Крах религиозной политики Казахстана

Казахстан / Безопасность    14 ноя., 13:59, 2017 г.    100

В последние годы Казахстан столкнулся с явными угрозами в религиозной сфере и нашествием радикального Ислама. С изменением конфессиональной ситуации в стране возникла необходимость переосмысления достижений Казахстана на пути создания государства межрелигиозного согласия и устранения ранее допущенных просчетов.

Сегодня руководство республики продолжает ужесточать контроль над религиозными объединениями, эффективность которых сводится на «нет» из-за высокой коррумпированности чиновников и имеющихся противоречий в среде безвольного мусульманского духовенства.

Принятием Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», в соответствии с которым власти начали тотальное преследование религиозных организаций и их членов, необходимого эффекта достичь пока не удалось. Наступило не только религиозное возрождение, но и стали разрастаться всякого рода деструктивные движения, ведущие масштабную антиобщественную, антигосударственную пропаганду и экстремистскую деятельность.

Непростая социально-экономическая ситуация в стране стала причиной поиска гражданами спасения и успокоения в религии, зачастую преподносимой населению извне разного рода догматиками и фанатиками в экстремистском ракурсе. У большинства молодых людей просто отсутствует иммунитет против радикальной идеологии. В условиях, когда в обществе царит социальное неравенство, все чаще можно наблюдать как экстремисты легко завлекают молодежь деньгами в ловко расставленные сети. Наличие же среди населения высокого протестного потенциала, особенно, у его религиозной части, лишь усиливает эти тенденции.

Подобная динамика наблюдается на фоне полной недееспособности Духовного Управления мусульман Казахстана, которое, несмотря на разветвленную организационную структуру и всяческую поддержку со стороны государства, не в состоянии эффективно воздействовать на религиозную жизнь населения. Влияние официальных богословов ослабевает, все чаще в их среде появляются радикальные интеллектуалы, использующие экстремистскую идеологию в качестве средства достижения власти. При этом исламский радикализм становится инструментом разрушения иерархии всех сфер человеческого существования – духовной, политической, социальной и религиозной.

На протяжении нескольких лет власти тщетно стараются хоть как-то улучшить ситуацию в сфере религии.

Изредка повышают уровень образования имамов и решают проблемы нехватки квалифицированных кадров на периферии. Однако, из-за отсутствия дипломированных специалистов, в первую очередь, выпускников теологических ВУЗов, эти начинания не находят логического завершения, в чем вина государства проявляется в беспомощности при регулировании религиозной политики. В результате население попадает под влияние всевозможных экстремистких идей. К примеру, несмотря на принимаемые меры, сторонники течения «Салафизм» массово распространяют нетрадиционные идеи среди широких слоев населения.

Официальные данные свидетельствуют о резком увеличении количества приверженцев течения. Как отметил сотрудник КНБ Казахстана, пожелавший остаться анонимным, с 2013 года число «салафитов» увеличилось в 30 раз и сегодня составляет 16 тыс. Человек. Из них более 1 тыс. выехали в Сирию для участия в боевых действиях. «Салафиты» из Казахстана сформировали свою этническую структуру внутри «Исламского государства», которую назвали казахским джамогатом.

Основной причиной резкого ухудшения религиозной ситуации в Казахстане и роста числа адептов нетрадиционных религиозных течений, в том числе «Салафизма», является массовый выезд молодежи на учёбу в исламские центры Катара, Кувейта, Египта, Саудовской Аравии и Арабских Эмиратов, где обучаются более 4 тыс. казахстанцев. В большинстве случаев по окончании обучения выпускники возвращаются на родину, где при содействии единомышленников создают подпольные ячейки.

Кроме этого, практически во всех областях функционируют официальные или же подпольные типографии, где на казахском и русском языках печатается религиозная литература, которая бесплатно раздается в местах массового скопления населения.

Более того, назначение в 2013 году на пост Верховного муфтия Ержана Маямерова постепенно превращает нашу страну в придаток арабских государств. Учитывая тот факт, что Маямеров долгое время впитывал «салафитские» идеи в Египте и Саудовской Аравии, мои тревожные догадки лишний раз подтверждаются.

Попустительство руководства страны в религиозной сфере, сопряженное с повальной передачей функций управления малограмотным богословам, а также ослабление контроля за религиозными процессами в стране неуклонно приведет Казахстан к глубокой радикализации и в конечном итоге скинет в бездонную пропасть хаоса…

Марат Сапабеков, Алматы

 

http://eurasianews.info/analitika/krax-religioznoj-politiki-kazaxstana.html

Назад

Актуально

Фотогалерея


Видео


Статистика