ОБЗОР: КЫРГЫЗСТАН: ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА

Кыргызстан / Общество    7 дек., 18:16, 2017 г.    69

Депутат ЖК: Детей в Кыргызстане убивают, бьют и насилуют

Депутат Жогорку Кенеша от фракции СДПК Карамат Орозова просит обратить внимание на проблему защиты прав детей. Об этом парламентарий заявила на заседании ЖК.

По ее словам, ни один орган не занимается вопросами защиты прав детей.

«Родители подвергают насилию своих же детей. Я не говорю уже о родственниках. В школах, медресе и на улице одно насилие. Детей убивают, бьют и насилуют. А юные кыргызстанцы, рожденные вне брака, остаются на улице и не получают алиментов», — отметила Орозова.+

Она попросила правительство провести общественные слушания и внести изменения в Детский и Семейный кодексы. Ее коллега Аида Касымалиева также попросила обратить особое внимание на проблемы защиты прав детей и женщин.

«Ко мне обращаются женщины с детьми, которые столкнулись с домашним насилием. Таких ситуаций сотни тысяч. Многих детей насилуют родственники. Мы должны провести парламентский час по защите прав ребенка, а также предстоящий год посвятить защите прав детей в Кыргызстане», — сказала она.

http://knews.kg/2017/12/deputat-zhk-detej-v-kyrgyzstane-ubivayut-byut-i-nasiluyut/


В Кыргызстане активисты выступают против уроков сексуального образования

В Кыргызстане активисты выступают против уроков сексуального образованияАктивисты выступили против уроков сексуального образования в Кыргызстане, объясняя это тем, что ликвидация половой безграмотности противоречит национальным традициям. Об этом заявил гражданский активист Сыдыкбек Тайчабаров на пресс-конференции в Бишкеке.

«Многие международные организации лоббируют законы о разврате, преподнося инициативы под видом защиты прав человека. Нам не нужно сексуальное образование, это противоречит нашим традициям. Сначала была порнография, потом начали поощрять разного рода «гомосексуальные» законы. Но ведь это все отражается на наших детях!» — заявил активист.+

Его коллега Тумар Камалов добавил, что издревле в Кыргызстане дети получали образование дома.

«К этому надо подходить осторожно, в Интернете дети получают неправильную информацию. Дома должны ему все равномерно объяснить», — сказал он.

http://argumenti.kg/novosti/obschestvo/30184-v-kyrgyzstane-aktivisty-vystupayut-protiv-urokov-seksualnogo-obrazovaniya.html

 

***

Сапар Исаков рассказал о своем отношении к многоженству

Вопрос о многоженстве стал обсуждаться в стране после заявления священнослужителя Чубака ажы Жалилова

Премьер-министр Сапар Исаков заявил журналистам, что негативно относится к многоженству.

"У меня четыре дочери, и я скажу коротко — к многоженству отношусь негативно ", — сказал премьер.

Вопрос о многоженстве начали обсуждать в Кыргызстане после того, как во время одной из своих проповедей священнослужитель Чубак ажы Жалилов заявил, что взял вторую жену, хотя с первой не развелся. Это признание вызвало большой общественный резонанс. По данным милиции, Жалилова пригласили на беседу в ГУВД.

https://ru.sputnik.kg/society/20171207/1036711659/sapar-isakov-rasskazal-o-mnogozhenstve.html


Призыв создать в Кыргызстане «сообщество второженцев» равнозначен призыву к педофилии, - Лига защитников прав ребенка

Призыв создать в Кыргызстане «сообщество второженцев» равнозначен призыву к педофилии, считает глава Лиги защитников прав ребенка Назгуль Турдубекова. Такое заявление она сделала 7 декабря на пресс-конференции в АКИpress.

По словам Н.Турдубековой, наблюдения показывают, что чаще всего вторыми-третьими женами выступают несовершеннолетние девочки. «Мы видим, насколько вырос процент девочек, которые получают несовместимые с жизнью травмы от насилия со стороны мужчин. Лица, которые призывают и поддерживают отдельных религиозных деятелей, поддерживают многоженство и двоеженство в Кыргызстане, наносят колоссальный ущерб для будущего», - сказала она.

Н.Турдубекова отметила, что религиозный деятель в своем заявлении отметил, что двоеженство или многоженство необходимо во спасение женщин. «Это оскорбляет честь и достоинство не только женщин, но и мужчин нашей страны, призывает к насилию в отношении детей. Заявление наносит урон имиджу страны, как в регионе Центральной Азии, так и во всем мире в целом, ведь Кыргызстан — демократическая, светская страна», - сказала она.

Ранее экс-муфтий Чубак Жалилов сделал заявление относительно второй жены. По этому вопросу в настоящее время идет проверка со стороны МВД.

http://kg.akipress.org/news:1419937?from=portal&place=last


Правозащитники: Чубак ажи Жалилов наносит урон имиджу Кыргызстана

Чубак ажи Жалилов наносит урон имиджу страны. Об этом сегодня на пресс-конференции заявила правозащитница Назгуль Турдубекова.

Она зачитала заявление гражданского общества по высказыванию экс-муфтия о многоженстве. По мнению общества, своим заявлением священнослужитель оскорбил честь и достоинство не только женщин, но и всей страны.

«Кыргызстан уже сделал огромный шаг вперед и успешно искореняет практику кражи невест и детских браков. В Центральной Азии мы занимаем передовое место в этом направлении. А Чубак ажи Жалилов своим заявлением о многоженстве наносит ущерб имиджу страны», — говорит Назгуль Турдубекова.

Гражданское общество требует от Жогорку Кенеша, правительства и ДУМК прекратить дальнейшую полемику о легализации многоженства. Правозащитники также просят разработать эффективные дополнительные законодательные меры по предотвращению многоженства. От Духовного управления мусульман Кыргызстана потребовали пресечь распространение информации о возможности иметь несколько жен.

https://24.kg/obschestvo/70358/


Религиозные деятели, выступающие за второй брак, умалчивают о требованиях Корана

Религиозные деятели, выступающие за второй брак, замалчивают требования Корана к многоженцам. Об этом сегодня на пресс-конференции заявил представитель гражданского общества, исследователь кыргызской истории Элери Битикчи.

По его словам, экс-муфтий Чубак ажи Жалилов о своем втором браке объявил как о личном героизме. «Религиозные деятели, говоря о многоженстве, умалчивают о требованиях шариата к многоженцу. Например, если человек женится, только чтобы поднять свой статус или увеличить число любовниц, это уже харам (грех)», — сообщил Элери Битикчи.

Он отметил, что сторонники многоженства приводят неудачный пример из истории кыргызов.

Да, у отца Манаса было две жены. Но мы все знаем, что многоженство Жакыпа стало трагедией для государства. Дети двух жен стали врагами, делили народ.

Напомним, Чубак ажи Жалилов публично признался в совершении уголовного преступления. В социальной сети размещено видео, где бывший муфтий, отвечая в прямом эфире на вопрос зрителя, признался, что женился во второй раз. Признание в многоженстве вызвало широкий общественный резонанс.

https://24.kg/obschestvo/70369/


500 долларов в месяц – должно стоить удовольствие иметь вторую жену

Женщин-«призраков» в Кыргызстане становится все больше. Вот это настоящая проблема

Что уж притворяться. Озвученный экс-муфтием Чубаком ажы вариант семейной жизни с двумя женами – предел мечтаний многих мужчин. И, как выяснилось, и женщин. Правда, убедить подавляющее о «пользе» такого формата отношений, все же не удалось.

В многочисленных словесных баталиях на различных интернет-площадках выяснилось, что существующее в нашей республике уголовное наказание за многоженство в действительности не работает, а в самом законе предусмотрена масса «лазеек». Решение проблемы, как ни странно, увидели в принятии разрешительной нормы, но с одной весомой оговоркой – обложением многоженцев налогом в не менее, чем 500 долларов США.

По словам эксперта Азамата Аттокурова, призывающих к многоженству после подобного «разрешения» заметно поубавится.

- Примечательно, что продвигающие тему второй-десятой законной жены под видом защиты одиноких женщин, как не странно, интересуют лишь молоденькие, гораздо младше первой жены, претендентки.  И почему-то совсем не вдохновляют женщины более старшего возраста, пусть даже крайне несчастные в личной жизни. Или, скажем, одинокие с детьми-инвалидами, или сами с проблемным здоровьем А, значит, все эти инициаторы в большей своей части  - озабоченные любители молодого тела, прикрывающиеся религией. Более того, Чубак и ему подобные проверяют такими заявлениями на прочность госсистему. Но, к сожалению, никакой реакции с ее стороны не видят. Хотя, ответные меры, по идее, не должны были заставить себя ждать. А такое равнодушие государства в итоге может очень плохо закончиться, - отметил TUZ.KG Аттокуров.

Однако, по мнению эксперта, когда законные действия в виде уголовной ответственности не помогают, хорошей альтернативой становится наказание «рублем».

- Например, в Германии существует налог на веру. Каждый верующий, то есть тот, кто официально указал свою веру в анкете, должен платить церковный налог. Это заметно снизило число граждан, увлекающихся различными религиозными течениями. Такую же меру надо внедрить и у нас по отношению к многоженцам официальным или сожительствующим. А сам налог частично распределить между государством и обеспечением некого подобия «залога» для всех женщин и детей такого любителя обзавестись очередной пассией. Тем более, что по статистике умирают многоженцы чаще и раньше тех, кто состоит в моногамном браке. В итоге их жены, которые по догмам религии сидят дома и, как правило, не имеют образования, сильно зависимы от мужчины. И при разводе или смерти даже не могут обеспечить себя, не то, что детей. А такой налог станет некой защитой, моральной компенсацией и «подушкой безопасности» для них в случае форс-мажора, - подчеркнул Аттокуров.

Эксперт считает, что подобное денежное бремя может быть прописано в качестве некоего подобия налога на роскошь.

- И должно быть ощутимым для многоженца. Ведь, чтобы содержать несколько жен и детей одновременно, необходимо быть состоятельным человеком. А если ты не можешь прокормить одну, а берешь другую, то это не только уголовное, но и моральное преступление. И подобный налог резко отобьет у последних желание жениться. Более того, фактом к налогообложению может стать и заявление от соседей, или первой жены. А если за подобное сообщение ввести финансовое вознаграждение, то желающих сдать «счастливца» будет хоть отбавляй. Также не должно иметь и значение, приезжаешь ли ты ко второй супруге или живешь с ней постоянно. К тому же, подобных любителей нескольких жен, многие из которых - несовершеннолетние, необходимо ставить на учет и заставлять нотариально заверять брачные контракты со всеми его женщинами и сразу составлять завещание. Ведь, если такой «муж» сбежит или умрет, велика вероятность имущественных споров. Даже, если факт наличия второй жены лишь в качестве сожительницы. Поэтому, все подобные контракты необходимо подписывать всем женам и детям одновременно, - уверен Аттокуров.

Эксперт уточнил, что в Кыргызстане существуют так называемые закрытые сообщества, в которых проживают моноэтнические группы по патриархально-шариатским устоям.

- В них женщины - люди второго сорта. Девочек после 14 лет не выпускают из дома, и в 16 отдают замуж за родственника из этого же села или города. Здесь приданое стоит минимум 10000$ без калыма со стороны жениха, процветают инцестные браки, многоженство и детский труд. Многие новорожденные появляются на свет с инвалидностью. А дети не получают образование. Более того, в подобных общинах женщины после развода становятся призраками. Но уехать оттуда не могут. Это пригород Оша, район Амир-Тимур и село Жаны-Ноокат в Ноокатском районе. Такие сообщества есть и на севере КР - села Александровка, Жаны-Пахта, Ырдык, несколько сел в Аламединском районе. Поэтому, это не только «южная» проблема. Именно из-за этого я не согласен с тем, кто говорит или думает, что многоженство Чубака ажы – его собственное дело. А такой действенный финансовый инструмент, как налог в 500 долларов США отвадит у подобных Чубаку «героев» желание высказывать эти «личные» инициативы. И в какой-то мере защитит от них женщин, - завершил Аттокуров.

Кстати, просим власти обратить особое внимание на факты, заявленные экспертом – по поводу женщин-«призраков», и девочек, которые лишаются права на образование. Хотя бы это…

Ведь до сих пор в Кыргызстане существует проблема «умыкания» невест, когда молодых девчонок воруют и, по сути, принуждают к сожительству, используют как рабынь. Несмотря на уголовные нормы, такие случаи по-прежнему фигурируют.

http://tuz.kg/index.php/experts/item/997-500-dollarov-v-mesyats-dolzhno-stoit-udovolstvie-imet-vtoruyu-zhenu


Плохо, когда мулла наглеет, не так ли, Чубак ажы…

Я начинаю думать, что Чубак ажы – «хулиган» среди мулл. Поднимается шумиха везде, где он бывает. Говорят, религия отделена от государства, но временами Чубак ажы вмешивается в государственные дела, поддерживает кандидата в президенты, временами сам хочет стать президентом, иногда вступает в словесную перепалку с молодым человеком, драматизирует ситуацию, говоря: «Меня не будет на твоих похоронах»… Короче говоря, про него много говорят, и не всегда хорошее. Отвечая на вопросы народа, он показывает, что нет ничего, чего бы он не знал. У него готов ответ на любой вопрос, считает себя мудрецом, и в его заключениях иногда нет стержня.

Недавно он показал, что плевал на законы Кыргызстана, обратился ко всему народу и заявил: «Взял вторую жену, первая жена огорчена, но все будет хорошо…» Раньше люди нарушали закон и не афишировали это, а тут речь идет о мулле, о мулле, которые постоянно учит людей уму-разуму. Вот он и заявляет, что плевать хотел на законы! Эй, мулла, закону нет дела до тебя! Если закон заработает, то за свое деяние ты два года будешь есть баланду!

Обнаглевшие, не углублявшиеся в суть вопроса поддерживают распутство Чубака ажы, а ведь есть выражение: «Делай, что говорит мулла, но не делай того, что он делает». Этим полоумным скажу: в первую очередь вспомните о законе – в Кыргызстане запрещено двоеженство, а нарушители ответят перед законом! Во-вторых, у нас светское государство, значит, оно отделено от религии. Нашему государству чуждо то, что религия разрешает брать 3-4 жен. В-третьих, религиозные законы, которые появились в те времена, когда ущемлялись женщины, не подходят нынешним реалиям, мужчины должны в рамках закона создать семью с одним человеком. Полоумные мужчины должны понять, что времена ущемления женщин остались позади. Посмотрим на моральную сторону вопроса. Например, обнаглевший мужчина взял себе вторую жену. А в каком состоянии будет первая жена?! У нее сразу появятся горькие мысли: «Мой муж меня уже не любит, у него есть другая женщина, он не уважает своих детей, как мне с ним жить?» А такие мысли до добра не доведут. Для кого-то женщина мать, для кого-то жена, для кого-то сестренка, сестра, тетя, племянница и т.д. Значит, мужчины не должны ущемлять права женщин!

Следящие за ситуацией понимают, что в нашей стране усиливается влияние исламской идеологии. Строятся тысячи мечетей, в них ходит молодежь, которую поливают идеями ислама. Каждый сам решает – верить или нет. Мы ничего не имеем против этого, но хотим сказать следующее: если человек с головой уходит в религию, ему не нужна будет наука, математика и физика, химия и география, механика и автоматика и т.д. В итоге мы окажемся в положении Афганистана и Пакистана, Ливана и Ливии, Бангладеша и Марокко… Неправильно принижать другие религии, стремясь исламизировать весь мир, такие идеи распространяются по миру благодаря нефти в арабских странах… Об этом можно говорить много…

Может слова зазнавшегося Чубака ажы, пренебрежительное отношение к закону является следствием вышесказанного?..

В любом случае, пришло время поставить на место «муллу-хулигана», заставить его задуматься, чтобы он сказал: «Оказывается у нас есть законы».

http://www.gezitter.org/society/65862_ploho_kogda_mulla_nagleet_ne_tak_li_chubak_ajyi/print/


Откуда у имамов деньги на внедорожники и вторых жен?

Экс-глава Госкомрелигии отмечает, что у муфтията машины - одна круче другой. Более того, ДУМК не сдает налоговую декларацию...

В свете последних заявлений экс-главы ДУМК Чубака Жалилова о наличии второй жены и скандалов, связанных с организацией хаджов, граждан все чаще интересует закономерный вопрос: На что живут исламские деятели Кыргызстана, раз некоторые из них даже могут позволить себе содержать вторую жену?

Священнослужители в зависимости от ранга, как правило, заняты в основном работой в муфтияте, либо в мечетях. Кроме того, они читают лекции в религиозных учебных заведениях и издают соответствующие брошюры. Одним из дополнительных видов дохода также является обслуживание похорон, поминок и проведение обряда нике (заключение брака – прим. ред.). Не секрет, что среди элиты Кыргызстана особым шиком считается, если мероприятие провел один из членов муфтията. А если услуги предоставляет сам муфтий, то и вовсе ...

Рядовые граждане платят имамам по мере возможности. Считается, что не принято спрашивать напрямую у священнослужителя его «таксу» . Чаще всего дают по 500 - 1000 сомов. Вместе с тем, можно только догадываться, на какую сумму раскошеливаются далеко не бедные граждане.

Более того, руководство и члены муфтията фактически не сдают налоговую декларацию, так как религиозные деятели не являются госслужащими и представителями коммерческих структур. Об этом «Вести.kg» сказал бывший глава Госкомиссии по делам религий Орозбек Молдалиев. 

Также, по его словам, вышеперечисленные источники дохода - это ничто по сравнению с суммами добровольных пожертвовании граждан и поступлениями от продаж хадж-виз.

- Еще ранее существовавший Совет обороны ставил на повестку дня вопрос об обеспечении финансовой прозрачности ДУМК – от хаджей до прочих расходов, - сказал Молдалиев. – Но удалось навести кое-какой порядок только по вопросу хаджа. Все стало фиксироваться, и люди были довольны. Ведь раньше только в этой сфере имелись «левые»  доходы в размере 7-8 миллионов долларов. В этой сфере были замешаны и силовики.

Экс-глава Госкомрелигии также напомнил, что на данный момент минимальная сумма добровольных пожертвований в священный месяц Рамазан установлена в размере  30 сомов. Максимум, верующий может выделить 380 сомов. При этом в последний Рамазан муфтият рекомендовал верующим сдавать пожертвование по максимальной цене, так как эти средства, по их словам, должны были пойти в помощь нуждающимся.

- Муфтият всегда выдавал для нужд обездоленных людей не более 4-х млн сомов, – отметил Молдалиев. - А когда мы стали проверять их финансовую прозрачность, то сумма вдруг резко возросла. Сразу набрался 21 млн сомов для нуждающихся.

В то же время, он выразил уверенность в том, что ДУМК вполне может собрать и 50 млн сомов, так как в 2015 году людям раздали 31 млн сомов.

- Подойдите в будний день к муфтияту. Вы не увидите там простых машин. Одна круче другой. Откуда такие деньги? - задался вопросом Орозбек Абдысаламович. - Там работал один мой знакомый преподаватель. Так вот он один ездил на простых «Жигулях», выделяясь среди остальных. Я ему все в шутку говорил: Слушай, убери свое авто, не позорь муфтият.

В свою очередь, экс-первый зампред ГСНБ, генерал в отставке Артур Медетбеков напомнил, что согласно закону все доходы религиозной организации в обязательном порядке облагаются налогом. А если они еще и создают какой-то фонд и регистрируются в Минюсте, то тем более. 

- Насколько я помню, в 2012 году было возбуждено уголовное дело в отношении Чубака ажы Жалилова по поводу налогов с хаджа, - говорит Артур Капарович. - Тогда следственные органы стали принимать соответствующие меры, но Жогорку Кенеш вынес решение, согласно которому муфтият является некоммерческой организацией, и деньги от хаджа, соответственно, не должны облагаться налогом. Таким образом депутаты поставили в этой истории точку. Но закон есть закон. И народные избранники в первую очередь должны об этом помнить .

Кроме того, он подчеркнул, что по всем видам пожертвований и продажам хадж-виз должна быть прозрачная финансовая отчетность.  

- В законе четко прописано, что религиозные деятели обязаны предоставлять финансовый отчет в Госкомиссию по делам религий и Налоговую службу, - говорит генерал. - Затем, исходя из конкретной ситуации, компетентные органы должны определить, что облагается налогом, а что нет. Закон должен работать. А когда идет выборочная политика, когда кто-то платит, а кто-то - нет, появляются всевозможные домыслы и разговоры о коррупции.

Напомним, пункт 3 статьи 17 Закона КР «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» гласит «Прибыль от производственной деятельности и иные доходы религиозных организаций облагаются налогами в соответствии с законодательством Кыргызской Республики».

http://www.vesti.kg/index.php?option=com_k2&view=item&id=49168:otkuda-u-imamov-dengi-na-vnedorozhniki-i-vtoryih-zhen?&Itemid=135#ixzz50Yze5983


Чубак ажы Жалилов. Слишком много скандалов

Всю последнюю неделю Кыргызстан обсуждает высказывание экс-муфтия Чубак ажы Жалилова о том, что он взял вторую жену. Многие кыргызстанцы полагают, что религиозный деятель бросил вызов светским устоям государства. Руководитель некоммерческой организации "Кылым шамы" и правозащитница Азиза Абдирасулова заявила, что намерена привлечь к уголовной ответственности экс-муфтия Чубак ажы Жалилова. Однако в правоохранительных органах заявили, что для привлечения Жалилова к ответственности нужно заявление от первой жены. Однако затем его все же вызвали на допрос. Сам Чубак ажы позже заявил, что у него нет двух жен, в том смысле, что под одной крышей эти женщины не живут и в ЗАГСе со второй он не расписывался.

Впрочем, это далеко не первое высказывание Чубак ажы Жалилова, которое вызвало неоднозначную реакцию общества.

Редакция Kaktus.media решила вспомнить самые громкие скандалы, связанные с именем религиозного деятеля.

Жалилов Чубак ажы Тажибаевич родился в Джалал-Абадской области в 1975 году. То есть ему всего 42 года. Его отец был учителем математики, а мать - учителем английского языка. Жалилов получил образование в кыргызском Исламском университете имени Хазрети Умар; а затем в Институте арабского языка при международном Университете Умм аль-Куро в Саудовской Аравии.

Жена упоминается только одна. Она уроженка Ошской области.

Ажы в его имени означает, что он ходил в хадж. Отметим, что такое особое обозначение есть только у кыргызов.

Налоговый скандал

Немусульманская общественность узнала о Жалилове в 2012 году, когда он подал в отставку с поста муфтия по собственному желанию и, как он объяснил, по состоянию здоровья. Однако ситуация в Духовном управлении мусульман Кыргызстана в тот момент была очень напряженной в связи конфликтами вокруг выделения виз для участников хаджа в Мекке.

А в 2012 году Жалилова обвинили в неуплате налогов с хаджа. ГКНБ возбудил уголовное дело.

"Фонд "Вакф" был создан при муфтии Чубак ажы Жалилове. Генеральным директором фонда был назначен Базарбай Темишев. Так как фонд не был зарегистрирован как религиозная организация, по закону должны были быть произведены налоговые отчисления от заработных плат "ажы-башчы" (кураторов групп паломников) в 2011 году. Они остались неуплаченными и вместе с набежавшей пеней составили порядка 8 миллионов сомов", - сообщал тогда ГКНБ.

Однако суды всех трех инстанций не нашли состава преступления в действиях Жалилова. Налоги, которые должны были поступить в бюджет, просто списали. Сам ажы объяснил инцидент "нестыковой в некоторых законодательных актах".

Перерыв на намаз

В 2016 году депутат фракции "Онугуу-Прогресс" выступил с инициативой изменить время обеденного перерыва для госслужащих, чтобы они могли прочитать пятничную молитву.

На комитете законопроект одобрили Садык Шер-Нияз, Рыскелди Момбеков, Тазабек Икрамов, шесть депутатов отклонили.

В ответ бывший муфтий заявил следующее: "Как гражданин свободной страны, я хочу сказать, что с депутатами, не поддержавшими законопроект о продлении обеденного перерыва в день пятничной молитвы на час, не буду сидеть за одним столом, не буду здороваться с ними, не буду голосовать за них на выборах. Меня могут посчитать радикалистом, но я, как и они (депутаты), пользуюсь своим правом свободы слова".

На этот пост отреагировал депутат Жанар Акаев, который усмотрел в поведении бывшего муфтия признаки экстремизма.

"Призывы Чубака Жалилова не поддерживать депутатов, проголосовавших против, не читать жаназу и тому подобное – это экстремизм, такфиризм! Сегодня он призывает называть нас безбожниками, не читать нам молитву, не хоронить, а что будет завтра?

Может, они выкопают тела членов компартии? Вытащат захороненные тела Раззакова и Масалиева? А как они поступят с женщинами, которые окуривают арчу (ысырык)? А с теми, кто готовит сумолок? Люди начали называть их шейхами, соглашаться с ними во всем, вот и они впали в эйфорию, возомнили себя чуть ли не людьми после Бога. Вместо того, чтобы призывать людей к согласию, они делят народ. Они обязательно будут в ответе за это", - написал он.

Обвинения со стороны ахмадийцев

В 2016-м году Чубак ажы Жалилова приглашали в Ошскую милицию. Поводом послужили его слова по поводу общины "Ахмадия". Жалилов назвал их немусульманами.

Это не понравилось членам общества. Более того, они заявили в милицию, что Чубак ажы Жалилов открыто очернял общину и тем самым разжигал религиозную вражду и это якобы даже привело к убийство одного из членов общины.

Пресс-секретарь МВД Бакыт Сеитов сообщил "Азаттыку", что Госкомиссия по делам религий в течение трех месяцев проводила теологическую экспертизу и пришла к выводу, что призыв экстремистского характера присутсвовали в речах Чубака ажы Жалилова. Адвокат экс-муфтия отметил, что Жалилов, дейсвительно, называл "ахмадийцев" не мусульманами, но все другие обвинения в свой адрес отрицает.

В МВД отметили, что Жалилова пригласили только для беседы, чтобы ознакомить его с результатами экспертизы. Уголовного дела против него не возбуждалось.

Встреча с Гюлленом

Неоднозначную реакцию общества вызвала и встреча Чубак ажы Жалилова с Фетхуллахом Гюленом, которого в Турции объявили террористом.

Сам Жалилов прокомментировал встречу так: По просьбе кыргызов в Америке я провел лекции на тему национальных ценностей, чтобы они не отдалялись от ислама. Там же встретился с богословом Фетхуллахом Гуленом. Если его дело рассматривают в нескольких странах, значит, он не простой человек. С такими людьми надо видеться, общаться. Не зная правды, нельзя делать всякие выводы. Встретиться с богословом - моя обязанность. Как экс-муфтий Кыргызстана и один из уважаемых имамов, я поддерживаю его. Разговоры про то, что он якобы распространяет террористические взгляды, расцениваю как политику", - рассказал Жалилов о встрече.

Агитация за Жээнбекова

Во время предвыборной кампании Чубак ажы Жалилов агитировал за кандидата в президенты Сооронбая Жээнбекова.

Общественный активист Адиль Турдукулов возмутился по поводу того, что религиозный деятель агитирует за одного из кандидатов. По мнению Турдукулова, это является нарушением закона. Он подал жалобу в Центризбирком с просьбой вынести официальное предупреждение штабу Жээнбекова, а также самому Жалилову. В итоге предупреждение вынесли Камчыбеку Ташиеву, потому что он привел на агитационное мероприятие религиозного деятеля.

https://kaktus.media/367109

 

Назад

Актуально

Фотогалерея


Видео


Статистика