О некоторых аспектах визитов делегаций Кыргызстана в Китай и Узбекистан

Регион / Политика    13 июня, 13:45, 2018 г.    92

Исмаил Даиров

«Не стоит бояться перемен, чаще всего они случаются

именно в тот момент, когда они необходимы»

Конфуций

Вторая половина первой декады июня была богата на события для внешней политики Кыргызстана, которые могут иметь далеко идущие перспективы для нашей страны. Перспективы в том случае, если мы извлечем правильные выводы из них и начнем выстраивать соответствующую политику на основе этих выводов в ближайшей и более отдаленной перспективе.

Речь идет о государственном визите делегации Кыргызстана в Пекин и последующем участии в очередной встрече ШОС в Циндао во главе с президентом страны и подписанных документах в ходе этого визита. А также состоявшемся 5-8 июня в столице Узбекистана Центральноазиатском международном экологическом форуме (ЦМЭФ), к которому было приурочено и проведение международной конференции на тему "Совместные действия по смягчению последствий Аральской катастрофы: новые подходы, инновационные решения, инвестиции". На этих форумах также принимала участие делегация из Кыргызстана на уровне руководителей и специалистов природоохранного, водохозяйственного, внешнеполитического и экономического ведомств, в также представители неправительственных организаций.

Однако, если о ходе и итогах встреч в Китае можно было составить представление по информационным сообщениям в Сети, то во встрече в Ташкенте автору этих строк довелось принять непосредственное участие – делать презентацию на одной из секций, принимать участие в дискуссиях, проводить неформальные встречи с коллегами из ближнего и дальнего зарубежья.

Именно поэтому и сквозь призму прошедших дискуссий по экологической проблематике региона Центральной Азии на ташкентской встрече было интересно анализировать информационные сообщения о встречах нашей делегации высокого уровня в Китае. И не только сквозь призму дискуссий на ташкентской встрече, но и сквозь призму тех вопросов, которые ранее поднимались в многочисленных авторских публикациях по экологической тематике и инициативы китайского лидера Си Цзиньпина «один пояс - один путь». Их сокращенный перечень приводится ниже.

Собственно говоря, на ташкентской встрече не было сказано ничего нового и участники повторили лишь то, о чем говорилось на протяжении последних более чем 20 лет, на подобного рода региональных встречах, за одним лишь исключением - Аральская катастрофа продолжает усугубляться и расширяться. Для ее решения необходимо объединение усилий, как стран региона, так и международного сообщества.

"В результате усыхания Аральского моря, появилась новая пустыня, т.н. "Аралкум", площадью более 5 млн гектар. Из них высоко подвержено эрозии в Узбекистане около 3,7 млн гектар, в Казахстане - 0,7 млн гектар. При этом, ежегодно со дна Аральского моря поднимается и выносится более 100 млн. тонн пыли, песка и соли (интересно какая часть из них оседает на наших ледниках, ускоряя их таяние - И.Д.). В настоящее время концентрация соли на оставшихся участках воды около 300-350 граммов на литр воды. Тем не менее, идет большая работа по закреплению песков на дне моря посредством посадки саксаула и других растений. Таким образом, за счет укрепления песков, мы планируем снизить проблему переноса солей на другую территорию", - отметил депутат законодательной палаты Олий Мажлиса РУ от Экологического движения Узбекистана, член комитета по вопросам экологии Сергей Самойлов."

При этом важно отметить, что вопросы влияния изменения климата на экосистемы региона – динамика роста температуры в обозримой перспективе и со всеми последствиями – состояние влажности почвы и продуктивности сельскохозяйственных земель и пастбищ, предстоящего сокращения водных ресурсов при трендах народонаселения региона и др. также отмечались участниками встречи.

При подведении итогов вышеупомянутой конференции было подчеркнуто, что при сохраняющихся трендах и отсутствии соответствующих мер политики, реагирования и адаптации к изменению климата через 20-40 лет можно будет говорить не о катастрофе Аральского моря, а о катастрофе всего региона Центральной Азии.

В этих условиях подчеркивалась роль верхних водосборов, т.е. горных экосистем, которые, как известно, являются аккумуляторами водных ресурсов региона, и необходимость проведения комплекса упреждающих мер политики – массовых лесопосадок в горных районах, которые играют колоссальную водоохранную и снегозадерживающую роль, укрепления и наращивания водохранилищ и другой водохозяйственной инфраструктуры, согласованной подачи воды в вегетационный период, обмена информацией и др.

Другими словами, в условиях все возрастающего давления климатических факторов на экосистемы региона все больше признается роль зоны формирования водных ресурсов, т.е. верховьев р.Сырдарьи и Амударьи, как одного из ключевых в решении сложного комплекса региональных экономических, социальных и экологических проблем, имеющих взаимосвязанную и системную природу. И эта взаимосвязь по мере дальнейшего давления изменения климата будет все больше возрастать.

Следует отметить, что в кулуарах форума обсуждались вопросы предстоящего саммита МФСА на уровне глав государств, который состоится в августе с.г. в Ашгабаде и наиболее задаваемым вопросом был – приедет ли новый президент Кыргызстана со своей делегацией на встречу президентов? Этот вопрос уже рассматривался в ряде авторских статей, в частности, в последней по этой теме «Кыргызстан и Центральная Азия – экология и политика», поэтому в настоящей статье он рассматриваться не будет.

Теперь перейдем к встречам в Китае, поскольку известно, что китайское руководство во главе с Си Цзиньпином придает повышенное внимание вопросам экологии как на национальном, так и на международном уровнях. И по этой тематике автором ранее было написано несколько статей, в частности, «О зеленой экономике Запада и экологической цивилизации Китая», а также «К итогам саммита «один пояс – один путь».

Анализ информационных сообщений об итогах государственного визита делегации Кыргызстана в Китай показывает, что эти вопросы также затрагивались в ходе визита, но, увы, они не носили системного характера и не отражали общей связи с теми экологическими проблемами, которые мы имеем сегодня и частично рассмотренных выше – а именно, с вопросами влияния изменения климата на горные экосистемы.

В этой связи автору вспоминается один эпизод из профессиональной карьеры, когда в 1997 году, будучи начальником отдела международного сотрудничества министерства охраны окружающей среды Кыргызстана, ему приходилось организовывать визит делегации китайских специалистов по вопросу внедрения технологии облесения горных склонов при помощи авиации. Они приехали, целую неделю ездили по Нарынской области, изучали особенности наших экосистем, собирали информацию и потом уехали. И все на этом закончилось.

Еще тогда подумалось, что это весьма перспективная технология, использование которой могло бы в достаточно короткие сроки в разы повысить лесистость наших гор и решить целый комплекс проблем связанных с паводками, сохранностью водных ресурсов и биологического разнообразия. Ведь существующие технологии по облесению горных склонов весьма трудоемки и затратны.

И если бы в ходе прошедшего госвизита этот вопрос был бы поднят на встрече с Си Цзиньпином, то, надо полагать, что в ближайшей и более отдаленной перспективе мы могли бы получить зримые результаты с соответствующими последствиями, как для экосистем нашей республики, так и для других экосистем региона Центральной Азии.

Впрочем, к этому вопросу можно будет вернуться в ближайшем будущем, но в более широком контексте международного сотрудничества по вопросам экологии, как в рамках региона МФСА, так и в рамках ЕАЭС и ШОС в целом.

Переходя к итогам встречи ШОС в Циндао, следует отметить, что в итоговой декларации, принятой главами государств ШОС среди глобальных вызовов, стоящих перед современным миром, также упоминаются климатические изменения. А среди решений принятых Советом глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества наибольший интерес вызывает решение об утверждении Концепции сотрудничества государств-членов в области охраны окружающей среды.

К сожалению, на сайте секретариата ШОС не удалось обнаружить этот документ, но, логично предположить, что инициаторами этой Концепции являются китайские специалисты, поскольку Китай является локомотивом ШОС и строит далеко идущие и взаимоувязанные между собой планы по строительству «сообщества единой судьбы» и «социализма с китайской спецификой», которые целенаправленно, последовательно и неуклонно реализует на практике.

Также можно предположить, что этот документ должен укладываться в общую логику идей и стратегических направлений по строительству «экологической цивилизации» и «одного пояса – одного пути», о которых писалось в вышеупомянутых статьях. Поэтому, представляется, что данная Концепция должна стать предметом пристального и тщательного внимания и анализа, особенно, в контексте последующих шагов которые будут предприниматься для реализации данной Концепции на практике.

Это тем более важно, что на прошедшей встрече ШОС в Циндао председательство в этой организации перешло к Кыргызстану и следующая встреча глав государств-членов ШОС состоится в июне 2019 года в Бишкеке. И если мы сумеем грамотно воспользоваться этой возможностью, акцентируя и цементируя внимание на вопросах экологического сотрудничества в рамках ШОС на основе утвержденной Концепции, то мы сможем заложить хорошую основу для подлинно эффективного сотрудничества по этим вопросам на многие годы вперед, как в рамках ШОС, так и в рамках ЕАЭС и МФСА, одновременно решая наши экологические и сопутствующие социально-экономические проблемы.

Кстати, следующий ЦМЭФ тоже должен состояться в июне 2019 года в одной из стран Центральной Азии, и если мы сможем за предстоящий год выстроить свою экологическую политику в соответствии с принципами и направлениями данной Концепции и выйдем с инициативой провести следующий ЦМЭФ в Бишкеке приурочив его к очередному заседанию ШОС, то это будет иметь соответствующий внешнеполитический эффект с далеко идущими последствиями-бонусами.

Резюмируя изложенное, хотелось бы подчеркнуть, что принятые решения на встречах в Китае и Узбекистане закладывают хорошую основу для внешнеполитического прорыва Кыргызстана по вопросам экологии и тесно связанными с ней вопросами изменения климата и «зеленой экономики». Эти вопросы актуальны не только для стран ШОС, но и для всего мира, и в обозримой перспективе их актуальность будет только нарастать.

Каким образом можно обеспечить такой прорыв вкратце уже предлагается в настоящей статье, но более подробно об этом описывается во многих предыдущих авторских статьях. Вопрос стоит лишь в политической воле и поддержке этих предложений и их компетентной реализации.

 

https://analitika.akipress.org/news:5563

Назад

Актуально

Фотогалерея


Видео


Статистика