенным пошлинам в рамках ЕАЭС поступило 9 млрд 231,3 млн.сомов (темп роста к соответствующему факту 2017 года – 110,8%).

За отчетный период Государственной налоговой службой собрано доходов в сумме 43 млрд 505,5 млн. сомов, плановый показатель выполнен на 100,6%, без учета Кумтор план выполнен на 100,6%. По сравнению с соответствующим уровнем  предыдущего года доходы ГНС выросли на 10,6% или на 4 млрд 171,1 млн. сомов. Без учета Кумтор поступления выросли на 13,7% или на 4 млрд 852,9 млн.сомов.

Налоговые доходы ГНС составили 41 млрд 179,0 млн.сомов или 100,0% к плану.  Без учета косвенных налогов в рамках ЕАЭС налоговые доходы ГНС составили 26 млрд 725,3 млн.сомов. Плановый показатель выполнен на 98,6%. В сравнении с аналогичным периодом предыдущего года поступления налоговых доходов ГНС без учета косвенных налогов в рамках ЕАЭС выросли на 5,2% или на 1 млрд 316 млн.сомов.

Фактические сборы подоходного налога, уплачиваемого налоговым агентом, составили 5 млрд 557,5 млн. сомов, плановый показатель выполнен на 99%. По сравнению с соответствующим периодом предыдущего года поступления налога выросли на 8,7% или 445,1 млн.сомов, что обеспечено ростом среднемесячной заработной платы. Так, по данным Нацстаткомитета, за январь-май месяцы текущего года среднемесячная зарплата составила 15 397 сомов, что на 7,4% больше показателя аналогичного периода предыдущего года.

Поступления налога на доходы лиц — нерезидентов Кыргызской Республики составили 791,6 млн. сомов или 88% к плану. По сравнению с соответствующим показателем предыдущего года поступления снизились на 43,1 млн. сомов или на 5,2%.

Фактическое поступление по налогу на прибыль составило 2 млрд 557,8 млн. сомов, или 99,2% к плану. В сравнении с соответствующим показателем предыдущего года  поступления налога на прибыль выросли на 287,1 млн. сомов или на 12,6%.

Поступления налогов на основе патента составили 1 млрд 461,9 млн. сомов, или 102,3% к плану. Темп роста поступлений налога на основе патента к аналогичному периоду предыдущего года составил 108%.

Поступления по земельному налогу в целом составили 690,7 млн. сомов, плановый показатель выполнен на 100,1%. Относительно соответствующего уровня предыдущего года поступления выросли на 7,9% или на 50,5 млн. сомов.

Фактическое поступление НДС на товары и услуги, производимые на территории Кыргызской Республики, составило 6 млрд 570,1 млн. сомов или план исполнен на 97,2%. По сравнению с соответствующим показателем предыдущего года сборы выросли на 5,5% или на  340,4 млн.сомов.

Поступление НДС на товары, ввозимые на территорию Кыргызской Республики из государств-членов ЕАЭС, за отчетный период составило 10 млрд 167,7 млн.сомов. Плановый показатель выполнен на 105%. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года поступления выросли на 23,8% или на 1 млрд 952,3 млн.сомов.

По налогу с продаж сборы составили 2 млрд 428,7 млн. сомов, плановый показатель выполнен на 99,2%. В сравнении с аналогичным периодом предыдущего года поступления выросли на 8,5%.

Поступления по акцизному налогу на товары, производимые и реализуемые на территории Кыргызской Республики, составили 1 млрд 89,7 млн. сомов. Плановый показатель выполнен на 89,3%. По сравнению с соответствующим периодом предыдущего года сборы акцизного налога выросли на 10,7%.

По акцизному налогу на товары, ввозимые на территорию Кыргызской Республики из государств-членов ЕАЭС, фактические сборы составили 4 млрд 286 млн.сомов. Плановый показатель выполнен на 97,8%. По отношению к аналогичному периоду прошлого года поступления выросли на 12,4%.

Налог за пользование недрами налоговыми органами собрано в сумме 808,3 млн. сомов, или 102,2% к плану. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года поступления выросли на 15,5%.

За отчетный период Кумтором перечислен налог на валовый доход в сумме 3 млрд 265,6 млн. сомов при плановом показателе 3 255,0 млн. сомов. По сравнению с соответствующим уровнем предыдущего года поступления налога снизились на 17,3%.

Неналоговые поступления государственного бюджета за рассматриваемый период составили 14 млрд 337,2 млн. сомов или 102,8% от плана. По отношению к соответствующему уровню предыдущего года сборы снизились на 3 млрд 813,6 млн. сомов, или на 21%. Снижение поступлений наблюдается по прибыли Национального банка Кыргызской Республики, плате за аренду, добровольным трансфертам и грантам единицам государственного сектора и прочим неналоговым доходам.

Поступления официальных грантов составили 2 млрд  532,1 млн. сомов, плановый  показатель выполнен на 73,9%. По отношению к уровню предыдущего года поступления грантов снизились на 2 млрд 890,4 млн. сомов.

https://knews.kg/2018/08/09/obshhie-dohody-gosbyudzheta-kyrgyzstana-za-yanvar-iyul-2018-goda-sostavili-81-3-mlrd-somov/

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Статс-секретарь МИД КР и посол Афганистана обсудили вопросы расширения сотрудничества

Статс-секретарь министерства иностранных дел Кыргызстана Айбек Омокеев провел двустороннюю встречу с Чрезвычайным и Полномочным Послом Исламской Республики Афганистан в КР Мохаммад Иса Месбахом. Об этом сообщает пресс-служба МИД КР.

В ходе переговоров, стороны обсудили текущее состояние и перспективы развития кыргызско-афганских отношений, в которых особое внимание было уделено расширению и углублению сотрудничества в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сфере, оказанию поддержки этническим кыргызам, проживающим на территории Малого и Большого Памира Афганистана, а также участие афганских спортсменов на предстоящих Третьих Всемирных играх кочевников.

По итогам встречи стороны договорились активизировать двусторонние связи, в том числе обменятся визитами на высшем и высоком уровнях, а также расширить договорную правовую базу между двумя странами.

http://www.kabar.kg/news/stats-sekretar-mid-kr-i-posol-afganistana-obsudili-voprosy-dal-neishego-rasshireniia-i-uglubleniia-sotrudnichestva/

 

 

Назад

Актуально

Фотогалерея


Видео


Статистика