ДАЙДЖЕСТ СМИ КР за 13 ноября 2017 года

Кыргызстан / Общество    13 ноя., 18:53, 2017 г.    92

ВЛАСТЬ 

Атамбаев поручил продолжать работу по укреплению нацединства в стране

Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев сегодня принял директора Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве КР Бахтияра Салиева.

В ходе встречи глава государства был проинформирован об итогах реализации Концепции укрепления единства народа и межэтнических отношений в КР на 2013-2017 годы, сообщает отдел информационной политики аппарата президента КР.

Салиев сообщил, что работа в рамках реализации концепции направлена на обеспечение национального единства через совершенствование межэтнических отношений, сохранение культурного и этнического многообразия народа Кыргызстана.

«Эти принципы будут сохранены и продолжены в стратегии устойчивого развития страны на 2018-2040 годы», - сказал Салиев.

Он также отметил, что в Госагентстве работает мониторинговый центр, в котором проводится анализ межэтнической ситуации на основе информации, поступающей из 20 общественных приемных, расположенных во всех регионах страны. При поддержке международных организаций реализованы инфраструктурные проекты, проведены более 4 тыс. мероприятий по раннему предупреждению конфликтов.

Атамбаев подчеркнул, что нужно продолжать работу по укреплению национального единства, консолидации общества.

«Единство народа Кыргызстана является важнейшим условием стабильного и успешного развития страны», - заключил глава государства.

http://www.kabar.kg/news/atambaev-poruchil-prodolzhat-rabotu-po-ukrepleniiu-natcedinstva-konsolidatcii-obshchestva/


На инаугурацию Жээнбекова потратят 13 млн сомов 

Правительство потратить 13,1 млн сомов на церемонию вступления Сооронбая Жээнбекова в должность президента. Инаугурация состоится 24 ноября.

Министр финансов Адылбек Касымалиев сообщил на заседании профильного комитета Жогорку Кенеша, что на церемонию вступления Сооронбая Жээнбекова в должность президента потратят 13,1 млн сомов.

Расходы на инаугурацию Алмазбека Атамбаева в 2011 году составили 10 млн сомов. Аналогичная церемония Курманбека Бакиева в 2009 году обошлась бюджету в 20 млн сомов.

Церемония вступления Жээнбекова в должность президента состоится 24 ноября в государственной резиденции «Ала-Арча».

Глава аппарата президента Алмаз Усенов сообщил, что на инаугурацию не приглашали глав других государств.

Однако, по его словам, на церемонию пригласят всех послов зарубежных стран, которые работают в Кыргызстане.

Кандидат от провластной партии СДПК Сооронбай Жээнбеков победил на президентских выборах, которые прошли 15 октября.

Жээнбеков набрал 54,22 процента голосов избирателей. Его ближайший оппонент — бизнесмен Омурбек Бабанов — получил 33,49 процентов голосов и занял второе место.

Против Бабанова Госкомитет нацбезопасности 4 ноября возбудил уголовное дело за «призывы к разжиганию межнациональной розни».

Международные наблюдатели из ОСБЕ заявили после выборов, что власти использовали административный ресурс и запугивали избирателей.

https://www.gazeta.kg/news/kyrgyzstan/293179-na-inauguraciyu-zheenbekova-potratyat-13-mln-somov.html


В правительстве обсудили ход реализации ИКТ проектов в рамках программы «Таза Коом» 

Премьер-министр Кыргызстана Сапар Исаков провел рабочее совещание по вопросу текущей реализации национальных информационно-коммуникационных проектов в рамках программы цифровой трансформации «Таза Коом». Об этом сообщает отдел по связям с общественностью и СМИ аппарата правительства КР.

Глава правительства еще раз отметил, что внедрение ИКТ проектов позволит сделать первый большой шаг на пути к цифровому развитию государственных органов и повышению уровня доверия граждан и бизнес-сообщества к ним.

Председатель Государственного комитета информационных технологий и связи Нурбек Абасканов представил информацию о ходе реализации национальных ИКТ проектов, одобренных на заседании Совета по реализации Программы цифровой трансформации «Таза Коом».

Он сообщил, что все задействованные государственные органы ведут активную работу над внедрением первоочередных 19 компонентов данной программы.

Заслушав информацию, глава правительства поручил Государственному комитету информационных технологий и связи, Государственной регистрационной службе совместно с соответствующими министерствами и ведомствами разработать дорожную карту по оцифровке документов государственных органов. Исаков подчеркнул, что оцифровка данных является одним из наиболее важных направлений в рамках проекта «Таза Коом» и поручил создать в каждом государственном органе рабочие группы по данному вопросу.

Вместе с этим, Премьер-министр поручил активизировать работы по внедрению электронных очередей в детских садах и школах. Это, по словам Главы Правительства, исключит коррупционные проявления при приеме детей в образовательные учреждения.

Также Сапар Исаков отметил важность совершенствования аналитических возможностей портала государственных закупок. Он подчеркнул, что данный вопрос будет находиться на особом контроле.

Государственной пограничной службе и Государственному комитету информационных технологий и связи поручено ускорить подготовительные работы по установке автоматизированной системы пограничного контроля «Е-gates» (электронные ворота) на пунктах пропуска международных аэропортов «Манас» и «Ош».

Кроме того соответствующим государственным органам поручено взять на особый контроль реализацию проекта по фискализации налоговых процедур и внедрению проекта «Умный город» в городах Бишкек и Ош.

Министерству финансов и Государственной регистрационной службе поручено на постоянной основе отслеживать своевременное выделение финансирования на все необходимые мероприятия.

Вместе с этим премьер-министр поручил подготовить список приоритетных проектов для вынесения их на рассмотрение Совета по реализации Программы цифровой трансформации «Таза Коом».

http://www.kabar.kg/news/v-pravitel-stve-obsudili-khod-realizatcii-ikt-proektov-v-ramkakh-programmy-taza-koom/


Жогорку Кенеш должен распуститься 

С приходом нового президента нельзя не распустить Жогорку Кенеш. Эти депутаты стали совершенно беспомощными, не могут перерезать путы ослу. Весь народ тоже желает роспуска парламента. Мы думаем, требование народа должно стоять на первом месте. К тому же не осталось работы для выполнения этим парламентом. Он стал погоняемым, ведомым, карманным парламентом. Конечно, нам не нужны такие депутаты. Теперь, если Алмазбек Атамбаев думает о кыргызском народе, проявит мужество, поддержит,  окончательно решит с парламентом и уйдет, то заслужил бы признательность.

http://www.gezitter.org/politic/65086_jogorku_kenesh_doljen_raspustitsya/print/


Эксперты — о возможной отставке правительства КР и кандидатуре Омуркулова 

В Жогорку Кенеше и кыргызоязычных СМИ все чаще стали обсуждать судьбу нынешнего кабмина во главе с Сапаром Исаковым. В прессе активно пишут, что вскоре правительство постараются отправить в отставку. А вместо Сапара Исакова кресло премьер-министра может занять лидер парламентской фракции СДПК Иса Омуркулов.

K-News решил поинтересоваться у отечественных политологов, насколько эти разговоры имеют под собой основание, и возможна ли отставка кабмина в ближайшие недели.

Политолог Эдиль Осмонбетов уверен, что в ближайшие 3-4 месяца никто не будет поднимать вопрос о доверии Сапару Исакову и его команде. По его прогнозам, обсуждение горячей темы состоится не ранее весны 2018 года.

«В начале осени произошли большие политические изменения. Во-первых, прошли выборы президента, сменился спикер, сформировано новое правительство. Все ветви власти обновлены в политической системе. Есть политическая конфигурация. Соответственно, сейчас менять правительство нет смысла.

Почему? Потому что оно еще не успело полностью раскрыться, продемонстрировать свой потенциал. Во-вторых, есть негласное правило, согласно которому любому правительству дается хотя бы шесть месяцев, чтобы показать, на что способна команда.

Реализацию своей программы правительство Исакова начало относительно хорошо, но суть в том, что у нас очень сложная геоэкономическая ситуация. Я имею в виду проблемы на кыргызско-казахской границе. К тому же, органы ЕАЭС пока не реагируют на эту проблему. Это тоже сильно влияет на общую экономическую ситуацию в стране.

Убирать правительство нет смысла, потому что отношения с соседями не пришли в норму. К тому же, в разгаре отопительный сезон, который нужно пройти без потерь. Наконец, отставка нынешнего кабмина приведет к новым разногласиям в парламентской коалиции большинства. Все эти факторы свидетельствуют о том, что в ближайшее время смены правительства не будет. Возможно, это случится весной следующего года. Мне кажется, надо дать правительству шанс реализовать свои цели», — заключил он.

Эксперт Марс Сариев считает, что отставка правительства в данное время выглядит несвоевременным шагом, потому что роспуск кабмина дискредитирует саму власть.

«Раньше власть расхваливали, а сейчас получается, что опять ошиблись с кадрами. Я думаю, что слухи об отставке запускаются специально, возможно, идет зондирование почвы. Я не думаю, что Иса Омуркулов может разрулить ситуацию с Казахстаном успешнее, чем нынешний премьер», — посчитал эксперт.

Политолог Игорь Шестаков заявил, что кресло премьер-министра должен занять разве что сказочный Гарри Поттер, который по мановению волшебной палочки смог бы исправить все системные проблемы в стране.

«Когда нынешнее правительство утверждали в парламенте, я говорил, что оно станет заложником не только предвыборной ситуации, но и в целом экономической ситуации и общественно-политических процессов. На мой взгляд, сейчас те проблемы, которые есть, носят системный характер, будь то проблема с контрабандой нашей продукции, вопросы дорожной безопасности и ситуация на границе. Поэтому вместо Сапара Исакова можно посадить в кресло премьер-министра разве что Гарри Поттера, чтобы взмахом волшебной палочки можно было решить все проблемы в стране. Уверен, сейчас эти системные проблемы не решит никто. Конечно, есть весомые политики, включая Ису Омуркулова, которые рассматривают себя в качестве главы правительства. Но они понимают, что станут заложниками вышеперечисленных проблем. Поэтому за роль камикадзе именно сейчас не будет бороться никто», — подчеркну Шестаков.

http://knews.kg/2017/11/eksperty-o-vozmozhnoj-otstavke-pravitelstva-kr-i-kandidature-omurkulova/


Почему в следующем году Атамбаев будет участвовать в парламентских выборах? 

После инаугурации Сооронбая Жээнбекова 24 ноября, его официального вступления в должность, Алмазбек Атамбаев уйдет отдыхать. Экс-президент максимум отдохнет месяц и начнет чувствовать себя неловко. Если он на протяжении семи лет был во власти, а в один день начнет сидеть дома, то это сильно скажется на его внутренних ощущениях.

Каким бы близким ни был друг Соке, он другой человек. Конечно, некоторые государственные решения они могут принимать посовещавшись, но вряд ли новый президент будет постоянно оглядываться назад, некоторые вещи он будет делать на свое усмотрение. Кроме того, есть южный и северный кланы, оказавшиеся поддержку на выборах. С ними тоже нужно будет считаться. С приходом Жээнбекова во власть, придет время, когда его решения по внутренней и внешней политике будут противоречить взглядам Атамбаева. О том, что сложится такая ситуация, говорят заранее. Алмазбек Шаршенович показал, что он бдителен и предусмотрителен в том, что касается удержания влияния в большой политике. Он не будет отлеживаться у себя дома в Кой-Таше, довольствуясь статусом экс-президента. Будет думать. Неизвестно, как изменится ситуация к 2020 году, к очередным парламентским выборам. А что если до того времени его враги, находящиеся под стражей политики начнут выходить на свободу? Он начнет терять контроль, так как вынужден будет пользоваться кнутом в чужих руках. А что если появятся силы, которые захотят дестабилизировать ситуацию в стране? Кто знает?

Если взвесить все, Атамбаеву будет выгодно прийти в парламент в качестве лидера СДПК в 2018 году, проведя выборы в Жогорку Кенеш, пока административно-финансовый ресурс находится на должном уровне. Пока во власти находятся свои люди, можно собрать элиту с сильным электоратом и большими финансовыми возможностями (каждый будет сильно стараться, чтобы получить мандат), поскорее вступить в «большую битву», что принесет победу. Разве нельзя завоевать 50 мандатов и позволить пройти еще двум партиям-союзницам? Почему бы не сделать союзницами «Кыргызстан» и партию «Мекеним Кыргызстан», которая добивается успеха на местных выборах в последнее время? (Можно еще рассмотреть другие силы). Многие уже понимают, что сейчас бессмысленно бороться с властью в качестве оппозиции. Наверное неспроста говорят, что только хитрецы не уходят с власти. А богачи, оказавшись во власти, будут «послушными» депутатами.

Если Атамбаев, пока у него есть силы, в следующем году будет участвовать на парламентских выборах, то большинством голосов он добьется победы, в чем не стоит сомневаться. Будучи лидером фракции и коалиции большинства, он и дальше будет иметь возможность диктовать свои условия президенту и премьер-министру. Если же будет ждать 2020 года, то упустит время. Есть риск, что сегодняшний СДПК за три года начнет вызывать отвращение у народа и придет к политической несостоятельности. Поэтому Атамбаеву, пока у него есть силы, будет выгодно распустить «карманных депутатов», назначить парламентские выборы на предстоящую весну или осень. Такой шаг понравится нашим соотечественникам. Будут наслаждаться, потому что наш народ воспринимает выборы как игры, пир. Поддержат. Бесспорно, тогда рейтинг Атамбаева, который начнет забываться, вновь поднимется. В какой-то степени отвлекутся и политические силы, намеревающиеся выступить против Соке весной, будут увлечены выборами…

Что касается сегодняшних народных избранников, то за два года они всесторонне растеряли свой авторитет. Стало очевидно, что там много «воров», «предателей», что они не особо хотят работать для народа. В основном ждут команды сверху, ведут себя трусливо…

http://www.gezitter.org/politic/65106_pochemu_v_sleduyuschem_godu_atambaev_budet_uchastvovat_v_parlamentskih_vyiborah/print/


Посвящение в президенты по-киргизски (I) 

В Киргизии 24 ноября пройдет инаугурация избранного президента – кандидата от правящей партии СДПК Сооронбая Жээнбекова. После выборов 16 октября прошло немного времени, но оно наполнилось таким множеством событий, затронувших не только отдельных людей, но и целые народы и страны, что киргизстанцы с нетерпением ждут заветной инаугурации. Они хотят получить ответы на взволновавшие их вопросы теперь уже от нового президента.

Эмоции экономического взросления?

В начале октября президент КР Алмазбек Атамбаев, скажем так, не по-восточному, но в духе демократии попенял в адрес казахстанского соседа и его лидера. Поводом для эмоционального заявления стал прием Нурсултаном Назарбаевым одного из кандидатов на пост главы киргизского государства. Факт в Бишкеке был расценен как попытка вмешательства во внутренние дела Киргизии. Реагируя на «коварную» попытку соседа, глава киргизского государства приоткрыл тайны «казахского беспредела» и, словно жрец Фемиды, констатировал, что «разворовывают богатство Казахстана».

Своего президента поддержала киргизстанская пресса. «Назарбаев и его олигархическая клика сами напоролись на жесткий ответ Атамбаева», – отреагировала на события одна из газет. Как отмечают эксперты, в Бишкеке давно жила обида на Астану за то, что якобы Казахстан был противником вступления Киргизии в ЕАЭС и создавал барьеры на путях движения киргизской продукции на рынки Евразийского союза.

Премьер-министр Киргизии Сапар Исаков 3 ноября на 70-м заседании глав правительств стран СНГ в Ташкенте заявил, что вопреки всем существующим соглашениям – двухсторонним, в рамках СНГ, ЕАЭС и ВТО – «казахстанская сторона, пользуясь своим транзитным преимуществом, с 10 октября 2017 года начала создавать искусственные барьеры гражданам КР и иностранным гражданам, грузоперевозчикам КР и иностранным грузоперевозчикам при пересечении кыргызско-казахстанской государственной границы, а также казахстанско-российской государственной границы».

В Казахстане обиделись и, вероятно, тоже вспомнили свои былые претензии. Для разрешения ситуации Астана потребовала от Бишкека принять ряд мер в области налогового законодательства, приведя его в соответствие с нормами ЕАЭС, пресечения ввоза контрафактной продукции, обеспечения постоянного фитосанитарного и ветеринарного контроля, недопущения контрабанды через границу наркотиков и оружия.

На предложение устранить недочеты в указанных сферах Бишкек принял решение о разрыве соглашения, подписанного в рамках ЕАЭС в 2016 г. и предусматривавшего выделение казахстанской стороной Киргизии $100 млн.

Вслед появилось сообщение о сетовании киргизского президента по поводу несбывшихся надежд, связанных со вступлением республики в ЕАЭС, хотя, помнится, несколькими месяцами назад – до предвыборной президентской кампании – речи были иными. «События на границе, – заявил А. Атамбаев, – показали, что мы возлагали слишком большие надежды на ЕАЭС. Нам в экономическом развитии не стоит обманывать себя и надеяться на союз. Не может быть надежным союз, который зависит от прихоти одного человека, даже если это самый великий человек в мире».

«Не все так плохо», – еще 10 октября заявлял Национальный статистический комитет Киргизии, представив данные об итогах социально-экономического развития республики за 9 месяцев текущего года. Показатели говорят о том, что экономика страны оживает и сохраняет рост. Без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор объемы ВВП и промышленного производства превысили показатели 2015 г. с его достаточно высокой базой. При этом наибольшая доля торговли Киргизии со странами ЕАЭС приходится на Россию (58,7%) и Казахстан (39,4%).

Министр экономики РК Артем Новиков 30 октября на заседании правительства заявил, что экономический рост в республике выше, чем в других странах ЕАЭС – он оказался больше ожидаемого на 0,8%. «Общий рост – 5%. Этот показатель один из самых высоких в ЕАЭС. Только в Армении он выше – 5,9%. Это говорит о том, что страны Союза выходят из кризиса», – сообщил министр.

Идеализировать вопрос не стоит, потому как проблемы все же есть. В 2015 г. Киргизия стала членом ЕАЭС. Предполагалось, что экономика республики подвергнется коренной перестройке. Главными ее направлениями должны были стать отход от реэкспорта и развитие производства, но за 2015-2016 гг. задача оказалась нерешенной. В республике не смогли, к примеру, запустить 46 простаивающих предприятий. В структуре ВВП по-прежнему львиную долю занимает сфера услуг. Коррективы в ближайшую социально-экономическую картину Киргизии без сомнений внес и разыгравшийся на политической ниве киргизско-казахстанский кризис. «Его последствия, – говорит экс-премьер-министр Киргизии Темир Сариев, – мы увидим весной».

Председатель правления Евразийского банка развития Дмитрий Панкин проявил больший оптимизм, выразив надежду, что «накал спадет, и проблема будет решаться, потому что базовый экономический интерес есть. Наши опросы показывают, что народ Кыргызстана заинтересован в том, чтобы оставаться в ЕАЭС. Конечно, есть всякие теневые кланы, которые живут на нелегальном импорте и зарабатывают большие деньги на этом. Но проблему все равно надо решать».

«Политика симметричных действий – та воронка эмоциональных событий, куда нам нельзя заходить. Все понимают, что Казахстан выдержит намного дольше это противостояние. Но это бессмысленно: мы его не выдержим. И призывать подождать до инаугурации неправильно, такое направление мысли преступно», – считает лидер партии «Асман Ала-Тоо» Алмаз Исанов.

Нелогичность сложившейся ситуации понимают даже дети. Учащиеся бишкекской детской школы искусств провели флешмоб на одном из троллейбусных маршрутов. Исполнив казахскую музыкальную композицию «Ата Толгауы» на киргизских национальных инструментах, они призвали президентов Киргизии и Казахстана помириться.

В светлое будущее без оппозиции

Накануне детского флешмоба покидающий свой пост президент Киргизии, словно предчувствуя душевные порывы юных соотечественников, поделился с чрезвычайными и полномочными послами 12 иностранных государств, вручавших ему верительные грамоты, своими мыслями о перспективах дальнейшего развития киргизского государства. «Мы – открытая страна, мы ничего ни от кого не скрываем, – заявил А. Атамбаев. – У нас очень сильное гражданское общество. Вы, наверное, и сами убеждаетесь в том, что вся внешняя политика страны направлена на защиту интересов народа Кыргызстана. И мы всегда отстаивали и будем отстаивать национальные интересы, вести партнерские отношения только на равных».

Поэтому именно разочарование в ЕАЭС, по его словам, заставляет руководство республики решать вопросы с альтернативным рынком сбыта для сельскохозяйственной продукции: «Тут особо искать не стоит. Это 32-миллионный рынок Узбекистана и полуторамиллиардный рынок Китая». По словам президента, последние события на киргизско-казахстанской границе наглядно показали также необходимость срочного проектирования и строительства железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан. Далее эта дорога пойдет по Туркмении и Ирану с выходом в Аравийское море и Индийский океан.

Сейчас перед страной стоит новый этап – это ускоренное развитие экономики. Ведется работа по подготовке и принятию Национальной стратегии устойчивого развития до 2040 г., в основу которой будут заложены развитие демократии, сильное гражданское общество и благополучие населения».

Важная деталь – несогласным с президентской политикой гражданам А. Атамбаев предложил искать другое место жительства. СМИ процитировали главу государства: «Последние события в стране показали, кто болеет за Киргизию, а кто готов продать республику. Мы готовы отдать жизнь за независимость, как отдавали наши предки. Тем, для кого патриотизм – пустой звук, я хочу посоветовать более комфортное место, возможно, там, откуда они получают деньги и поддержку».

Спустя неделю стало известно о возбуждении уголовного дела в отношении одного из несостоявшихся кандидатов в президенты Киргизии – Омурбека Бабанова, которого, как заявляется с больших киргизских трибун, на президентских выборах поддерживал Казахстан. Казахстанского протеже обвиняют по признакам преступлений, предусмотренных статьями УК «Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя» и «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды».

Независимый политолог Аида Алымбаева считает, что «возбуждение уголовного дела со стороны Генеральной прокуратуры является сигналом для остальных политиков, что любая критика действующей власти будет жестко подавляться». Солидарен с коллегой преподаватель АУЦА Медет Тюлюгенов, высказавшийся за то, что уголовное дело против бывшего кандидата в президенты «является зачисткой поля. Бабанов представляет собой независимого и ключевого игрока на политической арене Кыргызстана. Есть огромный риск того, что в Кыргызстане сложится доминирование одной группы власти и при этом полное отсутствие автономных и независимых игроков. Повторяется ситуация, с которой мы сталкивались в 2010 г., с предыдущими режимами. Сама ситуация с возбуждением уголовного дела в отношении Бабанова – это вызов для оппозиции».

«После выборов мы надеялись получить стабильность в плане политики, экономики, инвестиционной ситуации. Но получилось наоборот», – заявил на круглом столе в информационном агентстве «24.kg» недавний кандидат в президенты Темир Сариев.

(окончание следует)

https://www.ritmeurasia.org/news--2017-11-13--posvjaschenie-v-prezidenty-po-kirgizski-i-33456    

 

ПОЛИТИКА 

Омурбек Бабанов покинул пост лидера фракции Республика - Ата Журт» 

На внеочередном заседании фракции «Республика - АтаЖурт» сегодня было озвучено заявление Омурбека Бабанова о решении покинуть пост лидера фракции. Данное заявление зачитал заместитель лидера фракции депутат Талант Мамытов, сообщили в секретариате парламентской фракции «Республика - Ата Журт».

По словам Бабанова, работа партии «Республика» и парламентской фракции «Республика - Ата Журт» должна вестись более сплоченно и интенсивно для успешной реализации законопроектов и изменении социально-экономической политики. В этой связи Омурбек Бабанов принял решение сложить полномочия руководителя фракции «Республика - Ата Журт».

Избрание нового лидера фракции планируется на следующих заседаниях фракции.

http://www.kabar.kg/news/omurbek-babanov-pokinul-post-lidera-fraktcii-respublika-ata-zhurt/


Почему «премьер-министр» Бакыт Торобаев решил не биться об стену? 

После президентских выборов и во фракции «Онугуу-Прогресс» появились предатели, которые не давали покоя Бакыту Торобаеву. Поднимали вопрос о смене лидера фракции. Речь идет о Тазабеке Икрамове, Камчыбеке Жолдошбаеве, Алмазе Жутанове. Эти трое стали депутатами благодаря Торобаеву, а затем начали двигаться в неверном направлении, будучи подгоняемыми властью. Это вызвало удивление среди общественности. Но они успокоились, когда другие члены фракции решили не поддерживать их инициативу.

Когда этот процесс провалился, силовые органы начали копать под Б. Эргешовича, но ничего на него не нашли. Задержание Канатбека Исаева, недавнее возбуждение уголовного дела в отношении Омурбека Бабанова сильно повлияло на Бакыта Торобаева, он решил ходить смирно и не перечить Алмазбеку Атамбаеву. Сообщалось, что в отношении «премьер-министра» Бабанова могут быть приняты решительные меры, если бы он перешел в радикальную оппозицию. Наверное наш герой понял, что бесполезно биться об стену и начал выжидать удобный момент…

http://www.gezitter.org/society/65104_pochemu_premer-ministr_bakyit_torobaev_reshil_ne_bitsya_ob_stenu/print/


Эдиль Байсалов: «К возбужденному против Бабанова и других делу Сооронбай Жээнбеков не имеет никакого отношения» 

- Эдиль мырза, вы много говорите о политике Европы и Запада. Глава президентского аппарата сообщил: инаугурация новоизбранного президента Сооронбая Жээнбекова пройдет в резиденции, на нее не будут приглашены главы никаких государств, это соответствует демократическим стандартам.  Если возьмем политику Запада и Европы, то приглашаются ли на церемонию принесения присяги президента президенты других стран?

- Нет, в принципе такие церемонии проходят самостоятельно. Вот и недавно инаугурация  Шавката Мирзиеева прошла без приехавших извне делегаций. Поэтому неправильно говорить «из-за границы не приехали гости, инаугурация недействительна, или же новоизбранного президента не ценят». Если кто-то говорит такие слова, то это болтовня, подтвердит свою личную безмерную обиду. Это наш внутренний суверенный вопрос. Он не имеет  никакого отношения, приедет кто-то из зарубежья или нет. По сравнению с этим больше всего недовольства вызывает, что инаугурация проходит не в филармонии или на площади, а в государственной резиденции. Традиции очень важны для обеспечения стабильности и преемственности государственной власти.

По какой причине в этом году переносится в резиденцию? Некоторые говорят: «ГКНБ сказал, мы не сможем обеспечить безопасность». Я не смог понять, если наше правительство не сможет обеспечить безопасность один день в столице, то в какой стране мы вообще живем? Зачем нужно такое правительство и структуры, если не могут установить порядок вокруг филармонии? Помните ли вы, из Мьянмы приехала сборная команда по футболу, и отменили огромный международный матч. Тогда это правительство сказало: «Мы не сможем установить порядок на центральном стадионе». А теперь вот у этой воображающей себя храбрецами молодежи не хватает сил на эту филармонию. По известному мне мнению большинства эта полноценная инаугурация должна была пройти именно в том зале, где приносили присягу Бакиев, Отунбаева и Атамбаев, и именно по тому протоколу. Мы надеемся, организационный комитет примет во внимание пожелание большого количества людей.

- На церемонию принесения присяги Трамп пригласил соперницу Хиллари Клинтон, явилась и участвовала чета Клинтонов. Если Жээнбеков тоже пригласит на церемонию принесения присяги основного соперника Бабанова, тот человек сможет прийти?

- Хиллари Клинтон и не пошла бы как оппонент. Она пошла вынужденно только потому, что по протоколу должна была сопровождать мужа, бывшего президента Билла Клинтона. У нас тоже должен был бы участвовать в торжественной церемонии Омурбек Бабанов, не как проигравший кандидат, а как депутат Жогорку Кенеша, лидер фракции. Мы все хорошо знаем, что Сооронбай Жээнбеков не имеет никакого отношения к возбужденному против него делу, да и к другому. Проведением демократических выборов мы сильно гордились, что удивили не только регион, но и дальние мировые державы. Как только известили о возбуждении уголовного дела на Бабанова, было озвучено международное мнение: «Это не передача власти мирным путем». На выборах победил Жээнбеков, Бабанов проиграл. Если народ говорит, он не врет! Пусть два выдающихся сына объединят силы и работают над процветанием нашей любимой родины! Бабанов подчинился, весь наш народ покорился Жээнбекову. Давайте пойдем вперед, не оглядываясь назад, не застревая на одном месте!

- Сооронбай мырза сказал: нет оснований для роспуска парламента, не вижу политического кризиса. Смогут ли плодотворно сработаться сегодняшний парламент и новый президент?

- Я вообще не понял источник и причину сплетни, что «парламент распустится». Где они еще найдут такой смирный, послушный и покорный парламент? Говорим, только установилась стабильность, так в чьих интересах проводить выборы парламента? Конечно, Сооронбай Жээнбеков будет против этого. Даже при желании распустить Жогорку Кенеш распустится только если больше 80% депутатов поддержат решение о самороспуске. Я не убежден в прохождении такого решения. Думаю, новоизбранный президент очень успешно поведет работу. Сейчас весь карт-бланш в руках у этого человека. Скажет «пойдем налево», так налево, скажет «пойдем направо», так направо. Раз избрал весь наш народ, у него в руках мандат огромного доверия. Весь вопрос в том, как воспользуется этим кредитом. Скажу лично от своего имени, у нас у всех сейчас одна мысль, чтоб новый руководитель принес благополучие народу и был решительным, как президент не 54%, а 100% народа укрепил наше единство, установил общее согласие, быстро повел народ по пути развития. Мы устали от ковыряний. Отстали позади соседей, не буду даже говорить о далекой фантастике. В заплутавшем остановившемся автобусе увеличиваются конфликты. Думаю, если наше государство будет управляться правильным и решительным  руководителем, то 100% народа поддержит его.

- По казахско-кыргызской границе Жээнбеков уверенно сказал «этот вопрос скоро решится». Сможет ли новый президент наладить отношения с братским народом?

- Сейчас по разговорам среди дипломатов, Сооронбай Шарипович для оживления и подтверждения принципа  «казах и кыргыз братья», предложил Нурсултану Абишевичу своего доверенного и выдающегося политика назначить послом в Астану. Конечно, это очень хороший знак, и отличная инициатива, заслуживающая поддержки. В любом случае для нового руководителя всегда есть шанс начать все с чистого листа. Новый президент должен очень активно вмешаться для восстановления наших отношений не только с братским Казахстаном, но и с охладевшей Турцией, отдалившимся Китаем. Наш новый президент прекрасно понимает, что здесь мы должны быть очень гибкими. Нам надо не враждовать и ругаться, а развиваться и расти. Нам нельзя не реализовывать свои национальные интересы на прагматичной основе. Не годится обижаться, упрямиться. У нас нет другого человека для утешений. Мир продолжит развиваться и без нас.

- Новый президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев привлекает миллиардные инвестиции, совершает новые повороты. Мы не ошибемся, если поверим, что наш новый президент тоже сможет сделать новые повороты, станет особым феноменом?

- По вашему выражению, Мирзиеев смог стать очень большим феноменом, удивившим мир. Кто бы подумал, что с 2003 года работавший молча техническим премьер-министром кадр, став президентом, сразу задаст такую динамику.  И что пусть не на 180 градусов развернется, но в короткий срок пойдет на кардинальное изменение политики? Сегодняшний успех Узбекистана заключается в том, что в течение 20 лет за закрытой границей сильно ограничил импорт и смог построить очень большую индустриальную базу. Там и дисциплина жесткая, и власть эффективная. Самое основное, имеет 32-миллионный внутренний рынок. Если мы сейчас сравним себя не с Ташкентом, а с Душанбе, то у нас вызывающее жалость и обиду оставшееся позади таджиков время. Таджикские сородичи своими силами построили самую большую плотину в мире. Выходят в международную финансовую сферу, совершенно легко продают 500 млн долларовые облигации. Сейчас с миллиардной помощью Китая в центре столицы строят превосходный правительственный комплекс. А у нас, окружая Белый дом, открываются торговые центры, нет государственного человека, все стали думать о личном кармане. Сооронбай аке должен с первого дня проявить решительность и пойти на новые и новые шаги.

http://www.gezitter.org/interviews/65115_edil_baysalov_k_vozbujdennomu_protiv_babanova_i_drugih_delu_sooronbay_jeenbekov_ne_imeet_nikakogo_otnosheniya/print/


Денис Бердаков: Проект «Парламентские выборы 2018» в Кыргызстане — это скорее запасной вариант 

«Это кризис модели постсоветской экономической интеграции. Потенциал огромный, но на мой взгляд, ее нужно было строить по модели ЕС — было бы быстрее и эффективнее. Пока мы все дружно уже начинаем жить в экономическом подбрюшье Китая», — отмечает политолог Денис Бердаков в интервью, специально для CABAR.asia.

CABAR.asia: В нескольких медиа ресурсах можно было наблюдать алармистские настроения по поводу проведения президентских выборов, тем не менее, социально-политическая обстановка во время и после их проведения относительно спокойная. Можно ли утверждать, что отныне Кыргызстан представляет собой некую особую модель транзита власти, основанную на демократических ценностях?

Денис Бердаков: Я бы сформулировал это следующим образом. Пока в Центральной Азии с 1991 года работают режимы, которые не готовы к передаче власти так называемым демократическим путем. Весь вопрос в понимании власти. Власть на Западе – это некий коридор возможностей в рамках действующей правовой системы и сложившегося элитного баланса. Там работают как наемные менеджеры, в общем. У нас же власть – это все, от этого зависит даже то, как будут лечить твоих близких. Тут ставка — жизнь. Стандартная система всех стран, где нет развитого среднего класса (определяемого по уровню дохода и образования) и других институтов.

Специфичность нашей ситуации с другими странами Центральной Азии в том, что у нас Аскар Акаев, во-первых, давил сокращениями и низкими зарплатами силовые структуры, считая их излишними. Во-вторых, довольно долго он был относительным демократом. В-третьих, это все наложилось на традиционную родословную структуру кыргызского общества и создало «особый тип центральноазиатской демократии».

Хотя, по факту это был типичный пример государства с огромными долгами, коррупцией, неработающими законами, открытыми рынками, уничтоженной собственной промышленностью и агрокомплексом.

«На этом фоне и кланы Акаева, а потом и Бакиева совершили одну и ту же ошибку: перевели большинство финансовых потоков на свое окружение».

Но, не имея опоры в виде дееспособных силовых органов, они были смещены ситуативным союзом финансовых и региональных элит.

Алмазбек Атамбаев изначально шел на один срок, именно поэтому он и не пошел на перегибы в виде политических убийств и монополизации всех  сфер деятельности, приносящих доходы. Схлестнувшись в жесточайшей борьбе с клановой олигархией в виде парламента, он к 2015 году одержал победу, создав свою вертикаль власти. И тут начался цейтнот. Стало очевидно, что нет времени на то, чтобы перестроить сознание людей, поднять их уровень жизни и бороться с коррупцией.

У А. Атамбаева также не было желания оставаться у власти. Стране нужен был прецедент мирной сменяемости власти, которую бы признали все элиты. Для этого провели биометрическую регистрацию граждан, поставили электронные считывающие урны и в день выборов, несмотря на то, что на электорат давили деньгами, родственными связами, региональной идентичностью и административным ресурсом, каждый мог проголосовать так, как хочет.

Уникальной модели нет.  Есть сложная политическая ситуация, слабо компетентный госаппарат и реальная политика, состоящая из игры региональных кланов. Баланс всей политической системы республики сейчас держится на А.Атамбаеве.

«Это не модель транзита, это отложенное решение проблем».

Историческая роль нынешнего президента в том, что он взял страну на грани хаоса,  смог  помочь мигрантам через вхождение в ЕАЭС, не дал элитам развалить страну на регионы. На большее не хватило времени, ресурсов.

Есть понимание того, что в Кыргызстане невозможно провести реформы без усиления государственности (системы дееспособных институтов, по созданию инфраструктур, образа будущего, обеспечивающих работу правовых норм и безопасность граждан). К созданию такой государственности страна последние 6 лет идет с надрывом, через борьбу с олигархическим парламентом, через радикализацию и маргинализацию населения. Нам очень повезет, если в ближайшем будущем мы сможем построить режим с работающими государственными и правовыми низовыми структурами: милицией, достойными школами, больницами.

CABAR.asia: Есть ли шансы с приходом нового Президента на обновление политической элиты страны? Особенно, учитывая, что кабинет министров возглавляет молодой и амбициозный Сапар Исаков.

Денис Бердаков: Учитывая консервативный стиль поведения победившего кандидата Сооронбая Жээнбекова, очевидно, что никаких системных перемен на тех должностях, которые он может назначать не будет.

«Ключевая черта политики нового президента — это преемственность, кенешизм (долгое и многораундовое согласование интересов ключевых игроков) и непубличность».

То, что  в руководстве правительства собралась довольно большая команда 37-45 летних чиновников, в основном работавших в Аппарате президента в разное время – это заслуга Алмазбека Атамбаева. Он их делегировал в правительство,они опираются на его авторитет (и на поддержку СДПК).

Команда действительно с потенциалом, но правительство захлестнул ряд скандалов: Мегаком, «Лиглас Трэйдинг», база ГРС, закрытие границ с Казахстаном. Это показывает, что, во-первых, их целенаправленно «валят» и, во-вторых, что команда реформаторов висит в воздухе. Им не на кого опереться. Страна последние 20 лет жила при такой системе, когда страна жила отдельно — государство отдельно. Прежняя социально-экономическая модель (частично основанная на реэкспорте товаров) сломалась.

«Новая модель экономики подразумевает, что нужен небольшой, но компетентный госаппарат, который сможет обеспечивать китайским, российским, турецким инвесторам и местным бизнесменам комфортные условия ведения бизнеса. Иначе инвестиций не будет».

CABAR.asia: В кулуарах после завершения выборов начали говорить о возможном роспуске Парламента. В чем необходимость роспуска и состоится ли он?

Денис Бердаков: На мой взгляд, Жогорку Кенеш на данный момент довольно комплементарен А.Атамбаеву (именно он источник легитимности для всей системы, ее мотор), парламент принимает почти все необходимые решения, которые выдвигает СДПК, обеспечивая от 80 до 85 голосов по самым ключевым вопросам из 120 депутатов.

«Поэтому, с одной стороны, нет смысла «сносить» этот парламент в ближайшее время, пока он отвечает требованиям, которые к нему предъявляют. С другой стороны, региональный, экономический вес депутатов, входящих в парламент, изменился».

Партия «Ата-Мекен», по сути, перестала существовать, несколько депутатов из партии «Онугуу-Прогресс» уже отошли от своей фракции в Жогорку Кенеше, став независимыми внефракционными депутатами. Есть некоторое количество депутатов (выходцы из Ата-Журт) из фракции «Республика – Ата-Журт», которые готовы войти в новую партию. Поэтому, есть вероятность новых парламентских выборов в 2018 году. Тут, на мой взгляд, ключевой маркер – это поведение Омурбека Бабанова – если он не вернется в страну – это будет сигнал кначалу переформатирования парламента.

Цель этих выборов – сделать более стабильную парламентскую систему на основе 3-4 партий. Где, к примеру, партии, «СДПК» и «Кыргызстан» наберут парламентское большинство. Партия «Мекеним Кыргызстан» явно проходной игрок на грядущих выборах.

«Но пока проект «Парламентские выборы — 2018″ — это скорее запасной вариант, да и депутатов нужно в узде держать».

CABAR.asia: На что будет сделана ставка в проведении внутренней политики на новом этапе? Будет ли поддержан и реализован проект «Таза коом»?

Денис Бердаков: Проект «Таза Коом» – это скорее стратегия, наполняемость ресурсами которой зависит от денег международных доноров и политической воли правительства. «Таза Коом»- это аналог проектов цифровизации, которые сейчас семимильными шагами развиваются в большинстве стран мира.

«Будет крайне печально, если вся внутренняя политика сведется только к воплощению пиар проектов по цифровизации госуслуг: это едва ли поднимет уровень жизни населения».

Ключевой момент нового политического сезона 2018 года – это продолжение «зачистки». Тут сойдутся клином две силы. Первая — это силовики, которых Алмазбек Атамбаев толкает к созданию внутренней вертикали, борьбой с коррупцией, усилением правовой системы. Это те реформы, без которых система не выживет в краткосрочной перспективе. Вторая сила — это элиты, которые живут в рамках экономической системы «распила тендеров», неуплаты налогов, серого экспорта. Это будет происходить во многом в рамках «Таза Коом», так как цифровизация лишит кормушек всех тех, кто «сидел» на государственных услугах.

Будет серьезное противоречие между необходимостью приводить элиты и чиновничий аппарат в адекватное, работоспособное состояние и политическими элитами, которые толком не умеют создавать и развивать технологические предприятия, сложные сервисы, но хотят контролировать большую часть прибыли в республике и по факту обладают реальными группами силового влияния в регионах.

CABAR.asia: Каковы контуры внешнеполитического курса нового президента?

Денис Бердаков: Ключевых изменений во внешней политике никто не ожидает. Рабочие отношения с Россией останутся на прежнем уровне, как и с Китаем. По линии действующего правительства будет усилена работа с Евросоюзом, Кореей, Японией, США. Президенту нужна стабильность и поэтому никаких резких шагов с его стороны не будет. На Ближнем Востоке назревает очередной шиитско-суннитский конфликт — нам главное не быть в него втянутым ни на чьей стороне. А инвестициям Бишкек всегда рад. Даже в религиозную сферу, если это будет под контролем, к примеру, фонда «Ыйман».

CABAR.asia: Существует ли вероятность выхода Кыргызстана из ЕАЭС на фоне обострения кыргызско-казахстанских отношений?

Денис Бердаков: Нет, такой вероятности в среднесрочной перспективе нет. 800 000 трудящихся кыргызстанцев в ЕАЭС будут против. Очевидно, что Россия толком не может и не хочет влиять на Казахстан (хотя общепринятым на Западе считается, что ничего в СНГ не происходит без ведома Владимира Путина). Это кризис модели постсоветской экономической интеграции. Потенциал огромный, но, на мой взгляд, ее нужно было строить по модели ЕС — было бы быстрее и эффективнее. Пока мы все дружно уже начинаем жить в экономическом подбрюшье Китая.

http://cabar.asia/ru/denis-berdakov-proekt-parlamentskie-vybory-2018-v-kyrgyzstane-eto-skoree-zapasnoj-variant/


Только поставив во главу Адахана Мадумарова, оппозиция добьется победы 

Зажглась звезда Адахана Мадумарова, которого начали забывать в народе, на последних выборах он завоевал третье место, не тратя на это деньги. Открыто выступая в качестве оппозиционера, озвучивая острую критику, он получил около 100 тысяч голосов, доказал, что имеет место в большой политике. Даже после этого он не признал победу Сооронбая Жээнбекова, говорил о грязных играх на выборах. Поэтому ненавистники действующей власти сегодня становятся сторонниками Мадумарова. Сейчас в народе есть те, кто связывает надежды с новой властью и те, кто поддерживает радикальную оппозицию. Конечно, еще больше людей занимают нейтральную позицию.

К слову, если Омурбек Бабанов испугается возбужденного уголовного дела и не вернется из-за границы, то авторитет Адахана Кимсанбаевича только вырастет. На предстоящих политических событиях и выборах он превратится в большого политика, упрямого, с тигриным сердцем. Если бы нынешние критики власти поставили бы во главе Мадумарова, то оппозиционный блок бы усилился. Это очевидно исходя из политической практики. Если они продолжат действовать разрозненно, то ничего у них не выйдет. Они продолжат испытывать горечь поражения. Поэтому, скорее всего, пришло время выбрать лидера.

http://www.gezitter.org/politic/65108_tolko_postaviv_vo_glavu_adahana_madumarova_oppozitsiya_dobetsya_pobedyi/print/

 

БЕЗОПАСНОСТЬ 

За неисполнение реформ системы дорожной безопасности премьер пригрозил мерами вплоть до увольнения 

Премьер-министр Кыргызской Республики Сапар Исаков сегодня, 13 ноября, проверил исполнение плана по реформе системы дорожной безопасности. Сообщает пресс-служба правительства КР.

Комплекс мер состоит из 6 основных блоков, в которых предусмотрены 103 пункта, включающих в себя реализацию 148 мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения.

«Все запланированные мероприятия нацелены на улучшение дорожной безопасности. Однако реализация плана идет медленными темпами. В связи с этим я провел экстренное совещание, где упразднил главное управление патрульной милиции. Это не смена вывесок, это инструмент, с помощью которого мы должны открыто и через конкурс набрать качественно новых сотрудников. Также мы укрепили вертикаль подчинения в данном ведомстве. Это процедурный шаг, необходимый для улучшения управления системой дорожной безопасности», — отметил премьер-министр в начале совещания.

«Все мероприятия должны быть исполнены в срок, за неисполнение плана будет рассмотрены меры ответственности вплоть до увольнения. Особое внимание необходимо уделить автоматизации процессов, набору сотрудников, проекту «Умный город», информационным мероприятиям», — сказал Сапар Исаков.

http://www.kyrtag.kg/society/za-neispolnenie-reform-sistemy-dorozhnoy-bezopasnosti-premer-prigrozil-merami-vplot-do-uvolneniya/


Правительство намерено установить видеокамеры на улицах Бишкека и Оша до конца ноября

Установить систему фото- и видеофиксации нарушений ПДД в городах Бишкеке и Оше планируется до 30 ноября 2017 года. Об этом говорится в плане мероприятий правительства по реализации комплекса мер по реформе системы дорожной безопасности.

Согласно документу, план реализуется в рамках проекта «Таза коом». В дальнейшем видеокамеры должны быть установлены по всей республике. Ответственность за исполнение возложена на МВД и мэрии городов.

8 ноября депутат парламента Дастан Бекешев заявил, что деньги на установку камер на дорогах в бюджете на 2018 год не предусмотрены. Он призвал профильные комитеты обсудить ситуацию и изыскать средства.

План мероприятий по реализации комплекса мер по реформе системы дорожной безопасности состоит из 6 основных блоков, в которых предусмотрены 103 пункта, включающих в себя реализацию 148 мероприятий. По каждому планируемому мероприятию указан срок реализации.

Кроме всего прочего, до конца года планируется создать центральный банк данных, содержащий информацию о всех ДТП, усилить ответственность за нарушения ПДД и провести трехмесячное интенсивное обучение новых сотрудников ГУОБДД с привлечением международных и местных экспертов.

10 ноября Сапар Исаков упразднил ГУПМ и создал вместо него Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД).

За 10 месяцев 2017 года, по данным ГУПМ, по Кыргызстану произошло 5197 ДТП, жертвами которых стали 695 человек, 7839 человек пострадали.

https://rus.azattyk.org/a/28850377.html

Правительство ищет инвесторов для реализации проекта «Безопасный город»

По словам первого вице-премьера, условия и сроки еще определяются

Правительство ищет инвесторов для реализации проекта “Безопасный город”. Об этом в ходе заседания комитета Жогорку Кенеша по бюджету и финансам, состоявшегося 13 ноября, сообщил первый вице-премьер-министр Толкунбек Абдыгулов.

По его словам, осуществление данного проекта возможно двумя путями: изысканием внутренних источников финансирования и привлечением инвесторов. «В настоящее время нами проводятся работы по поиску инвесторов, изучению условий и сроков», - сообщил он.

Очевидно, что ситуация, сложившаяся в сфере дорожного движения, в настоящее время является предметом серьезной озабоченности правительства. По итогам опубликованных накануне статистических данных, за десять месяцев текущего года на дорогах республики произошло 5 тысяч 197 ДТП, что на 8,3 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Погибло 695 граждан, около восьми тысяч человек получили увечья и травмы.

Данная проблема находится и в фокусе пристального внимания депутатов Жогорку Кенеша. В ходе прошедшего на прошлой неделе заседания народные избранники пришли к мнению, что правительство должно изыскать необходимые финансовые средства для установки на дорогах страны технических решений, обеспечивающих фиксацию фактов нарушений ПДД.

По мнению парламентария Бакирдина Субанбекова, иных способов для снижения числа ДТП нет. «Отсутствие надлежащего контроля за участниками движения привело к тому, что только за последние четыре дня в ДТП погибло 20 человек», - отметил он.

Как сообщил депутат от фракции СДПК Дастан Бекешев, в бюджете следующего года не предусмотрены средства на установку аппаратно-программных комплексов фиксации нарушений правил. Он предложил внести изменения в проект бюджета в целях приобретения и запуска данных технических решений.

«На 2018 год на развлекательные мероприятия заложено 150 млн сомов, на капвложения - 2,9 млрд сомов. Нужно сократить эти средства и найти деньги на установку камер», - считает Бекешев.

Между тем, прошло уже почти три года с момента объявления результатов тендера на право реализации проекта государственно-частного партнерства «Безопасный город». Данный проект состоял из трех взаимосвязанных компонентов: внедрение аппаратно-программных комплексов фиксации нарушений ПДД; оснащение общественных мест в Бишкеке и Оше системами мониторинга и интеллектуального анализа видеоизображений; создание электронной книги учета преступлений, что повысило бы эффективность следственных мероприятий, а также обеспечило прозрачность работы правоохранительных органов.

«Безопасный город» планировалось поэтапно внедрить в Бишкеке, Оше, Караколе, а также на автомобильных магистралях Бишкек - Каракол и Бишкек - аэропорт “Манас” путем установки тех самых аппаратно-программных комплексов (АПК) фиксации нарушений Правил дорожного движения. Кроме того, инвестор обязан внедрить технические решения, способствующие обеспечению общественной безопасности. Места массового скопления людей будут оснащены специализированными АПК, способными обнаруживать и «сопровождать» объекты наблюдения в автоматическом режиме. Подсистемы интеллектуального анализа видеопотоков, функционирующие в режиме реального времени, должны были в режиме онлайн выявлять действия, которые могут быть квалифицированы как противоправные или требующие повышенного внимания.

Предполагалось, что реализация проекта поможет решить ряд задач: устранение поборов на дорогах, соблюдение принципа неотвратимости наказания, снижение количества преступлений и правонарушений, а также кардинальное снижение показателей смертности и травматизма. Кроме того, правоохранительные органы должны были получить возможность эффективнее проводить оперативно-розыскные и следственные мероприятия.

Немаловажное значение имела и финансовая сторона «Безопасного города». Российский консорциум был обязан вложить в его реализацию 62 млн долларов. Государство же с момента запуска проекта получало бы 51% от общего объема взыскиваемых административных штрафов, налагаемых на нарушителей ПДД. С учетом общего объема инвестиций ежегодные поступления в республиканский бюджет оценивались в сумму, превышающую 6 млн долларов. Часть этих средств должна быть направлена на материально-техническое оснащение той же Патрульной милиции. Кроме решения поставленных задач, компания-инвестор обязалась обеспечить работой сотни граждан нашей страны.

К сожалению, данным ожиданиям не было суждено сбыться. Победивший в тендере российский консорциум, обладающий всем необходимым опытом внедрения аналогичных решений в ряде стран, не смог приступить к реализации столь уникального по масштабам и характеру проекта, всецело отвечающего ожиданиям общества.

Против фирмы-победителя внезапно восстало милицейское ведомство, являющееся государственным партнером проекта: МВД усмотрело некие нарушения, якобы имевшие место в процессе отбора претендентов. Всего на протяжении нескольких месяцев министерством было сформулировано более 20 претензий в адрес победителя тендера и членов конкурсной комиссии. Примечательно, что они выдвигались по мере того, как предыдущая претензия не получала официального подтверждения.

Как известно, история не знает сослагательного наклонения. Тем не менее, очевидно, что срыв данного актуального и значимого проекта обернулся для Кыргызской Республики за прошедшие три года огромными потерями. Государство имело реальные возможности, не вкладывая ни сома, кардинально повлиять на ситуацию в сфере дорожного движения и общественной безопасности. Более того, бюджет страны мог бы ежегодно пополняться на сотни миллионов сомов за счет взысканных штрафов за нарушения, зафиксированные техническими решениями. Причем ущерб в целом невозможно оценить деньгами, поскольку главная миссия “Безопасного города” заключалась в значительном снижении смертности и травматизма на дорогах.

Остается только надеяться, что очередная попытка правительства реализовать проект «Безопасный город» будет успешной. Поскольку его осуществление позволит решить ряд актуальных задач, направленных на снижение количества ДТП, смертности и травматизма на дорогах; минимизацию коррупционных рисков, обеспечение полного контроля за дорожным трафиком в зоне действия аппаратно-программных комплексов и повышение правового сознания участников дорожного движения.

http://www.vesti.kg/index.php?option=com_k2&view=item&id=48755:pravitelstvo-ischet-investorov-dlya-realizatsii-proekta-bezopasnyiy-gorod&Itemid=134#ixzz4yIsnfH00


Правительство и гражданское общество не достигли консенсуса по ледникам

Гражданское общество и правительство не достигли единого мнения по поправкам в закон о переносе ледников Давыдова и Лысый на Кумторе. Правительство озвучило прежние аргументы, вице-премьер-министр Дуйшонбек Зилалиев призвал отправиться вместе на Кумтор и посмотреть ледники. Но гражданское общество призывает отозвать законопроект.

После протестной акции гражданских активистов правительство собралось за круглым столом с представителями парламента и гражданского общества.

Дуйшонбек Зилалиев повторил, что этот закон не открывает дорогу разрушению других ледников, он касается только 2-х ледников:

"К сожалению, на сегодняшний день практически исчезли ледники Лысый и Давыдова. Но есть решение Жогорку Кенеша от 2014 года, согласно которому госорганы и правительство должны обеспечить бесперебойную работу "Кумтора", - сказал Зилалиев. Однако ни он, ни другие члены кабмина не пояснили, почему вопрос ледников нельзя урегулировать действующим законодательством.

Экс-депутат парламента Эркингуль Иманкожоева поинтересовалась, почему правительство отказалось от экологических исков против компании "Центерра Голд Инк"? Она подвергла критике новое соглашение между правительством Кыргызстана и компанией:

"Правительство сообщило об отзыве судебных исков, что это за предательство? Если ледники Давыдова и Лысый разрушены, то почему компания не должна выплачивать причиненный ущерб? Вы отзываете все иски против "Кумтора", и кто вы при этом, не враги ли кыргызского народа? Как вы рассчитали, что на рекультивацию уйдёт до 69 млн сомов? Они сказали, что проведут рекультивацию. Оставляют нам хвостохранилище с токсичными отходами".

В сентябре глава правительства Сапар Исаков и представитель компании "Центерра Голд Инк" подписали новое экологическое соглашение.

Согласно прежним комментариям правительства, причиной отказа от экологических исков стало согласие канадской компании повысить ежегодный экологический платеж с 310 тысяч долларов до 3 млн долларов, а также выделить 69 млн сомов на хвостохранилище и 10 млн долларов регионам. К тому же правительство придерживается позиции, что "Центерра Голд Инк" отвергает экологический иск, а в арбитраже Кыргызстан проиграет.

Руководитель объединения "Наше право" Калича Умуралиева оценила как неправильное решение приостановить закон прежним созывом:

"Нет понятия приостановка закона. Вы должны были или отозвать, или отправить на доработку. Я предлагаю вам вернуть проект на второе чтение, провести общественные слушания, выслушать причины, почему мы выступаем против".

Но представители правительства против возвращения закона. Они выдвигают аргумент, что работа на "Кумторе" не должна останавливаться, и предлагают ввести изменения в Водный кодекс по этим двум ледникам в 2015 году. Проект прошел два чтения. Ожидается, что ЖК поставить точку 15 ноября.

http://www.gezitter.org/society/65123_pravitelstvo_i_grajdanskoe_obschestvo_ne_dostigli_konsensusa_po_lednikam_/print/


ИАЦ "Кабар": Экологическое положение в Кыргызстане

Понятие экологии в Кыргызстане

Несмотря на развитие экономики в последние годы, экологический аспект в Кыргызстане не учитывается до сих пор. Это походит на парадокс, государство вспоминает экологические проблемы только тогда, когда они становятся заметными. Сегодня Кыргызстан остаётся одной из стран мира, где природа ещё относительно хорошо сохранена и самобытна. Это было бы действительно большой потерей и болью, если бы страна стала жертвой человеческой небрежности и бесхозяйственности, как можно это увидеть во многих других местах мира. Но угроза всё же существует: мусор, повсеместно рассыпанный, доказывает, что у населения Кыргызстана в целом не всегда есть ответственное и сознательное отношение к земле и природе. К несчастью, эта проблема существует везде и важно о ней говорить сегодня так же, как и о других экологических проблемах для того, чтобы найти новые пути их решения.

В наши дни существует пять главных экологических проблем, которые не могут не беспокоить экологов:

1. нерациональное использование и загрязнение водных ресурсов

2. климатическое изменение

3. политика управления отходами

4. сохранение биоразнообразия

5. загрязнение воздуха

Также можно объединить все эти проблемы условно в три группы:

1.проблемы, требующие глобального подхода к их решению

2.проблемы, которые могут быть решены на республиканском или региональном уровне

3.проблемы организационного характера, которые находятся в компетенции государства

Что касается загрязнения воздуха и проблем, связанных с климатическими изменениями, то они требуют глобального подхода, поскольку это затрагивает все страны мира. На данный момент интересны задачи, которые могут быть решены на республиканском или региональном уровне, действиями конкретного государства.

Нерациональное использование и загрязнение водных ресурсов

Вода - самый крупный ресурс Кыргызской Республики. Огромные резервы пресной воды - это завидные природные богатства почти для всех стран планеты. Кыргызстан использует воду для производства энергии и орошения. Он экспортирует также воду соседним странам, к примеру, Узбекистану и Казахстану. Но на данный момент нет чёткой регуляции и контроля за поливной водой, как в распределении в соседние страны, так и внутри собственной республики.

Данная проблема – это проблема поливной воды, но существует и другая, а именно - перерасход ресурсов пресной воды. Так, например, люди используют пресную воду для поливки садов и огородов. Это роскошь, и она запрещена. Но есть местности, где нет других источников для орошения культур. Там нет ни каналов, ни других систем орошения. Люди нарушают закон, но они не видят другого выхода из этой проблемы. Сегодня вопрос перерасхода ресурсов воды и их загрязнение – одна из самых сложных проблем, так как она касается слишком близко жителей Кыргызстана, в частности, и всей Планеты, в целом.

Политика управления отходами

Этот вопрос стал спорным с момента, как о нём стали говорить кыргызские средства массовой информации. Общество действительно обеспокоено плохим состоянием хранилищ производственных отходов, которые не безобидны для здоровья людей, почвы и воздуха. Как заявил эксперт-эколог Эмиль Шукуров, «эти хранилища были построены во времена Советского Союза для хранения там производственных отходов урана». «К примеру, существует четыре хранилища на территории Минкуш, построенные в 1958 году, но они представляют настоящую угрозу для Ферганской долины, на юге Кыргызстана. Ими не пользуются с 1968 года. Добыча урана уже давно приостановлена, но в случае лавины, землетрясения или оползня склады могут быть затоплены, а радиоактивные отходы найдены в реках Нарын и Кокомерен, а затем в Токтогулском водохранилище, которое обеспечивает водоснабжение Ферганской долины. Таким образом, трагедия могла бы развиться в крупном масштабе. Наиболее опасные хранилища Талди-Булакское и Туюк-Суйское, так как они очень старые и находятся в плохом состоянии. Общая площадь загрязнения равна 61.000 м². В этой зоне максимальная доза облучения составляет 30 - 100 микро Р/ч. Теперь международные организации и представители государства пытаются решить проблемы этих четырёх хранилищ. Но вопрос остаётся всё ещё тупиковым», - отметил Шукуров.

Сохранение биоразнообразия

Профилактика биоразнообразия зависит от компетенции государства и учреждений, принимающих участие в охране природы. В Кыргызской Республике говорят всё больше и больше о нехватке законодательства и неуважения законов в области окружающей среды, а также о применении слабых мер наказания, использующихся для изменения положения. Важно также сказать, что население Кыргызстана не знает ничего об экологических проблемах. Как подчеркнула директор средней школы имени Кайназаровой, Татьяна Фёдорова, «в школьной программе существует курс экологии. Однако одного часа в неделю не достаточно, чтобы выработать у учеников сознательное отношение к природе. Развитие экологического образования в Кыргызстане характеризуется взаимодействием двух тенденций. С одной стороны, растет общественное понимание необходимости и важности экологического образования для последующего устойчивого развития общества, с другой стороны, отмечается сложность выработки единой стратегии и концепции экологического образования».

Как рассказал кандидат технических наук, доцент, декан естественно-технического факультета КРСУ Герман Лоцев, «в ВУЗах республики в настоящее время ведется подготовка профессионалов экологов по двум направлениям: «Экология и природопользование» и «Защита окружающей среды». Кроме этого, в связи с переходом на новые образовательные программы подготовки бакалавров и магистров, дисциплины «Экология» и «Основы экологии» введены в качестве обязательных в блок естественнонаучных дисциплин образовательных стандартов бакалавров». Поделился своим мнением и профессор, проректор по науке КРСУ Валерий Лелёвкин. Он заявил, что «около двадцати государственных высших учебных заведений Кыргызской Республики, занимаются подготовкой специалистов экологов. Ежегодно готовится до двух тысяч студентов экологической направленности по республике».

Вместе с тем, «существует сеть детских и юношеских экоклубов, созданных в Кыргызской Республике. Это свидетельствует о возрастающем интересе к экологическим проблемам и природоохранной деятельности. Повышается социальная активность, так как члены школьных экоклубов стремятся к расширению контактов», - отметила Лейла Сыдыкова, профессор КРСУ.

Эффективность этих мер могла бы быть более видимой при условии усиления существующих мер. А именно начинать обучение экологическим нормам раньше в школьных учреждениях и стараться, чтобы родители тоже принимали участие в экологическом воспитании нынешнего поколения. Только так можно сохранить экологию в Кыргызстане. Надо помнить, что природа уникальна и неповторима и только при правильном отношении к ней придёт и осознание её сохранности для будущих поколений.

ИАЦ «Кабар»

http://www.kabar.kg/news/ekologicheskoe-polozhenie-v-kyrgyzstane/


Кыргызстан. Обратно в религиозное средневековье, - Н.Аалыбаева

Активно нарастающее влияние ислама в Кыргызстане, связанное с обретением независимости республики, на данное время приобретает уже глобальный характер. Начиная с 2013 года, начинается активная работа по продвижению среди населения идеи о том, что религия, это - положительное явление. Однако, не спроста Национальная стратегия устойчивого развития страны до 2017 года стимулировала принятие решения Совета обороны в 2014 году о необходимости реформирования государственной политики в религиозной сфере, что должно было улучшить текущую религиозную ситуацию.

Причиной принятия такого решения являются появление неподконтрольных процессов распространения религиозных взглядов, конфессий и миссионерской деятельности в Кыргызстане, которые вызывают негативное отношение общественности. Начали возникать вопросы, светское ли государство Кыргызстан, имеет ли влияние государство на религиозные течения и экстремистски-радикальную деятельность различных группировок?

И не вызывает ли обеспокоенность у кыргызских властей тот факт, что на данный момент наиболее активно возросло влияние таких религиозно-экстремистских организаций, как "Хизб ут-Тахрир" и "Джихадизм" в Ошской, Баткентской и Жалал-Абадской областях, которые ведут свою работу по наращиванию своего идеологического потенциала и укрепляя свои, так называемые кадры, в лице местных имамов.

Так, к примеру, один из агитаторов РЭО "Хизб ут-Тахрир" - Ахмаджон Хужамбердиев, житель Сузакского района села Сузак, ветеран войны в Афганистане, в 2014 году попал под влияние сторонника "Хизб ут-Тахрир" Олима Усманова, который является имамом мечети в селе Тельман в том же районе. В результате этого влияния А. Хужамбердиев начал активно поддерживать идеи радикально ислама. Далее, в 2016 году А. Хужамбердиев со своим единомышленником Нусратилло Исмаиловым выехав в Турцию, планировал перебраться в Сирию. Однако, по неизвестным причинам, он не смог или не захотел, а может духу не хватило совершить так называемый "хиджрат" в составе боевиков БМФТ, и, вернувшись обратно на родину, стал активно пропагандировать идеи "тахрировцев" среди местного населения.

На данный момент А.Хужамбердиев стал одним из самых популярных проповедников, так называемым "кори" в селе Сузак. Он собрал вокруг себя нескольких "муридов" т.е. мухлисов из числа местной молодежи, которых он привлекает для расширения своих рядов по принципу разветвленных групп. Проводя в своем доме религиозные сборища с участием фанатично настроенных лиц, А. Хужамбердиев прививает им догмы "тахрировцев". Естественно, что, проводя свою деятельность у себя в селе, ему нечего бояться попасть под сирийский снаряд, тем более власти смотрят на его работу сквозь пальцы. Зато он смело направляет своих учеников под те же сирийские снаряды, от которых у него хватило духу сбежать.

Еще один пример. Сардор Муминов, житель города Ош, который также попав под влияние идеологии "джихадизма", в ноябре 2016 года прибыв в город Санкт-Петербург на заработки, в период работы на строящемся объекте поддерживал контакт посредством интернета со своим двоюродным братом, Умидом Муминовым, который по данным МВД Кыргызстана, проходит как лицо, выехавшее в Сирию для участия в боевых действиях на стороне международных террористов.

У.Муминов в 2015 году выехав в город Стамбул, получил религиозные знания "джихадистского" толка в "худжре", организованной вербовщиками международных террористов. Под воздействием своих идейных вдохновителей в начале 2016 года он перебрался в Сирию и примкнул к полевому лагерю, запрещенной во многих странах, "Исламское государство". Прошел боевую подготовку и принимал участие в войсковых операциях против правительственных сил Сирии. После активации в Сирии антитеррористических операций со стороны российских ВКС и Сирийской армии, джамоат У.Муминова потерпел раскол, вследствие чего он перебрался обратно на территорию Турции, где занимается вербовкой трудовых мигрантов и своих земляков из Кыргызстана.

Будучи под влиянием своего родственника У. Муминова и по его приглашению, Сардор Муминов в конце сентября того же года направляется в Турцию в город Стамбул. Разместившись в одном из общежитий, контролируемой сторонниками "джихадизма", У. Муминов помог ему в поисках работы и привлек его к обучению догмам радикального ислама в условиях подпольной худжры. На данный момент Сардор Муминов уже прошел начальный этап идеологического воспитания и старается заниматься вербовкой своих бывших коллег и друзей, с которыми работал в Санкт-Петербурге.

Всем известно, что роль религии на сегодняшний день имеет большое значение для общества, и, живя в светском государстве, нельзя забывать, что в стране, где обеспечено право на свободу вероисповедания для всех организаций, не должно нарушаться действующее законодательство.

Вышеприведенные примеры деятельности запрещенных в Кыргызстане религиозных организаций "Хизб ут-Тахрир" и "Джихадизм", показывают, что если смотреть на все это сквозь призму равнодушия, то, думается в ближайшем будущем, республика может стать одной из основных баз по подготовке террористов-смертников, боевиков и разносчиков смутных идей религиозного экстремизма. И о каком светском государстве может идти речь, когда в стране уже под носом у служб госбезопасности идет деятельность по распространению и внедрению идей, способствующие превратить республику в сугубо религиозную страну, свернув ее обратно в средневековье.

Источник - ЦентрАзия

http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1510563540

 

ОБЩЕСТВО

На проведение третьих Игр кочевников планируют выделить 307,2 млн сомов

На проведение третьих Всемирных игр кочевников из республиканского бюджета рассматривается 307,2 млн сомов. Об этом сегодня, 13 ноября, сообщил министр финансов Адылбек Касымалиев на заседании комитета по бюджету и финансам Жогорку Кенеша.

В настоящее время комитет рассматривает республиканский бюджет Кыргызской Республики на 2018 год и прогноз на 2019-2020 годы.

Отметим, Всемирные игры кочевников решено проводить каждые два года. Следующие игры пройдут в 2018 году. Средства уйдут на проведение состязаний, культурного мероприятия в рамках игр, а также на призовой фонд.

Также Касымалиев сообщил, что 300 млн будет выделено на проведение 90-летия Чынгыза Айтматова.

http://www.vb.kg/369510

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Кыргызстан и Афганистан договорились продолжить работу по активизации двусторонних связей

В г. Самарканд, Узбекистан 10 ноября министр иностранных дел КР Эрлан Абдылдаев провел двустороннюю встречу с главой МИД Исламской Республики Афганистан С.Раббани в рамках Международной конференции по обеспечению безопасности и устойчивого развития в Центральной Азии под эгидой ООН «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания».

Как сообщает пресс-служба МИД КР, в ходе переговоров, стороны обсудили текущее состояние и перспективы развития кыргызско-афганских отношений, в которых особое внимание было уделено расширению и углублению сотрудничества в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сфере, в том числе оказанию поддержки этническим кыргызам, проживающим на территории Малого и Большого Памира Афганистана.

По итогам встречи стороны договорились совместно продолжить работу по активизации двусторонних связей, в том числе обмена визитами на высшем и высоком уровнях и расширения договорной правовой базы между двумя странами.

http://www.kabar.kg/news/kyrgyzstan-i-afganistan-dogovorilis-prodolzhit-rabotu-po-aktivizatcii-dvustoronnikh-sviazei/


Главы МИД Кыргызстана и Таджикистана обсудили вопросы двустороннего сотрудничества

В Душанбе в ходе рабочего визита глав МИД Кыргызстана Эрлана Абдылдаева в Таджикистан состоялась встреча с министром иностранных дел Таджикистана Сироджидином Асловым. Об этом сообщает пресс-служба МИД КР.

Между главами внешнеполитических ведомств двух стран состоялся обмен мнениями по широкому кругу вопросов многостороннего кыргызско-таджикского сотрудничества, в том числе состоянию и перспективам взаимовыгодных кыргызско-таджикских отношений в политической, культурно-гуманитарной и других сферах. Стороны также обсудили взаимодействие в рамках сотрудничества в ООН, ОБСЕ, ШОС и других международных организациях.

Особое внимание было уделено мерам доверия в районе кыргызско-таджикской государственной границы и подготовке к Шестнадцатому заседанию кыргызско-таджикской Межправительственной комиссии по комплексному рассмотрению двусторонних вопросов, проведение которой запланировано в декабре 2017 г. в г.Душанбе, Таджикистан.

http://www.kabar.kg/news/glavy-mid-kyrgyzstana-i-tadzhikistana-obsudili-shirokii-krug-voprosov-sotrudnichestva/

 

Назад

Актуально

Фотогалерея


Видео


Статистика