Главная цель США - ослабление влияния Пекина и Москвы в странах ЦА

Регион / Политика    7 дек., 14:55, 2017 г.    101

Какие цели и задачи должны быть достигнуты в рамках проекта Большая Центральная Азия? Об этом, с корреспондентом "CA-IrNews" поделился аналитик, президент «Consultations on international policy and economy» Фикрет Шабанов.

Публикуем продолжение беседы, начало которой опубликовано 4 декабря. В предыдущем материале речь шла о том, что из себя представляет американский проект «Большая Центральная Азия». Сегодня мы расскажем какие цели и задачи стоят в рамках этого проекта. По мнению аналитика Фикрета Шабанова основная идея  БЦА – это создание у всех членов внутри центральноазиатского региона и вне его, понимания того, что Соединенные Штаты Америки остаются в ЦА всерьез и навсегда:

В современном мире, традиционная система международных отношений переживает большой кризис. Он связан с эрозией (разрушением) Вестфальской системы (принятие суверенитета национальных государств), так как неравенство государств на мировой арене политических экономических и геополитических возможностей создают право сильного, чем и воспользовались Соединенные Штаты.

В виду этих особенностей сформировались группы стран, которые имеют право считать себя полностью суверенными, а с другой стороны ряд государств, которые могут утратить это право (в случае агрессии политики геноцида, распространения оружия массового поражения, наркоторговли, гражданских войн и так далее).

Таким образом, полностью суверенные страны (так называемые «неовестфальские»), признающие друг друга равноправными членами цивилизованного сообщества и заслуживающие равного доверия могут и должны сотрудничать в области сдерживания и управления «нецивилизованными» государствами и регионами. Одной, из таких форм управления, может быть создание на карте мира сложных политических и экономических систем и подсистем или подключение тех или иных стран к уже существующим системам.

К «антивестфальским» системам, относятся почти все страны Африки, частично Азии и Латинской Америки, а также многие государства бывшего СССР. Проект БЦА из этой категории, речь идет фактически о создании системы внешнего управления и мягкой формы протектората Соединенных Штатов. Он, как раз и определяется подходом к этим государствам как к «неовестфальским».

Такие державы как КНР и РФ, к которым у Вашингтона есть претензии с точки зрения представлений о доверии и цивилизованности, должны быть исключены из числа «неовестфальских» и отодвинуты от вмешательства в дела Центральной Азии. То есть Штатам следует обособить этот расширенный регион и вывезти его из-под влияния Москвы и Пекина.

Основная идея  БЦА – это создание у всех членов внутри центральноазиатского региона и вне его, понимания того, что Соединенные Штаты Америки остаются в ЦА всерьез и навсегда. Одной же из главных его целей с «центром» в Афганистане является ограничение экспансии Китая, перекрывая Пекину дорогу к нефти и газоносным странам залива. После этого, американцы планирует ослабить КНР через Синьцзян и уйгуров, посредством цветных революций, исламских боевиков и радикализации общества. США не откажутся от роли «контроллера» в ЦА регионе, чтобы иметь косвенное влияние на Пакистан, Индию, Иран и на страны Центральной Азии.

Что касается основных задач внешней политики США в Центральной Азии, то они заключаются в установлении контроля над энергетическими ресурсами региона и отсечении от них, как России так и Китая, используя так называемую концепцию «управляемого хаоса», провоцируя в регионе крупные конфликты.

Созданная в 1996 году, при активном участии Российской Федерации и Китайской Народной Республики, Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), объединяла большинство стран, являвшихся составными элементами геоконцепта Большой Центральной Азии.

Реализация проекта Большая Центральная Азия, предполагает создание мегарегиона, путем стимулирования интеграции центральноазиатского региона в традиционном его понимании. С этой целью в 2006 году при Государственном департаменте США было создано Бюро по Южной и Центральной Азии, которое взяло на себя ответственность за работу и связь с 5 бывшими советскими государствами ЦА.

Ранее, отношения с этими странами находились в ведении Европейского Бюро (Bureau of European and Eurasian Affairs) Госдепартамента США, где они были, ввиду нахождения в составе СССР, включены в Бюро по Южной Азии (Bureau of South Asian Affairs), которое занималось только Индией, Пакистаном, Афганистаном, Бутаном, Шри-Ланкой и Непалом.

Эта реорганизация является, основной частью политики Вашингтона, направленной на укрепление связей между Центральной и Южной Азией, в рамках концепции БЦА.

Власти Штатов считают, что проект Большая Центральная Азия имеет решающее значение для национальных интересов и определяется в первую очередь тем, что добыча нефти и газа в бассейне Каспийского моря, особенно в Казахстане и Туркменистане, может внести значительный вклад в глобальную энергетическую безопасность, интегрируя регион от “казахских степей” до Индийского региона. Америка будут оказывать помощь в снижении давления на страны ЦА, со стороны России и Китая, через открытие альтернативных путей на юг.

Основное внимание необходимо уделить проблеме магистрализации пространства бывшей Средней Азии и приграничных с ней территорий, так как, это единственная возможность для политических экономических и социальных преобразований, способных ликвидировать географическую замкнутость, способствующую сохранению социально-экономической отсталости и неэффективных политических режимов.   

Для этого важным является в ЦА создание логистических и трубопроводных путей, диверсификации поставок на внешние энергетические и торговые рынки, а Запад получит сухопутный доступ к ресурсам региона, в том числе и в военно-стратегических целях. США планируют создание энергосистемы, объединяющей Центральную и Южную Азию. Суть программы заключается в том, чтобы направить энергоресурсы ЦА (нефть Казахстана, газ Туркменистана, гидроресурсы Кыргызстана и Таджикистана) в сторону Афганистана, Пакистана и Индии, для удовлетворения их растущих потребностей. Для этого принята “Программа содействия региональному рынку энергии” (REMAP), при поддержке “Агентства США по международному развитию”(USAID).

Основная задача данной программы: проводить политику поощрения строительства дорожной инфраструктуры, как на территории  Афганистана, так и стран БЦА для того, чтобы создать в странах коммуникационные коридоры, как для военных нужд США и НАТО, так и для формирования устойчивых транспортных связей стран этого проекта. Например, программа, финансируемая Всемирным Банком, Кабул – Кундуз  и тоннеля Саланг или проект восстановления дороги (Кабул – Кандагар-Герат) (финансируемый Штатами). Он дает выход к пакистанским и индийским портам. Реализуется и строительство моста, связывающего через реку Пяндж Афганистан с Таджикистаном.

Сегодняшняя проекция проекта, является лишь продолжением другой геополитической стратегии – «доктрины Буша-Рамсфельда», которая подразумевает проведение США военных и силовых акций на свое усмотрение, активное военно-стратегическое присутствие в тех регионах, которые рассматриваются в Вашингтоне  как, «сферы жизненно важных или национальных интересов своей страны». К ним относятся и страны Центральной Азии.

В планах Америки - продолжать оказывать всемерную помощь в развитии региональных сетей электроэнергетики между странами региона, Афганистаном, Пакистаном и Индией, где страны Центральной Азии будут выступать поставщиками электроэнергии в Афганистан и Южную Азию. Экономика Исламской республики Афганистан и сопредельных с ним государств никогда не будет процветать в изоляции. Таким образом, путем вовлечения Кабула в торгово-экономические процессы, в качестве связующего звена двух регионов, стимулировать рост экономики государств, а также извлечь огромные выгоды.

США стараются развивать сотрудничество в сфере безопасности в регионе. Она направлена на обеспечение региональных задач центрального американского командования в Центральной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке. Кроме этого, создание условий для продвижения интересов Америки на Каспии и прилегающих к Ирану и России территориях.

Итоги первого этапа сотрудничества стран ЦА с США:

1) Страны региона утвердили свой суверенитет, территориальную целостность и независимость.

2) Соединенные Штаты обеспечили безопасность вывода ядерного оружия из Казахстана и демонтаж его ядерной инфраструктуры, наследства СССР.

3) Ни одному государству не удалось добиться гегемонии в регионе.

4)Россия больше не обладает монополией на транспортировку нефти и газа из Центральной Азии.

5) США сумели эффективно использовать объекты в регионе, для поддержки военных операций в Афганистане и вывода американских войск.

Роль Афганистана в проекте БЦА и какие программы должны способствовать для его реализации

 

Фикрет Шабанов считает, что Вашингтон поставил во главу угла Афганистан и превращение его в центр БЦА.

В 1904 году основатель геополитки Хэлфорд Маккиндер произнес свою известную фразу относительно окончания  “эпохи Колумба”. Он утверждал, что закончилось доминирование западной морской державы и наступила эпоха сухопутной державы. При этом центральная часть (хартленд) Евразии или «осевой регион», будет ключом к мировому господству.

Высказывание английских колонизаторов в 18 веке: "Для полного распоряжения Афганистаном ещё не наступило время". 

В своей работе автор проекта Большой Центральной Азии американский аналитик Фредерик  Старр говорил: «время как раз и следует выиграть». Железные дороги и новые промышленные объекты, вокруг стран Большой Центральной Азии, помогут укрепить экономику, что заставит различные группировки со временем больше обеспечивать стабильность в регионе.

До последней четверти XIX века, северные районы провинции Афганистана были частью центральноазиатского региона, или как ее тогда называли Туркестана. Этнический состав этих северных провинций составляли узбеки, таджики и туркмены.

Афганистан, в силу исторических причин оказался своего рода разделительной линией на огромном пространстве Центральной и Южной Азии. Восстановление афганской государственности и начало социально-экономического возрождения этой страны, могло бы открыть новые серьезнейшие перспективы для данной области. Возвращение Афганистана к стабильной общественно политической жизни обеспечило бы возможность восстановить инфраструктурные связи между Центральной и Южной Азией. Это в свою очередь позволило бы получить доступ  энергоносителей к растущим экономикам региона, а сама страна полноценно интегрировалась бы в международное сообщество. В 2005 году была проведена первая региональная конференция экономического сотрудничества по Афганистану - RECCA (Regional Economic Cooperation Conference on Afghanistan). До сегодняшнего дня было инициировано и запущено в работу множество региональных и континентальных проектов. В конце ноября в Ашхабаде прошла 7 конференция RECCA, на которой обсудили 18 проектов находящихся на разной стадии реализации.

Также, в конце ноября текущего года Афганистан начнет работы по проекту CASA-1000 (Central Asia — South Asia). Он призван соединить энергетически избыточные Кыргызстан и Таджикистан с энергодефицитными  Пакистаном и Индией. Совместные работы CASA -1000, общая стоимость которых оценивается $1,2 млрд. США, продолжаются уже более 10 лет. Финансирование ведется из средств Всемирного банка и Европейского инвестиционного банка. Есть другой глобальный проект – ТАПИ (TAPI), который свяжет Туркменистан, Афганистан, Пакистан и Индию.

В 2018 году на территории Афганистана начнется строительство газопровода, а в 2019 году по трубопроводу планируется пустить первый газ. Предварительный срок завершения проекта - 2020 год, суммарная стоимость $7,5 млрд. США на сооружение самого газопровода и $15 млрд США на разработку газовых месторождений. После завершения его строительства по примерно 1814 километровому газопроводу, ожидается экспорт 33 млрд кубометров газа в год, проектный срок службы 30 лет.

В Туркмении по итогам конференции RECCA (Regional EconomicCooperation Conferenceon Afghanistan) было подписано пятистороннее Соглашение о транзитном и транспортном сотрудничестве по маршруту Афганистан-Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Турция (Соглашение по маршруту “Лазуритовый коридор”). Основой для формирования этого маршрута является открытие в конце 2016 года маршрута Туркмения –Афганистан по магистрали Атамырат-Имамназар (2 станции Туркмении) - Акина (Афганистан), строительство которой было начато в 2013 году.

Афганистан диверсифицировал свой транзитный коридор поставки своих товаров? посредством Узбекистана, теперь появился также маршрут через Туркмению. Правительство США выдвинуло свыше 40 инфраструктурных проектов, которые они считают важными инициативами по восстановлению Исламской республики Афганистан (ИРА). Например, объекты малого бизнеса и правительства в этой стране обеспечиваются электроэнергией из Узбекистана и Туркмении.

Создаются железнодорожные сообщения между Казахстаном Туркменистаном и Афганистаном. Узбекистан построил здесь от своего Хайратона до Афганского Марази-Шариф, железную дорогу которая охранялась в том числе силами коалиции под командованием НАТО, дальше эта ветка будет доведена до Герата. Таким образом, Узбекистан получит выход к портам Ирана Бендер-Аббас и Чорахбар, на побережье Аравийского моря, что принесет большие доходы от эксплуатации этих путей Афганистану.

Постепенно создаются условия для того, чтобы ИРА встал на путь устойчивого политического и экономического развития. Процессы нормализации обстановки в Афганистане способствовало бы достижению согласия между различными этнополитическими формированиями страны, а также их сбалансированное присутствие во властных структурах. Сегодня можно констатировать, что нестабильность в Афганистане остается одним из основных факторов, определяющим состояние сферы безопасности для всего региона ЦА и потенциально представляет угрозу национальной безопасности каждого отдельно взятого государства.

США в 2004 году провели модернизацию  аэродромов “Шинданд” и “Баграм”. Теперь они могут  принимать на посадку тяжелые лайнеры и стратегические бомбардировщики. Возведены многочисленные наземные и подземные сооружения. Это позволяет говорить о создании суперсовременных военных баз с подземными городами, как о главной цели американского и натовского присутствия в регионе. Эти универсальные сооружения, оборудованные системами воздушного и космического слежения, позволяют контролировать аэронавигационное пространство почти всей Евразии.

Вместе со станциями контроля воздушного пространства в ЦА, Каспийском регионе на Кавказе, в Восточной и Центральной Европе, в рамках программ НАТО - "Аэрокосмическая инициатива", "Новый Северный маршрут", "Каспийская стража" и других завершено создание единого мегакоридора управления воздушным движением и контроля воздушного пространства от Европы до Китая. Кроме того по соседству с Афганистаном, США и НАТО имели (думаю, вернутся, с которых вынуждены были уйти по тем или иным причинам) еще 6 военных баз, некоторые из них официально являлись транспортными аэродромами. В Центральной Азии продолжит проводиться политика «окольцовывания» России натовскими базами Североатлантического Альянса.

Одной из главных целей БЦА с "сердцем" в Афганистане является, ограничение экспансии Китая. Так, перекрыв дорогу Пекину к нефте и газоносным странам залива, Штаты хотят ослабить Пекин через Синьцзян и уйгуров, посредством цветных революций, исламских боевиков и радикализации общества.

Соединенные Штаты не откажутся от контролирующей роли в этом регионе, для того, чтобы также иметь косвенное влияние на Пакистан, Индию, Иран и на страны ЦА региона.

В третьей части мы расскажем вам, какие страны Центральной Азии, по мнению эксперта, могут сыграть ключевые роли в проекте "Большая Центральная Азия".

Продолжение следует…

Материал подготовил Азиз Пиримкулов

 

http://www.ca-irnews.com/ru/analytics/28906-главная-цель-сша-ослабление-влияние-пекина-и-москвы-в-странах-ца

 

Назад

Актуально

Фотогалерея


Видео


Статистика