ОБЗОР: КЫРГЫЗСТАН: РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ПРОБЛЕМЫ

Кыргызстан / Политика    13 фев., 18:27, 2018 г.    138

КАЗАХСТАН

Казахстан предлагает Киргизии и России разработать единую схему борьбы с трансграничными болезнями животных

В Казахстане в 2018 году появится  новая система ветеринарного контроля и надзора, которая призвана обеспечить эпизоотическое благополучие территории республики. Минсельхоз РК планирует так же разработать совместно с ветеринарными службами России и Киргизии стратегию по борьбе с трансграничными болезнями животных. Об этом стало известно во вторник, 13 февраля, во время заседания правительства РК.

Как рассказал глава министерства Умирзак Шукеев, Минсельхоз так же  проведет чистку и ротацию кадров. В частности, 3 университета, готовящие специалистов, останутся в прежнем количестве, однако  число  23  НИИ планируется сократить до 12-ти, укрупнив и перепрофилировав.

- Руководящие научные кадры будут подбираться с учетом ориентированности на современные точные технологии. Аграрные университеты станут исследовательскими, имея в своем составе НИИ и опытные хозяйства. Например, Казахский агротехнический университет «Астана» совместно с Северо-Казахстанским НИИ животноводства и растениеводства будут центром изучения и освоения новых цифровых и сберегающих технологий, - поделился чиновник.

Что касается создания единой эффективной системы ветеринарного контроля и надзора, которая сможет обеспечить эпизоотическое благополучие в Казахстане,  в нее входит и сотрудничество с ближайшими соседями и партнерами по ЕАЭС – Киргизией и Россией. Предполагается, что надзорные веторганы всех трех стран будут сообща работать над реализацией мер по противодействию распространения трансграничных болезней животных.

- Для этого планируется установление ветеринарных контрольных постов между установленными зонами благополучия на приграничной территории, упрощение процедуры проверок деятельности местных исполнительных органов. А так же разработка с ветеринарными службами РФ и КР согласованных подходов по борьбе с трансграничными болезнями животных, постоянный контроль качества вакцины в международных лабораториях, а также проведение мероприятий по предотвращению модулярного дерматита и ящура, - отметил Шукеев.

http://www.news-asia.ru/view/kz/health/11071

 

УЗБЕКИСТАН

Поезд из Ташкента до озера Иссык-Куль начнет курсировать с марта

Кыргызстан и Узбекистан с марта 2018 года запускают пассажирский поезд по сообщению «Ташкент-Рыбачье-Ташкент».

Как сообщили сегодня в пресс-службе узбекской железнодорожной компании, пассажирский поезд №455/456 будет курсировать один раз в неделю составами АО «Узбекистон темир йуллари» («Узбекские железные дороги»).

Первый рейс отправится из Ташкента с 22 марта 2018 года и при в Рыбачье 23-марта. Обратный рейс отправится из Рыбачье 24 марта и прибудет в Ташкент 25 марта.

Согласно расписанию, из Ташкента поезд будет отправляться по четвергам и прибывать в Рыбачье по пятницам. Обратный поезд будет отправляться из Рыбачье по субботам и прибывать в столицу Узбекистана по воскресеньям.

В составе 7 купейных вагонов, 3 плацкартных вагонов и вагон-ресторан.

http://www.kabar.kg/news/poezd-iz-tashkenta-do-ozera-issyk-kul-nachnet-kursirovat-s-marta/


Узбекистан готов предоставить скидки перевозчикам КР на свои внутренние железнодорожные тарифы до 20%, - Минтранс

Депутат Жогорку Кенеша Сайдолимжон Джураев (СДПК) предложил снизить железнодорожный тариф для перевозок, чтобы перевозить ГСМ, вследствие чего будут разгружены автодороги. Об этом стало известно на заседании комитета ЖК по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству.

По словам министра транспорта и дорог Жамшитбека Калилова, во время встречи президента КР Сооронбай Жээнбекова с узбекской стороной были проведены переговоры по скидкам на внутренние тарифы «Узбек темир жолу».

«Нам на днях пришло письмо от Узбекистан, что дают скидки на внутренние тарифы до 20% нашим перевозчикам. Если общий перевозимый груз превышает 300 тыс. тонн, тогда скидки даются до 30%», - сообщил он.

Если придет официальная информация от РУз, то можно перевозить по ЖД не только ГСМ, но и железо и лес, сообщил Ж.Калилов.

В ответ С.Джураев сказал, что раз узбекская сторона идет на уступки, то кыргызская сторона должна свои внутренние тарифы пересмотреть. «У нас внутренние тарифы дороже, чем перевозка по автодороге», - возмутился С.Джураев.

http://www.tazabek.kg/news:1431458


Кыргызские пограничники вернули хозяину табун лошадей, ушедший на территорию Узбекистана

Накануне пограничники Ала-Букинского пограничного отряда менее чем за час выявили и вернули с сопредельной территории лощадей, принадлежащих гражданину Кыргызстана и перешедших на территорию Узбекистана. Об этом сообщает пресс-служба ГПС.

По ее данным, к начальнику погранзаставы «Кош-Добо» обратился житель села Жетиген Джалал-Абадской области, который сообщил о пропаже табуна лошадей.

«Пограничный представитель Кыргызстана связался с представителем Узбекистана. После разговора, узбекская сторона передала лошадей кыргызским пограничникам. В соответствии с Кодексом об административной ответственности Кыргызстана, хозяин лошадей оштрафован», – говорится в сообщении.

http://knews.kg/2018/02/kyrgyzskie-pogranichniki-vernuli-hozyainu-tabun-loshadej-ushedshij-na-territoriyu-uzbekistana/


По инциденту на кыргызско-узбекской границе, когда ранили пастуха А.Усенбаева, возбуждено уголовное дело

По факту ранения узбекскими пограничниками гражданина Кыргызстана возбуждено уголовное дело. Об этом сообщили в пресс-службе Института Омбудсмена Кыргызстана.

Отдел внутренних дел Ала-Букинского района 6 февраля 2018 года возбудил уголовное дело по факту ранения узбекскими пограничниками гражданина Кыргызстана по ст.346 (незаконное пересечение государственной границы), ст.123 (похищение человека) и ст.28-97 (покушение на убийство).

Дело находится под контролем Аппарата президента и премьер-министра Кыргызстана, сообщили в институте. Следственная служба ОВД Ала-Букинского района проводит расследование по данному факту.

Во время встречи Кубата Оторбаева с Асаном Усенбаевым 5 февраля стало известно, что 27 января примерно в 17:00 двое пограничников Узбекистана вторглись на территорию Ала-Букинского района в местности Ажек, без причин выстрелили из автомата в левое бедро А.Усенбаева и поволокли его на территорию Узбекистана.

После задержания А.Усенбаев был госпитализирован в Чустскую районную больницу Наманганской области Узбекистана. 31 января раненый был возвращен в Кыргызстан. По словам врачей, А.Усенбаеву предстоит провести более трех операций, так как кость левого бедра полностью раздроблена от пулевого ранения.

http://svodka.akipress.org/news:1431525


Узбекистанец написал письмо Мирзиееву из Бишкека

Аргынбай Турсунбеков уже три года не может въехать на родину – в Узбекистан. Аксакал через радио «Азаттык» обратился за помощью к президенту соседней республики Шавкату Мирзиееву.

Аргынбай Турсунбеков рассказывает, что из страны его выдворили сотрудники милиции для того, чтобы он нашел без вести пропавшего сына. Кроме того, он попал в «черную тетрадь» узбекистанских силовиков по обвинению в том, что незаконно провел через границу дочь, вышедшую замуж за кыргызстанца.

Мужчина, скитающийся в чужой стране и перебивающийся случайными заработками, от безысходности обратился с письмом к властям.

Аргынбай Турсунбеков – уроженец села Кызыл-Рават Уйчинского района Наманганской области Узбекистана. По национальности он кыргыз. В «Азаттык» с обращением, уместившимся на трех страницах, он обратился в начале февраля. Свое письмо он адресовал президенту Узбекистана Шавкату Мирзиееву:

- В надежде, что мой голос дойдет до главы государства, я пришел к вам, - говорит аксакал и добавляет, что его дочь Барчынай Бакаева в 2012 году вышла замуж за жителя Токмака (Кыргызстан).

В 2014 году она решила навестить своих родителей, и отец встретил ее на границе Кыргызстана и Узбекистана, недалеко от Шамалды-Сая:

- Я живу близ границы. Рядом с Аксыйским районом. На границе не натянута проволока. С той стороны дороги Кыргызстан, а с этой – уже Узбекистан. Там я встретил дочь. Потому что она не смогла бы добраться до КПП «Достук» в Ошской области. Она была беременна, приболела. Когда мы перешли на сторону Узбекистана, нас задержал солдат и передал в милицию. Возбудили уголовное дело за незаконное пересечение границы, и нас осудили. Дочь оштрафовали на миллион сумов. А меня обязали три года выплачивать ежемесячно по 30% от минимальной зарплаты. Я напросился работать к одному фермеру. Я не знаю, на какую сумму мне выписали зарплату, но они перечисляли государству деньги от моего имени. Я отмечался в милиции каждые 15 дней.

В один из таких дней 30-летний сын Аргымбая Турсунбекова Улугбек Бакаев уезжает на заработки в Россию. Сотрудники милиции вызвали мужчину и сообщили о том, что его сын незаконно пересек границу и выехал в Россию через Кыргызстан.

- «Найдешь своего сына, спроси у наркоторговцев в Кыргызстане. Будем вместе работать», - сказали они. Каждый раз в отделе уголовного розыска районной милиции держали меня по два часа. Милиционеры - ровесники моего сына - оскорбляли меня, били по голове. Требовали, чтобы я нашел сына. Я сказал, что у меня нет на это денег. Тогда они вручили мне 200 тысяч сумов и отправили на границу. Я не знаю, точно ли мой сын незаконно пересек границу или нет. Они не доказали это документами, - говорит он.

Аргынбай оставил часть денег дома и в начале 2015 года отправился на поиски своего сына.

Он даже работал чабаном в Кеминском районе Чуйской области, но не смог заработать, и в декабре 2017 года поехал к дочери в Токмак:

- Столько лет стеснялся показаться сватам. Не хотелось ставить дочь в неудобное положение перед зятем. В Узбекистан возвращаться боюсь. Если я вернусь, меня могут задержать из-за того, что я был осужден за незаконное пересечение границы и три-четыре года не платил штраф. У меня есть 90-летняя мама, если она умрет, боюсь, что не успею бросить горсть земли в ее могилу.

Аргынбай Турсунбеков имеет на руках паспорт гражданина Узбекистана. Сына он не нашел. Он боится, что кыргызстанские силовики могут его задержать за незаконное нахождение на территории Кыргызстана.

Мы направили его в Посольство Узбекистана в Кыргызстане. Мужчина сообщил о том, что консульство приняло письмо на имя президента Шавката Мирзиеева и пообещало помочь в подготовке документов. Когда Турсунбеков сможет вернуться в Узбекистан неизвестно. Сотрудники посольства и консульства от комментариев отказались.

Граждане Узбекистана обязаны зарегистрироваться в Кыргызстане в течение 5 дней после прибытия, иначе они должны будут оплатить штраф в размере 10 тысяч сомов и депортированы на родину.

https://rus.azattyk.org/a/29035113.html

 

ТАДЖИКИСТАН

Таджикистан и Киргизия продолжают спор вокруг территории святого мазара "Ходжаи Горбобо"

Власти нашли "соломоново решение" в споре на таджикско-кыргызской границе

Власти Таджикистана построят мост через канал Гулякандоз на границе с Кыргызстаном, сообщил Радио Озоди председатель Бободжонгафуровского района Зариф Назири. По его словам, решение о строительстве моста было принято после переговоров с делегацией Баткенской области.

Утром 8 февраля в населенном пункте Саада Лейлекского района Баткенской области был контейнерный мост через канал Гулякандоз. "Жители населенного пункта Сада Лейлекского района установили мост через канал Гуляндоз для школьников, которые ежедневно вынуждены проходить большие расстояния в обход, чтобы добраться до школы", сообщила ранее Государственная пограничная служба (ГПС) КР. По информации кыргызской стороны, таджикские пограничники прибыли и потребовали убрать самодельный мост. Они приостановили функционирование КПП и закрыли мост в местности Сай.

Прибытие таджикских пограничников стало поводом для слухов о якобы конфликте на таджикско-кыргызской границе, говорит Зариф Назири. На самом деле никакого конфликта не было, ситуация на границе стабильная, заявил глава района.

"Жители населенного пункта Сада Лейлекского района установили мост через канал Гуляндоз для школьников, которые ежедневно вынуждены проходить большие расстояния в обход, чтобы добраться до школы Зариф Назири также сообщил, что таджикская сторона построит мост через канал, чтобы детям кыргызского села Сада было удобнее добраться до школы. По его словам Мостом могут пользоваться все жители обеих сторон границы.

Отдел по связям с общественностью и СМИ ГПС КР сообщил, что по итогам переговоров представителей Кыргызстана и Таджикистана таджикская сторона открыла для проезда мост в местности Сай Лейлекского района Баткенской области и пограничники Таджикистана покинули местность. "Возобновлен пропуск лиц, транспортных средств и грузов в пунктах пропуска "Кулунду-автодорожный" и "Кайрагач-автодорожный". Ситуация на кыргызско-таджикском участке госграницы стабильная", - говорится в сообщении ГПС КР.

Напомним, в ноябре прошлого года между жителями приграничных районов Таджикистана и Кыргызстана возник спор из-за местечка "Ходжаи Горбобо".

Кыргызская сторона заявила, что в спорном участке пасется, в основном, скот местных жителей и эта земля принадлежит им. Однако власти Таджикистана отмеча.т, что это местечко с незапамятных времен относится к анклаву Ворух. Жители Исфары говорят, что здесь находится мазар (святилище) Ходжаи Горбобо - место паломничества местного нселения.

Спор привел к тому, что по обе стороны "Ходжаи Горбобо" были выставлены наряды таджикских и кыргызских пограничников. После переговоров спорный участок был включен в рабочую программу межправкомиссии по вопросам делимитации и демаркации госграницы между странами.

Общая протяженность госграницы между Кыргызстаном и Таджикистаном составляет 971 км, из которых не определенными остаются 519 км. На границе двух стран насчитывается около 70 спорных участков.

В начале месяца глава Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков с официальным визитом побывал в Таджикистане. Во время двусторонней встречи с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном был обсужден и вопрос о границе. Была достигнута договоренность об активизации работы межправительственной комиссии по делимитации и демаркации границы между Таджикистаном и Кыргызстаном.

Источник - Радио Озоди

http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1518499440


Ситуация на таджикско-кыргызской границе остается сложной, – Погранвойска Таджикистана

Пресс-центр пограничных войск Госкомитета национальной безопасности Таджикистана распространил заявление по инциденту на таджикско-кыргызской границе, произошедшему 8 февраля текущего года.

Пресс-центр погранвойск Таджикистана в своем заявлении обвинил своих кыргызских коллег в неправильной трактовке событий 8 февраля. «Пограничные войска ГКНБ Республики Таджикистан не стали делать поспешных заявлений  в СМИ, чтобы не обострять ситуацию на государственной границе. Пресс-центр пограничной службы Кыргызстана, распространив не правильную информацию, ввела читателей в заблуждение», – отмечается в заявлении.

Пресс-центр Пограничных войск ГКНБ Республики Таджикистан официально заявляет, что все опубликованные цитаты кыргызских коллег со слов местных жителей в данных статьях не соответствуют действительности.

Далее в распространенном заяклении погранвойск отмечается следующее: 8 февраля 2018 года в 09:30 утра кыргызские строители с экскаваторами, начав строительные работы, закрепили металлический мост из контейнера.

Строительные работы и безопасность строителей обеспечивала вооруженная группа в составе 60-70 военнослужащих Пограничного отряда «Исфана» Баткентской области, о чем свидетельствует фотографии и видео распространённой в СМИ жителями КР. Необходимо отметить, что строительные работы на данном участке со стороны граждан Кыргызской Республики начались с начала января месяца текущего года.

Несмотря на проведение двухсторонних погранпредставительских встреч и на не однократные письменные обращения относительно незаконных действий на границе со стороны жителей приграничных населённых пунктов Кыргызстана в разрез раннее достигнутых договоренностей на уровне межправительственной комиссии Республики Таджикистан и Кыргызской Республики, киргизская сторона продолжает в одностороннем порядке активные строительные и другие хозяйственно-бытовые работы на неописанных участках границы.

Подобные несогласованные действия граждан Кыргызской Республики дестабилизируют обстановку, которая является предпосылкой возникновения пограничных инцидентов с участием жителей приграничья и военнослужащих пограничных ведомств сторон.

На одной из таких погранвстреч, параллельно пограничники Киргизии своими провокационными действиями нанесли ущерб, повредив служебную автомашину пограничников Таджикистана.

На протяжении многих лет со стороны пограничников Республики Таджикистан, не создавались и не создаются ни каких трудностей для передвижения жителей населённого пункта Сада Лейлекского района. В приграничном населённом пункте Сада Лейлекского района примерно на удалении 150-200 метров существует мост, который облегачет передвижение жителей, в том числе школьников, и им не приходится преодолевать большие расстояния, и в этой связи нет необходимости установления дополнительного моста в вышеуказанном населённом пункте, и тем самым обострять обстановку на границе.

Несмотря на обострение ситуации на данном участке таджикская сторона не увеличивала численность военнослужащих пограничных войск и путём переговоров, стремилась разрешить сложившуюся ситуацию в целях обеспечения безопасности границ и жителей приграничья.

Руководство Пограничных войск ГКНБ Республики Таджикистан придерживаясь линии конструктивного решения данного вопроса, с целью недопущения ухудшения ситуации в приграничных районах на таджикско-кыргызской границе, предлагает кыргызской стороне воздержаться от строительных и других хозяйственно-бытовых работ на неописанных участках границы до принятия соответствующего решения на уровне Совместной межправительственной комиссии по делимитации и демаркации таджикско-кыргызской Государственной границы”.

"Avesta.Tj"

http://www.inozpress.kg/news/view/id/52514

 

***

Попасть или пропасть. Почему не все мигранты добираются до России

Из Киргизии, Таджикистана и Узбекистана можно добраться в Россию несколькими способами: самолетом, поездом, на автобусах или такси. Самолет – самый дорогой, но в то же время самый безопасный вариант, это быстро, комфортно и без лишних поборов на дорогах. Цены на билеты тут варьируются в зависимости от сезона: весной они растут, осенью падают. Правда, трудовые мигранты почти никогда не берут билеты туда-обратно, а на билете в один конец сэкономить не удается.

Дешевле всего в Москву и другие города России летать из Киргизии. Согласно расписанию аэропорта Оша, за один день оттуда в Россию отправляются около пяти рейсов – три в Москву и по одному в другие города, среди которых, например, Новосибирск, Сургут, Красноярск. Из Бишкека ежедневно совершается примерно шесть рейсов в Москву, хотя это число может меняться, по два – в Новосибирск и Санкт-Петербург и по одному – в другие города России. Средняя цена билета на такие рейсы – $100-250.

Из Узбекистана летать дороже. Из Ташкента в Москву тоже обычно отправляется по несколько рейсов в день. Реже летают рейсы из Андижана, Бухары, Карши, Навои, Намангана, Нукуса, Самарканда, Ургенча и Ферганы. Помимо Москвы, самолеты из Узбекистана летают в Воронеж, Казань, Екатеринбург, Калининград. Если брать билет за месяц до вылета, он обойдется минимум в $250.

Что касается Таджикистана, тут регулярные рейсы совершаются из Душанбе в Москву, Красноярск, Екатеринбург и Новосибирск. До Москвы также можно добраться самолетами из Куляба и Худжанда. Кроме того, из Худжанда можно улететь в Сургут, Тюмень, Омск, Читу, Екатеринбург и Челябинск. Стоимость билетов здесь начинается от $250. Весной цена билета из Душанбе может вырасти до $500, поэтому, чтобы сэкономить, таджикистанцы используют дешевые рейсы через киргизские Ош и Бишкек.

Одно лежачее равно трем сидячим

Железной дорогой добираться в Россию дешевле, но не так комфортно. Путь осложняется проверками казахстанских и российских пограничников. В плацкарте зимой холодно, летом – жарко, здесь стоит неистребимый запах лапши быстрого приготовления и сутками не утихает шум от бесконечных разговоров попутчиков.

Бывает, что трудовому мигранту не хватает денег даже на место в плацкартном вагоне, а ехать надо. Тут на помощь ему приходят предприимчивые проводники. Они могут продать так называемое "сидячее" место в плацкарте. Дело в том, что на одну плацкартную полку могут сесть два-три человека. Таким образом, на одном обычном месте образуется несколько сидячих. Так они и едут по трое на одной полке. Спят по очереди, а во время проверок разбегаются по всему поезду.

Поезда "Бишкек-Москва" отправляются по понедельникам и средам. В Россию они прибывают, соответственно, в четверг и субботу.

Есть еще поезда "Бишкек-Казань", которые отправляются по вторникам, и "Бишкек-Новокузнецк" – один раз в восемь дней. Цена билета на эти поезда составляет около $180 в плацкартном вагоне и $223 – в купейном.

Поезд из Ташкента в Москву ходит через день, время в пути – 68 часов. На сегодняшний день железнодорожные билеты Ташкент-Москва можно приобрести по цене от $130 за плацкарт; купе обойдется от $180, а СВ – минимум в $270.

Из Душанбе в Москву поезда отправляются трижды в неделю. Цены, если покупать билеты заранее, тут следующие: плацкарт – $150, купе – $210. В Москву также идут поезда из города Куляб – они проходят через Душанбе.

Готовьте деньги, граждане мигранты!

Расстояние по автодороге до Москвы от Ташкента – 3.610 километров, от Бишкека – 3.757, от Душанбе – 3.803. Однако рекомендовать поездку в Россию на собственном транспорте мы бы не стали. Тут могут возникнуть серьезные проблемы, связанные с многочисленными проверками по пути, начиная от дорожной полиции и заканчивая таможней – и это не говоря уже о прочих расходах. Особенно достается водителям, у которых неславянская внешность, нет российского паспорта, а номера машины зарегистрированы в одной из стран Центральной Азии.

Всех, кто пытается добраться до России автотранспортом, можно разделить на две категории. Первая – те, у кого есть проблемы с документами или с российским законодательством, например, находящиеся в "черном списке". Такие мигранты не смогут пересечь границу в аэропортах и на вокзалах, однако при помощи взяток им зачастую удается преодолеть КПП на автотрассах.

Вторая категория – это люди, у которых просто нет денег на авиабилеты. Отправиться на заработки на микроавтобусе или автобусе примерно в четыре раза дешевле, чем на самолете. Цена на проезд до Москвы из Ташкента и Бишкека одинаковая – от четырех до пяти тысяч рублей. Официально дорога занимает около трех с половиной суток. За эту сумму вы можете взять 10 кг ручной клади и большую сумку весом до 40 кг. За дополнительный багаж придется доплачивать еще 500 рублей.

Если автобус совершает регулярные рейсы, у водителей, как правило, есть связи на всех границах. Об этом гласят даже объявления на сайтах перевозчиков (пунктуация и орфография оригинала сохранены): "Если у Вас просроченная миграционная карта или без документа, и Вы боитесь пересечь границу, то не стоит волноваться. На границу России оплачиваете штраф в размере 1000 рублей с нашей помощью и легко можете пройти границу России без депортации".

Таким образом, если у вас возникнут проблемы на въезде, их, возможно, удастся решить за деньги. Хотя такое "решение", разумеется, выходит за рамки закона.

Однако деньги за проезд – далеко не последняя трата мигранта. По дороге ему приходится платить за еду и душ. Кроме того, на остановках, связанных с пограничными пунктами, приходится платить по 300-500 рублей, чтобы не ждать по много часов своей очереди. Отдельная категория расходов – взятки сотрудникам дорожно-постовых служб. Иногда взятку передает сам водитель: если постов слишком много или взятка большая, он собирает необходимую сумму с пассажиров.

Еще одна проблема – состояние автобусов, на которых ездят мигранты. Часто машины старые, и водители не обременяют себя техосмотром, а просто получают справку за деньги. Известно, что автобус, в котором 18 января сгорели 52 гражданина Узбекистана, ехавшие на заработки в Россию, был 1989 года выпуска. Кроме того, его водитель не имел лицензии на нерегулярные пассажирские перевозки. Обязательный же техосмотр злополучный автобус в последний раз проходил в Шымкенте 17 августа 2015 года, а срок действия техосмотра завершился 17 февраля 2016.

Добровольно-обязательное страхование

Водитель Эркинбек два раза в месяц возит мигрантов из Бишкека и Оша в Москву и другие города России. Он рассказал "Фергане", что из Киргизии в РФ ходят частные автобусы, но регулярных рейсовых нет. Частные автобусы должны иметь лицензию на международную перевозку, перед отправкой их проверяет киргизская транспортная инспекция. Автобусы рассчитаны на 50 мест, оборудованы туалетом и wi-fi. Установить wi-fi в автобусе несложно: достаточно купить роутер и раздавать интернет через киргизскую, а затем казахскую сим-карты.

Автобусы ходят не регулярно, а по мере того, как набираются пассажиры. Набором клиентов занимаются посредники. Посредникам мигранты обычно платят 4-5 тысяч рублей, кто как договорится. Сам хозяин автобуса из этих денег получает за человека 3 тысячи, остальное идет посредникам.

Российский правозащитник Каримджон Еров, специализирующийся на помощи мигрантам, своими глазами наблюдал, как они добираются в Россию наземным путем и с чем сталкиваются по дороге. Летом 2017 году он поехал в Оренбург, который находится возле границы с Казахстаном и через который идет один из основных потоков трудовой миграции. Самолетами мигранты стран Центральной Азии прилетают чаще всего в Москву. А вот если они выбирают поезд или автобус, то первый город в России, где они останавливаются, оказывается Оренбург.

– Оренбург находится в 73-х километрах от российского пограничного пункта Соль-Илецк, – рассказывает Каримджон Еров. – Через него из Казахстана автобусами в Россию ежедневно въезжают сотни мигрантов. Поэтому буквально на каждом заборе там "висят" сотрудники российской ДПС. Они тормозят автобусы с мигрантами и в первую очередь начинают придираться к отсутствию полиса Добровольного медицинского страхования (ДМС). И это при том, что наличие полиса ДМС для стран, с которыми у России безвизовый режим, вовсе не обязательно. Не говоря уже о том, что едущий в автобусе мигрант просто технически не мог бы оформить этот полис.

Однако, несмотря на это, мигрантов часто штрафуют на 2000 рублей, а в штрафе пишут – "за отсутствие полиса". При этом каждый штраф вносится в базу данных. Два штрафа – это уже два административных нарушения, за которые может грозить выдворение.

– Водители, которые про эту схему знают, заранее собирают по 500 рублей с каждого мигранта и отдают сотрудникам ДПС, чтобы не тратить время на многочасовые оформления штрафов, а иногда даже судебные разбирательства, – продолжает Еров. – Есть и другой вариант перехода границы – пересесть в такси. Обычно они стоят перед постами. Мигранты пересаживаются в такси за 1000 рублей с человека и так пересекают границу. Затем из Оренбурга автобусы развозят мигрантов по всем городам России.

К сожалению, это место полно искалеченных судеб. По данным Ерова, ежедневно 10-15 человек не могут пересечь российскую границу из-за запретов на въезд или других проблем с документами. Тогда в ход идут коррупционные схемы. Если есть финансы, вопрос обычно удается решить. Однако люди зачастую тратят на дорогу последние деньги. И вот тогда мигрант становится "пограничным бомжом", застревая на границе на недели и даже месяцы. Эти несчастные вынуждены работать за копейки в приграничных гостиницах или искать тех, кто в долг отвезет их домой.

В сталкеры идут одни женщины

Из Соль-Илецка Еров на поезде добрался до Казахстана, а оттуда до киргизского Оша, где познакомился с проводниками мигрантов, которые работают в Худжанде – городе, откуда стартует в миграцию весь северный Таджикистан.

Проводники мигрантов – женщины за пятьдесят. Происхождение у них таджикское, но они могут похвастаться отличным русским языком, а также российскими паспортами. Обычно они набирают группы до 10 мигрантов и сопровождают их до России.

– За дорогу и услуги они берут по 10.000 рублей с человека, – говорит Каримджон Еров. – Это хорошая экономия, если учесть, что в сезон цена билета на самолет из Таджикистана в Россию доходит до 30.000 рублей. Собственно расходы отнимают 7.000-8.000 тысяч с человека, остальное идет проводнику. Таким образом, с группы в 10 человек за 3-5 дней работы проводник обычно зарабатывает 20-25 тысяч рублей. Этой работой занимаются исключительно женщины, потому что они могут найти общий язык со всеми. Когда пограничник или полицейский видит даму в возрасте, ему совестно кричать на нее или откровенно требовать с нее денег.

От Худжанда до киргизского Оша мигранты едут на "газелях" – 500-1000 рублей с человека. Из Оша на микроавтобусах "мерседес-спринтер" за 1000 рублей они добираются до Бишкека. Еще 300 рублей стоит доехать до железнодорожного вокзала.

Другой вариант – пересечь границу с Казахстаном через пограничный пункт "Кордай" и ехать до железнодорожного вокзала "Алматы-1" или железнодорожной станции Чу. Оттуда мигранты отправляются на поездах в различные города России. В этом случае сопровождающая договаривается с проводниками и платит за билеты по 2.000-2.500 рублей – это в несколько раз ниже их официальной стоимости (например, билет в плацкарт Алма-Ата-Новосибирск стоит от 4.500 до 6.500 рублей). За низкую стоимость билетов приходится платить отсутствием комфорта: несколько суток мигранты едут сидя. Отсыпаются они обычно днем – либо на верхних полках, когда другие пассажиры сидят внизу, либо на полках багажных.

– Из Киргизии в Россию можно доехать и на "спринтерах", – говорит Еров. – Цена проезда – 5.000 рублей за 4-5 суток дороги, отдельно надо платить за питание и душ в придорожных заведениях. В машине всегда по два водителя, которые подменяют друг друга, чтобы не останавливаться и не тратить время на отдых. Водители обычно не платят за еду в придорожных кафе: это их бонус за то, что они привозят в кафе десятки клиентов-мигрантов.

Микроавтобусы "мерседес-спринтер", как и другие транспортные средства для перевозок мигрантов, обычно переоборудуют так, чтобы туда вместилось как можно больше людей и багажа. Так, например, в микроавтобусах делают двойной потолок, где по очереди спят пассажиры. Туда же можно сложить багаж – многие водители возят через границу различные товары.

Случается, что такой переезд может затянуться на много дней – если, например, машина поломается или возникнут проблемы с пограничниками. В таких случаях настрадавшиеся мигранты часто клянутся, что больше никогда не поедут в Россию автомобильным транспортом. Надо сказать, что дело тут не только в наглых водителях и неприспособленных для длительных расстояний маршрутных такси, но и в отношении к мигрантам полиции, которая тормозит машины и устраивает проверки – часто необоснованные и даже незаконные.

Еще один вопрос, о котором лишний раз стараются не говорить, но который очень важен – это безопасность. Именно безопасность мигрантам не может гарантировать никто. Случается, что они попадают в страшные аварии, подобные произошедшей в октябре 2017 года, когда автобус с людьми заглох на железнодорожном переезде и погибло 16 человек. После подобных случаев кажется, что лучше все-таки занять денег и прилететь в Россию живым и здоровым, чем рисковать жизнью за несколько тысяч рублей.

Источник - fergananews.com

http://maxala.org/socium/58222-popast-ili-propast-pochemu-ne-vse-migranty-dobirayutsya-do-rossii.html#.WoJ95NSWSpo

 

Назад

Актуально

Фотогалерея


Видео


Статистика