ДАЙДЖЕСТ СМИ КР за 16 мая 2018 г.

Кыргызстан / Общество    16 мая, 18:29, 2018 г.    115

ВЛАСТЬ 

В Кыргызстане на каждые 10 тысяч человек приходится 162 чиновника 

Эксперт считает, что госаппарат необоснованно «раздут»

В Бишкеке состоялась экспертная дискуссия о приоритетах деятельности нового правительства Кыргызстана. Мероприятие организовал Клуб региональных экспертов КР «Пикир».

В контексте вопроса «экономической дипломатии» президент Национального Делового Клуба КР Сергей Пономарев предложил ввести четкие критерии оценки деятельности послов и консулов Кыргызстана за рубежом, и измерять их уровнем наращивания торгово-экономических отношений с теми странами, где они работают.

Касательно правительства эксперт подчеркнул, что чиновничий аппарат в республике необоснованно «раздут» – на каждые 10 тысяч кыргызстанцев приходится 162 чиновника. Пономарев предложил сократить его и изменить структуру самого правительства – ликвидировать неэффективные структуры.

Говоря о приоритетах работы нового кабмина, эксперт подчеркнул, что суперзадачей правительства должно стать повышение уровня жизни населения, прежде всего через развитие регионов.

- Основные деньги крутятся в Бишкеке и Оше, в регионах же уровень жизни очень низкий. Поэтому в республике высок уровень миграции, в том числе и внутренней. Поэтому решение президента посвятить этот год развитию регионов было очень правильным. Нужно наращивать перерабатывающее производство в отдаленных уголках республики. Но для этого нужно уходить от мелкотоварности. Здесь важную роль будет играть стимулирование кооперации, например, чтобы одно село выращивало культуру, а для этого нужно менять подходы к кредитованию сельхозпроизводителей, - подчеркнул президент НДК.

https://vesti.kg/politika/item/51868-v-kyrgyzstane-na-kazhdye-10-tysyach-chelovek-prikhoditsya-162-chinovnika.html


Правительство Абылгазиева начало работу с сокращений… 

С каждой новой сменой правительства народ ожидает каких-то улучшений и реформ. Не так давно на смену молодым реформаторам пришли опытные чиновники, которые намерены реализовывать свою программу развития страну «Единство, доверие, созидание», написанную буквально за один день.

От такой талантливой команды, сумевшей за рекордно короткие сроки написать целую программу работы правительства, общественность, безусловно, ждет кардинальных реформ и улучшения работы исполнительной власти.

И вот уже первые шаги кабмином Абылгазиева уже сделаны. 7 мая премьер-министр подписал постановление об оптимизации штатной численности государственных органов исполнительной власти.

Судя по постановлению, будут ликвидированы Управление передвижной службы занятости и Молодежная биржа труда Министерства труда и социального развития.

В то время как в стране все еще остро стоит проблема с безработицей, правительство идет на ликвидацию таких важных социальных служб. Может быть, кабинету министров стоило бы как-то изменить их работу, привнести какие-то новшества, а не ликвидировать всю Молодежную биржу труда. Коли, нужна была оптимизация госорганов, Абылгазиев вполне мог ограничиться сокращением своего аппарата, советников и помощников.

Под ликвидацию и сокращения попало не только Министерство труда и социального развития. Так, Министерству культуры, информации и туризма поручено «ликвидировать учреждение «Региональный центр Министерства культуры, информации и туризма Кыргызской Республики по южному региону», а также сократить 15 штатных единиц в Национальном культурном центре при Минкультуры, 23 штатные единицы в государственных кинодирекциях Департамента кинематографии».

Тогда, как уровень развития культуры оставляет желать лучшего, такого рода решения исполнительной власти, выглядят как минимум странно. Тем более в условиях, когда практически большая часть жителей южных областей находится в трудовой миграции за пределами страны, вполне логично было бы усиливать и укреплять «Региональный центр Министерства культуры, информации и туризма Кыргызской Республики по южному региону», чтобы активно развивать туризм в этом регионе.

Да, и во всей стране нужно повышать уровень культуры, но поможет ли этому такая «оптимизация» в Минкультуре – большой вопрос.

Тем же постановлением правительство решило переименовать Департамент охраны и использования природных ресурсов Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства в Департамент сохранения биоразнообразия и особо охраняемых природных территорий Госагентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства. Может быть, все проблемы в этой сфере были из-за названия ведомства? Переименовав Департамент, кабмин надеется кардинально изменить ситуацию в сфере лесного хозяйства? Как показывает, практика, от перемены мест слагаемых – сумма не меняется…

Другим пунктом постановления поручается Госагентству охраны окружающей среды и лесного хозяйства реорганизовать путем слияния 42 лесных хозяйства и 8 лесничеств ГАООСиЛХ с образованием на их базе 33 лесных хозяйств, с сокращением 84 штатных единиц административно-управленческого персонала и 17 штатных единиц технического и обслуживающего персонала. На сокращении лесничеств и егерей, видимо, правительство во главе с Абылгазиевым хочет сэкономить бюджет страны. Но такая ли эта большая экономия, учитывая очень низкие зарплаты егерей?

Всю эту видимость бурной деятельности с сокращением госслужащих и ликвидацией каких-то ведомств общественность страны видела не раз. Однако нужного результата и обещанного улучшения так и не получили. Может, стоит правительству обратить внимание на реальные проблемы в стране и заняться их решением? Вероятно, смена вывесок и сокращений работников ведомств имеет какой-то эффект, но часто неощутимый.  Сокращение госаппарата иной раз носит чисто характер пиара, когда народу все преподносится так, как –будто только из-за расходов на госслужащих в стране складывается тяжелая экономическая ситуация. Вероятно, вопрос должен ставиться по –другому, а именно по эффективности работы ведомств для чего нужен нормальный и честный функциональный анализ всей системы исполнительной власти.

Правительству стоило бы провести инвентаризацию актуальных и острых проблем страны, проанализировать их и принять корректирующие программы, пересмотреть стратегии.+

Айнура Эсентурова, правовед

http://knews.kg/2018/05/pravitelstvo-abylgazieva-nachalo-rabotu-s-sokrashhenij/

 

ПОЛИТИКА 

В Кыргызстане предложили изменить Основной закон 

Предложено изменить Конституцию. Об этом заявил журналистам экс-генпрокурор Азимбек Бекназаров.

По его словам, по данному вопросу собралась на заседание инициативная группа, которая работает над законопроектом по внесению изменений в Основной закон. После этого начнется сбор подписей за проведение референдума по данному вопросу.

На плебисцит Азимбек Бекназаров собирается выносить вопрос "Какую форму власти в Кыргызстане вы выбираете?"

Также Азимбек Бекназаров намерен легализовать институт народного курултая, которому будут подотчетны депутаты Жогорку Кенеша.

Кроме того политик намерен сократить число парламентариев со 120 до 60.

"Для небольшого Кыргызстана 120 депутатов – очень много. Их количество должно составлять 60. Лучше избирать по одномандатным округам. Необходимо, чтобы судей местных судов избирали депутаты местных кенешей", - сказал Азимбек Бекназаров.

http://www.gezitter.org/politic/69986_v_kyirgyizstane_predlojili_izmenit_osnovnoy_zakon_/print/


Еще один чудак Булекбаев 

Есть у нас такой тип – Эркин Булекбаев. Из потомков тех казахов, которые в страшные годы голодомора 30-х потоком хлынули в Кыргызстан. Выступает лидером наших казахских "баурдастар" в Кыргызстане. В 2011 году создал движение "За люстрацию судей Кыргызстана", вроде как пытался требовать отставки короткий период возглавлявшей нашу страну Р. Отунбаевой. Кроме того, есть у него "Партия зелёных" с экологическим уклоном. Не слышали, чтобы хоть раз эта партия получила поддержку народа. Короче, полеживает и каждый раз выдает по "мировой" идее, мороча гражданам головы. На президентских выборах 2011 года тоже попробовал поучаствовать, как будто кыргызов не осталось.

И вот теперь этот чудак потребовал отставки мэра города Бишкека Албека Ибраимова и Бишкекского городского кенеша. Оказывается, действующий мэр вырубил все деревья в городе, причинив вред экологии. Кричит так, как будто вырубают деревья, лично им посаженные. В свое время Э. Булекбаева обвинили в разжигании межнациональной розни, в результате он хлебнул тюремной баланды. По всей видимости, во время отсидки просквозило ему мозги. Для избрания или отставки мэра есть Бишкекский городской кенеш. И не Э. Булекбаеву распускать Бишкекский горкенеш, это право горожан, о чём он отлично знает. По его воинственному мнению, мэра должны избирать горожане. Наверное, в прошлом провалившись на президентских выборах теперь мечтает баллотироваться на пост мэра Бишкека. Не можем избавиться от Т. Акуна, Н. Мотуева, "Зимы не будет", доктора Апаса, а теперь появился и этот "чудик".

http://www.gezitter.org/politic/69999_esche_odin_chudak_bulekbaev/print/


Источник: Икрамжан Илмиянов находится за пределами Кыргызстана 

Бывший заместитель руководителя аппарата президента Икрамжан Илмиянов находится в Саудовской Аравии. Об этом «Азаттыку» сообщил надежный источник.

По его данным, бывший чиновник совершает малый хадж (умру). Отмечается, что после завершения паломничества он вернется в Кыргызстан и во время месяца Рамадан будет находится на родине.

Икрамжан Илмиянов считается одним из самых доверенных людей экс-президента Алмазбека Атамбаева. С 2010 года он сначала был у него советником, а позже, в 2012-2015 годы, он занимал должность первого заместителя руководителя аппарата главы государства. После этого он был советником Алмазбека Атамбаева. В настоящее время входит в политсовет Социал-демократической партии Кыргызстана.

Имя Икрамжана Ильмиянова часто озвучивается разными политиками в контексте скандалов. Его называют одним из самых влиятельных людей из окружения Алмазбека Атамбаева, а издание «Акипресс» включило его в список 100 самых богатых людей Кыргызстана.

В марте в Интернете появились предположения о том, что пять гектаров земли по проспекту Чингиза Айтматова получила компания «Ихлас», к которой якобы имеют отношение Илмиянов. Сам опроверг эту информацию и пригрозил СМИ иском.

https://rus.azattyk.org/a/29229446.html


Почему депутат-казиношник накинул на свою шею «петлю»? 

С течением времени нынешний парламент напоминает партию «Ак жол» Бакиевых, депутаты превращаются в «грозных палачей», которые «снимают шапку вместе с головой». Некоторые подхалимствуют власти, хотят перейти на ее территорию. Во главе таких стоит азартный депутат Исхак Масалиев.

Знающие о проделках этого молодца люди качают головой, поговаривают: «От хорошего человека родился посредственный». А ведь никто не слышал, чтобы он за все эти годы депутатства написал хороший закон. В то же время общественность знает его как депутата-казиношника.

Слышали, что в какие-то годы он не справился со своим азартом, задолжал одному казино крупную сумму денег. Говорят, что думающие только о прибыли владельцы казино посадили Исхака аке на счетчик, из-за чего последний не мог даже выплатить проценты, не говоря о самом долге, чуть ли не повесился.

Но дела наладились, он возглавил Государственную налоговую службу. Сев на «жирную должность», Абсаматович избавился от долгов, обременяя «налогом» кого попало. По сей день об этом рассказывают.

Когда этот человек по заказу власти начинает очернять экс-президента, даже требует лишить его статуса - хочется смеяться. Разве этот дурачок не знает, что от крика Исхака не изменится конституционный закон? Крайне огорчает то, что ведомые властью депутаты, вроде Исхака, служат не народу, а превращаются в «карманный парламент» одной семьи. Когда проклятье народа дойдет до них, а?

http://www.gezitter.org/ushaktar/70013_pochemu_deputat-kazinoshnik_nakinul_na_svoyu_sheyu_petlyu/print/


Политика политикой, но вор должен сидеть в тюрьме! 

Более двадцати лет суверенности мы потратили без пользы, за воровство курицы сажают на 9 лет, а расхищающие миллионы народного достояния не получают наказания.

Хотя во времена двух беглых президентов часто поднимался лозунг борьбы с коррупцией, на практике задерживались только мелкие чебачки, тогда как акулы всегда избавлялись от ответственности. В результате доверие народа к власти было подорвано. Основной причиной возникновение двух революций стали именно судебная несправедливость и коррупционные явления.

Вступая в президентскую должность 2010 году, Алмаз Атамбаев обещал бороться с коррупцией. В отличие от Акаева и Бакиева он начал реальную борьбу с данным злом. Не пожалел даже своих приближенных. Достаточно будет привести в качестве примера арест тогдашнего руководителя президентской администрации Данияра Нарынбаева и получение им в суде достойного наказания.

Короче говоря, во времена правления Атамбаева борьба с коррупцией шла без перерыва, лишая сна алчных чиновников и политиков.

Сегодня же, после смены власти, пытаются выставить себя невинными политики, осужденные по таким тяжелым статьям, как попытка насильственного захвата власти и коррупция. Почему-то создается впечатление, что власть намеревается в силу каких-то политических интересов выпустить их на свободу.

Понятно без слов, кому власть такими действиями выкопает могилу... Поэтому не было бы лишним вспомнить народную мудрость "копай могилу просторную: сам можешь в нее угодить".

Давайте вспомним, почему хлебнули тюремной баланды те, кто хочет обелить себя в глазах общественности и угождает новому президенту.

Одним из первых среди известных политиков был арестован в рамках возбужденного по статье "коррупция" уголовного дела Нариман Тюлеев. Короче говоря, Тулеев в бытность мэра города Бишкека закупает для муниципального предприятия из Китая 200 автобусов по цене 24 тысячи долларов каждый, в то время как их реальная стоимость составляла 16 тысяч долларов. Затем под предлогом доставки до границы Кыргызстана приобретенного транспорта к стоимости каждого автобуса добавил по 7 тысяч долларов. В результате бюджету был причинён ущерб в размере 1 млн 412 тыс. долларов. Суд лишил его свободы на 11 лет с конфискацией имущества.

Но спустя 3 года он выплатил компенсацию государству и попал под амнистию, в результате вышел на свободу. А закупленные Тюлеевым по высокой стоимости автобусы, не прошло и двух лет, были уже негодными к эксплуатации, пополнив кладбище автобусов. Сегодня же оказавший государству такую "услугу" Нариман мырза объявляет информационную войну Атамбаеву, как будто ничего не происходило. По всей видимости, запамятовал, как сидя в тюрьме писал письма "Алмазу байке".

Еще один желающий оправдаться субъект – это разрушивший в акаевское время сельскохозяйственную отрасль страны "реформатор" Бекболот Талгарбеков и члены "Народного парламента", которые на ровном месте вознамерились в недавнем прошлом захватить власть.

Спецслужбы записали разговор члена "Народного парламента" Торобая Койлубаева, в котором он ведет речь про 450 вооруженных солдат и грозится "переломать ноги, выколоть глаза, сжечь имущества сидящих во власти". Члены этой группы, планировавшие путем кровопролития достигнуть власти, были осуждены на сроки от 6 до 14 лет.

Пытались силой захватить власть и Бектур Асанов, Кубанычбек Кадыров, Дастан  Сарыгулов и Эрнис Карыпбеков. По их злонамеренным планам, первоначально должны были пройти митинги в регионах, затем беспорядки в городе Бишкеке и захват власти. Они так уверовали в успех своего плана, что заранее начали распределять как устуканы, кому какие государственные должности достанутся. Но их планы потерпели крах, Карыпбеков был осужден на 20 лет, Асанов и Кадыров – на 12 лишения свободы, а Дастан Сарыгулов отделался условным сроком.

В 2013 году около 400 человек с камнями и бутылками с зажигательной смесью в руках в сопровождении конников вышли на митинг в Караколе. Выставив предлогом вопрос Кумтора, они несколько раз пытались захватить здание Иссык-Кульской областной госадминистрации, но были остановлены милицией. Тогдашнего губернатора области Эмилбека Каптагаева митингующие на протяжении 4-х часов держали заложником и угрожали "сжечь живьём". Позже следствие установило, что запугивали Каптагаева родственники Садыра Жапарова, а машина, в салоне которой держали губернатора, принадлежит его старшей сестре. К счастью, милиции удалось разогнать митингующих и вызволить губернатора. Организовавший беспорядки Садыр Жапаров спустя 4 года был задержан и осужден на 11 лет тюрьмы.

Что касаемо Омурбека Текебаева, то поводом для его ареста стало заявление российского бизнесмена Леонида Маевского. В ходе следствия было установлено, что Текебаев взял у Маевского один миллион долларов взамен на пособничество в приобретении акций компании "Мегаком". Получилось как в пословице "девушка, забеременев, злится на мать", организованы митинги с требованием освободить Текебаева, а также созданы комитеты в его защиту. Но толку эти усилия не принесли. Никто не последовал за мародером. В то же время в интернете был распространён разговор между Равшаном Жээнбековым и журналистом Уланом Эгизбаевым. В записи можно услышать, как Равшан Жээнбеков подтверждает, что Текебаев брал 1 млн долларов. По данному уголовному делу суд приговорил Текебаева и его приближенного Чотонова к 8 годам лишения свободы каждого.

Канат Исаев тоже пытался воспользоваться предвыборной ситуацией и захватить власть. Он раздавал крупные суммы денег, чтобы организовать ребят-спортсменов, молодежь на беспорядки. На Исаева еще до того было возбуждено уголовное дело за его коррупционные действия в бытность мэром города Токмока. Исаев приговорен судом к 12 годам тюрьмы.

Как видно по вышесказанному, преступления этих так называемых политиков доказаны в ходе следствия, суд назначил им достойное наказание. Однако сегодня они предпринимают меры по своему оправданию. Для этого опять демонстрируют активность и обращаются к президенту с требованием пересмотра своих уголовных дел.

Всё это делается не зря, потому что в настоящее время политическая ситуация накаливается с каждым днём, власть в жесткой конфронтации с теми, кто обеспечил ей победу. В таких условиях власти, по всей видимости, весьма могут пригодиться заключенные политики-крикуны... А также это хороший шанс легко заработать политические очки.

Однако какая польза от их освобождения обществу, народу? Один из них задержан за взяточничество, второй – за захват человека в заложники, третий – за разрушение сельского хозяйства, четвертый – за сотрудничество с преступниками, пятый – за попытку захвата власти. Если их освободить, то получается, что надо будет арестовать тех судей, прокуроров и следователей? А ведь очень вероятно могут повторить судьбу тех людей, которые сами выпустили из-за железной решетки и сами же стали жертвами...

http://www.gezitter.org/politic/70011_politika_politikoy_no_vor_doljen_sidet_v_tyurme_/print/

 

БЕЗОПАСНОСТЬ 

В Кыргызстане будет открыт спецсчет для средств, поступающих от борьбы с коррупцией – поручение Жээнбекова 

В Кыргызстане будет открыт специальный банковский счет для денежных средств, поступающих в ходе борьбы с коррупцией. Соответствующее поручение дал президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков.

Как сообщили 16 мая в пресс-службе президента, в целях повышения эффективности борьбы против коррупции и улучшения прозрачности дал поручение решить вопросы, связанные с открытием специального банковского счета для учета, хранения и дальнейшего использования денежных средств, возмещенных правоохранительными органами в ходе расследования уголовных дел коррупционного характера и взысканных при исполнении судебных приговоров по ним.

В этой связи заместитель руководителя Аппарата президента КР Алмамбет Салиев провел совещание с участием руководителей органов прокуратуры, Госкомитета национальной безопасности, Министерства внутренних дел, Министерства финансов, Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями, Национального банка КР, где были обсуждены вопросы, связанные с открытием специального банковского счета.

Правительству рекомендовано проработать нормативно-правовые вопросы открытия специального банковского счета для этих целей.

http://kg.akipress.org/news:1448670


МАГАТЭ положительно оценивает политику КР по решению проблемы уранового наследия в ЦА 

В Бишкеке состоялась встреча Первого заместителя министра иностранных дел КР Д.Кемеловой с Депутатом Европейского Парламента Мишель Ривазии, представителями Европейской комиссии и МАГАТЭ.

Указанная делегация прибыла в КР с визитом с целью участия в Международной конференции по повышению роли международного сообщества в предотвращении радиационной угрозы в Центральной Азии (17 мая 2018 г., г.Бишкек) и ознакомления с проблемой урановых хвостохранилищ в КР.

Первый заместитель министра иностранных дел КР Д.Кемелова поблагодарила за оказываемую Евросоюзом, МАГАТЭ, ЕБРР поддержку в решении проблемы урановых хвостохранилищ в КР и ЦА.

Стороны обсудили совместно проводимую работу по вопросу обновления Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, которая была принята в 2013 году, с целью привлечения внимания мировой общественности к проблеме уранового наследия в Центральной Азии и с призывом к дальнейшей международной поддержке.

Первый заместитель министра иностранных дел КР Д.Кемелова информировала о планируемом проведении кыргызской стороной мероприятия высокого уровня, посвященного опасностям, связанным с бывшей уранодобывающей деятельностью в Центральной Азии, в сентябре 2018 г. в рамках 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

В свою очередь, европейская сторона положительно оценила проактивную политику КР, проводимую по решению проблемы уранового наследия в ЦА. Депутат Европарламента М.Ривази отметила необходимость комплексного рассмотрения проблемы урановых хвостохранилищ в КР и ЦА, включая ее влияние на здоровье населения.

В ходе встречи были также обсуждены вопросы подготовки к Донорской конференции, которая состоится 8 ноября 2018 г. в г.Лондон.

http://www.kabar.kg/news/magate-polozhitel-no-otcenivaet-politiku-kr-po-resheniiu-problemy-uranovogo-naslediia-v-tca/

 

ОБЩЕСТВО 

Расизм, нарушение прав человека, язык вражды - за что Киргизию критикуют в ООН? 

Киргизии необходимо улучшить защиту прав человека и ввести более строгое и справедливое наказание за проявления расизма и дискриминации, а так же  исправить ряд других недостатков в защите прав человека и начать следовать «Парижским принципам», касающимся  статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека. Об этом говорится в отчете Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации , опубликованном по итогам сессии, завершившейся в Женеве в минувшую пятницу, 11 мая.  На сессии, длившейся более 2 недель, были изучены не только мнения  экспертов по стандартному докладу представителей КР, но и альтернативный доклад правозащитных организаций.

Прежде всего, международная организация отмечает: дискриминация по признаку расы или этнического происхождения в республике – не такая уж и редкость, как это принято представлять с официальной точки зрения. Однако случаи дискриминации выходят в широкий доступ не так часто, как следует: в ООН обеспокоены тем, что большинство этих случаев не доходит до омбудсмена и правоохранительных органов, в чей профиль деятельности входят. Те же, кто информирует о таких случаях общественность, сталкиваются с давлением.

- Комитет обеспокоен участившимися случаями преследования  представителей общественных организаций, правозащитников и журналистов, включая тех, кто осуществляет мониторинг положения этнических меньшинств и информирует о них, - отмечается в документе. - Комитет также озабочен отказом восстановить в правах  Азимжана Аскарова, отбывающего пожизненное заключение после того, как прошло повторное судебное разбирательство, которое не соответствовало международным стандартам правосудия. Кроме того, Комитет обеспокоен тем, что некоторые правозащитные и общественные организации и  их материалы оказались в списке экстремистских организаций и материалов республики. В связи с этим Комитет рекомендует обеспечить условия для того, чтобы в республике все зарегистрированные случаи запугивания или преследования представителей общественных организаций, правозащитников и журналистов подвергались оперативному и тщательному расследованию, а виновные были привлечены к ответственности. Принять эффективные меры для обеспечения того, чтобы общественные деятели, правозащитники и журналисты, занимающиеся защитой прав  этнических меньшинств, могли выполнять свою работу открыто и эффективно, не опасаясь репрессий. А так же рассмотреть и реализовать рекомендации Комитета по правам человека по делу Азимжана Аскарова, вынесенные в марте 2016 года, проанализировав  вопрос об освобождении Аскарова из соображений гуманности, с учетом его возраста и ухудшения состояния здоровья. Кроме того, КР рекомендуется воздерживаться от включения правозащитных организаций в перечень экстремистских организаций и материалов и обеспечить эффективный механизм их защиты  для противодействия произвольному их включению в данный перечень, в том числе путем внесения необходимых поправок в закон «О борьбе с экстремистской деятельностью».

Что касается дискриминации, Комитет выразил недовольство тем, что в КР по-прежнему отсутствует единое антидискриминационное законодательство, которое в числе положений включало бы и запрет на расовую дискриминацию и дискриминацию по этническому признаку и несло бы в себе определение прямой и косвенной дискриминации, а так же характеризовало бы различные проявления расовой дискриминации как наказуемое преступление в соответствии с Конвенцией ООН.

- Комитет обеспокоен ограниченным числом жалоб на расовую или этническую дискриминацию, полученных представительствами Государственного  агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений - по сообщениям правозащитных организаций, это вызвано отсутствием  доверия людей к государственным институтам. Так же вызывает беспокойство информация о том, что  ни одна из жалоб, поданных в правоохранительные органы в последние годы, связанных с расовой или этнической дискриминацией, не была расследована. Комитет напоминает,  что отсутствие жалоб или же судебных разбирательств по факту обращений жертв расовой дискриминации  может свидетельствовать о недостаточно проработанном законодательстве, недостаточной осведомленности об имеющихся средствах правовой защиты у населения, а так же об отсутствии доверия к средствам судебной защиты и боязни репрессий или нежелании властей возбуждать судебное разбирательство, - отмечено в отчете.

Посему КР рекомендуется обеспечить доступ меньшинств к правосудию, ускорить принятие закона «О дискриминации» и  обеспечить его повсеместное применение, и информировать проживающих на территории республики граждан о том, какими средствами защиты своих прав они располагают, и каким образом могут получить правовую помощь. В информировании могут оказать содействие не только государственные институты, но сотрудники СМИ, правозащитники и гражданские  активисты. Однако в Киргизии встречаются случаи, когда происходит обратный процесс – и представители «четвертой власти», и публичные деятели, и политики  используют язык вражды и способствуют разжиганию межнациональнй розни и ненависти.

- Комитет обеспокоен распространенностью стереотипов и случаев  стигматизации этнических меньшинств, в том числе узбеков, турок, уйгуров и мугатов, а также случаев разжигания ненависти к ним в средствах массовой информации и общественными и политическими деятелями и сообщениями. Комитет также обеспокоен этническим профилированием, проводимым сотрудниками правоохранительных органов этих общин и в частности узбеков. В связи с этим рекомендуется  активизировать усилия по противостоянию данным явлениям, в частности,  посредством повышения уровня образования, культуры населения с  помощью проведения кампаний по борьбе с этническими или расовыми стереотипами и стигматизацией. А в целях поощрения терпимости и взаимопонимания принять необходимые меры для борьбы с использованием в СМИ расистских высказываний или высказываний, разжигающих  ненависть и вражду, в том числе со стороны политиков и другие общественных деятелей, обеспечить тщательное расследование таких случаев и в случае необходимости вводить соответствующие санкции. Так же необходимо положить конец практике расового или этнического профилирования со стороны правоохранительных органов, провести эффективное расследование всех утверждений о расовом профилировании, а так же обеспечить привлечение виновных к ответственности и предоставить  набор  эффективных средств правовой защиты их жертвам.

Согласно документу, в ближайшее время республике стоит начать разработку учебных программ по вопросам расовой дискриминации для юристов, сотрудников правоохранительных органов, включая прокуроров и судебные органы. Так же данная программа должна включать вопросы и методику выявления, регистрации, расследования и судебного преследования расистских инцидентов, преступлений на почве межэтнической ненависти и случаев разжигания ненависти.

Отметим, что  Комитетом были  отмечены и положительные подвижки в отношении прав граждан КР в последнее время. В частности, сокращение с пяти до трех лет времени для необходимого проживания для получения гражданства беженцам. А так же успешная реализация Национальной стратегии устойчивого развития с 2013 по 2017 годы, где присутствовала концепция укрепления национального единства и межнационального согласия.  Так же за это время появилось на свет Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве КР, которое помогает реализации 36  мероприятий для воплощения концепции, хотя его работа и подверглась критике.

http://www.news-asia.ru/view/ks/society/11295


Активисты призывают прекратить делить народ по регионам и религии и требуют усилить контроль над комментариями в соцсетях 

Общественная организация «Жаңы Жаш Күч» призывает прекратить делить народ по регионам и религии. Об этом 16 мая пресс-конференции в АКИpress сказал сопредседатель организации Элдияр Рымбеков.

По его словам, в последнее время, особенно в социальных сетях, стала активно распространяться информация, которая делит народ на регионы и религии. Он призвал правоохранительные органы усилить контроль над комментариями в соцсетях.

Он также пояснил, что вопрос стал актуальным сейчас из-за политической борьбы «между двумя лагерями».

В свою очередь другой сопредседатель Тилекман Кудайберген уулу сказал, что у него есть информация «кто и где собирается, кто дает указания и поднимают этот вопрос». Он пообещал обнародовать имена, если до окончания месяца Орозо это не закончится.

Выступающие также сообщили, что у них есть доказательства, что активность вопроса поддерживается и координируется из одного центра.

http://kg.akipress.org/news:1448755


Более 61 тысячи детей в Кыргызстане растут без родителей, находящихся в трудовой миграции за границей 

Национальным институтом стратегических исследований Кыргызской Республики (НИСИ КР) проведен соцопрос среди молодежи на тему «Дети мигрантов» в рамках проекта «М-репорт», реализуемого совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ).

Представили минсоцразвития КР обошли свыше 316 тысяч домов, установив, что у более 61 тысячи детей родители находятся в трудовой миграции, подавляющее большинство – за границей.

Так по результатам данного опроса, в каждой второе семье один из членов находится в трудовой миграции. 57% м-репортеров отрицательно относятся к трудовой миграции, считая, что родители должны воспитывать детей сами, и как бы трудно не было за границей, детей нужно забирать с собой. 19% относятся положительно, т.к. родители за границей заработают денег и вернутся, и на родине детям будет безопаснее.

В результате опросе выявилась интересная тенденция, чем старше респондент, тем он хуже относится к оставленным детям и чем младше респондент, тем положительнее оценивает поступок родителей.

По данным опроса, 65% респондентов считают, что дети мигрантов менее счастливы, т.к. им не хватает родительского тепла и поддержки, и только 6% считают, что дети находятся в надежных руках родственников. Некоторые респонденты выразили мнение, что «детей оставляют разным людям, и ребенок не может быть счастливым», «вдалеке дети перестают скучать по родителям», «было бы лучше, если в стране построили предприятия для безработных».

33% опрошенных считают, что к оставленным детям мигрантов относятся также как и ко всем детям,  однако, 18%  считают, что такие дети считают себя ущемленными и подвергаются унижениям.

https://kyrtag.kg/ru/news/bolee-61-tysyachi-detey-v-kyrgyzstane-rastut-bez-roditeley-nakhodyashchikhsya-v-trudovoy-migratsii-z


По меньшинству. Верховный комиссар ОБСЕ - об узбеках в Киргизии и русских в Узбекистане

Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств Ламберто Заньер, побывавший в апреле в Кыргызстане и Узбекистане, письменно ответил на вопросы «Ферганы». Вопросы касались и языковой государственной политики, и представительства нацменьшинств в органах государственной власти. Письменные ответы чиновника очень аккуратны, но и в них можно отметить несколько моментов, на которые обратил внимание Верховный комиссар: недостаточное представительство этнических узбеков в парламенте Кыргызстана; необходимость серьезных инвестиций для продвижения государственного языка - и то, каким является мировой стандарт для многоязычного образования: когда государственный или официальный языки интенсивно изучаются как учебные дисциплины, а изучение других учебных дисциплин на этих языках проходит одновременно с изучением дисциплин на родном языке.

Для удобства мы разделили интервью на два раздела: о Кыргызстане и Узбекистане.

* * *

КЫРГЫЗСТАН

– Посетив Кыргызстан в ноябре 2015 года, ваша предшественница на посту верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств Астрид Турс отметила, что крупнейшее меньшинство в стране, то есть этнические узбеки, по-прежнему непропорционально представлено в парламенте. Она призвала власти «активизировать деятельность в интересах повышения уровня участия национальных меньшинств в государственном управлении и представительных органах, а также в интересах обеспечения полного доступа к правосудию». Как бы вы оценили нынешнюю ситуацию с представительством этнических меньшинств в целом и узбеков в частности в государственном управлении в Кыргызстане?

– С 2013 по 2017 Кыргызстан реализовывал государственную «Концепцию по укреплению национального единства и межэтнических отношений в Кыргызской республике». В данный момент идет работа над разработкой второй фазы этой концепции. Одной из целей концепции было увеличение представительства различных этнических сообществ в государственных структурах. Анализ реализации концепции показал, что если в плане представленности нацменьшинств в государственных органах на местном и центральном уровне есть прогресс, представленность в правоохранительных органах остается очень низкой, а за последние годы даже уменьшилась. Нужны конкретные политические шаги и воля для того, чтобы изменить ситуацию. Представленность меньшинств в правоохранительных органах, особенно в регионах их компактного проживания, исключительно важна как с точки зрения укрепления доверия между властями и сообществами, так и с точки зрения поддержания порядка и безопасности.

В целом представленность в парламенте представителей меньшинств – 13 парламентариев из 120 – является адекватной. Но представленность самого крупного меньшинства (узбеков – прим. «Ферганы») действительно остается недостаточной.

Если говорить о представленности нацменьшинств в органах власти, а также участии их в общественной жизни, тут важен не столько принцип пропорциональности, сколько эффективность их участия. Отдельные представители этнических сообществ и их организации должны быть активно вовлечены в разработку, обсуждение и реализацию государственной политики в целом и политики, касающейся межэтнических отношений и интеграции, в частности. Нужно создавать условия для более действенного участия представителей этнических сообществ (например, лидеров, представленных в Ассамблее народа Кыргызстана) в реализации государственной политики. Нужно вовлекать их в диалог с властью, активно обсуждать с ними актуальные вопросы и наболевшие проблемы и учитывать их предложения по решению этих проблем. Эффективное участие меньшинств является важнейшим элементом интеграции этнически разнообразного сообщества.

– В последние годы становится особенно заметно, что руководство Кыргызстана делает ставку на продвижение государственного (киргизского) языка. В январе 2013 года парламент принял два закона об усилении роли киргизского языка. Согласно первому закону, все правовые документы должны разрабатываться только на киргизском; ранее они разрабатывались и на русском. В соответствии со вторым законом, органы местного самоуправления должны вести делопроизводство только на киргизском в местах, где киргизы составляют большинство населения. Оба закона уже вступили в силу. Кроме того, в парламенте часто можно услышать требования депутатов к членам правительства выступать исключительно на государственном (киргизском) языке. Что вы об этом думаете?

– Развитие государственного языка является важным элементом построения инклюзивного общества. Очевидно, что знание государственного языка открывает большие перспективы для представителей национальных меньшинств в смысле доступа к образованию, трудоустройству и, в конечном счете, эффективному участию в общественно-политической и экономической жизни. Государство должно создавать условия – а при необходимости и дополнительные стимулы – для изучения государственного языка. В Кыргызстане также реализуется государственная программа по языковой политике, но в этом направлении предстоит еще многое сделать. Наш опыт показывает, что продвижение использования государственного языка, если он еще не используется систематически, требует долгосрочной политики и адекватных инвестиций для подготовки учителей. Что касается русского языка, в Кыргызстане он имеет статус официального. Производство государственной документации, включая законопроекты, и делопроизводство в целом ведется на двух языках. По этой причине присутствие русского языка в системе высшего образования, на наш взгляд, является позитивным фактором с точки зрения интеграции. Однако для более успешной реализации интеграционной политики важно также инвестировать в развитие высшего образования и на государственном языке.

– В правительственных отчетах обычно говорится, что национальные меньшинства пропорционально представлены в правительстве, на государственной службе и в правоохранительных органах. Но на самом деле эта представленность незначительна и не соответствует доле этнических меньшинств в населении республики. Кроме того, в государственных документах говорится о планах по расширению вещания на узбекском, казахском, таджикском и русском языках. Однако планы плохо соотносятся с действительностью. Каковы были бы ваши рекомендации на этот счет?

– Я согласен с тем, что нужно увеличить количество и качество вещания, например, на узбекском языке. На протяжении многих лет не было телевидения на узбекском языке, да и радиовещание было сильно ограничено. Сейчас в этой сфере намечается некоторый прогресс, в частности, функционирует «Ынтымак ТВ». Кроме того, недавно в Оше стал вещать новый трехъязычный телеканал «Нур ТВ».

– Сейчас в Кыргызстане существует очевидная проблема с использованием узбекского языка в общественной жизни. У языка нет официального статуса, хотя на нем говорят представители второй по величине этнической группы, которая составляет около 14% от шестимилионного населения Кыргызстана. Что вы думаете об этой проблеме?

– Сбалансированная языковая политика предполагает поддержку развития языков национальных меньшинств. Это может в первую очередь реализовываться в образовательной сфере, через поддержку изучения родных языков в школах. И тут можно отметить прогресс Кыргызстана в реализации программы многоязычного и поликультурного образования. Модели многоязычного образования обычно предполагают учебный процесс, при котором государственный или официальный языки интенсивно изучаются как учебные дисциплины. Изучение других учебных дисциплин на этих языках проходит одновременно с изучением дисциплин на родном языке. В результате по окончании школы выпускники в достаточной степени владеют как родным, так и государственным или официальным языками. При поддержке нашей институции данная программа реализуется в 80 школах, 5 вузах и 17 детских садах Кыргызстана. С моей точки зрения, чтобы шире распространять данную программу, нужно инвестировать больше государственных ресурсов.

УЗБЕКИСТАН

– На встрече с премьером Кыргызстана вы сообщили, что ОБСЕ выработала рекомендации по дальнейшей интеграции национальных меньшинств. В этих рекомендациях говорится, в частности, что знание государственного языка является важным фактором интеграции. Известно, что многие жители Узбекистана, владея русским языком, который воспринимается как язык межнационального общения, считают необязательным знание государственного языка. Некоторые полагают, что пока в школах и вузах не запретят обучать на русском языке, а также не откажутся от его использования в государственных органах, узбекский язык не станет языком, общим для всех граждан Узбекистана. Каким образом, на ваш взгляд, государство может мотивировать граждан овладевать государственным языком?

– На протяжении 25 лет своего существования офис Верховного Комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств разработал целый ряд рекомендаций и руководств по всем направлениям межэтнической и интеграционной политики. В частности, важность знания государственных языков для успешной интеграции в общество подчеркивают рекомендации Осло о правах национальных меньшинств в области использования языка от 1998 года и Люблянские рекомендации по интеграции разнообразных сообществ от 2012 года. В этом вопросе карательные или принудительные меры обычно не дают результата. Наоборот, они могут иметь обратный эффект и приведут к отчуждению и сопротивлению. Как я уже говорил выше, само государство должно создавать условия и стимулы для изучения государственного языка. Здесь важно, чтобы граждане ощутили преимущества знания государственного языка. Необходимо, чтобы это открывало для них реальные образовательные и карьерные перспективы, перспективы полноценного участия в общественно-политической жизни, а также улучшало межэтнические отношения в стране в целом.

– Какое у вас сложилось мнение о ситуации с правами национальных меньшинств в Узбекистане? Каковы специфические особенности именно этой страны? Есть ли у вас рекомендации по обеспечению мирного сосуществования и интеграции национальных меньшинств конкретно для властей Узбекистана?

– Это был моей первый визит в Узбекистан в качестве Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств. Могу отметить, что проводимые реформы охватывают и сферу межэтнических отношений. Важно, что политика по укреплению межэтнического согласия и толерантности является одним из приоритетов Стратегии действий по развитию Узбекистана на 2017-2022 годы. Во время своей поездки по Ферганской долине я посетил недавно открытый факультет таджикского языка в Ферганском университете и ряд школ с преподаванием на родных языках. Очень важно, что Узбекистан продолжает обеспечивать школьное образование на 7 языках и что делаются шаги по обеспечению доступа к высшему образованию на них. Положительная динамика региональных отношений, в частности, открытие пропускных пунктов на границе между Кыргызстаном и Узбекистаном тоже позитивно влияет как на отношения между сообществами внутри стран, так и в регионе в целом.

– О чем вы беседовали на встречах с представителями национальных меньшинств?

– Представители национальных меньшинств отметили положительную динамику в решении ряда проблем, в частности, возможность вести более прямой и конструктивный диалог с властями, расширение образовательных возможностей, а также благоприятное влияние новых тенденций регионального сотрудничества.

– Прокомментируйте, пожалуйста, следующую статистику. Согласно Госкомстату Узбекистана, в 1991 году доля узбеков в стране составляла 72,8%, вторыми по численности были русские – 7,7%. В 2017 году ситуация резко изменилась: доля узбеков возросла до 83,8%, а русских – сократилась до 2,3%. Говорит ли это о том, что долгие годы политика по защите прав нацменьшинств в Узбекистане была пущена на самотек, или власти намеренно проводили политику национального протекционизма?

– Эмиграция русскоязычного населения была в первую очередь связана с экономическими причинами. На эмиграцию повлияла также Государственная программа по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, которая создавала и создает для русскоязычных дополнительные стимулы к переселению. Недостаточное знание государственного языка тоже в какой-то степени затрудняет интеграцию в общество и, соответственно, способствует оттоку русскоязычного населения.

– В паспортах граждан Узбекистана до сих пор присутствует графа «национальность». Как вы в целом относитесь к этой графе, не нарушает ли она, по-вашему, права нацменьшинств?

– Что касается графы «национальность», здесь рекомендации моей институции зависят от контекста. Однако в большинстве случаев мы советуем исключить графу о национальной принадлежности из паспортов. Международные стандарты и опыт многих стран показывает, что в принципе, возможны два варианта реформирования системы обязательного указания национальности в документах. Первый – исключить все ссылки на национальность в официальных и личных документах. Второй вариант состоит в том, чтобы полностью инкорпорировать в национальное законодательство принцип свободной самоидентификации.

Полное или частичное исключение национальности в официальных и личных документах не освобождает государство от обязательств сбора информации об этническом составе населения. Особенно это важно для обеспечения определенных прав национальных меньшинств. Однако сбор, обработка и хранение такой информации должны осуществляться, если есть четко определенная законная цель. В этом вопросе необходимо соблюдать должное уважение к воле индивидуума, а также его права на самоидентификацию. Необходимо также гарантировать, что сбор данной информации не будет нарушать права на частную жизнь.

http://www.fergananews.com/article.php?id=9945

 

ЭКОНОМИКА

За 1,5 года бюджету ЕАЭС нанесен экономический ущерб на более 250 млн сомов

За полтора года бюджету ЕАЭС нанесен экономический ущерб на более 250 млн сомов. Об этом говорится на информационном портале Государственной таможенной службы Кыргызстана.

По данным портала, в рамках самостоятельно проводимых антикоррупционных мероприятий, таможенной службой Кыргызской Республики установлены факты несанкционированного проникновения в Единую автоматизированную информационную систему (ЕАИС) таможенной службы КР и завершения таможенных процедур транзита без фактического перемещения товаров и транспортных средств по территории КР в 2017 году.

«В результате указанных коррупционных схем, Евразийскому экономическому сообществу нанесен ущерб на сумму 8,5 млн сомов. Всего за 2017 год и 4 месяца 2018 года, на рассмотрение компетентных органов было направлено 11 материалов по 72 фактам по «лже-экспорт» и «лже-транзит». Возбуждено 6 уголовных дел, предварительный экономический ущерб, нанесенный бюджету ЕАЭС, составляет более 250 млн сомов», – говорится в сообщении.

http://knews.kg/2018/05/za-1-5-goda-byudzhetu-eaes-nanesen-ekonomicheskij-ushherb-na-bolee-250-mln-somov/


Депутатской комиссии по ТЭЦ указали на ошибочные выводы

Сегодня, 16 мая, Жогорку Кенеш продолжил обсуждение заключения депутатской комиссии по изучению причин аварии на бишкекской ТЭЦ, а также расходования кредита на ее модернизацию.

В ходе заседания депутат Дастан Бекешев зачитал заключение комиссии, в которой отмечено, что Кыргызская Республика руководствовалась лишь нотами советника канцелярии по торгово-экономическим вопросам при посольстве Китая, что отсутствует переписка с Китаем. Парламентарий попросил объяснить МИД этот вопрос коллегам, почему канцелярия вела переговоры от КНР.

Министр иностранных дел Эрлан Абдылдаев в свою очередь сообщил, что ноты советника по торгово-экономическим вопросам являются выражением позиции Министерства коммерции, которое является частью правительства КНР. Следовательно, ноты канцелярии являются официальным отражением мнения правительства КНР, пояснил чиновник. Также по его словам, китайская сторона сама определяет, через какой орган будет вести переговоры от республики.

Глава депкомиссии Улан Примов возмутился тем, что сложилась ситуация, будто депутаты неправильно поняли и соответственно этому сделали такое заключение.

«Да, мы говорим, в заключении, что пользовались исключительно нотами канцелярии советника. Почему наше правительство напрямую с правительством КНР не вело переписку?!» – сказал Примов, добавив, что во время заседания депкомиссии экс-премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев не пояснял этот вопрос.

Жанторо Сатыбалдиев в свою очередь сказал, что депутаты и не задавали ему такого вопроса.

«Я вам показывал официальное письмо «на уровне правительства». В архиве официально мое обращение к премьер-министру КНР и я вам его также показал», – сказал Ж.Сатыбалдиев.

Он также особо подчеркнул депутатам, что с тех пор прошло 5 лет, и помнить все подробности документов, переписки невозможно.

http://knews.kg/2018/05/deputatskoj-komissii-po-tets-ukazali-na-oshibochnye-vyvody/


Депутат: Все связи китайского кредита ведут к Алмазбеку Атамбаеву

Наталья Никитенко поинтересовалась, почему прежний президент вмешивался в дела правительства и давал прямые указания министру Осмонбеку Артыкбаеву

Для любого государства страшно, когда есть политическая коррупция. А все связи китайского кредита на реконструкцию ТЭЦ Бишкека указывают на прошлого президента. Таким мнением на заседании парламента поделилась депутат Наталья Никитенко.

- Модернизация ТЭЦ была необходима, но стоимость завысили в несколько раз, - отметила она. - Даже Максим Бакиев, который добавлял свой процент во все сделки, просил у Китая всего 150 миллионов. А мы с учетом процентов должны отдать 500 миллионов. Но мне не понятно, почему в заключении соглашения принимал участие отдел внешней политики аппарата президента? Это было просто хозяйственное соглашение. Почему Атамбаев вмешивался в дела правительства и давал прямые указания Осмонбеку Артыкбаеву, который тогда был министром? Специалисты давали оценку этому соглашению и предупреждали об угрозах - вплоть до потери независимости. Их президент слушать не стал. Расследование нужно провести более тщательно.

Бывший премьер Сапар Исаков возразил парламентарию и подчеркнул, что соглашение с ТВЕА было межгосударственным.

- Это был не просто хозяйственный договор, - пояснил он. - Аппарат президента занимался подготовкой к визиту Си Цзиньпиня. А после мониторили, как реализуются эти соглашения. Мы продвигали политические документы.

Напомним, сегодня парламент продолжает рассматривать итоги работы депутатской комиссии по изучению причин аварии на ТЭЦ Бишкека и расследованию рационального использования кредита, полученного для реабилитации теплоэлектроцентрали.

https://vesti.kg/politika/item/51865-deputat-vse-svyazi-kitajskogo-kredita-vedut-k-almazbeku-atambaevu.html


Асель Кодуранова: Такое ощущение, что виновным в ситуации с ТЭЦ хотят сделать Атамбаева

У меня такое ощущение, что виновным в ситуации с ТЭЦ хотят сделать экс-президента КР Алмазбека Атамбаева. Об этом на заседании Жогорку Кенеша, где продолжается обсуждение заключения депутатской комиссии по изучению причин аварии на бишкекской ТЭЦ, а также расходования кредита на ее модернизацию, заявила депутат от фракции СДПК Асель Кодуранова.

Она поддержала коллегу и предложила пригласить на заседание ЖК президента КР С.Жээнбекова и А. Атамбаева.

«В чем его вина (ред— Атамбаева)? В том, что привлекал гранты и кредиты? Тогда нынешнему президенту Сооронбаю Жээнбекову необходимо задуматься, если он будет приносить новые гранты и строить дороги, то он тоже будет отвечать за это. Духу хватит спросить об этом у них (ред — Жээнбекова и Атамбаева) ? Неправильно, что депутаты вот так ведем себя. Что завтра заявит китайская сторона? За счет гранта строим дороги в Бишкеке. Кто с нами захочет работать? Чтобы не было одностороннего мнения, нужно спрашивать всех, кто причастен к модернизации ТЭЦ», – сказала она.

http://knews.kg/2018/05/asel-koduranova-takoe-oshhushhenie-chto-vinovnym-v-situatsii-s-tets-hotyat-sdelat-atambaeva/


Интервью с бывшим директором ТЭЦ об обидах, аварии и оборудовании

Скандал вокруг модернизации ТЭЦ Бишкека китайской компанией ТВЕА набирает обороты. Итоги депутатской комиссии, уголовные дела из-за аварии и ремонта теплоэлектроцентрали задевают многих известных политиков, топ-менеджеров в сфере энергетики.

Естественно, одним из людей, который много знает и про ТЭЦ, и про модернизацию, и про аварию является Нурлан Омуркул уулу - бывший директор ТЭЦ, занимавший этот пост с января 2017 года по 2 февраля 2018 года. Он отстранен от руководства на время следствия.

Kaktus.media переговорила с экс-директором ТЭЦ по поводу аварии и по модернизации ТЭЦ. А также узнала, почему межведомственная комиссия правительства не поинтересовалась мнением экс-директора ТЭЦ, когда искала виновных в январской аварии.

- Совсем недавно бывший премьер-министр Сапар Исаков обвинил вас в связях с депутатом ЖК Кожобеком Рыспаевым (СДПК). Как вы это прокомментируете?

- Меня не только с Рыспаевым связывали. Но и с Исхаком Масалиевым (другой депутат ЖК - прим kaktus.media) тоже. Когда меня вызывали, ставили конкретно вопрос об этом (следователи - прим. Kaktus.media), сколько раз я с ними не встречался. Но я с ними не связывался. Я виделся с Рыспаевым на заседаниях комитета по работе, когда был директором ТЭЦ.

- Давайте тогда вернемся к закупкам для модернизации ТЭЦ. На заседании в ЖК нынешний директор вновь показывал комплект инструментов и транспортерную ленту за $600. Они действительно стоят этих денег? Это именно те инструменты, которые есть в списках оборудования? Как и кто закупал оборудование?

-Как проходили закупки мы не знаем. Этим занималась, может быть, группа управления модернизацией (ГУМ) и китайская сторона. Я даже не уверен, что ГУМ занималась, которую возглавлял Темирлан Бримкулов.

- Оборудование только привозили и устанавливали?

- Да, нам привозили и мы уже на месте видели, что это - насос, а это - трансформатор. Список оборудования появился только в конце прошлого года, кажется, 27 декабря. Еще в сентябре поступили команда от гендиректора ОАО "Электрическеи станции" (Узака Кадырбаева - прим. Kaktus.media)принимать все оборудование. Но в перечнях отсутствовали цены на оборудование. В бухгалтерском учете без цены ничего на учет не поставить. Что-то было поставлено на учет, а что-то нет. Мы уточняли цены, где-то мы получали информацию по ним, по некоторым позициям нет. Мы давали информацию, что цены завышены. Они исправляли это. Мы докладывали устно гендиректору "Электрических станций" про завышении цен и ставили вопрос. Мы все понимали, что за это кому-то надо будет отвечать. Кадырбаев сказал, что работники ТЭЦ за цены не отвечают, а только за техническую часть. Насколько известно мне сейчас, информацию по ценам хотят свалить именно на работников ТЭЦ.

- Ну а плоскогубцы?

- Я честно говоря, не ожидал, что будет такой резонанс. И именно после этого, по команде Айбека Калиева (глава Нацэнергохолдинга на тот момент - прим. Kaktus.media) и Кадырбаева принято решение дополнить набор ключей траспортерной лентой, чтобы комплект стоил $600. Я потом смотрел документы, этот набор числится там под совершенно другим названием и его цена $105. А этот купили на базаре.

- Китайская сторона предоставляла промежуточные отчеты по самой модернизации и по оборудованию, которое она поставляла на производство?

- Нам - нет, возможно, его получала ГУМ, ведь именно они руководили процессом. Ведь по контракту мы не могли напрямую общаться с ТВЕА, а только через ГУМ. Но я всегда обсуждал техническую часть модернизации с Темирланом Бримкуловым (Руководитель ГУМа - прим. Kaktus.media), но не финансовую.

- В рамках модернизации ТЭЦ китайская сторона обещала провести обучение сотрудников ТЭЦ работе на современном оборудовании. Оно было?

- Не полностью. По контракту, весь персонал, который связан с новыми энергоблоками, должен был пройти обучение - более сотни человек. Теоретическое обучение должно было проходить в Китае, а практическое - уже на самой ТЭЦ. На теорию съездила одна партия в 35 человек. А остальные теорию и практику проходили уже здесь.

- Какой срок гарантии на новое оборудование и на два новых энергоблока?

- Срок эксплуатации 30 лет, а гарантийный - два года. Первый год китайская сторона все обслуживает самостоятельно, а второй год они присматривают за местными специалистами. Если в этот период произойдет какая-либо поломка, то они ремонтируют за собственный счет. Гарантийный срок начинается с момента принятия акта о приеме работ. Его приняли в июле 2017 года.

- Как вы оцениваете качество оборудования, установленного на ТЭЦ?

- Ну 30-летнюю гарантию я вам не могу дать. У проекта не было технико-экономического обоснования (ТЭО). По письмам можно проконтролировать, как поступали документы по ТЭО.

- Вас это не смущало?

- Смущало, я даже не подпускал к некоторым работам, потому что по правилам должны быть проекты. Но есть распоряжение правительства, которое разрешает параллельное проектирование. Поэтому мы были вынуждены допускать к работе группу модернизации. Персонал ТЭЦ не мог полноценно контролировать модернизацию без проекта, делали мы это постфактум.

- Ну совпадало хоть?

- Не всегда. Когда мы давали замечания, то они исправляли.

- Давайте вернемся к аварии. Она произошла в старой части ТЭЦ. Все ли инструкции по предотвращению ЧП соблюдались персоналом и вами в том числе?

- Когда произшла авария по инструкции был создан штаб. По правилам его возглавляет гендиректор ОАО "Электрчиеские станции" и, в данном случае, Узак Кадырбаев. Если бы штаб не создавали, то я бы руководил всем. Я бы не находился на месте ликвидации аварии, а где щит управления и давал команды по ликвидации ЧП. Вообще этим должны заниматься главный инженер и его замы, потому что это полностью техническая часть. Я как директор, должен курировать общие вопросы. Но Кадырбаев попросил меня находится непосредственно там.

-Кто был главным инженером ТЭЦ в момент аварии?

- Нургазы Курманбеков. Он сам попросил меня о помощи в этот критический момент и я начал по сути начал выполнять работу главного инженера. Кадырбаев сообщил мне, что создал штаб и я занимался обеспечением и снабжением. Во время ликвидации аварии я находился там в цехах.

- По инструкции вы все сделали правильно? Вы готовы отвечать за каждое ваше действие?

- Да. Моя обида в чем? Споры были в технических моментах и они уточняются напрямую у первого заместителя директора ОАО "Электрические станции" (Бердибек Боркоев на тот момент был на этой должности - прим. Kaktus.media). Они все решали, а меня ставили в курс дела - поднять нагрузку, перекинуть оборудование. Они все решали. С 1 на 2 февраля авария была ликвидирована и режим восстановили. А 2 числа меня увольняют. При этом главный инженер остается на месте, а заместитель главного инженера становится директором (Андрей Воропаев - прим. Kaktus.media). Ни к кому претензий нет, кроме меня. Меня это сильно возмутило. Я выходил на связь с межведомственной комиссией, пытался переговорить с ними, но мне там сказали: "Не лезь, без тебя разберемся". В эту комиссию вошли главный инженер ТЭЦ, его замы, начальники смены ТЭЦ.

- С чем вы связываете тот факт, что вас просто отодвинули от расследования?

- Мне кажется, что они захотели восстановить все те старые схемы, которые работали на ТЭЦ до моего прихода - во время модернизации.

- Вы им мешали?

- Я многие бумаги не подписывал, если считал, что это незаконно. Меня не было в комиссии по приемке работ по итогам модернизации, в межведомственной комиссии меня не было. Когда я увидел итоги комиссиии, то я понял, почему меня не стали приглашать. Те, кто напрямую должны были нести ответственность включают в комиссию - главного инженера, замов, начаьника отдела эксплуатации и других.

- У них была какая-то поддержка или крыша?

- Скажем так - за них кто-то замолвил слово. Я анализировал все происходящее. Ходят слухи о причастности Сапара Исакова, но лично я их подкрепить ничем не могу.

- На ТЭЦ Бишкека работает более1,5 тыс. человек. Насколько штат укомплектован специалистами? Достаточно ли профессионалов?

- Очень не хватает теплотехников, которые бы обслуживали оборудование в котельных, дымное оборудование, химцех. В КТУ есть кафедра, выпускающая спецов, но их не достаточно. Курсов повышения квалификации нет с советского периода. Денег нет, хотя мы такие расходы всега закладываем в бизннес-план.

- Вы говорили, что надо ремонтировать старые здания цехов ТЭЦ, ведь по техусловиям это обязательно. По бумагам ведь деньги были?

- Не было. Все происходило таким образом: с 2015 в бизнес-план закладывались средства, но потом исключались. На одном из совещаний я слышал, что это команда была от Айбека Калиева (глава Нацэнергохолдинга на тот момент - прим. Kaktus.media) ради экономии средств. Калиев теоретик, а не производственник, наверное подумал, что здание это кабинеты, а не цеха. Но с 2017 году деньги все же выделили. Даже провели тендер и письмо об этом пришло 17 ноября прошлого года, когда подготовка к ОЗП закончилась. Надо было в срок до 31 декабря успеть все застеклить, но подрядчик отработав 1,5 месяца отказался ремонтировать крышу и заниматься остеклением, потому что у них не было возможности проводить высотные работы. Самые тяжелые работы выполнять отказались.

- На модернизацию ТЭЦ претендовали три компании : китайские СМЕС и ТВЕА, а также российская "Интер РАО ЕЭС". Вы знакомились с предложениями всех компаний?

- Тогда я возглавлял котельные цеха на ТЭЦ и по работе знакомился с предложениями. Россияне предлагали поднять тарифы взамен новой ТЭЦ, но из-за этого отказались. Но с ними было бы работать легче, потому что у нас с ними единые стандарты. Что касается других китайцев, то они не проявляли активности особой. Были даже какие-то корейцы.

- Вопрос о химическом цехе ТЭЦа во время аварии на ней поднимался отедльно. Вы говорили, что необходим новый цех при модернизации, но китайская сторона говорила, что старого будет достаточно. Почему вас не слушали?

- Мы напрямую с китайцами не говорили, только через ГУМ. Мы также отправляли письма о необходимости. В "Электрических станциях" провдили совещания и признавали тот факт, что химцех нужен. Но дальше разговоров дело не заходило. У меня на руках есть итоги 6-7 совещаний, где говорится о необходимости цеха.

Воды, которая поступает их старого химцеха не хватало особенно в зимний период, когда мы брали воду на отопление самой ТЭЦ лдя зданий и оборудования. Если нет крыши и окон. то как нам греть цеха?

- Если бы аврии не произошло, то новый химцех так бы и не стали строить?

- В этом году удалось решить вопрос. Вообще строительство и было запланировано на этот год. После прихода Узака Кадырбаева наконец-то удалось решить этот вопрос. Он нам сразу сказал, что дает добро и действительно началось движение. Договоры и поставки заключались достаточно быстро.

- А что из себя будет представлять новый химцех?

- Это здание, где будут баки, насосы и цех будет рядом с новыми энергоблоками и новый цех будет обеспечивать водой только их. Когда запрашиали паспортные данные старого химцеха и на его основе делали расчеты. Но не учли один момент, что его мощность уже не соответствует требованиям времени и она должна быть больше.

-На ваш взгляд, комиссия ЖК сделала правильные выводы?

-Да, и самое главное пусть разбирается следствие. По моему мнению, межведомственная комиссия только больше запутала вопрос с аварией. Они работали в другом направлении.

- А чем вы сейчас вообще занимаетесь?

- Пока идет следствие, я не могу работать, сижу дома.

https://kaktus.media/doc/374401_intervu_s_byvshim_direktorom_tec_ob_obidah_avarii_i_oborydovanii.html

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Мухтар Аблязов: Кыргызстан нарушает Женевскую конвенцию

Казахстанский оппозиционер прокомментировал Vesti.kg задержание своего сподвижника сотрудниками ГКНБ КР

Беглый казахстанский олигарх, лидер оппозиционной партии «Демократический выбор Казахстана» Мухтар Аблязов обратился в международные правозащитные организации в связи с арестом одного из своих сподвижников, гражданина Казахстана Мурата Тунгишбаева кыргызстанскими властями. Об этом Vesti.kg заявил сам Аблязов.

По его словам, скоро последует соответствующая реакция международного сообщества.

- Самое главное, Кыргызстан нарушает подписанную Женевскую конвенцию о статусе беженца, - отметил политик. – Данная конвенция запрещает какую-либо дискриминацию в отношении беженцев. Кроме того, она допускает высылку беженцев в интересах государственной безопасности, но запрещает их возвращение в государство, из которого они бежали, опасаясь преследования. Поэтому согласно этой конвенции власти Кыргызстана не должны были задерживать Тунгишбаева по политическим мотивам. Тем более, не должны выдавать его Казахстану. Впрочем, мы не позволим этого сделать.  Скоро я выступлю со специальным заявлением по этому поводу. Более того, я уверен, Кыргызстан и Казахстан подвергнутся международному давлению в связи с нарушениями Женевской конвенции.

Напомним, сотрудники ГКНБ КР 10 мая текущего года задержали в Бишкеке гражданина Казахстана Мурата Тунгишбаева по подозрению в связях с запрещенной в соседней республике организацией «ДВК» (Демократический выбор Казахстана)

«Демократический выбор Казахстана» - — это оппозиционное движение, которое признано в Казахстане экстремистской организацией. Создал ее беглый казахстанский политик и бывший председатель «БТА-Банка» Мухтар Аблязов.

Стоит отметить, что согласно сообщению Мухтара Аблязова в соцсети, 10 мая по Казахстану прошли митинги с участием членов «ДВК».

«Митинги ДВК 10 мая прошли во многих города страны. Критики могут сказать (и говорят), что протестующих было не так много, что полиции удалось запугать граждан. Еще задолго до начала митинга все силовые структуры начали превентивное запугивание предполагаемых участников митинга», - написал он на своей странице.

https://vesti.kg/politika/item/51834-mukhtar-ablyazov-kyrgyzstan-narushaet-zhenevskuyu-konventsiyu.html


Кыргызстану предлагают вернуться в под крыло США

Кыргызстану необходимо возвращаться к полноценным отношениям с США. Такое заявление на круглом столе "Внешнеполитические векторы и экономические приоритеты в работе нового правительства КР" сделал эксперт Эдил Осмонбетов.

Он уверен, что в последние годы идет усиление геополитической турбулентности, которая не предполагает ориентирование лишь на одного-двух партнеров.

- Узбекистан и Казахстан, например, уже переформатировали свою политику в сторону Америки. И сделали ее многовекторной. Такое же решение необходимо принять и нашей стране. То есть, правительству стоит вернуть отношения с США в прежнее русло и выстроить их более полноценно, нежели они есть сейчас. Так как игнорировать столь сильную мировую экономику – огромный просчет для государства, - отметил Осмонбетов.

https://www.vb.kg/370876


Есть ли место в Кыргызстане для китайской военной базы?

Американское интернет - издание "Central Asia – Caucasus ANALYST" пишет о планах Пекина по созданию военной базы в Афганистане и возможном влиянии этого шага на стратегические позиции Китая в Центральной Азии.

При этом подобную информацию сообщают и другие СМИ. Речь идет о новой китайской военной базе в Ваханском коридоре Исламской республики Афганистан (ИРА).

Афганские чиновники отмечают, что Китай и Кабул обсудят вопрос о строительстве такого объекта в Бадахшане, а также профинансируют все материально-технические расходы, включая вооружение и технику.

Официальный КНР пока эту информацию не подтверждает.

Но все это пока что переговоры, и, вообще, в случае с Афганистаном все нестабильно, и "сделка" может сорваться. Но, судя по всему, Китай всерьез озаботился открытием военной базы для защиты своих рубежей. Возможно, взор Поднебесной обратится на другие территории. Не станет ли таковой Кыргызская Республика?

Тем более, что у нас перед Китаем, мягко говоря, "небольшие" обязательства.

Отечественный политолог скептически отнесся к такой возможности По словам Марса Сариева, общественность очень резко отнесется даже к слухам о ее строительстве на территории республики.

- Да и Поднебесная вряд ли выскажет в наш адрес подобное предложение. Во-первых, свое влияние она распространяет на территории ЦА иным путем: культурным и экономическим. Да и портить отношения с Россией, которая также, как и КНР, является членом ШОС, и, главное, торговым партнером, Китаю нет резона, - заверил VB.KG Сариев.

Что же касается непосредственно Афганистана, то здесь вопрос военной помощи КНР надо рассматривать под другим углом – безопасности.

- Существует Ваханский коридор - узкая полоса земли в Восточном Афганистане, в районе Вахан провинции Бадахшан. Он отделяет республику Таджикистан от Пакистана и Афганистана. Также есть 60 километровая граница КНР с ИРА. Вот там как раз и было замечено совместное патрулирование военных Поднебесной. Поэтому, говорить об их присутствии в Афганистане можно. Но это связано вовсе не с желанием опередить Россию в военной мощи, а необходимости усиления безопасности на этих территориях. Так как даже наши памирские кыргызы отмечают, что в последнее время участились случаи появления в ущельях гор бородатых и хорошо экипированных людей. Да и силовики КНР говорят периодически о попытках уйгурских сепаратистов "просочиться" в их страну. Поэтому военная помощь КНР согласована с властями ИРА. Но о базе речи пока не идет, - подчеркнул Сариев.

Не появится она в Таджикистане и Узбекистане, уверен политолог.

- Это также означает конфронтацию КНР и РФ. И, опять же, это станет ключевым пунктом по исключению подобной инициативы со стороны Поднебесной, - заключил Марс Осмонкулович.

https://www.vb.kg/370899


Сколько Кыргызстан должен Китаю и на что брал кредиты

Депутат Жогорку Кенеша Камчыбек Жолдошбаев предложил бизнесменам скинуться и выплатить долги Кыргызстана перед Китаем. В парламенте беспокоятся – почти 40% госдолга страны приходится на Поднебесную, но эффективность кредитов Китая на сотни миллионов долларов вызывает сомнения.

На 31 марта 2018 года госдолг Кыргызстана составил 4 млрд 425 млн долларов. Больше всего республика должна правительственному Экспортно-импортному банку Китая - 1,7 млрд долларов. Это 38,6% от всего госдолга. Пекин кредитует в Кыргызстане, в основном, инфраструктурные проекты.

Трасса Север-Юг. 400 млн долларов

На строительство альтернативной трассы «Север-Юг», которую власти называют крупнейшим проектом в современной истории Кыргызстана, китайский Эксим банк выделил 400 млн долларов кредита.

Общая стоимость дороги в 433 км оценивается в 850 миллионов долларов, реализация пройдет в 3 этапа. Кыргызстан привлек инвестиций на 847 млн долларов. Из них 747 млн долларов составляют кредитные средства. Проект также финансируют Азиатский и Исламский банки развития. Строительство ведет китайская компания China Road.

​Подстанция «Датка». 208 млн долларов

В 2013 году Кыргызстан завершил строительство подстанции «Датка» в Джалал-Абадской области. Эксим банк Китая выделил на проект кредит в сумме 208 млн долларов сроком на 20 лет под 2% годовых.

На эту сумму построена подстанция 500кВ «Датка», реконструированы существующие подстанции 220кВ «Кристалл», «Октябрьская», «Узловая», «Алай». Также отремонтированы системы релейной защиты и автоматики на Курпсайской ГЭС. Строительство вела китайская компания TBEA.

Линии электропередачи «Датка-Кемин». 389 млн долларов

Строительство подстанции «Датка» положило начало реализации более крупного проекта по возведению линии электропередачи - «Датка-Кемин» - на 389 млн долларов. Деньги вновь выделил Экспортно-импортный банк Китая.

Строительство ЛЭП протяженностью 405 километров, соединяющей подстанции «Датка» и «Кемин», завершилось в 2015 году. ЛЭП призвана обеспечить независимость Кыргызстана от энергетического кольца, соединяющего страны Центральной Азии. Проект также реализовала TBEA.

Модернизация ТЭЦ Бишкека. 386 млн долларов

В 2017 году та же TBEA завершила модернизацию теплоэлектроцентрали Бишкека. Эксимбанк Китая выделил 386 миллионов долларов на 20 лет под 2% годовых со льготным периодом в 11 лет.

После модернизации мощность ТЭЦ достигла 812 мегаватт, из которых 300 МВт за счет строительства и ввода в эксплуатацию двух новых энергоблоков. Мощность каждой из них составляет 150 МВт.

Как возвращать?

Только деньгами. В марте посол Китая в Кыргызстане Сяо Цинхуа сказал журналистам, что у Кыргызстана нет иного выхода, кроме того, как погашать долги.

На четыре крупных проекта Китай за последние 8 лет выделил Кыргызстану 1,3 млрд долларов. Эксимбанк предоставляет займы со льготным периодом – в первые годы Бишкек выплачивает только проценты.

Пик выплат по долгам придется на 2020-ые годы, подсчитали в правительстве. Ежегодная сумма выплат по кредитам только на энергосектор составит около 11,8 млрд сомов. Для сравнения, за весь 2017 год Минфин потратил 20 млрд сомов на обслуживание всего госдолга страны.

В начале мая издание The Times of Central Asia опубликовало материал о внешнем долге Кыргызстана. Аналитик Мария Левина пишет, что ранее Россия простила Кыргызстану задолженность в 240 млн долларов. Однако ждать такой щедрости от правительства Китая не стоит. Так, например, Таджикистан, который не смог выплатить свои долги по китайским кредитам, вынужден был передать КНР права на разработку угольных и золоторудных месторождений.

Правительство Кыргызстана успокаивает: выплаты по госдолгу производятся своевременно, без задержек. Тем не менее, в марте кабмин установил для себя ограничение, по которому долг перед одним кредитором не должен превышать 50% общей суммы внешнего госдолга. К этой отметке близок только Китай, на которого приходится 41% внешних заимствований. Кабмин намерен диверсифицировать долги, чтобы снизить возможные риски.

https://rus.azattyk.org/a/kyrgyzstan-china-debt/29229901.html

 

 

Назад

Актуально

Фотогалерея


Видео


Статистика