Новые выборы, обновление… и партийно-парламентская диктатура

Кыргызстан / Политика    13 мар., 14:48, 2018 г.    201

   

Ожидаемый очередной съезд-курултай СДПК и новые предстоящие выборы в парламент можно рассматривать как самые актуальные вопросы общественно-политической жизни настоящего времени. С прошлой осени постоянно отодвигают срок курултая, мол, пройдет то в декабре, то в феврале, то в апреле. В средствах массовой информации преподносят как постоянно объявляемую важную новость политики. Эти маленькие справки-известия не рассматриваются просто как «прогнозирование политической погоды, обязательно предваряющие сводки в виде предупреждения». Они рассматриваются как гораздо более важная кампания, если на то пошло, определяющая как минимум на ближайшие 6 лет направление жизни страны.

Это надо воспринимать с пониманием. У нас сейчас на словах существует многопартийная система, но нетрудно заметить, что в реальности установилась партийная диктатура. Не хотите этому верить? Думаете «как такое может быть, ведь по конституции обеспечивается соперничество партий?!», не можете выйти за рамки идеалистического мышления? Между тем достаточно оглядеть списки народных представителей, начиная с парламента республики и до местных айыльных кенешей.

Разве что примешалось немного представителей из 2-3 партий (пусть посмотрит хозяин!), а во всех остальных господствует СДПК. Лишь из партий «местного значения» благодаря родовому менталитету «приблудились» единичные партии и прошли вперед. А на территории всей страны политически-идеологические потребности полностью обеспечиваются СДПК.

Другое дело, если бы в соответствии с этим указанная партия действительно была чрезвычайно сильной, народной, патриотической партией! Напротив, ее основа составлена сплошь из одних куркулей, о ее нуждаемости в радикальной чистке говорят сами лидеры партии во главе с экс-президентом Атамбаевым. Следовательно, нет большой тайны, почему съезд партии постоянно отодвигается на отдаленное время. Есть сложные вопросы, которые не могут решить сегодняшние партийные лидеры!

В частности, вопрос составления предварительного списка на парламентские выборы. С одной стороны, придется еще слушать «кошельков», обеспечивающих эти политические кампании. С другой стороны, необходимо стремиться к выбору чистых и патриотичных личностей, имеющих реальный авторитет в народе. Заметно, эти два вопроса категорически несовместимые, даже диаметрально противоположные, бесспорно, будут восприняты и поняты как антиподы. Представляется, что в нынешней взятой паузе именно по причине этой дилеммы лидеры партии ломают себе головы, или иногда как ошалелые овцы не могут собраться с мыслями, не зная, что делать. Кстати, сейчас мы номинально «в парламентской системе», но де факто бесспорно, что проводится власть партийно-парламентской диктатуры. Это происходит не из-за силы парламента, а по причине неукоснительного исполнения вышеозначенного партийно-руководящего диктата.  

Дело в том, что ставший в полной мере зависимым парламент вынужден вести работу только по окрику вышестоящих кураторов.

Вкратце, жалкое состояние сегодняшнего парламента не то чтоб отвечать наименованию «народных представителей», даже близко не подходит к столь высокому требованию. В таких условиях уважающие сами себя депутаты, имеющие честь и достоинство, давно бы уже распустились. Но эти не смогут пойти на указанный шаг. Ясно, если даже пойдут, то только после поданного сверху сигнала. (А в нынешнем составе парламента лишь 20-30% самостоятельно думающих и независимых депутатов).

Таким образом, это сложная дилемма, и какая польза менять шило на мыло. Понятно, все это вызывает чувство опасения «какая необходимость избавляться от парламента - сегодняшние очень удобные и очень «легкие на подъем» подручные ребята, готовые действовать по первому зову руководителей страны. В то же время приближается 2020 год, который значительно расширит парламентские права по конституции.

Явно, если в парламент, где спикеры начали постоянно меняться как носовые платки, случайно «приблудится» независимый со скрытой внутри амбицией спикер, то сегодняшнее партийно-парламентское политическое течение повернется совсем в другое русло. Значит, необходимо предотвратить и это, уничтожить угрозу еще в зародыше.

Говоря по правде, исполнение большинства вышеназванных необходимых мер для сегодняшней сильной власти не очень сложный вопрос. Кроме одного – повернуть настрой больших масс народа и общественности в поддерживающую себя сторону.  А это крайне сложное и практически невыполнимое требование. Особенно для сегодняшних высших властей.

В каких случаях начинают усиливаться волны народного недовольства, настрой против высшей власти? Конечно, только когда очень сильно увеличивается разрыв между высшей властью и народом и начинают резко расходиться их интересы. Чувствуется, что сегодняшний общественно-политический настрой начал переходить именно в такое русло.

По-другому быть не может. Ведь уже давно истощились пустые обещания апрелевцев, до отказа переполненные голой эйфорией ресурсы. Сейчас они сами тоже делают признания «надо постоянно понемногу повышать цены на электроэнергию для населения, иначе мы не сможем удержать на уровне нужное этой отрасли техническое оборудование», в СМИ время от времени начали открыто обнародовать такие заявления.

Известно, перед апрельской революцией выступали с криками: «Оказывается, реальная себестоимость электроэнергии всего 1 тыйын, население должно получать ее именно по этой цене!» - а сейчас совсем замолчали.

Новоизбранный президент Сооронбай Жээнбеков перед народом несколько раз открыто говорил: такие тяжелые болезни, как безработица, коррупция и преступность, не то чтобы начать излечиваться или облегчиться, а наоборот еще больше усилились. Эти действия начали идти под контролем и при участии «правоохранительных органов», которые должны бороться с ними.

Говоря обобщенно, никакие основания не заложены для улучшения настроя общественности и отношения народа к власти. Это минимум на ближайшее время!

Только недавно Владимир Путин сделал ежегодное обращение к россиянам. Фундаментальный анализ, аргументированный точно и твердо, будто высеченный на камне. Он отметил серьезные вопросы в каждой отрасли, указал направление путей решения их, ясно, что в душе у услышавшего эти мысли человека они заняли прочное место. Более всего указывает на плодотворные итоги выполненных за последние годы работ раскрытие им откровенных фактов развития страны без всяких цифр. Выяснилось, средняя продолжительность жизни россиян за 5-6 лет выросла с 61 года (для мужчин) и 66 лет (для женщин) до 71 и 77 лет соответственно. Это означает, что Российская Федерация догоняет самые развитые страны (у страны рекордсмена по продолжительности жизни Японии эта цифра составляет 83-87 лет).

Как известно, определение уровня жизни граждан страны по критериям международных организаций устанавливается по трем основным показателям : продолжительность жизни человека, размер его дохода и уровень образования. Если человек сравнит статистические данные нашей страны с 1990-ых годов по этим трем параметрам, то сможет получить ясную информацию о положении сегодняшнего Кыргызстана. Говоря иначе, цифры убеждают - наше государство не растет и не развивается, а только откатывается назад и вниз.

До этого в определенной степени удерживали равновесие с партией СДПК, имели влияние в республиканском масштабе партии «Ата Мекен» и «Республика». После «разгрома» их лидеров на политическом фронте партии растеряли прежние позиции, какое там оспаривать лидерство, лишь стремятся избавить себя от угрозы дальнейшего проваливания в кризис. Судьба таких партий, как «Онугуу-Прогресс», только-только начавших выходить с регионально-провинциального до республиканского уровня, потонула в море многопартийности, ограничившись опасением невнятного ухода. Именно вследствие этого ранее всегда выражавший свою самостоятельную независимую позицию (пусть даже она ничего не решала, носила декларативный характер!) Бакыт Торобаев тоже превращается в незаметного, «неизвестного», рядового депутата.

В промежуточных итогах нет никакого секрета. Будущая судьба сегодняшнего парламента полностью будет зависеть от давно ожидаемого съезда СДПК. Ясно, она будет стремиться завладеть подавляющим большинством и в следующем парламенте.

Пока не видно сил, способных стать альтернативой парламентско-партийной диктатуре. Хотя заметны некоторые признаки таких попыток, но не видно даже тени политических сил, в массе поддерживаемых общественностью,  открыто освещающих в своих программах народные чаяния и устремления, а также рвущихся реализовать их на практике.

Программы, идеи партии СДПК с декларативной позиции тоже питались хорошими идеями. Но как показала практика, в течение последних 7-8 лет (если отсчитывать с определенной черты 7 апреля 2010 года), никаких изменений оптимистичного свойства не появилось.

На недавней встрече с журналистами (в связи со 100 днями прихода на президентскую должность), сегодняшний президент Сооронбай Жээнбеков тоже сказал, что тесно связал свою судьбу с этой партией с 1996 года, придерживается мнения, что нет необходимости создавать другую партию.

Допустим, это его личное мнение и право. Но если как президент он встанет выше партийности, будет смотреть одинаково на все партии, создаст равные условия для их развития, то это будет соответствовать и закону и требованиям народа. (Подобно экс-президенту в самый горячий момент президентской избирательной кампании в контексте «я попрощаюсь с регионами»,  организовал встречи, открыто не поддерживая кандидата однопартийца!). И без того у нас многопартийная система остается только на бумаге.

Следует сказать, когда партия СДПК только-только создалась во время сильной акаевской власти, она называлась в народе «партией губернаторов, партией партократов», а поздней ее прозвищем стало «партия олигархов». Понятно, чтобы стать настоящей народной партией в ее составе должно быть много личностей, живущих проблемами простого населения, реально болеющих за решение этих вопросов. Атамбаевская власть 6 лет подряд обзывала «акаевцами» и «бакиевцами», презирала предшествующие власти, и не уставала повторять, что страну раньше тянули назад только они. Однако и сама она не смогла оставить после себя следа, заслуживающего похвалы. Это особенно открыто начало виднеться сейчас. Продолжится ли такая же декларативная политика и в следующие 6 лет? Или будут сделаны решительные шаги и начнутся кардинальные перемены? Перед сегодняшней властью нового президента Жээнбекова ребром стоят именно эти вопросы-дилеммы. Ему надлежит дать точный и безотлагательный ответ, не отставая от своего момента. Авторитет, репутация, убедительность, влияние и будущая судьба сегодняшней власти в народе будет связана именно с такими обстоятельствами.

 

http://www.gezitter.org/politic/68222_novyie_vyiboryi_obnovlenie_i_partiyno-parlamentskaya_diktatura/print/

Назад

Актуально

Фотогалерея


Видео


Статистика