ОБЗОР: КЫРГЫЗСТАН: ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ: КОРРУПЦИЯ

Кыргызстан / Безопасность    12 фев., 19:10, 2018 г.    172

По материалам ГСБЭП в 2017 году было возбуждено 1182 уголовных дела

Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями в 2017 году выявила 1600 нарушений законов с ущербом в 4 млрд 300 млн сомов, сообщил 12 февраля глава ведомства Замирбек Осмонов на заседании комитета Жогорку Кенеша по бюджету и финансам.

Из этой суммы 2 млрд 333 млн сомов возвращено в бюджет, в том числе 1 млрд 333 млн сомов – перечислением, сообщил он.

Возбуждено 1182 уголовных дела, сегодня они расследуются, 359 дел были прекращены, до суда дошли 508 дел с постановлением об окончании.

Именно по вопросам коррупции 338 дел возбуждено, в том числе по использованию служебного положения – 222 дела, 76 дел переданы в суд, сообщил З.Осмонов.

http://www.tazabek.kg/news:1431230


Министерства, вышедшие из доверия

Во второй половине 2017 года среди населения был проведен опрос – доверяет ли общественность министерствам. В общей сложности народ был недоволен всеми министерствами, большинство вовсе не доверяло некоторым министерствам. Государственное агентство информационных технологий и связи а также Агентство по делам молодежи, физкультуры и спорта заработали по 50 баллов. Министерство культуры, туризма и информации, а также Министерство чрезвычайных положений получили по 47 баллов. А Государственная служба исполнения наказаний, которая провожала преступников, расстелив красную ковровую дорожку, служила авторитетам криминального мира получила самую низкую оценку – 4,9 балла. 9,1 балла получила Таможенная служба, которая считается жирной, где крутятся миллионы, где руководителем стал «баловень власти» Кулматов. 14,5 балла получило МВД, где не видно борьбы с организованной преступностью, где нет вестей от реформ, где наблюдается внутреннее разложение и интриги. 17,3 балла получила Служба по борьбе с экономическими преступлениями, которая намеревалась обуздать казино и азартные игры, но не смогла этого сделать. Судя по всему, население не доверяет силовым структурам. Причина, конечно, связана с тем, что вопросы у нас решаются в обход законов, а также с назначением сотрудников, которые по горло влезли в коррупцию.

http://www.gezitter.org/society/67528_ministerstva_vyishedshie_iz_doveriya/print/


Омбудсмен о коррупции: Президентом поставлен правильный диагноз, пора приступать к лечению

Президентом поставлен правильный диагноз, теперь пора приступать к срочному лечению, сказал омбудсмен Кубат Оторбаев, комментируя выступление президента Сооронбая Жээнбекова на заседании Совета безопасности, где обсуждали вопрос «Об актуальных мерах по борьбе с коррупцией в судебных, правоохранительных и надзорных органах».

По словам омбудсмена, на Совете безопасности рассматривался давно ожидаемый гражданами вопрос – коррупция в судебной системе, в правоохранительных органах и органах прокуратуры.

Ниже приводим мнение омбудсмена Кубата Оторбаева, которое было распространено его пресс-службой:

Можно с уверенностью считать, что это день стал ключевым не только в президентстве Сооронбая Жээнбекова, но и для дальнейшего развития Кыргызской Республики в целом.

Я, как Омбудсмен страны, и сотрудники аппарата Акыйкатчы, наверное,как никто другой и лучше многих, осведомлены о том, что на самом деле происходит в государственных органах, которые должны сами не только бороться с коррупцией, но и, как правильно отметил уважаемый президент, быть базисной структурой в государственной системе.

Еженедельно, в каждую среду, я принимаю людей, которые приходят за помощью, за защитой и восстановлением их нарушенных прав, за оказанием со стороны института Омбудсмена содействия в решении их споров или проблем с представителями государственной власти. И однажды ко мне пришел аксакал из села Кочкор, который сказал простые, но в то же время гениальные слова, с которыми я абсолютно согласен: «Кубат, – сказал он, – те, кто сидят во власти и имеют деньги, свои вопросы решают в органах прокуратуры и в судах, а у кого нет ни денег, ни власти в поисках справедливости и за соблюдением закона приходят в Институт омбудсмена» («Кубат, кимдин колунда бийлиги, чөнтөгүндө акчасы болсо алар ишин прокуратура, сотто бүтүрүп алат экен,бийлиги, акчасы жоктор акыйкат, мыйзам издеп омбудсменге келет экенбиз»).

В 2016 году в адрес Омбудсмена обратились около 16000 человек, из которых 3800 – письменно. В прошлом году количество обратившихся было меньше – около12881 граждан, из них 3242– письменно. Большинство заявителей жаловались на действия или бездействие сотрудников правоохранительных органов, прокуроров и судей.

За прошедшие два года наши сотрудники провели около 4000мониторинговсудебных заседаний, что позволяет нам иметь очень четкую картину того, что творится в правовой и правоохранительных сферах Кыргызстана.

Я благодарен президенту Сооронбаю Жээнбекову за то, что он свою деятельность в качестве главы государства начал именно с этого вопроса. В борьбе с коррупцией в государственных органах нужен системный подход, потому что, если в цепочке «следствие-обвинение/надзор-наказание/оправдание» хоть одно звено выполняет свои обязанности не добросовестно или злоупотребляет своим положением, то обязательно от этого будет страдать не только конкретный человек и его близкие, родственники, но и государство как таковое.

Нам известно, что некоторые сотрудники ГКНБ и МВД злоупотребляют своим должностным положением, и совершают незаконные действия – подбрасывают наркотики или иные запрещенные предметы, литературу. Таким образом, они ломают судьбы невинных людей.

По логике и самое главное – по Закону, в такой ситуации справедливость и законность должны восторжествовать с помощью прокуратуры и судей. Но на практике этого не происходит. Я сам принимаю участие в мониторинге судебных процессов и неоднократно становился свидетелем несоблюдения самими судьями принципов судебного разбирательства, таких как: состязательность, законность, открытость, справедливость.

В соответствии с НПА, прокуратура должна бороться за права человека и за соблюдение всеми гражданами (независимо от чина, занимаемых должностей, положения в обществе и толщины кошелька) каждой «буквы Закона». Однако на практике прокуратура превратилась в карательно-обвинительный орган. А что касается судей, то они, зачастую, поступают так, как скажет обвинение. Здесь слово «обвинение» я употребил вполне осознанно, так как органы прокуратуры сами ослабили свои позиции «борца за справедливость и законность» и превратились в целенаправленно обвинительный орган.

Судебная практика Кыргызстана показывает, что большинство прокуроров не следят за качеством следственных материалов и не вникают в детали. Но если они не вникают в детали, то как они могут полноценно следить за процессуальными нормами и законностью? В результате мы имеем то, что и имеем на сегодняшний день – сырые, сфальсифицированные и сфабрикованные дела передаются в судебные органы, которые тут же выносят «какие надо» приговоры и постановления.

Поэтому считаю, что качеству и законности следствия надо уделять особое внимание. Каждое возбужденное уголовное дело должно основываться на неоспоримых фактах, уликах и материалах. Полагаю, что никого в Кыргызстане не удивишь и не шокируешь утверждением, что сотрудники правоохранительных органов, не имея в своих руках достаточных и весомых материалов, торопятся возбудить уголовные дела, а потом, пытаясь «замять» свои неправомерные действия, начинают «подгонять» следственный материал надуманной и ничем не обоснованной информацией.

В 2015-2016 годах судами были окончательно оправданы около 406 граждан! Я считаю, это вопиющим фактом – когда следственные действия и судебные процессы длятся по два-три года, а условия содержания заключенных в нашей стране несравненно жестокие и унижающие человеческого достоинство. И не было возбуждено ни одного уголовного дела в отношении следователей, которые незаконно возбуждали уголовные дела. И это несмотря на то, что в Уголовном кодексе КР есть соответствующие статьи (321-1 – «за незаконное возбуждение уголовного дела», 322 – «привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности», 324 – незаконное задержание или заключение под стражу).

Президент нашей страны также правильно заметил, что в стенах закрытых учреждениях Кыргызстана люди годами ждут решения суда. Как Омбудсмен, я побывал во всех СИЗО. В некоторых из них не только по два, а и по десятку раз. Я посетил почти все ИВС республики, где разговаривал с обвиняемыми, которых, в буквальном смысле, следователи забыли посетить. Конечно, я переживаю и предпринимаю все законные меры, чтобы защищать права граждан, которых «подставили» сотрудники силовых органов и превратили их в источник своего дохода. Надо кардинально реформировать МВД, органы прокуратуры и всю судебную систему в целом. Иначе государство и государственные органы будут и дальше восприниматься нашими гражданами также негативно, а уровень доверия к властям не поднимется ни на йоту.

Особо хотелось бы остановиться на качестве состава судей и системе отслеживания деятельности судей. Несмотря на новшества, введенные в процесс отбора судей, как показывает практика, от реформ не видно никаких результатов, а это с каждым днем всё негативнее отражается на настроении и позиции граждан.

Основываясь на изученных делах, участвуя в судебных заседаниях, нами были выявлены вопиющие нарушения со стороны отдельных судей. В соответствии с законом, в таких ситуациях мы, в поиске справедливости, направляли соответствующие Акты реагирование в Совет судей, указывая на незаконные и неправомерные действия представителей Фемиды, надеясь, что недобросовестные судьи, на законных основаниях получат заслуженное наказание. Но, что получили в результате? От Совета судей почти в 99 из 100 случаев мы получили формальный ответ.

Однажды мне пришло письмо на имя... Бакыта Аманбаева! И это через 12 месяцев после смены в стране омбудсмена. Тогда я, не скрывая своего гнева, позвонил в Совет судей, а они не скрывали формальный подход к своим обязанностям, указывая, что... «секретарь ошиблась». Но, куда смотрел Председатель совета судей и остальные члены этого влиятельного органа, когда они ставили свои подписи? И это происходит когда приговоры и решения Верховного суда «окончательные и обжалованию не подлежат».

Надо усилить теперь роль приемника Совета судей - Дисциплинарной комиссии, которая также не особо активно действует в плане реформирования судебной системы. И это в то время, когда кризис судебной системы налицо.

Парадокс заключается еще и в том, что когда из бюджета выделяются огромные средства и со стороны государства уделяется большое внимание материально-технической базе судебной системы, уровень доверия граждан, наоборот, падает.

В последние годы из республиканского бюджета в судебную систему дополнительно были выделены более 5 млрд сомов, увеличилась заработная плата судей. В рамках различных проектов со стороны международных организаций были выделены огромные суммы. Но, тем не менее, кардинальных изменений в судебной системе не видно, доверие граждан не растет. Выросли только размеры взяток и аппетиты судей. Об этом известно не только сотрудникам ГКНБ и прокуратуры, но и высокопоставленным чиновникам из аппаратов президента и правительства. И некоторые из них поощряют такие неправомерные действия судей.

Во время заседания президент страны Жээнбеков, указывая на недостатки в работе судебной системы, отметил, что «если будут факты нарушения, ущемления прав человека, причинения ущерба народу, то я, как всенародно избранный президент, буду вмешиваться, независимо оттого, в какой сфере это происходит». Глава государства также отметил, что судьи позволяют себе вседозволенность, освобождая членов ОПГ, осужденных за убийство человека.

В последнее время неправомерные действия в судебной системе происходят, к сожалению, не редко. Во время приема граждан ко мне обратилась одна женщина, чей 20 летний сын, из-за преступной халатности врачей из отдела челюстно-лицевой хирургии Национального госпиталя, умер. Молодой человек, обратился к врачам, чтобы ему удалили зуб.

После моего обращения в соответствующие органы было возбуждено уголовное дело и по результатам проведенного служебного расследования заведующий отдела А.К. был уволен. Однако врач, вместо того, чтобы отвечать за свои действия и нести уголовное наказание, успешно восстановился на прежнюю должность по решению... суда.

Возникает вопрос: как можно бороться системно и эффективно с коррупцией, а также с недобросовестными врачами, халатность которых не только ущемляют права пациентов, но влечет за собой человеческие жертвы, и когда судебная система сама коррумпирована?

Я думаю, во время заседания Совета безопасности президент Кыргызстана Жээнбеков поставил правильный диагноз и теперь необходимо приступить к срочному лечению.

Действия Жээнбекова не являются спонтанными, поскольку его жизненное кредо основывается на его собственном колоссальном опыте работы, на ключевых постах республики. Всем известно, что он в течение 5 лет работал губернатором Ошской области и, как никто другой, он хорошо осведомлен в том, как работают на местах судьи, прокуроры и сотрудники правоохранительных органов. Общество ждет от него кардинальных шагов, так как у него есть мандат народа, который доверил ему не только свою судьбу, но и судьбу страны в целом.

Ко всему вышесказанному хочу добавить, что на прошлой неделе была широко распространена информация об увелечении почти в 2 раза объемов таможенных сборов. Значит, подтвердились озвученные ранее данные о том, что объемы сбора на кыргызско-казахской границе в 3 раза больше декларируемых.

Думаю, правоохранительные органы, претворяя решения Совета безопасности, в скором времени должны возбудить уголовные дела, в рамках которых станут известны «серые схемы» бывших руководителей таможни. Это подтвердило бы в глазах общественности решимость властей и теперь уже практические шаги в борьбе с коррупцией, которую люди ждут после Заседание Совета безопасности.

Такой же подход должен быть и в отношении расследования фактов, связанных с многомиллионным кредитом для ТЭЦ г. Бишкек, авария на которой негативно повлияла на настроение горожан, ущемляя их права.

http://www.kabar.kg/news/ombudsmen-otorbaev-prezidentom-postavlen-pravil-nyi-diagnoz-pora-pristupat-k-lecheniiu/

Борьба с коррупцией. Президент рискует доверием народа, если не пойдет дальше

Избранный президентом в октябре 2017 года Сооронбай Жээнбеков после длительного молчания сделал первые серьезные заявления. Он собрал Совет безопасности и назвал главную проблему Кыргызстана.

Оценку сложившейся ситуации, по мнению большинства граждан, Сооронбай Жээнбеков дал правильную. Действительно, главная проблема современного Кыргызстана — это коррупция.

Есть, конечно, среди чиновников немало людей порядочных и дорожащих своей честью, но система в целом давно прогнила. Невозможно строить эффективное госуправление, имея правоохранительную систему и суды, погрязшие в двойных стандартах, не стесняющиеся «зарабатывать» деньги и остающиеся враждебными по отношению к законопослушным гражданам.

Хочешь поддержку народа? Объяви войну коррупции!

Акценты президентом страны расставлены правильно. Их можно еще раз перечислить:

начинать антикоррупционные реформы надо с органов прокуратуры, милиции, судов и АКС ГКНБ;

необходим жесткий контроль доходов и расходов всех без исключения чиновников;

президент будет лично вести и контролировать антикоррупционные реформы.

Очевидно: если система прогнила, то менять ее надо тоже системно.

Теперь Сооронбаю Жээнбекову и его команде необходимо как можно быстрее создать механизм проверки доходов и расходов чиновников. Во всех странах, где успешно борются с коррупцией, контроль доходов и расходов является краеугольным камнем.

Привлекательность госслужбы для наших коррупционеров состоит в том, что они могут незаконно обогащаться, и им за это ничего не бывает.

Более того, многие откровенно хвастают своим не по карману богатым образом жизни. Надо в корне менять ситуацию. Если чиновник не сможет тратить нечестные деньги, не сможет приглашать гостей и показывать шикарный дом, в котором живет, и будет вынужден прятать в гараже дорогую машину, зачем тогда ему все это нужно?

С чего начать?

Для начала все дорогие внедорожники на стоянках госучреждений должны исчезнуть. Это станет первым шагом к новому, честному подходу к вопросу о доходах и расходах госслужащих.

Это должно произойти в считаные дни, поскольку не требует практически никаких организационных усилий и финансовых затрат, но станет сигналом того, что теперь все будет по-настоящему.

Дальше должен прийти черед детального изучения: что, откуда, у кого и за чей счет.

Любое богатство, заработанное честным путем, должно пользоваться уважением. Но дорогие машины, квартиры, особняки, земельные участки у чиновников с зарплатой 30 тысяч сомов — это нонсенс.

Пора предложить чиновникам сделать выбор: либо работать в госсекторе и быть готовым отчитываться по всем доходам и расходам, либо добровольно уйти с государственной службы.

Проверку деклараций о доходах можно делать поэтапно, поскольку сразу всех проверить сложно. Но начинать надо обязательно с судов и правоохранительной сферы. После наведения порядка там можно двигаться дальше.

То, что президент лично будет руководить антикоррупционной деятельностью, тоже правильный подход. Такая борьба требует максимального напряжения сил. Любой другой государственный орган просто не справится с этим — не будут слушать, не хватит полномочий, потонет в бюрократических согласованиях, сам коррумпируется... Поэтому только президент, как всенародно избранный лидер, может и должен лично, на каждодневной основе вести эту работу.

Сооронбаю Жээнбекову не надо самому проверять декларации чиновников, следить за коррупционерами и делать другую рутинную работу. Его задача — разработать ясный план, поставить четкие задачи, обеспечить необходимыми ресурсами, дать все это в руки хорошо подобранной команде и силой политического авторитета продавливать все намеченное.

Объявил войну — действуй

Бездействие ведет к проигрышу. Заявлений о борьбе с коррупцией и раньше делалось много, но каждый раз это заканчивалось глубоким разочарованием. За правильными словами должны следовать действия.

То, что борьба с коррупцией — это война, не вызывает сомнений. Недовольных, сопротивляющихся, в том числе очень влиятельных людей, будет много. Хочется надеяться, что президент страны хорошо понимает сложность и ответственность поставленной им самим задачи.

Ему придется, что называется, резать по живому, ломать устоявшиеся принципы и вводить новые.

Половинчатость в действиях, недооценка противника, нерешительность, желание действовать по принципу «и нашим, и вашим» неизбежно приведут к победе противоположной стороны.

Очевидно, что надо существенно обновить состав правоохранительных органов и судов. Создать систему подготовки новых, некоррумпированных работников, материальной заинтересованности в честной работе и жесткого наказания коррупционеров.

Внедрить систему, при которой работать честно будет более выгодно и безопасно, чем воровать и прессовать граждан. Все это непросто, но вполне реально сделать. По каждому из вышеперечисленных механизмов есть международный опыт.

Если будет выбран путь формального подхода к реформам — много слов, мало результатов, то общественность быстро разберется, что к чему. Здесь не надо питать иллюзий.

Максимальный период народного ожидания — 3-4 месяца. Если за это время не появятся первые видимые результаты, то разочарование, а затем и резкая народная критика не заставят себя ждать.

На кого опереться президенту

Политическая воля президента Сооронбая Жээнбекова — главное условие реформ. Однако без плана действий и хорошей команды их сложно осуществить.

Любая реформа, особенно такая болезненная, как антикоррупционная, требует наличия ясного плана пошаговых действий. Опыт Грузии, Румынии и некоторых других стран может быть очень полезным. Там тоже начинали реформы в примерно таких же условиях, как у нас, и им удалось достичь очень хороших результатов. Это первое.

Второе. Президент в этой войне должен опираться на свою команду, которая будет ему помогать разрабатывать планы, выполнять поставленные задачи, расчищать путь и удерживать отвоеванные позиции.

Кто эти люди? Пока общественность не видит сплоченной группы людей, которые интеллектуально и морально готовы нести этот груз. Не видно пока и управленцев-технократов, которые могут выполнять поставленные задачи.

Без людей, на которых Сооронбаю Жээнбекову можно опереться, война с коррупцией обречена на провал.

Возможно, в этом президент планирует опереться на правительственную команду, но тогда необходимо на порядок лучше формировать и координировать командные действия. Пока такой плотной координации не видно.

Третье. Президенту важно иметь поддержку в Жогорку Кенеше. Антикоррупционные реформы — это комплексная работа, куда входят в том числе и законодательные, и контрольные составляющие.

Есть ли у Сооронбая Жээнбекова сильная поддержка в ЖК? На это пока нет четкого ответа. Если нынешний парламент встанет на сторону президентских антикоррупционных реформ, то шансы на их успех существенно возрастут. Однако возможно и то, что поддержка политэлит может оказаться уязвимым звеном в стратегии президента.

Может быть и так, что большинство парламентских партий окажется по другую сторону баррикад. Тогда президенту не останется ничего, кроме как опереться на свою команду и народ.

Но, может, это и к лучшему. Обновление политэлиты, о необходимости которого давно, но безрезультатно говорят, станет неизбежным.

Четвертое. Президент, несомненно, может и должен опереться на гражданский сектор, то есть на народ. Это самая благодарная среда и самый надежный помощник в реформах. Речь президента на Совбезе восприняли на ура. Люди ждут решительных действий и готовы в этом помочь. Одобрение со стороны народа — это и есть высокая легитимность.

Легитимный президент может свернуть горы и, если надо, шеи любым коррумпированным чиновникам. Чтобы получить мощную поддержку народа, нужны ясные намерения президента, понятные действия, хотя бы первые видимые результаты и открытость.

В режиме ожидания

Сооронбай Жээнбеков ясно обозначил суть проблем, наметил направление деятельности и обозначил свою политическую решимость довести дело до конца. Объявив войну коррупции, он моментально обрел народную поддержку. Но поддержка высказанных слов будет длиться недолго. Нужны реальные действия.

В ближайшее время станет понятно, был это хорошо подготовленный, но банальный PR-ход со стороны власти или Кыргызстан наконец-то вступает в новую фазу общественно-политического развития, когда коррупция должна перестать быть главным смыслом существования государства. Все главное впереди.

https://24.kg/vlast/75791/


Застигнутые VIP–трендом

Шесть лет в Кыргызстане ведется жесткая борьба с коррупцией в высших эшелонах власти. За это время ряд депутатов ЖК и больших чиновников был осужден и получил солидные тюремные сроки. Обвиняемые в превышении должностных полномочий или признанные виновными по статье 303 «Коррупция» УК все, как один, утверждают, что их дела сфабрикованы и имеют политический мотив.

Пустить козла в огород

Конечно, было бы странно, если бы кто–то из “политзаключенных” признал свою вину, раскаялся, вернул украденные из госбюджета денежные средства и согласился на приличный срок изоляции от общества. К сожалению, в истории Кыргызстана подобного уникального судебного процесса пока не произошло. А было бы весьма пикантно и сенсационно.

Однако, как говорится, мечтать не вредно. Реалии же говорят об обратном. Сколько ни искореняй из подсознания некоторых госслужащих мысли о том, что чужое брать нехорошо, они с завидным постоянством опустошают государственную казну, в которой и так зияют дыры.

С другой стороны — если козла пустили в огород, почему он должен созерцать? Раз так сложились обстоятельства, и ты уже рядом с капустой, значит, и к рукам что– нибудь прибрать не возбраняется?

Соблазн — дело пагубное. Это только кажется, что “все умрут, а я останусь” . Ну то есть, кто угодно может оказаться на нарах за хищение бюджетных денег посредством коррупционным схем, только не я, депутат или министр каких–то там дел. Порой такая самонадеянность и приводит высокопоставленных коррупционеров на скамью подсудимых. И тут у них один выход — кричать: “ Оболгали! Преследуют по политическим мотивам!”.

Таким образом, “политическая” составляющая, сопровождающая громкие судебные процессы с участием государственных деятелей, нынче в тренде.

Самое интересное занятие — наблюдать за зарвавшимся чиновником с момента его зазвездения, когда он на все сто процентов уверен, что неприкасаем, до сдувания. Сначала у него и пальцы веером, и скорость брызжущей слюны 100 км в час. А потом, когда наступает “ финита ля комедия!” , во рту пересыхает, ладонь распрямляется и сама собой честь отдает. Однако поздно…

Так кто же из современных политиков, осужденных или подозреваемых в коррупционных заговорах и превышении должностных полномочий (статья 305 УК “Превышение должностных полномочий” — вторая по популярности среди осужденных или подозреваемых в преступлении госчиновников), оказался в тренде?

Прерванный полет Текебаева

Список VIP–трендистов, безусловно, должен возглавить экс–лидер парламентской фракции “ Ата Мекен” Омурбек Текебаев. Сомнений нет в том, что главный атамекеновец и “отец Конституции” на двести процентов был уверен: отправить его в места не столь отдаленные — это что–то из области фантастики.

Между тем, как показало время, жанры в жизни в отличие от литературных можно изменить. Сегодня это фантастика, а завтра — суровая действительность: камера, нары, баланда. И целый воз претензий к специфическим условиям содержания. Текебаев то боится за свою безопасность на зоне, то возмущается, мол, почему за мной администрация исправительного учреждения № 47 так пристально наблюдает. Но об этом чуть позже.

Сначала необходимо поставить все точки над “ i” насчет статуса данного заключенного. Сам он при каждом удобном случае не устает повторять, что “закрыли” его из политических соображений. Якобы его популярность среди электората достигла такого апогея, что на президентских выборах — 2017, он на раз–два оказался бы в кресле главы государства.

По мнению Омурбека Чиркешовича, его политический полет был прерван самым грубым образом. Его якобы нейтрализовали, чтобы он, честный депутат, не спутал карты другим кандидатам в президенты. Между тем, если вспомнить реакцию электората на арест Текебаева, когда толпы кыргызстанцев не хлынули к СИЗО ГКНБ, чтобы вырывать его из железной хватки чекистов, то становится очевидным — ажиотажа не было.

Кроме того, когда экс–лидер “ Ата Мекена” уже томился в застенках следственного изолятора, один за другим его друзья–товарищи стали отказываться от дружбы с ним. Это не могло его не возмущать, ведь Текебаев так надеялся, что общественное мнение и поддержка будут ему в помощь. А оно вон как обернулось.

Впрочем, ничего удивительного. Ведь на самом деле Текебаев оказался обыкновенным коррупционером, который хотел за взятку в один миллион долларов отдать управление сотовой компании MegaCom российскому бизнесмену.

Омурбек Чиркешович думал, что об этом никто не узнает, да только предприниматель из РФ, который попался на удочку сладкоголосого экс–лидера “Ата Мекена”, оказался крепким орешком. И захотел, чтобы за его профуканный миллион ответили. Закон заставил Текебаева ответить. Восьмилетним сроком строгого режима.

Пожалуй, самым ужасным для бывшего депутата от оппозиции Омурбека Текебаева оказалось одиночество, в котором он в настоящее время пребывает. По его словам, он не ходит на прогулку вместе с другими заключенными, потому как опасается за свою жизнь. А когда установили видеокамеру в помещении, где отбывает срок, он написал жалобу в Комитет ООН по защите прав человека.

Возмущался, мол, наблюдение установлено без его воли. Однако в Госслужбе исполнения наказания сообщили, что видеоустройство в камере, где содержится Текебаев, действительно установили, но с уведомлением заключенного.

В общем, ждем очередной порции возмущений от Омурбека Чиркешовича, а также заявлений о политическом убийстве в отношении его.

Мадам «Кремень»

Второе место в нашем рейтинге по праву занимает экс–министр юстиции, бывший генеральный прокурор Аида Салянова. Не женщина — кремень. Будучи главой главного надзорного органа, она жестко расправлялась с высокопоставленными коррупционерами.

К слову, тогда многие из осужденных госчиновников считали, что Аида Женишбековна, раздавая им тюремные сроки, выполняет политический заказ. Сейчас же Салянова, оказавшись на скамье подсудимых, не перестает повторять о том, что уголовное дело в отношении ее сфабриковано. Как тут не вспомнишь о законе бумеранга?

Напомним, Аида Салянова приговорена райсудом к пяти годам лишения свободы с отсрочкой исполнения решения сроком на 12 лет — до момента, когда ее младшей дочери исполнится 14. Суд второй инстанции, где адвокаты бывшего генпрокурора пытались обжаловать данный приговор, оставил его без изменения.

После оглашения вердикта суда, сторонники Аиды Саляновой устроили в зале нечто похожее на митинг–протест. Они скандировали: “ Позор! Позор!” И требовали, чтобы подсудимой дали возможность сказать последнее слово. Однако судебная коллегия не отозвалась на эти призывы и удалилась.

Между тем не следует забывать о том, что именно Аида Женишбековна, будучи министром юстиции, незаконно возобновила адвокатскую лицензию Алексею Елисееву. Товарищу и соратнику беглых Бакиевых. К слову, на тот момент и сам Елисеев был в бегах.

Остается большой загадкой, каким образом юристу Бакиевых удалось заполучить подпись Саляновой на продление лицензии? Сама осужденная говорит, что имела полное право заверить документ, о котором идет речь, потому как на тот момент Елисеев не был осужден. Ну это просто отмазка. Ведь Аида Женишбековна не могла не знать, что бакиевский юрист представляет угрозу безопасности Кыргызстана.

Между тем ее адвокаты не перестают настаивать на том, что со стороны осужденной не было злоупотребления служебным положением. Сама Салянова, выступая перед представителями СМИ, заявила, что не нарушала закон и возобновила адвокатскую лицензию Алексею Елисееву обоснованно.

Однако суд решил по–своему. Приговор вынесен, и он, судя по всему, сильно расстроил госпожу экс–министра и экс–генпрокурора. Салянова в очередной раз напомнила общественности, что уголовное дело в отношении ее — политический заказ. Так Аида Женишбековна оказалась в тренде и по праву занимает в нашем рейтинге почетное второе место.

Исчезнувший

Третье место в VIP–тренде с радостью отдадим любимцу некоторой части женской половины электората Омурбеку Бабанову. Бывший лидер фракции “Республика — Ата Журт”, кандидат в президенты КР — 2017, в отношении которого Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело, также считает, что главный надзорный орган выполняет чей–то заказ. По его мнению, дело — чистой воды фикция. Однако при этом экс–депутат ЖК на родину глаз не кажет.

Напомним, Бабанова и группу лиц обвинили по статьям УК КР “Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя” и “Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды”. По мнению следствия, в ходе предвыборной кампании кандидат в президенты некорректно провел агитационную работу в южной столице Кыргызстана.

Надзорным органом была проведена комплексная филолого–политологическая экспертиза, после чего было установлено, что публичные высказывания Омурбека Бабанова в Оше содержали призывы, направленные на возбуждение межнациональной вражды, провокацию людей на неподчинение и свержение действующей власти.

Следует отметить, что уголовное дело в отношении экс–лидера “Республики” возбудили уже после того, как были обнародованы результаты президентских выборов. Так о какой политической подоплеке может идти речь? Между тем Омурбек Токтогулович рванул из страны, якобы на отдых и до сих пор не вернулся в Кыргызстан. Понимает, что уже у трапа самолета его могут окольцевать наручниками.

За несколько месяцев отсутствия на родине Бабанов через доверенных лиц успел сделать противоречивые заявления. Сначала он отказался от депутатского мандата. Но при этом пообещал все свои силы, знания и возможности вложить в благополучие Кыргызстана. Потом и вовсе заявил, что бесповоротно уходит из политики. И замолчал.

Выжидает? А чего, позвольте спросить? Как власть себя новая проявит? Впрочем, это уже тайны подсознания господина Бабанова. На самом деле именно от него никто не ожидал чего–то связанного с призывами к межнациональной розни. Ведь всем известно, что у Омурбека Токтогуловича большая интернациональная семья.

* * *

Мне лично хочется возвать к разуму высокопоставленных господ из государственных структур. Прежде чем вы решите в очередной раз запустить “волосатые” руки в бюджет страны или нагадить ей своими нечестными поступками, подумайте, чем вам может это обернуться. А вдруг арестом, который вы потом обязательно назовете “политическим заказом”?

http://vb.kg/vechernij-bishkek/zastignutye-vip-trendom.html


ИАЦ "Кабар": Посыл президента на заседании совета безопасности КР

В Государственной резиденции «Ала-арча», 8 февраля прошло первое заседание Совета Безопасности КР под председательством президента КР Сооронбая Жээнбекова.

С самого начала президент дал понять, что это не будет обычным заседанием «для заседания». Глава государства привел анализ и статистику работы правоохранительных органов. В целом в своем выступлении он раскритиковал работу МВД, ГКНБ, Генеральной прокуратуры и судов.

С.Жээнбеков подчеркнул, что намерен вести жесткую борьбу с коррупцией при этом откровенно заявил, что органы, которые призваны непосредственно бороться с этим явлением, не могут полноценно выполнять свои функции, так как сами поражены коррупцией.

«К сожалению, государственные структуры, призванные бороться с этим уродливым и опасным для государства и общества явлением, сами погрязли в коррупции и не могут полноценно выполнять свои функции», - буквально сказал президент.

Необходимо отметить, что само признание того факта, что правоохранительные органы подвержены коррупции, говорит о том, что президент не намерен закрывать глаза на это явление в них. А это можно считать половина пути к оздоровлению, которое, как показывает практика, вряд ли наступит одними лишь кадровыми перестановками, без системной реформы. Президент призвал членов совета безопасности быть ближе к народу и в срок отвечать на обращения граждан, при этом отметив что отдельные руководители силовых органов, вместо этого ходят с телохранителями.

После заседания в социальных сетях появилась масса положительных отзывов в поддержку слов президента относительно его высказываний в адрес силовых органов и судов.

Политолог Марат Казакпаев считает, президент настроен решительно в вопросе борьбы с коррупцией и доведет этот вопрос до конца.

«Я думаю работникам правоохранительных органов надо одуматься, начать работать, если работать не будут последуют громкие отставки. Но президент настроен на системную работу, то есть беспрерывную, ориентиры уже есть. Прогресс есть в борьбе с коррупцией», - сказал политолог.

Относительно предстоящих реформ, Казакпаев не лестно отозвался о проводимой реформе МВД, предположив, что скорее всего за этим последует отставка министра внутренних дел.

«Уже два года как объявлено о реформе МВД и до сих пор никакого движения нету. Мне кажется министр не совсем понимает, что такое реформа», - добавил Казакпаев.

Политолог, доктор юридических наук Кайрат Осмоналиев считает, что критика президента попала в точку, так как были и есть большие ожидания от силовых органов в части борьбы с коррупцией, тем самым подняв свой политический рейтинг.

«По части электората, президент подтянул свой рейтинг. Он сказал то, что большинство хотело услышать. Он не просто говорил, он доказательно привел цифры по эффективности работы органов. Привел аргументы», - сказал Кайрат Осмоналиев.

Между тем политолог считает, что президент проявил некую мягкость дав членам совета безопасности полгода, на исправление ситуаци.

«Я считаю, что можно было дать пару месяцев максимум. У наши чиновников, в природе заложено до конца держаться за свои кресла. А мотив этого понятен. Потому что после того, как нечистоплотные чиновники теряют кресло, против них начинают возбуждаться уголовные дела за те вещи, которые они наворотили пока находились на позиции», - сказал эксперт, отметив, что цивилизованных странах после подобной критики порядочные чиновники написали бы заявление об отставке.

«Вопрос отставки высокопоставленных чиновников остается открытым, по крайней мере на ближайшие полгода, если руководители силовых органов не начнут работать», - добавил Осмоналиев.

Он считает, что, если ситуация никак не изменится, президент будет вынужден в ручном режиме вмешиваться в работу органов, призванных бороться с коррупией.

«Он дал посыл, что не смотря на то, что они высокопоставленные чиновники, но главный в стране - президент. И он обозначил, что будет работать в интересах народа. Он проявил качество зрелого политика и дал посыл другим, что он будет проводить свою политику и она будет основана не на том, чтобы не разделять наш или не наш, а будет смотреть на результаты работы», - прокомментировал Осмоналиев.

В целом критика президента явилась толчком к реформе силовых органов, которые, как было показано в приведенной президентом статистике, мягко говоря ослабили работу по борьбе с коррупцией.

По слвоам политолога Токтогула Какчакеева, президент увидел круговую поруку в системе работы силовых органов.

«Президент просто вынужден был это высказать. Он проявил политическую волю и решимость броться с коррупцией. Это не только позитивное явление. Борьба с коррупцией - это гарантия политической и экономической независимости Кыргызстана», - сказал Какчакеев.

На фоне слабой работы силовых органов, эксперт предложил создать службу разведки, которая бы подчинялась только президенту и материально закрепляла уголовные дела против коррупционеров.

«У них должны быть исключительные права, чтобы туда не вмешивалась ни прокуратура ни ЖК с его депутатами, потому что само понятие борьбы с коррупцией дает полное право заниматься этими вопросами до передачи дела в суд», - пояснил Какчакеев.

В целом заседание совета безопасности вызвало положительные отзывы граждан и вновь вселило надежду в то, что финансовые потоки, оседающие в карманах коррупционных чиновников, начнут работать на благо всего народа.

ИАЦ «Кабар»

http://www.kabar.kg/news/iatc-kabar-posyl-prezidenta-na-zasedanii-soveta-bezopasnosti-kr/


Требование президента - последний шанс на исправление?

После жесткой критики президента Совет безопасности КР вынес предупреждение главам правоохранительных органов, приняв решение о мерах по усилению борьбы с коррупцией.

Руководители, которые подверглись жесткой критике главы государства, в свою очередь привели доводы о том, что с коррупцией ведется непримиримая борьба, но отметили, что примут замечания к сведению.

Политологи же подчеркивают, что новому президенту, возможно, тяжело избавляться от начальников, «доставшихся в наследство», но, по их мнению, в реализации этого замысла глава государства идет в правильном направлении.

Последний шанс на исправление

Совет безопасности принял решение, которое состоит из 12 таких мероприятий, таких как как усиление борьбы с коррупцией, сохранение законности, предотвращение проявлений коррупции в правоохранительных и судебных органах и так далее.

В частности, там говорится, что для избавления от нечистоплотных руководителей в силовых и судебных органах они будут также, как и другие государственные служащие, обязаны представлять свои декларации о доходах и расходах.

Президент Сооронбай Жээнбеков, заявивший о том, что органы по борьбе с коррупцией сами погрязли в коррупции, предупредил, что соответствующим руководителям дается последний шанс:

- Я требую принятия срочных мер. Сами видели. Есть еще больше проблем. Отдельные нечистоплотные сотрудники своими действиями бросают тень на всю систему, подрывают доверие населения к власти. А устойчивость и основа власти, потерявшей доверие народа, слабеет. Поэтому, уважаемые главы правоохранительных органов, улучшайте ситуацию, приводите работу в надлежащий порядок. Я мог бы принять решение только по этим результатам вашей работы. В этот раз я даю вам последний шанс. Но срок будет небольшим.

 «Пока не уйдут старые кадры, новые работать не будут»

Глава государства в ходе своего выступления на заседании Совета безопасности раскритиковал работу Генеральной прокуратуры, Антикоррупционной службы (АКС) ГКНБ и Министерства внутренних дел. Предыдущий президент Алмазбек Атамбаев перед уходом с должности вручил этим руководителям, подвергшимся критике, генеральские чины и государственные награды.

В политической среде теперь преобладают мнения о том, что президент, показав политическую волю, должен убрать с должностей соответствующих руководителей.

Депутат Жогорку Кенеша Исхак Масалиев так комментирует эту ситуацию:

- Президент раз сказал «а», должен сказать теперь «б». Если он говорит, что «будут изменения, проведу реформу, буду бороться с коррупцией», тогда он должен начать работу именно здесь. Если он приведет на руководящие посты молодых, опытных, перспективных людей и даст им возможность, то этим если и не искоренит коррупцию, то значительно снизит ее нынешний уровень. Иначе, слова, сказанные на заседании Совета безопасности, могут остаться лишь словами.

Высказанная критика в адрес нынешних руководителей, предупреждение, мол, «даю вам последний шанс, очищайтесь», не не приведет ведь к тому, что они сразу очистятся. Как они могут разрушить систему, которую сами же создавали? Поэтому я не верю, что ситуация изменится. Кто самому себе нанесет удар и будет бороться против себя?

Ответ Сегизбаева

Генеральный прокурор Индира Джолдубаева на заседании выразила согласие с критикой президента, заявив, что идет работа по устранению этих ошибок.

Глава Государственного комитета национальной безопасности Абдиль Сегизбаев, сказав, что идет непримиримая борьба с коррупцией, привел свои доводы:

- Начиная с 2010-2011 годов был нанесен последний удар по взяточничеству и мошенничеству. И в последующие годы, допустим, в 2016-2017 годах, на основе материалов, собранных в ходе беспощадной борьбы с коррупцией, было возбуждено в общей сложности 485 уголовных дел. Среди привлеченных к ответственности есть также депутаты Жогорку Кенеша, и главы местных органов самоуправления. ГКНБ с учетом высказанной сегодня критики и на основе накопленного опыта, целиком и полностью готов к проведению бескомпромиссной борьбы с коррупцией.

Неделя «мягких» проводов

Юрист и политолог Кайрат Осмоналиев отметил, что президенту сложно решительно поменять глав всех вышеназванных ведомств, но то, что им был дан шанс и окончательное решение будет принято по итогам их работы, он назвал верным направлением:

​- Руководители наших правоохранительных и надзорных органов никогда не признают свои недостатки. Пока не скажешь им «чык эшикке» («выйди за дверь» - досл.перевод), не стесняясь будут сидеть в своем кресле до конца. Например, на недавнем заседании президент доказал, что результаты их борьбы с коррупцией просто плачевны. И президента можно понять. Потому что в его адрес уже идет критика, что он «не может справиться с коррупцией». И то, что он сделал последнее предупреждение тоже верно.

Потому что, умный руководитель дает шанс исправить положение, доказать свою профпригодность, а потом уже по результатами работы убирает с должности или оставляет. А если он кардинально начнет менять людей, это может быть негативно воспринято - мол, началась кадровая чистка. Поэтому это верный шаг, что президент дает им возможность поработать. Но думаю, те полгода, что дали на исправление, это слишком много. Одного-двух месяцев было бы достаточно.

Как стало известно, итоговое решение секретариата Совета безопасности будет дополнено с учетом внесенных предложений. Первый заместитель секретаря Совета безопасности Дамир Сагынбаев заявил, что окончательный проект решения Совета безопасности будет дополнительно изучен и обсужден.

https://rus.azattyk.org/a/kyrgyzstan_politics_corruption_jeenbekov/29034274.html


Кыргызстан не справляется с потоком новых наркотиков

"Стабильно угрожающая" – так характеризуют нынешнюю наркоситуацию в Кыргызстане эксперты. Способов поймать кайф все больше, причем героин все чаще уступает место спайсу и другим синтетическим наркотикам. А вот ловить распространителей, наоборот, все сложнее. Только за последние месяцы ГКНБ изъял у распространителей большую партию экстази, а МВД закрыл ночной клуб, где сотрудники распространяли синтетические психотропные вещества. Но эти операции не сильно улучшили ситуацию в стране.

Сколько именно человек в Кыргызстане употребляют наркотики – точно неизвестно. В Республиканском центре наркологии говорят, что проводят в год 20 тысяч принудительных медицинских освидетельствований. 80% из них дают положительный результат: либо на алкоголь, либо на наркотики.

"У нас большие проблемы с марихуаной, в том числе у водителей, – говорит Татьяна Борисова, замдиректора Республиканского центра наркологии в Бишкеке. – В основном это ночные таксисты и водители автобусов. Были и водители и с опиоидами. Но не так часто, марихуана встречается значительно чаще".

Врачи говорят, что сами за помощью обращаются немногие наркопотребители. Именно они и попадают в официальную статистику, согласно которой наркозависимых в республике лишь около 8 тысяч человек.

"Об истинной распространенности не можем судить. Мы очень часто видим только верхушки проблем", – признает психиатр-нарколог Медис Исаков.

Эксперт Александр Зеличенко, директор общественного фонда "Центральноазиатский центр наркополитики", говорит, что во всем мире сейчас меняется наркосектор, и Кыргызстан – в печальном тренде. Здесь, как и во всем мире, к так называемой "классике" (героину и марихуане) в последние годы добавились синтетические новинки.

"Природные" наркотики (опиаты, кокаин) стали вытесняться гораздо более мощными агрессивными синтетическими наркотиками. Их масса появилась, различных, – говорит он. – Отслеживать их очень сложно. Изменил немного состав – и все, это новое вещество, его надо вновь ставить под контроль".

Так называемые "спайсы" часто приводят не только к неадекватному психическому состоянию, но и сильно подрывают здоровье. Официально с 2015 года их продажа в Кыргызстане запрещена. Но запрет привел лишь к тому, что с улиц и из магазинов продажи переместились в интернет. Кустарные наркотики в стране также не редкость: нередко их готовят прямо на кухнях дома.

"Есть и проблема употребления аптечных веществ, которые продаются без рецепта. Это различные сиропы от кашля и многое другое, – замечает Мелис Исаков. – Интернет открыл людям и это тоже: молодые люди рассказывают, какие вещества, как их готовить, как использовать".

Среди подростков также до сих пор актуальны клей, бензин и растворители. Но, как замечают врачи, социальная группа юных токсикоманов тоже изменилась: если в советское время это в основном были дети из неблагополучных семей, то теперь все больше из состоятельных.

https://www.currenttime.tv/a/29023290.html


Аукционы на разработку недр уменьшат коррупцию?

В последние пять лет лицензии на разработку недр выдаются путем продажи на аукционах. Но есть мнения о том, что эта система себя не оправдывает.

На сегодня в Кыргызстане разрабатывается 9 месторождений. В ближайшие годы планируется ввести в работу еще пять добывающих участков.

В Нарынской области 31 января был проведен аукцион на разведку золоторудного месторождения Кумбель, в результате которого победителем была объявлена компания «АТ Минералз». Всего же в конкурсе принимало участие 4 претендента.

Стартовая цена лицензии на аукционе была определена в размере 87 тысяч 790 долларов, но в итоге ее продали за 214 тысяч долларов. Глава Госкомитета по промышленности, энергетике и недропользованию (ГКПЭН) Уланбек Рыскулов считает, что система аукциона оправдала себя:

- Если на одно месторождение претендуют две-три компании, то мы объявляем аукцион. Выигрывает тот, кто предложит наивысшую цену. В этом месяце мы провели только один аукцион, от которого в бюджет государства поступило более 14 млн сомов (214 тысяч долларов). А как было раньше? Прежде лицензии выдавались по-тихому, после того, как договаривались между собой.

По оценкам 1970-х годов запасы золота на месторождении Кумбель могут составлять около 14 тонн, но разведработы на нем так и не были завершены.

Председатель правления Ассоциации горнопромышленников и геологов КР Орозбек Дуйшеев говорит, что система реализации лицензий через аукционы за четыре-пять лет не смогла побороть коррупцию в системе:

​- В целом идея-то правильная, но Закон «О недрах» реалиям сегодняшнего дня не отвечает. Поэтому и сфера выдачи лицензий все также находится в беспорядочном состоянии. На руководящих должностях в сфере горнодобывающей промышленности, в аппаратах нет специалистов. Поставленные цели не были достигнуты, коррупция лишь увеличилась.

Президент Сооронбай Жээнбеков 7 февраля принял главу ГКПЭН Уланбека Рыскулова и обсудил с ним состояние дел в горнодобывающей отрасли.

Уланбек Рыскулов сообщил, что на сегодняшний день в Кыргызстане разрабатывается девять золоторудных месторождений, планируется запустить еще пять. В интервью «Азаттыку» он пояснил, что запуск планируется не в 2018-м, а в ближайшие после него годы.

Эксперт в горнодобывающей сфере Назгуль Аскариева считает, что по сравнению с прошлыми годами скандалов в этой отрасли поубавилось. Но по ее словам, эти конфликты и ухудшение инвестиционного климата обусловили уход из Кыргызстана некоторых компаний:

- Некоторые крупные компании ушли из Кыргызстана. Из-за недопонимания и ухудшения инвестиционного климата сейчас уходят австралийские и индонезийские компании. В последнее время в качестве инвесторов приходят в основном компании из Китая.

Как было отмечено, действительно, чаще всего интерес к месторождениям Кыргызстана проявляют именно китайские компании. Глава ГКПЭН Уланбек Рыскулов объяснил эту тенденцию следующим образом:

- Почему у нас увеличивается число китайских инвесторов? Это характерно не только для Кыргызстана, но и для всего мира. Сейчас Китай разрабатывает месторождения в Африке, Южной и Северной Америках. Когда инвестор приходит – это хорошо. Это означает развитие, появление новых рабочих мест.

В свою очередь Сооронбай Жээнбеков, отметив значимость горнодобывающей отрасли в экономической жизни страны, подчеркнул, что политизация вопросов, связанных с деятельностью горнодобывающих компаний, абсолютно недопустима:

- Если будет обоснована информация, что деятельность горнодобывающей компании не отвечает требованиям законодательства республики, может нанести вред экологии, то такие проекты не должны реализоваться на территории страны. Национальные богатства Кыргызстана должны использоваться в интересах народа с соблюдением всех экологических норм.

Президент особо отметил, что путем усиления разъяснительной работы среди населения, обеспечения прозрачности конкурсов и аукционов на право пользования недрами можно избежать социального недовольства на местах.

https://rus.azattyk.org/a/kyrgyzstan_gold_mining_corruption/29034445.html

 

 

Назад

Актуально

Фотогалерея


Видео


Статистика