ОБЗОР: КЫРГЫЗСТАН: ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ: КОРРУПЦИЯ

Кыргызстан / Безопасность    13 фев., 18:28, 2018 г.    130

Жээнбеков обсудил с секретариатом Совбеза дальнейшие меры по борьбе с коррупцией

Президент Сооронбай Жээнбеков провел рабочее совещание с секретариатом Совета безопасности. На встрече были обсуждены итоги прошедшего 8 февраля заседания Совета безопасности, его решение с учетом поступивших предложений.

Жээнбеков перед секретариатом Совета безопасности поставил задачу начать активную работу по реализации антикоррупционных мер, в первую очередь в правоохранительных, судебных и надзорных органах страны в соответствии с решением последнего заседания Совета безопасности, провести анализ всего руководящего состава в органах, призванных бороться с коррупцией.

Кроме того президент поручил руководству секретариата Совета безопасности взять на особый контроль работу правоохранительных органов по расследованию уголовных дел, ранее необоснованно приостановленных и прекращенных.

«Необходимо тщательно проверять декларации сотрудников государственных структур, в том числе правоохранительных, надзорных и судебных органов. Расходы сотрудников правоохранительных органов будут тщательно проверяться. Кыргызстанцы ждут решительных мер по искоренению коррупционных проявлений во всех сферах жизнедеятельности государства», – сказал Жээнбеков.

На рабочем совещании также был обсужден план работы следующих заседаний Совета безопасности, где будут рассмотрены вопросы борьбы с коррупцией в сферах энергетики, здравоохранения, образования, горнорудной отрасли, фискальных органах, службах регистрации и архитектуры.

http://www.kabar.kg/news/zheenbekov-obsudil-s-sekretariatom-sovbeza-dal-neishie-mery-po-bor-be-s-korruptciei/


Глава ГКНБ признал критику в адрес АКС, озвученную президентом на Совбезе

Сегодня президент принял председателя ГКНБ. Были обсуждены задачи по скорейшей реализации решения Совета безопасности от 8 февраля 2018 года.

По данным пресс-службы президента, глава ГКНБ доложил Сооронбаю Жээнбекову о принимаемых мерах по борьбе с коррупцией, а также проводимой работе по совершенствованию деятельности Антикоррупционной службы в целях повышения ее эффективности.

Абдиль Сегизбаев проинформировал главу государства о том, что проведен тщательный анализ деятельности АКС и приняты во внимание все замечания, озвученные на заседании Совета безопасности.

Сооронбай Жээнбеков поставил задачу в кратчайшие сроки пересмотреть формат деятельности АКС на предмет полноты выполнения возложенных на ведомство обязанностей, а также рассмотреть каждого сотрудника АКС на соответствие занимаемой должности.

«Все сотрудники должны четко понимать предназначение и роль АКС в борьбе с коррупцией. Не заниматься простыми отписками и работать по шаблону, — отметил президент. — Вы должны ставить перед собой максимально высокую планку задач и добавиться цели — бороться с коррупционными преступлениями, представляющими угрозу национальной безопасности».

Перед ГКНБ стоит серьезная задача – вести борьбу с коррупцией в правоохранительных, судебных органах и других государственных структурах. Нужны результаты.

https://24.kg/vlast/75967/


Жээнбеков будет защищать от судебной несправедливости не чиновников, мятежников, а простой народ

Президент Сооронбай Жээнбеков в конце прошлой недели провел заседание Совета безопасности, сильно раскритиковал работу правоохранительных, судебных и надзорных органов. «Вы, борцы с коррупцией, сами погрязли в коррупции. Если не исправитесь, то наши пути разойдутся», - сказал он.

Простой народ поддержал такое решение президента, положительно отнесся к этому. Людям понравилась решительность в его словах, они ждут скорейшей чистки в рядах чиновников, прокуроров, судей, милиционеров, разбогатевших за счет государства и смотрящих на всех свысока. В то же время сторонники, адвокаты, родственники, друзья и приятели тех, кто совершил предательское для страны преступление, обращаются к президенту, просят освободить ныне осужденных политиков, депутатов, навредивших государственной системе.

А президент сказал: «У меня нет никакого намерения вмешиваться в работу судей. Но если судьи будут оправдывать совершивших тяжкое преступление, ущемляя права народа, то я вмешаюсь как президент. Мне народ доверил распоряжаться народной властью». Речь идет о простом народе. Президент говорит о тех случаях, когда простой народ страдает от несправедливости судей, долгое время таскается по судам, оказывается за решеткой, так как не может дать взятку. В то же время совершившие тяжкие преступления избегают ответственности перед законом благодаря взятке. Он говорит о том, что будет вынужден вмешаться, чтобы защитить простых людей от произвола!

http://www.gezitter.org/politic/67577_jeenbekov_budet_zaschischat_ot_sudebnoy_nespravedlivosti_ne_chinovnikov_myatejnikov_a_prostoy_narod/print/


«Моральное право» президента стоит выше всего

В политике есть такое понятие, как «моральное право» первого руководителя. Суть в том, что в первую очередь он сам должен быть чистым. С этой точки зрения к президенту Сооронбаю Жээнбекову не придерешься. Отсюда у него есть полное моральное право идти на решительные шаги в борьбе с коррупцией. В наших условиях упомянутое мной моральное право даже стоит выше полномочий президента, предусмотренных Конституцией.

Президент указал на самую важную и актуальную проблему – коррупцию, отметив, что коррупция цветет в органах, которые должны с ней бороться. Стало очевидно, что правоохранительная, судебная системы нуждаются в реформах. Созданы благоприятные условия для того, чтобы президент предпринимал решительные шаги в этом направлении, выбрано правильное время. Если С. Жээнбеков серьезно возьмется за это, то он получит благословение народа, в истории останется как реформатор, народный президент.

Алмазбек Акматалиев, общественный деятель

http://www.gezitter.org/society/67578_moralnoe_pravo_prezidenta_stoit_vyishe_vsego/print/


Треть опрошенных читателей ИА «24.kg» считает самыми коррумпированными суды

ИА «24.kg» подвело итоги опроса, в котором читателям предлагалось назвать самые коррумпированные ведомства Кыргызстана. В итоге треть проголосовала за суды.

Напомним, на заседании Совета безопасности президент Сооронбай Жээнбеков отметил, что Кыргызстан до сих пор не может подняться в рейтинге Transparency International. По последним данным, страна заняла 136-е место среди 176 стран мира.

«В этом виноваты наши правоохранительные, фискальные органы и судебная власть. Нам известно, что раскрываемость резонансных преступлений низкая. Наши органы заняты мелкими преступлениями и беспричинной проверкой бизнеса», — уверен президент.

Мы попросили читателей назвать самые коррумпированные силовые и фискальные ведомства. Самая большая часть опрошенных (31 процент) посчитали, что больше всего коррупции в судах. На втором месте Министерство внутренних дел (13 процентов голосов). На третьем месте Государственная таможенная служба и Антикоррупционная служба ГКНБ. У них по 12 процентов голосов.

Десятая часть респондентов увидела коррупцию в работе Генеральной прокуратуры. Еще 6 процентов читателей назвали коррумпированными ГКНБ, а семь процентов — Госслужбу по борьбе с экономическими преступлениями (Финпол).

https://24.kg/vlast/75861/


Кыргызстан. Переназначение бывших. Способен ли старый аппарат на реальные реформы? - С.Чериков

После продолжительного молчания новый Кыргызбаши подал-таки голос. И какой! На прошедшем на днях заседании Совета безопасности страны Сооронбай Жээнбеков высказал то, что давно должно было быть сказано высочайшими устами и чего жаждало кыргызстанское общество за последние годы. Ржавчина коррупции в правоохранительных органах, становом хребте законности и правопорядка, стремительно распространялась, разрушая уже систему. Страна оказалась в плену повальной коррупции, правового беспредела, творимого самими правоохранителями. Заслуга Пятого президента в том, что он об этом сказал без утайки и китайских церемоний. Хорошо сказал.

Вслед за чем последовали весьма оптимистичные выводы и прогнозы относительно дальнейших шагов С.Жээнбекова. Главной из которых конечно же, считали назревшую смену старых кадров, достаточно известных безделием и некомпетентностью, если не сказать саботажем и вредительством. Первым слабеньким антикоррупционным звоночком стало задержание высокопоставленного аппаратного чиновника Жогорку Кенеша, на которого пало подозрение в воровстве денег, предназначенных для вручения очередному ежегодному номинанту Айтматовской премии. На удивление всем, чекисты и прокурорские сработали сверхоперативно и адресно.

У корпоративных оппонентов власти свои виды на событие. Те поспешили громкую заяву С.Жээнбекова перевести на плоскость гипотетического противостояния между бывшим и нынешним президентами. Жээнбековский гневный спичь на Совбезе, по их уразумению, поверг бывших, то есть атамбаевских, в шок. Мол, как это он посмел поперек батьки переть, отнимая у того лавры главного, единственного и пока непревзойденного ратиборца против коррупции. Хотя, действительность не совсем такова и сие противостоянием не назовешь. Просто идут тончайшие игры на грани фола. Но это другая опера.

Но факт в том, что дальше последовало …переназначение Жээнбековым уже назначенных сразу после инаугурации нескольких собственных кадров и в основном бывших ключевых клерков экс-президента.

Это может означать две вещи. Первое - отсутствие у нового президента готовых, заранее подобранных кадров. Второе - при наличии оных, он физически и юридически не может ими воспользоваться из-за ограниченности правящих функций согласно переделанным важным положениям Основного Закона. Видимо, скорее по последней причине Жээнбеков вынужден был решиться на отчаянный крик души, когда говорил, что не может спокойно смотреть на творящийся во вверенном ему царстве беспредел и будет вмешиваться несмотря ни на что. Понимать надо "несмотря на мои ограниченные функции".

Воистину глас вопиющего, оказавшегося между молотом и наковальней! Молотом в данной ситуации надо считать достаточно искренние предвыборные обещания, наковальней - долг перед патроном-благодетелем, на глазах всей планеты заботливо посадившим его в искомое кресло на 7-м этаже местной властной цитадели. Кадры которого, насколько поняли, пока что неприкасаемы.

В подобной трагикомичной ситуации молодой неопытный, но достаточно амбициозный башбакан, по-восточному изящно, достаточно деликатно и целеустремленно пытается застолбить за собой закрепленные новой Конституцией царские полномочия. Судя по всему, сие ему плохо удается. Ни опыта жизненного, руководящего (не аппаратного), дипломатического, ни досконального знания местой специфики, всех особенностей нашего развития за последние годы. Как бы Сапар ни старался выдать желаемое за действительное, продвигать креативные, нацеленные на реал и будущее амбициозные проекты, без личных знаний, опыта и просто смелости, дело ну, никак не выгорает, хоть тресни.

Ни мощная поддержка патрона, ни многочисленная команда …молоденьких советников-помощников (число которых по некоторым данным превалило за десяток), ни солидная поза "а-ля Ким III" не оградили не имеющего практического опыта самостоятельного хозяйствания башбакана от ошибок и серьезных промахов. Публика становится свидетелем его робости, неумения разговаривать на равных с главами-башбаканами, скандальных проколов в определении подрядчиков реконструкции стратегических объектов, в продвижении актуальных проектов улучшения нашей жизни, и, как заключительный аккорд - почти катастрофического ЧП в Бишкекской ТЭЦ.

Немаловажная деталь - советники-помощники С.Исакова почему-то не отражены на официальном сайте правительства. Возможно, стыдятся их многочисленности и не соответствия их данных высоким должностям. Еще. 5 (пять) человек руководит аппаратом премьер-министра КР. Помнится, администрацией президента А.Акаева руководили всего два человека - Рустенбеков и Богатов. На сей счет бытует кыргызская пословица "Койчусу көп болсо, кою арам өлөт" ("при многочисленных чабанах отара околела").

Что касается перспектив президента С.Жээнбекова, подождем. Может статься так, что воодушевленный собственным пламенным спичем, Пятый глава вознамерится на более осязаемую и кардинальную аппаратную пертурбацию. Ибо всем известно и практика показала, что не президент, а именно аппарат, есть двигатель или тормоз в развитии государства, поскольку в руках обитаталей 6-7 этажей Белого дома реальное продвижение кадров, которые решают все. Правда, согласно новой, прилаженной под премьер-министра, Конституции, если она сработает, правление страной может плавно перекочевать в руки аппарата башбакана.

Произошедшие президентские аппаратные назначения новыми не назовешь. Все "новоназначенцы" давно известны и раньше сидели на "новых" местах. Исключением можно считать приход в один из ключевых отделов - организационный и инспекторский, то есть занимающийся госкадрами - Турдуназира Бекбоева, новых советника и помощников, испытанных совместной работой в бытности Жээнбекова главой облгосадминистрации и правительства.

В то же время в обществе неоднозначно восприняли возвращение Фарида Ниязова, человека экс-президента, сначала советником, далее на свое место рукапа. Таким образом, руководство реальным властителем страны, коим, как уже сказано, является аппарат президента, остается в руках бывших.

Источник - ЦентрАзия

http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1518472500


Борьба с коррупцией: с чего и с кого начинать президенту

Президент Сооронбай Жээнбеков на Совете безопасности достаточно жестко отчитал силовиков, отметив, что Кыргызстан до сих пор не может подняться в рейтинге Transparency International.

По его словам, в этом виноваты наши правоохранительные, фискальные органы и судебная власть. «Нам известно, что раскрываемость резонансных преступлений низкая. Наши органы заняты мелкими преступлениями и беспричинной проверкой бизнеса», — заявил президент.

Он пообещал вмешиваться в деятельность госорганов, если будут жалобы от граждан, и потребовал от руководителей силовых и правоохранительных органов кардинальных решений в борьбе с коррупцией. И дал чиновникам и генералам последний шанс начать реальную борьбу.

ИА «24.kg» обратилось к респондентам с вопросом: с чего или с кого стоит начать борьбу с коррупцией главе государства?

Исхак Масалиев, депутат Жогорку Кенеша:

— Борьбу с коррупцией Сооронбаю Жээнбекову стоит начать со своего окружения, с тех лиц, кто обеспечил ему победу на выборах в прошлом году. Огромные средства, которые были бухнуты на агитацию, явно не из зарплаты.

Заявления на Совете безопасности я бы не стал рассматривать серьезно. Это элемент шоу. Президент страны после столь жесткого выступления никого не отправил в отставку. Он лишь повторил то, что говорят люди, мы с вами: к силовикам нет доверия... Однако никаких действий Сооронбай Жээнбеков не предпринял. Есть такая пословица: хорошая собака не лает, но кусает.

Не надо кричать, ругаться, говорить о коррупционерах. Надо просто убирать их. Без предупреждения.

Нурбек Токтакунов, руководитель партнерской группы «Прецедент»:

— Предыдущая президентская команда сажала коррупционеров из числа политических оппонентов. Этот процесс начался с 2010 года. И если Сооронбай Жээнбеков продолжит эту политику, то такая антикоррупционная кампания не убедит общество.

Чтобы общество поверило, Сооронбай Жээнбеков должен начать сажать коррупционеров из числа правящего режима, правящей группировки.

Если он сможет это сделать, то это станет новым этапом борьбы с коррупцией. Тогда и народ поверит. Но я сомневаюсь, хотя и хочется верить...

Денис Бердаков, политолог:

— Ключевой момент всей системы — это правоохранительные органы и суды. Именно там закладывается вся проблема коррупции. Ведь коррупция — это когда чиновник, используя свое положение, дает кому-либо какие-то блага (месторождения, доступ к тендерам, взятку) или прикрывает нарушителя закона. Поэтому нет смысла вылавливать каждого человека в отдельности.

Суды и МВД (особенно Управление по борьбе с экономическими преступлениями) — это те авгиевы конюшни, очистив которые президент сделает великое дело.

Но нужно помнить, что если зарплата сотрудников МВД не будет составлять минимум 30 тысяч сомов, вся борьба будет фикцией. Нужны системные реформы.

Абдыгул Чотбаев, председатель Общественного движения «Боевое братство» генерал-полковник:

— Сооронбай Жээнбеков сделал первый шаг, когда на Совете безопасности обозначил, где у кого не все хорошо. Но теперь необходимо сделать следующий шаг, подкрепить слова действием. Предупреждение сделано, кто не поймет — того не просто снимать с должности, а привлекать к уголовной ответственности. При этом необходимо отходить от практики, когда под прикрытием «борьбы с коррупцией» сводят счеты с оппонентами. Этот метод практикуется не только у нас, это мировая практика, когда под жернова попадают те, «кто не со мной».

Игорь Халанский, заведующий кафедрой политологии КРСУ, кандидат исторических наук, доцент:

— Рекомендаций уже было дано большое количество, они набили оскомину. Все заключается в качестве кадров и управляемости аппарата. Всего два момента. Если этим не заниматься практически, индивидуально, под жестким контролем, все остальное никакого эффекта не даст. Уже проверено на практике.

Задача президента — в создании конструкции, которая работала бы под его контролем. Как это сделать, есть разные способы: сингапурский опыт, тайваньский. Изобретать что-то новое, значит, изобретать велосипед.

Искоренить коррупцию в реальной и административной практике без всяких политических налетов — это одно. А использовать ее как метод политической борьбы — это совсем другое. У нас есть судебная система. Достаточно, чтобы она заработала, и если все доказано юридически, непредвзято, то и необходимо наказывать.

Если наша правовая система функциональна и работоспособна, то не надо проводить кампаний — она будет работать. Если не будет работать, что ни проводи, это все на уровне пропагандистских лозунгов.

Рита Карасартова, директор Института общественного анализа:

— Надо менять законодательство, и по должностным и коррупционным статьям вообще убрать понятие срока давности. За любое должностное или коррупционное преступление необходимо привлекать к ответственности. А сейчас все коррупционеры думают, что они недосягаемы, так как научились играть со сроками. Делают все, чтобы затянуть процесс, волокитят дело, и как только сроки истекают, гуляют свободно. Естественно, все это стоит денег. Второе: надо по коррупционным преступлениям вводить систему высоких штрафов и конфискации имущества.

Наказывать коррупционеров надо финансово. И, конечно же, не прикрывать «своих» коррупционеров.

https://24.kg/vlast/75918/


Уважаемый президент, сказали «а», надо сказать и «б»!

8 февраля президент Сооронбай Жээнбеков впервые созвал заседание Совета безопасности в качестве главы государства. А ведь народ заскучал с тех пор, как ушел Алмазбек Атамбаев, который на каждом таком заседании делал неожиданные заявления, озвучивал сладкие и горькие слова. Но и действующий президент на словах был не хуже Атамбаева.

Были затронуты важные вопросы, которые на протяжении долгих лет задевали нас за живое. Многих воодушевили слова главы государства: «Самая большая сила в борьбе с коррупцией – политическая воля президента! Она у меня есть. Я готов к борьбе!». Появилась вера в завтрашний день.

О судьях, которые «не в своем уме»

«В отношении судей, на которых надеется народ в поисках справедливости, за последние 10 лет было возбуждено 97 уголовных дел. Половина из них были освобождены следствием от уголовной ответственности. 46 уголовных дел были направлены в судебные органы и 23 обвиняемых были освобождены от уголовной ответственности. Лишь по 8 процентам уголовных дел, возбужденных в отношении судей, обвиняемые были привлечены к ответственности», - сказал глава государства Сооронбай Жээнбеков, подтверждая, что «ворон ворону глаз не выклюет». За десять лет в отношении судей было возбуждено всего 97 уголовных дел и только в 8% случаях они были привлечены к ответственности. Любого судью можно сейчас взять за руки и посадить в тюрьму. Они сразу поймут, за что. Потому что в Кыргызстане нет судьи, который работал бы кристально чисто и жил на зарплату. Конечно, мы не утверждаем, что таких вовсе нет. Есть сравнительно честно работающие. Такова горькая правда на сегодняшний день.

О Генпрокуратуре, работу в которой еще не наладила Жолдубаева

«Генеральная прокуратура является национальным координатором в борьбе против коррупции. Но на сегодняшний день не может результативно выполнять эту свою функцию. В деле профилактики коррупции все еще нет совместных усилий, наблюдаются внутренние противодействия, не государственные, а ведомственные интересы. Много незаконных и безосновательных проверок. Ко мне поступает много жалоб со стороны государственных органов и айыл окмоту о проводимых повторяющихся проверках. Обязанность прокуратуры их остановить и взять под контроль. Но так не происходит, наоборот, органы прокуратуры сами проводят бесчисленные проверки. Например, в 2016 году прокуратура провела 8877 проверок, из них всего по 8 процентам были возбуждены уголовные дела. Из возбужденных дел только 50 процентов были направлены в суд. Из проведенных проверок лишь по 1,6 процентам судом были вынесены обвинительные приговоры, из них всего по 8 делам обвиняемые были лишены свободы», - говорит президент.

Зарплата сотрудников прокуратуры, занимающих руководящие должности, составляет 20-30 тысяч сомов. Но стоит прогуляться по парковке Генпрокуратуры, увидите внедорожники за 100 тысяч долларов. Самая дешевая машина стоит там 10-15 тысяч долларов. Говорят, живут они не в простых домах. За какие деньги они обустроили свою жизнь? За счет тех, что заработали в поте лица? Сооронбай Жээнбеков говорит, что в прошлом году прокуратура провела 8877 проверок, из них всего по 8 процентам были возбуждены уголовные дела. Почему-то тяжело поверить в то, что прокуроры ушли с пустыми руками после 8000 проверок. Так вот откуда у них появляются внедорожники и особняки. Как понимать то, что Генпрокуратура сама занимается незаконными проверками, засучив рукава вместо того, чтобы пресекать их? Значит, мы позволяем волкам пасти овец?!

Президент Сооронбай Жээнбеков озвучил цифры, говоря о коррупции в МВД, АКС, Финансовой полиции.

Со стороны органов внутренних дел за прошедшие два года было возбуждено 65 тысяч уголовных дел. Из них всего 30 процентов были направлены на рассмотрение суда. Другими словами, 19500 дел были переданы в суд, а по 45500 делам МВД приняло «самостоятельное решение». Соответственно, по 45500 делам никто не был привлечен к ответственности. Конечно, мы все прекрасно знаем, что МВД освобождает подозреваемых не за красивые глаза и теплые слова.

Такая же ситуация в Финполе и в АКС

Финансовой полицией, в обязанность которой входит расследование экономических и коррупционных преступлений, в 2016-2017 годах было возбуждено около 4 тысяч уголовных дел. Но из них только 23 процента было направлено в суд. Из каждых 5 дел, 4 дела в суд направлены не были. Из возбужденных дел всего по 10 процентам обвиняемые были привлечены к уголовной ответственности. По 27 процентам дел, направленным в суд, были освобождены от уголовной ответственности. Всего по 41 уголовному делу был вынесен приговор о лишении свободы.

В 2017 году АКС по направлению борьбы со служебными преступлениями раскрыла всего 22 факта получения взятки. Иначе говоря, в среднем за один месяц было раскрыто полтора преступления. В прошлом году АКС смогла доказать всего 2 факта присвоения государственного имущества в крупном и особо крупном размере.

АКС за два года возбудила 485 уголовных дел. Из них 118 было направлено в суд, по 37 вынесено обвинительное заключение. Из этих 485 уголовных дел 154 было сокращено или приостановлено.

Те, кто дружит с математикой, могут провести подсчеты на основании цифр, озвученных президентом, понять, каковы масштабы коррупции в силовых органах. В общем, президент Сооронбай Жээнбеков озвучил горькую правду. Если он потребует выполнения задач, чтобы сказанное не осталось на словах, если у него хватит воли на обуздание коррупции, то его имя останется в истории.

http://www.gezitter.org/politic/67565_uvajaemyiy_prezident_skazali_a_nado_skazat_i_b/print/

 

 

Назад

Актуально

Фотогалерея


Видео


Статистика