ДАЙДЖЕСТ СМИ КР за 12 октября 2017 года

Кыргызстан / Общество    12 окт., 18:31, 2017 г.    168

ВЛАСТЬ 

Российский политолог А.Малашенко: Кыргызстан – это маленькое чудо на постсоветском пространстве (интервью) 

15 октября состоятся выборы президента Кыргызстана. Алмазбек Атамбаев  передаст пост новому главе государства.

В рамках подведения итогов 6-летнего правления А.Атамбаева своим мнением поделился российский востоковед, исламовед, политолог, доктор исторических наук Алексей Малашенко.

- Алексей Всеволодович, буквально 6 лет назад вы сказали, что парламентаризм для Кыргызстана лучше, чем президентская форма правления: не придется пройти между двух опасностей. Что вы тогда имели в виду и что являет собой Кыргызстан сегодня?

- Не хотелось бы никого хвалить, но я это давно говорил, что Кыргызстан – это маленькое чудо, это чудо на постсоветском пространстве, я уже не говорю о Центральной Азии. Я очень хорошо помню, как Кыргызстану предсказывали очень быстрый конец: две революции, ну, еще немножко, и они развалятся. Это было не то, что модно, это говорили люди, которые соображают, действительно разбираются. То, что Кыргызстан уцелел, в каком-то плане это даже противоречит некоторым постсоветским традициям.

Если опять же посмотреть на карту Центральной Азии, увидите авторитарные режимы разной степени жесткости, или просто в одном месте диктатура самая настоящая. И Кыргызстан – это маленькое государство, которое выжило, которое уцелело и еще начинает потихоньку приходить в себя и развиваться. Как минимум, оно достойно уважения, и это не шутка и не преувеличение, потому что я даже слышал такие высказывания: «Есть Центральная Азия, там все понятно, но есть Кыргызстан. Да, там тяжело, много проблем, но вот они живут».

А вот, что касается непосредственно ответа на Ваш вопрос, я думал и продолжаю думать, что парламентская республика – это оптимальный вариант, потому что постепенно здесь народ привыкает к тому, что может выражать собственное мнение. Он отвык, вообщем-то и не привыкал к диктатуре. Здесь какая-то политическая жизнь. Над этим можно смеяться, издеваться, шутить. Но она есть, в отличие от, скажем, ваших самых ближайших соседей, где временами политическая жизнь сводится к репрессиям, мордобою, каким-то восстаниям, ко всему прочему, причем это регулярно. Тут, несмотря на две революции, все-таки жизнь продолжается. Посмотрите, 15 октября будут выборы. Это будет выбор. Большинство понимает, кто победит, но тем не менее это выборы. Это реальная конкуренция, и у конкурентов наиболее вероятного претендента, не будем называть фамилии, есть какие-то шансы заявить о себе, поговорить, покритиковать, отказываться – это нормальная страна, это нормальное общество. При всех нюансах: там и бывшие кочевники, тут и ислам, массу всего такого экстравагантного можно привести, но это ведь нормальное государство с нормальной системой и в общем активной реальной политической жизнью.

Я это, между прочим, говорил и тогда. Но тогда было все время ощущение «а доживут ли?» Потому что в ситуациях типа революций, ошских событий, всегда у человека, общества возникает потребность в абсолютном правителе – диктаторе. Вот он придет и наведет порядок. И мы знаем по миру, по мусульманскому миру, по Центральной Азии, что так и было. В итоге приходил какой-нибудь спаситель нации. А тут его никто не ждет. Тут ждут какого-то рационального разумного человека, на которого возлагают надежды. При всех минусах вот вам тот результат. И вы говорили по поводу уважения, его уважают. Да, многие удивляются, как уцелели, но уважают.

- Позвольте я еще процитирую ваши слова: «Надо признать, что Кыргызстан являет собой некое чудо, при самой высокой в Центральной Азии политической и даже революционной активности общества религия не стала серьезным политическим фактором, что вполне могло случиться. И в этом немалая заслуга государства, сумевшего не без труда, но все же выработать разумный подход к исламу». А какую оценку вы можете дать сегодня, когда вы говорили о государстве, деятельности А.Атамбаева на посту президента? Какую роль сыграл он?

- На этом поприще, в отличие от некоторых его коллег-президентов, он как минимум ничего не испортил, что очень важно. Потому что действительно у многих ваших соседей с президентами возникают некоторые проблемы. А.Атамбаев себя очень рационально ведет. При всех ошибках, но, извините меня, без ошибок жизни не бывает, он сумел сохранить вот этот общественный баланс, общественную активность. И он не претендует на звание отца нации, чем грешат все прочие. Это очень важно. Это тот самый вариант, когда президент – это лидер нации, бесспорно, но еще и чиновник. Понимаете, в этом принципиальное отличие. Он выбирается, он работает на общество. А не ведет его под любым знаменем. Я считаю, что за это человек достоин самого большого уважения.

И по поводу ислама, почему его нет, хотя, казалось бы, я имею в виду резкий жесткий политический ислам, потому что он пока здесь не востребован. Есть такая оппозиция, есть сякая оппозиция, есть группировка, такой политик, сякой политик. И интересы разных общественных групп, слоев, групп даже региональных, они могут выражаться, помимо ислама. Не нужно обращаться к шариату. Мы и так проживем. Мы достаточно разумные ребята. Нам это не нужно. Будем поддерживать нашего человека. Поэтому для ислама политического пространства здесь намного меньше, чем у ваших соседей, да и вообще по мусульманскому миру. Потому что можно работать и заниматься политикой, не апеллируя к религии. И вот видите, революции, то-се, а нет исламского фактора. В голову не могло прийти, что тут появится исламское государство или какое-то сильное исламское политическое движение. В Узбекистане было, в Таджикистане было, в Казахстане чего-то крутилось непонятно, а тут пока можно обойтись.

- На рост экстремизма влияет и социально-экономическое положение в стране. Чем хуже, тем угроза выше. Можно ли в этом плане говорить о развитии страны?

- Я боюсь приводить какие-то цифры, но у меня ощущение очень небыстрого, но все-таки движения вверх. При всех проблемах: при газовых, приватизациях, то коррупциях, вы сами понимаете, но все-таки есть какой-то позитив, который пока перекрывает негатив. Кстати, за те годы, пока Атамбаев у власти, есть какое-то движение. Мы же не будем это отрицать. Потому что, когда говорим о других странах, накануне провала или еще что-то чего-то ждут, какого-то кошмара. И думают: «А вот уйдет наш вождь, что будет?» А тут другая ситуация.

- В начале разговора вы сказали об уникальности, удивительности страны и уважении, который имеет Кыргызстан. Однажды вы сказали о прежнем президенте (Бакиеве – прим. ред.), что он удивительный человек, который не пользовался уважением, и он всех обманывал. Был год, когда к нам ни разу никто не приезжал, и он сам никуда не выезжал. А сейчас мировое сообщество как к нам относится?

- Я повторяю, что, по-моему, очень хорошо относится. Потому что, не считая одного президента, на которого вы намекнули, в принципе все президенты, которые были здесь в Кыргызстане, они вызывали уважение, и с ними разговаривали. И это были в общем-то достойные люди. Опять же можно обвинять, но тем не менее я не слышал про них, что это был диктатор, что это был авторитарный режим. Были экономические проблемы колоссальные, а где их не было, но тем не менее, они не хотели подавить общество, задавить, поставить себя над ним и изображать из себя великих вождей. Это заслуга. Может быть, это какая-то часть кыргызской политической культуры, но это факт. Там, где авторитаристы, там появляется ислам, которым пугают.

- Кыргызстан за эти годы, по мнению экспертов, прошел путь, который другим странам предстоит пройти. Что многие у нас даже могут учиться. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Кыргызстан ничего не прошел, но он идет и будет идти, если так, как сейчас, медленно, но в правильном направлении. Я категорически против каких-то там рывков, скачков, потому что любой скачок, любой рывок подтолкнет тех исламистов, которых так все боятся. Да, можно было бы двигаться побыстрее, безусловно. Но, понимаете, это не вина, это беда. Это же бывшая Киргизская Советская Социалистическая Республика. Бишкек-то был еще совсем недавно Фрунзе. Мы привыкали к новому названию. Понимаете, какая вещь. Думать, что можно пройти так быстро – это несерьезно. Извините меня, а что Россия прошла? Как бы вот он самый большой кусок СССР. А что там меньше коррупции? Нет. Там я считаю, что проблем почти такое же количество. У вас-то трагедия в чем, у вас нет ни газа, ни нефти. У всех соседей чего-то есть от Аллаха, а с вами Аллах обошелся, я бы сказал, достаточно жестко. Курорт – это гениально. А так здесь можно жить и отдыхать всю жизнь. Но пока доберешься...

http://kg.akipress.org/news:1409727?from=portal&place=last

 

БЕЗОПАСНОСТЬ 

Более 600 человек погибли в ДТП с начала года в Кыргызстане 

В текущем году в республике произошло 4 463 автоаварии

За девять месяцев 2017 года в результате дорожно-транспортных происшествий погибли 603 человека, сообщили корреспонденту Sputnik Кыргызстан в пресс-службе Главного управления патрульной милиции МВД.

Всего с начала года на территории страны произошло 4 463 автоаварии, в которых пострадали 6 798 человек.

При этом за аналогичный период прошлого года ДТП унесли жизни 682 граждан, а пострадали в них 6 420. Было зарегистрировано 4 179 аварий.

https://ru.sputnik.kg/incidents/20171012/1035705784/v-dtp-s-nachala-goda-pogiblo-bolee-600-chelovek.html


НПО готовят ЛГБТ к перевороту в Кыргызстане? 

Предвыборные скандалы в Кыргызстане, связанные с участием политиков в подготовке «насильственного захвата власти», встречами и переговорами кандидатов в президенты с главами иностранных государств вынудили власти республики к ужесточению контроля над ситуацией в стране для проведения соответствующих мирных президентских выборов.

Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев отменил рабочий визит в заседании глав государств СНГ и Высшего Евразийского экономического совет, который проходит 10-11 октября в Сочи и направил делегацию во главе с премьер-министром Сапаром Исаковым. Официально было заявлено следующее – «Учитывая выявленные факты подготовки массовых беспорядков в день выборов со стороны отдельных политиков с привлечением криминала, а также финансовую поддержку политиков из-за рубежа, президент решил отменить свой рабочий визит, чтобы лично контролировать порядок и безопасность в стране».

Известно, что в Кыргызстане ряд аккредитованных неправительственных организаций не покладая рук, готовятся к деятельности наблюдателями за выборами и проводят различные тренинги и подготовку определённых категорий кыргызстанцев.

Так, 4 октября в гостинице «Урмат Ордо» прошло заседание представителей неправительственных организаций гражданского движения «За равенство и не дискриминацию в Кыргызстане», где правозащитное движение «Бир Дуйно», возглавляемое Толекан Исмаиловой, при поддержке "Women’s Learning Partnership" (WLP) и "Международной Платформы гражданской солидарности" (Civic Solidarity), выступило в роли организатора.

Помимо вопросов обсуждения планов и отчетов вышеназванного гражданского движения были представлены две презентации «Сексуальное насилие над женщинами» Бактыгуль Бозгорпоевой – Директора ОО «Кыргызский альянс планирования семьи» и «Участие женщин в политике Кыргызстана» Нурии Темировой – Директора Общественного фонда глобальных перемен, где презентующие лица рассказали о предыстории массовых беспорядков в Кыргызстане в 2005 и 2010 годах с учетом внутренних и межэтнических столкновений, локальных и приграничных конфликтов, которые по версии выступающих, сопровождались нарушением прав женщин как участников предотвращения массовых беспорядков.

Складывается впечатление, что участниц тренинга готовят к каким-то переменам на момент выборов с возможностью отстаивать позиции своей защиты в массовых беспорядках в Кыргызстане, где, как правило, любое столкновение с властями начинается с участием женщин и стариков, а представители правоохранительных органов не могут применять силовые методы к пикетчикам.

Понятно, что участники тренинга не ставят целью дестабилизации государства, а лишь познают мировой опыт гендерной защиты в критических ситуациях, но как показывает практика, массовые беспорядки начинаются с участием мирных демонстрантов вначале и провокаций криминалитета затем.

Любопытно, что само международное НПО «Women’s Learning Partnership (WLP)» занимается обучением политического участия НПО через интерактивные семинары и учебные курсы для неправительственных организаций, находящихся в странах Африки, Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Среди участников - женщины, мужчины, молодежь, студенты, учителя, юристы, представители НПО, гражданские активисты, государственные служащие и представители средств массовой информации.

Как правило, эти тренинги непосредственно способствуют увеличению политического представительства женщин в уличных мероприятиях и продвижению пропагандистских компаний по правам женщин и ЛГБТ сообщества в странах-партнерах.

Одним из финансовых доноров данного международного НПО являются: Фонд Форда и Национальный фонд демократии, то есть те представительства, которые были замечены в организации массовых беспорядков в государствах Евразии, а так же в связях с ЦРУ.

Так, по мнению МИД России, Национальный фонд демократии тесно связан с Центральным разведывательным управлением США, а в 2004 году фонд финансировал чеченского боевика и сепаратиста Ильяса Ахмадова. Российские же правоохранительные органы сообщали, что имеют доказательства связей Ахмадова с Масхадовым и главарем чеченских бандформирований Шамилем Басаевым.

Так же, бывший профессор социологии Университета Бингемтона из штата Нью-Йорк, Джеймс Петрас, обвинял фонд Форда в крупных пожертвованиях Конгрессу культурной свободы (Congress for Cultural Freedom), который поддерживается ЦРУ, связями бывшего президента фонда Ричарда Бисселла с директором ЦРУ Алленом Даллесом и участием фонда в осуществлении плана Маршалла в 50-е годы. По словам Петраса, фонд финансирует организации по защите прав человека, которые специализируются на критике нарушений прав человека, имеющих место в государствах — противниках США.

Мировому сообществу помнится скандал, связанный с НПО «Бир Дуйно» Толекан Исмаиловой, которая в 2012 году пыталась провести показ фильма в Кыргызстане «Я - гей и мусульманин» на IV международном фестивале фильмов по правам человека, но фильм в судебном порядке был признан провокационно-экстремистским и запрещенным на территории государства.

Любопытно, что кыргызстанский филиал НПО "WLP Кыргызстан" был со-организатором вышеуказанного фильма, а на официальном сайте Women’s Learning Partnership отмечается – «WLP Кыргызстан и НПО «Граждане против коррупции» с 24 по 28 сентября 2012 года в Бишкеке провели ежегодный кинофестиваль Бир Дуйно, где организаторы были настроены на экранизацию независимо направленного фильма «Я - гей и мусульманин», фильм, в котором молодые марокканцы говорят о своей сексуальной и религиозной самобытности. Присоединяйтесь к нам, чтобы поддержать нашего партнера из "WLP Кыргызстан" и написать письмо президенту Кыргызстана г-ну Алмазбеку Атамбаеву».

Следующим, не менее впечатляющим организатором тренинга НПО "Бир Дуйно", который состоялся 4 октября «За равенство и не дискриминацию в Кыргызстане» была Civic Solidarity, точнее Международная Платформа гражданской солидарности, которая занимается объединением неправительственных организаций с целью наблюдения над положениями в области прав человека в Европе, Евразии и США и функционирует как децентрализованная информационно-пропагандистская сеть независимых гражданских групп со всего региона ОБСЕ.

По мимо европейских и американских НПО в состав "Civic Solidarity" входят следующие: "Центр участия и развития Грузии", "Сеть Гражданского взаимодействия" (Eurasia IDEA Network), Институт «Республика» и "Ассоциация УМДПЛ Украины, Белорусский Дом прав человека" (Вильнюс), "Белорусская ассоциация журналистов и Белоруссии", "Информационно-аналитический центр «СОВА»" и "Центр развития демократии и прав человека России", "Казахстанское Международное бюро по правам человека и соблюдению законности", "Центр исследования правовой политики Казахстана", "Крымская правозащитная группа", "Международная гражданская инициатива для ОБСЕ", "Московская Хельсинкская группа", "Офис Гражданских Свобод Таджикистана", "Хельсинкская Ассоциация Армении" и НПО «Бир Дуйно» Кыргызстана.

Напомним, что 6 мая 2012 года на Болотной площади РФ ряд правозащитных организаций сформировали международную комиссию для расследования событий в состав которой вошли эксперты "Amnesty International", "Human Rights Watch", «Артикль 19», "Европейская ассоциация адвокатов за демократию и права человека", «Международная гражданская инициатива для ОБСЕ», "Международная федерация за права человека", "Центр международной защиты" и "Международная платформа «Гражданская солидарность»" (Civic Solidarity), где вышеназванные правозащитники заявили, что именно с событиями на Болотной площади начались масштабные ущемления прав человека в России. Хотя член общественного совета при Министерстве обороны России Игорь Коротченко заявил, что произошло явное вмешательство правозащитных организаций во внутренние дела России посредством использования новых информационных и медийных технологий, когда события внутреннего характера России пытаются превратить в некое мероприятие, требующее международного вмешательства.

Подобные однотипные заявления были так же выдвинуты в отношении украинских событий, где "Civic Solidarity" выразило консолидацию правозащитникам Украины, удерживая правоохранителей от применения насилия против протестующих на майдане, но государственный переворот был совершен и под протекцией запада было разделено целое государство, где по сей день идут военные операции.

Вмешательство "Civic Solidarity" во внешнюю политику не обошло и Кыргызстан. Так, в 2014 году более тридцати организаций, входящих в сеть "Международной гражданской платформы солидарности" выразили протест по разработке в Кыргызстане законопроекта против «пропаганды гомосексуализма», признав такие законы нарушающими Международный пакт о гражданских и политических правах. А в 2015 году "Civic Solidarity" сделало такое обращение: «Мы, члены Международной Платформы «Гражданская солидарность», сети НПО по правам человека в Европе, Северной Америке и странах бывшего Советского Союза, призываем членов парламента Кыргызстана отклонить законопроект об «иностранных агентах», рассмотрение которого планируется начать в парламенте. Этот законопроект представляет серьезную угрозу для гражданского общества Кыргызстана и несовместим с национальными и международными стандартами в области прав человека» при этом игнорируя, что в США есть аналогичный закон с одноименным названием FARA (Foreign Agents Registration Act) от 1938 года.

Межнациональный кыргызско-узбекский конфликт, который произошел на юге Кыргызстана в 2010 году, ряд аналитиков называют «среднеазиатским Косово» и прошлогодний скандал, связанный с участием Толекан Исмаиловой и разыскиваемого властями Кыргызстана Кадырджана Батырова на заседании Рабочей сессии Совещания ОБСЕ, так же было поддержано "Civic Solidarity", где последние заявили «Мы категорически протестуем против любых угроз правозащитникам в Кыргызской Республике и требуем соблюдения их прав и обеспечения безопасности в соответствии с её международными обязательствами. Мы призываем официальную делегацию Кыргызской Республики сделать заявление о гарантиях безопасности Толекан Исмаиловой и Азизы Абдирасуловой (НПО «Кылым Шамы»)».

Можно отметить, что "Civic Solidarity" является адептом ОБСЕ, а британский еженедельник Санди Таймс высказал мнение, что в 1998 году агенты ЦРУ, работая качестве наблюдателей в составе миссии ОБСЕ, обучали косовских бандформирований для ведения боевых действий против армии и сил безопасности Югославии. На эту тему собрано много свидетельских показаний Международным трибуналом по расследованию американских военных преступлений в Югославии под председательством бывшего министра юстиции США Рамзея Кларка, а использование международных организаций в качестве прикрытия для подрывных операцией ЦРУ давно стало практикой Вашингтона, стремящихся к установлению своего мирового господства.

http://polit-asia.kz/index.php/analytics/2114-npo-gotovyat-lgbt-k-perevorotu-v-kyrgyzstane


Кыргызские военные принимают участие в совместных учениях ОДКБ «Взаимодействие-2017» 

Воинский контингент Кыргызской Республики принимает участие в совместных учениях Коллективных сил оперативного реагирования Организации договора о коллективной безопасности «Взаимодействие-2017», которые проходят на военных полигонах  «Баграмян»  и «Алагяз» в Армении. Сообщает генштаб ВС КР в четверг.

Открытие учений состоялось 9 октября 2017 года.

Основной темой проводимого мероприятия является подготовка и проведение совместной операции по локализации вооруженного конфликта в кавказском регионе коллективной безопасности и разработка механизмов противодействия.

В ходе учений будут разыграны практические действия 8-ми тактических эпизодов с участием мотострелковых, танковых, артиллерийских подразделений, десантных групп, армейской, штурмовой и истребительной авиации государств-членов организации. Всего же в этом году к данным учениям  привлечены  более 2500 человек, около 500 единиц вооружения и военной техники.

Целью учений «Взаимодействие-2017» ставится повышение боеспособности и слаженности, выработка форм совместного планирования, применение и проверка практических навыков, а также оценка эффективности системы управления  Коллективными силами оперативного реагирования  ОДКБ.

Учения проводятся в соответствии с планом основных мероприятий оперативной и боевой подготовки органов управления и формирований сил и средств коллективной безопасности ОДКБ на 2017 год и завершатся 13 октября.

http://www.kyrtag.kg/society/kyrgyzskie-voennye-prinimayut-uchastie-v-sovmestnykh-ucheniyakh-odkb-vzaimodeystvie-2017/


Очередного боевика из Сирии задержали в Кыргызстане 

В Кыргызстане задержали очередного боевика из Сирии. Это 39-летний уроженец Ошской области, сообщила пресс-служба ГКНБ КР.

Как отмечается, в 2013 году с целью присоединения к бандформированиям он выехал из Кыргызстана в Сирию, где вступил в террористическую группировку «Джабхат Фатх аш Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра» и участвовал в боевых действиях против правительственных войск Сирии.

В 2016-м по указанию главарей переброшен из Сирии в Центральную Азию с целью оседания, подготовки и организации террористических акций, в том числе на территории Кыргызстана.

В настоящее время решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

https://24.kg/proisshestvija/65324/


Вне политики. Гражданские активисты Кыргызстана ратуют за реформу системы госбезопасности 

Накал внутриполитической ситуации в Кыргызстане накануне президентских выборов 15 октября, похоже, достиг своей кульминации. Черный пиар, который льется с экранов телевизоров, радио, печатных и онлайн изданий, шокирующие заявления властей и замаячившая перспектива новой дестабилизации из-за борьбы двух основных претендентов — ставленника партии власти Сооронбая Жээнбекова и лидера политической партии «Республика», олигарха Омурбека Бабанова — все это уже пугает избирателей.

На фоне этих событий участники движения «За Конституционное совещание 2010-2020», представленного рядом влиятельных НПО, гражданских активистов, оппозиционных политиков и независимых экспертов, собрались 9 октября в Бишкеке за круглым столом, где обсудили весьма актуальную для Кыргызстана тему чрезмерной политизации и «партизации» правоохранительных структур — Госкомитета национальной безопасности (ГКНБ), МВД и других силовых и надзорных органов — для преследования своих политических оппонентов и конкурентов на выборах президента.

В прямой зависимости

Участники дискуссии говорили о необходимости деполитизации сектора безопасности, как одного из условий баланса ветвей власти в Кыргызстане. На сегодняшний день ГКНБ является органом прямого и полного подчинения президентской вертикали, отмечали присутствующие. В 1990-е годы президент страны назначал министра национальной безопасности, проводя обязательные консультации с главой правительства. Но в настоящее время проведение подобных консультаций исключено законом. Зависимость всего аппарата сотрудников ГКНБ от президента стала прямой, и, таким образом, глава государства может напрямую влиять на принятие решений главного органа по обеспечению безопасности страны. А в ведении самого закрытого для общества органа находятся разведка, контрразведка, борьба с терроризмом и экстремизмом, информационная безопасность, а также борьба с коррупцией и должностными преступлениями.

Как заявила глава НКО «Институт общественного анализа» Рита Карасартова, в Кыргызстане продолжается порочная практика использования силовых структур — главным образом, органов безопасности — для проведения политических репрессий против оппонентов власти. Несмотря на то, что Кыргызстан объявлен парламентской республикой, «в руках президента сконцентрированы огромные полномочия по контролю над органами государственной безопасности, что неизбежно приводит к нарушению баланса ветвей власти и возникновению угрозы самому существованию кыргызской государственности».

Так, по словам Карасартовой, за последний год в республике стремительно выросло количество узников совести, идут аресты ведущих оппозиционных депутатов, активистов гражданского сектора общества, сворачивается свобода слова и мнений. Независимость судей в Кыргызстане стала больше декларативной, чем фактической. Судьи в стране все чаще идут на поводу у властей и выносят политически ангажированные решения. А на недавних публичных теледебатах кандидатов в президенты прозвучали открытые угрозы в адрес оппонентов. С сожалением приходится констатировать, что правоохранительные органы, в первую очередь, ГКНБ, прокуратура и суды идут на нарушения законов страны в угоду интересов узкого круга лиц.

«Текущая избирательная кампания на пост президента республики показывает, что Кыргызстан остро нуждается в деполитизации её силовых структур. И если кыргызстанский народ хочет подлинной демократии, любые выборные процессы в стране должны будут проходить посредством открытых и честных выборов. В противном случае силовые структуры будут неизбежно использоваться против оппонентов власти в качестве репрессивного механизма, что в конечном итоге вредит поступательному развитию зрелого гражданского общества», - отметила Карасартова.

«Хуже, чем советский КГБ»

Выступавшие на круглом столе подчеркивали, что главный орган, отвечающий за внешнюю и внутреннюю безопасность страны, давно ведет работу по добыванию компрометирующего материала и внедрению так называемых сексотов (секретных сотрудников) в ряды оппозиционеров. При помощи таких агентов недавно была разрушена набиравшая силу и политический вес политическая партия «Замандаш». Кроме того, сексоты внедряются в управленческий аппарат организаций и компаний доходных секторов экономики с целью дальнейшего использования экономических ресурсов в административных целях.

«Сейчас ГКНБ стал хуже, чем советский КГБ. Я вижу сотни, тысячи людей, родителей, которые ходят и ждут вокруг здания ГКНБ. Их близкие сидят в заключении там, и с них вымогают деньги: две, десять, до ста тысяч долларов за свободу. Сейчас сотрудники ГКНБ – это сынки высокопоставленных родителей. Они ездят на дорогих автомобилях. Они поделили и контролируют бизнес. Они строят будущую архитектуру власти. Публичная политика в таких условиях становится невозможной», - сказал политический активист Мавлян Аскаров.

Оппозиционный политик Равшан Жээнбеков в своем выступлении напрямую связал вопрос деполитизации ГКНБ и других силовых структур с дальнейшей внешнеполитической ориентацией страны. Так, по его мнению, курс на Россию приведет к еще большей политизации силовых органов и полному подчинению президенту.

«Сегодня практически все кандидаты в президенты хотят и обещают реформы, но при этом все они заверяют, что хотят быть с Россией. В таком случае никакой гражданский контроль над деятельностью ГКНБ и МВД, никакой парламентский контроль над ними не будет реален. Сегодня судьи накладывают от 3 до 10 миллионов сомов штрафов на СМИ за критику власти. Если мы хотим деполитизировать органы нацбезопасности и внутренних дел, то должны начать настоящую судебную реформу в стране, чтобы не допускать произвола силовых органов. …Надо прямо сказать, что кыргызское общество на сегодняшний день не готово к проведению серьезных реформ, к деполитизации надзорных структур. Гражданский сектор должен работать над формированием общественного мнения, которое в конечном итоге окажет давление на власть и заставит осуществить реформы и провести деполитизацию, а иначе ничего невозможно будет добиться», - считает Равшан Жээнбеков.

Начать с Конституции

Участники круглого стола считают, что в стране необходима конституционная реформа — нужно пересмотреть полномочия президента назначать и освобождать от должности членов правительства и их заместителей, отвечающих за вопросы национальной безопасности (статья 64 Конституции). Премьер-министр должен получить возможность представлять парламенту страны кандидатуру руководителя ГКНБ, а также иметь полномочия по внесению предложений о его освобождении от должности (статья 87). Представители гражданского общества считают, что ГКНБ, как любой другой орган исполнительной власти, должен отчитываться перед парламентом страны.

В случае отказа от внесения изменений в Конституцию, было предложено реформировать органы национальной безопасности следующим образом: ГКНБ должен оставаться политически нейтральным органом и должен быть лишен полицейских функций, таких как задержание граждан, возбуждение уголовного дела, проведение предварительного следствия, обысков, участие в мероприятиях по пресечению и локализации массовых беспорядков, предотвращению наркопреступлений. Эти функции должны быть переданы в ведение МВД республики. ГКНБ должен заниматься проведением разведывательно-аналитических операций. По сути, он должен трансформироваться в Национальную разведывательную службу, занимающуюся сбором и анализом информации об экстремистских и террористических группах с последующим представлением ее правоохранительным и иным органам, считают общественники.

Для регламентации деятельности Национальной разведывательной службы необходимо разработать новую законодательную базу, которая бы исключила репрессивные функции, полицейскую работу и уголовные преследования против лиц в связи с их политическими убеждениями, отношением к политическим организациям. Следует ввести обязательный парламентский и гражданский контроль над деятельностью разведслужбы, обеспечить информирование общественности о работе органа.

От секретности к прозрачности

Согласно существующему законодательству, контроль за деятельностью ГКНБ осуществляется президентом, парламентом и правительством, однако механизм исполнения контроля неясен и требует уточнений, то есть по сути не работает. В частности это касается парламентского контроля.

Депутатский контроль должен осуществляться профильным комитетом парламента. И если от граждан поступают жалобы на нарушениях прав со стороны сотрудников ГКНБ, парламент должен иметь право обратиться к руководству комитета или Генеральному прокурору с требованием провести соответствующее расследование. Кроме того, в законе об органах нацбезопасности необходимо определить механизм обратной связи с общественностью.

Гражданские активисты рекомендуют исключить гриф секретности при формировании, рассмотрении и утверждении, а также исполнении бюджета ГКНБ. Важным пунктом реформирования органов нацбезопасности является определение процедуры засекречивания и рассекречивания информации. В настоящее время отчеты о работе ГКНБ президенту страны засекречены, но через определенный промежуток времени секретность документа нужно пересматривать. Гриф секретности должен быть снят или должен быть продлен срок ограничения доступа.

Как было заявлено на круглом столе, в настоящее время перечни сведений, на которые опираются при засекречивании, никому неизвестны, и какая информация каким образом засекречивается, тоже остается загадкой. Документы практически никогда не рассекречиваются. А между тем в мировой практике есть процедура рассекречивания документов спецслужб, что тоже является одним из инструментов гражданского контроля.

Разделить и контролировать

Участники круглого стола выработали резолюцию, с которой обратились к депутатам парламента Киргизии. Они призывают срочно изучить проведенный гражданским обществом анализ сектора безопасности. Такая работа была начата в 2013 году, но парламент до настоящего времени не принял никаких законодательных рекомендаций, вынесенных национальными и международными экспертами.

«Процедуры проведения парламентского контроля должны исключать политическое влияние, а одной из целей парламентского контроля должно быть недопущение политического влияния на деятельность ГКНБ. На данный момент у парламента отсутствует механизм постоянного, качественного контроля деятельности ГКНБ», - отмечается в тексте резолюции.

По мнению экспертов, начиная с 1996 года, в Кыргызстане идет неуклонное сокращение контроля исполнительной власти над органом национальной безопасности. Наряду с этим, возрастают не свойственные ему полицейские функции. Как следствие — работа этой организации остается автономной и закрытой, в том числе от других органов государственной власти. Участники гражданских консультаций рекомендуют четко разделить полномочия между правоохранительными и разведывательными органами: ГКНБ должен быть избавлен от несвойственных для него полицейских функций.

Конечной целью этих реформ должно стать гарантирование принципа нейтральности органа национальной безопасности и прекращение использования ГКНБ в качестве инструмента политического давления.

Международное информационное агентство «Фергана»

http://www.fergananews.com/articles/9584

 

ОБЩЕСТВО 

Меньше минимума

Российская газета - Неделя - Киргизия №7397 (231)

Уровень минимальной заработной платы (МЗП), установленный в Киргизии, кратно меньше, чем в других странах СНГ. Об этом заявила во время круглого стола заместитель председателя Федерации профсоюзов КР Рысгуль Бабаева.

Число пенсионеров в Киргизии ежегодно растет на 10 тысяч человек

Согласно данным федерации, уровень МЗП в Киргизии в три раза меньше, чем в Таджикистане, Молдове и на Украине, в четыре раза, чем в Казахстане, и почти в семь, чем в России, Армении и Беларуси. Более того, он в пять раз ниже прожиточного минимума в самой республике.

- Минимальный размер оплаты труда в стране составляет 1,2 тысячи сомов (около 17 долларов), - утверждает Рысгуль Бабаева. - Прожиточный минимум по итогам первых месяцев 2017 года - свыше 5,6 тысячи, а согласно законодательству, включая Трудовой кодекс, МЗП должна быть не ниже этого уровня.

По ее словам, во многих странах уровень МЗП определяется долей процента к средней зарплате. В Киргизии размер последней оценивается в 14,7 тысячи сомов.

https://rg.ru/2017/10/12/minimalnyj-razmer-oplaty-truda-v-kirgizii-samyj-nizkij-v-sng.html

 

ЭКОНОМИКА 

От импорта до экспорта

За восемь месяцев текущего года поступления Государственной таможенной службы при правительстве КР составили 20 млрд 943 млн сомов, установленный прогноз исполнен на 101%, собрано на 139 млн сомов больше. А в сравнении с прошлым годом за это же время собрано на 2,615 млрд сомов больше. Об этом нашей редакции сообщил председатель Государственной таможенной службы при правительстве КР Азамат Сулайманов.

— Азамат Талапбекович, показатели таможенных сборов с начала этого года неплохие. Это означает, что бизнес стал активнее развиваться?

— По сравнению с аналогичным периодом 2016 года поступление таможенных платежей увеличилось более чем на 2 млрд сомов. Фискальная часть работы выполняется успешно. Благодаря активности бизнеса темпы сборов положительные. В целом такая тенденция наблюдается по всему ЕАЭС, показав за 6 месяцев текущего года общий прирост в 124%. Время влияния кризиса на экономики, в том числе санкций 2015-2016 годов, закончилось. Сейчас экономика оживает. Есть небольшие выпадения по пошлине от импорта, однако они перекрываются за счёт поступлений НДС. Но тут нужно говорить больше о самом принципе прогнозирования сборов. Дело в том, что прогнозы ориентировались по прежним показателям, теперь же необходимо учитывать реалии сегодняшнего дня. В 2016 году было резкое падение сборов, за это многие критиковали ГТС. Но сейчас ситуация выравнивается. Фискальной частью я вполне доволен.

— А как развивается наше интегрирование в ЕАЭС?

— Что касается сотрудничества в рамках ЕАЭС, то работа по интеграции ведётся. Если вы помните, основные таможенные пункты пропуска должны быть оснащены современным оборудованием. На границе должны появиться большие рентгеновские установки, которые позволят сканировать содержимое машин без вскрытия. Однако эта работа затянулась по многим объективным причинам. Одной из таких причин явилось отсутствие необходимых земельных площадей на некоторых пунктах пропуска. Ведь указанное оборудование очень громоздкое, строится и изготавливается под конкретный пункт пропуска, с учётом таких особенностей, как климат, расположение объекта.

Для того чтобы перестроить отечественные пункты пропуска по правилам ЕАЭС, как я отметил, понадобились дополнительные земельные участки. На сегодняшний день по всем прописанным в соглашении пунктам пропуска участки отведены, за исключением пункта пропуска «Достук» в Ошской области. На нём расположены 35 домо­владений, в которых проживало население села Кызыл-Кыштак. Переговоры по выкупу этих домовладений с жителями шли очень тяжело, с 2015 года, особенно в части оценки. Позицию местных жителей я тоже понимаю, ведь мы изымаем дома, в которых они жили десятилетиями. На сегодняшний день мы достигли консенсуса по цене, проведена оценка и направлена на госэкспертизу. Как только получим заключение экспертов, сразу заключим договора и произведём оплату. Из Минфина России деньги давно переведены. Жителям даётся некоторое время на переезд, для того чтобы в этот период приступить к проектированию и подготовке к строительным работам.

Поэтому на Межправительственном совете в марте текущего года был подписан прокол о продлении действия соглашения до конца 2018 года. В этих же временных рамках будет осуществляться оснащение других контролирующих органов по соглашению.

Вступление в ЕАЭС положительно сказалось на таможенных сборах. Увеличились тарифы, однако это не могло не отразиться на предпринимателях, вначале было недовольство с их стороны. Однако наши бизнесмены приняли новые правила, согласились, что единый рынок требует единых правил и подходов. Если сравнивать объёмы таможенных платежей из стран, не входящих в ЕАЭС, то рост за эти годы складывается очень динамичный: в 2010 году — 8,6 млрд сомов, а в 2017-м ожидается свыше 33 млрд сомов. На будущий год правительство ставит перед нами высокую планку по данному показателю, будем исполнять заданные параметры.

Сейчас идёт процесс ратификации нового Таможенного кодекса, который вступит в силу с января следующего года. Он потребует внедрения новых подходов, особенно в части автоматизации многих процессов: это единое окно на границе, обмен сведениями между участниками бизнеса и таможней, электронное декларирование. Хочу особо отметить, что программа нового правительства «Таза коом» полностью совпадает с современными трендами в части информатизации бизнес-процессов госорганов. Будет интегрироваться база данных таможни, налоговой службы, а также других госорганов, что позволит получать сведения из другого госоргана, не гоняя предпринимателя по кругу. Премьер-министром сразу был задан высокий темп для реализации поставленных задач, поэтому времени на «раскачку» нет.

— В СМИ была озвучена информация, что индекс эффективности таможенной службы в 2017 году упал по сравнению с 2010-м почти в 2 раза. Как вы можете прокомментировать этот вопрос?

— У Всемирного банка есть несколько рейтингов, по которым оценивается состояние международной торговли, государственного регулирования. Согласно Doing Business Report — ежегодного исследования, оценивающего в 189 странах мира простоту осуществления предпринимательской деятельности на основе одиннадцати индикаторов, наши показатели в этом году возросли на два пункта. Отмечу, что исследования Doing Business указывают не только на проблемы, которые препятствуют развитию предпринимательства, но и определяют их причины и содержат рекомендации о проведении необходимых реформ.

По индексу эффективности логистики, к сожалению, мы занимаем невысокие позиции. Этот индекс составляется в комплексе с процедурами доставки товаров, а сюда входит не только таможенный, но и другие виды контроля, стоимость доставки. Конечно, сегодня есть много проблем, это и отсутствие современной и удобной инфраструктуры на границе, незавершённость «единого окна» (которое работает пока только при оформлении в ограниченном режиме), уровень подготовки персонала, несовершенство законодательной базы. Но надо работать. При этом таможня должна не только помогать бизнесу, но и соблюдать интересы государства, что на первый взгляд выглядит взаимоисключающе. Поэтому необходимо внедрять современные подходы, такие как управление рисками, но эта система невозможна без современной инфраструктуры и полной автоматизации. Хочу отметить, что данный индекс также сильно зависит от региональной составляющей, ведь если в одной стране всё сделано на должном уровне, а в соседней будут препоны, это отразится не самым лучшим образом на торговле. Поэтому донорами, такими как АБР, GIZ, регулярно проводятся обследования и предлагается техническая помощь, чтобы решать проблемы на уровне региона.

Эти индикаторы отражают фактическое состояние дел во внешней торговле. Отрицательное мнение, я думаю, также было связано с принятием новых обязательств в рамках вступления, в том числе тарифных, а также новых правил техрегулирования.

http://argumenti.kg/novosti/v-svezhem-nomere-gazety-argumenty-nedeli/28983-ot-importa-do-eksporta.html

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Кыргызстан выступил за укрепление сотрудничества в рамках СНГ

Кыргызская Республика будет и в дальнейшем выступать за укрепление сотрудничества в рамках СНГ и развитие дружественных отношений между нашими странами, заявил премьер-министр КР Сапар Исаков на заседании Совета глав государств Содружества Независимых Государств в узком составе в г. Сочи (Российской Федерации). Об этом сообщает пресс-служба правительства КР.

Глава правительства отметил, что позиция Кыргызстана по сотрудничеству в рамках СНГ остается неизменной и направлена на укрепление интеграции государств-участников СНГ и наращивание взаимодействия в многоплановом формате.

«Прошлый юбилейный для СНГ год прошел в форме дискуссий о повышении эффективности деятельности Организации. По итогам мы констатировали, что Содружество создало все условия для многостороннего сотрудничества государств-участников практически во всех сферах взаимодействия», - подчеркнул С. Исаков.

Он напомнил, что по итогам прошлого заседания Совета глав государств были даны конкретные поручения по адаптации деятельности Содружества к современным реалиям и с удовлетворением отметил, что практически все они выполнены или находятся на стадии завершения.

«Таким образом, можно с уверенностью сказать, что первые – самые трудные шаги в направлении повышения эффективности деятельности СНГ сделаны. Полагаем, что данный процесс должен быть постоянным и непрерывным, что создаст необходимые условия для дальнейшей эффективной деятельности Содружества», - подчеркнул С. Исаков.

Глава правительства обратил внимание на важность повышения эффективности работы органов отраслевого сотрудничества, что даст практический результат в социально-экономической сфере.

«В этой связи кыргызская сторона считает целесообразным провести анализ их деятельности, на основе которого можно было бы принять решения об упразднении либо слиянии дублирующих структур, имеющих схожие функции и задачи», - сказал С. Исаков.

http://www.kyrtag.kg/politics/kyrgyzstan-vystupil-za-ukreplenie-sotrudnichestva-v-ramkakh-sng-/


Премьер-министр Сапар Исаков рассказал лидерам стран СНГ о выборах президента Кыргызстана

Премьер-министр Кыргызстана Сапар Исаков рассказал лидерам стран СНГ о предстоящих президентских выборах в стране. Об этом сообщает пресс-служба правительства КР.

Он отметил, что неотъемлемым элементом взаимодействия в рамках Содружества является деятельность миссии наблюдателей от СНГ.

С. Исаков выразил благодарность Исполкому СНГ за выдвижение своих кандидатур и формирование представительского состава миссии наблюдателей от СНГ на президентские выборы в Кыргызстане.

«У нас есть все условия, а также твердая политическая воля провести эти выборы на самом высоком уровне в части открытости. Народ Кыргызстана убедился в возможности смены власти путем свободных демократических выборов. В этой связи, всем политикам и политическим партиям созданы равные условия для самореализации и участия в этом процессе», - подчеркнул премьер.

Глава правительства особо отметил, что предвыборная борьба должна идти строго в соответствии с внутренним законодательством и международными нормами при активном участии зарубежных наблюдателей.

«Итоги выборов должны быть плодом только открытой, честной внутренней борьбы. Другой вариант в любых проявлениях для народа Кыргызстана не приемлем и не допустим», - констатировал С. Исаков. 

http://www.kyrtag.kg/politics/premer-ministr-sapar-isakov-rasskazal-lideram-stran-sng-o-vyborakh-prezidenta-kyrgyzstana/


Коммерсантъ о заседании СНГ: Молодой человек оказался премьером Кыргызстана

11 октября в Сочи прошли саммит СНГ и заседание Высшего евразийского экономического совета. Одним из главных событий дня, впрочем, стало то, что президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов подарил президенту России Владимиру Путину щенка алабая.

Между тем специальный корреспондент "Ъ" Андрей Колесников ключевым событием саммита считает молчаливое противостояние премьера Кыргызстана и президента Казахстана, а также подписание ключевого соглашения - о необходимости соответствия СНГ современным реалиям.

Владимир Путин встречал коллег под флагами стран Содружества Независимых Государств. Некоторые из лидеров этих государств были настолько независимы, что, конечно, вообще не приехали, но и из СНГ до сих пор не вышли. Речь идет, конечно, об Украине. Флаг ее в момент встречи так и остался невостребованным (но все-таки был). Зря, в общем, он тут простаивал (на церемонии фотографирования лидеров СНГ такого флага уже и не было вовсе).

Во время приветствий под флагами прежде всего обращал на себя внимание молодой человек, оказавшийся новым премьер-министром Кыргызстана Сапаром Исаковым (что уж тут: он до странности похож на министра связи и массовых коммуникаций России Николая Никифорова, только, конечно, в кыргызском исполнении).

К этому времени мне была понятна главная интрига этого в целом бесхитростного саммита. Она состояла в резко обострившихся отношениях между Казахстаном и Кыргызстаном. Дело в том, что некоторое время тому назад президент Казахстана Нурсултан Назарбаев принял у себя главного кыргызского оппозиционного кандидата в президенты господина Омурбека Бабанова и сказал, что Кыргызстан нуждается в молодых лидерах. Очевидно, кого он имел в виду.

Это замечание, разумеется, вызвало чрезвычайное оживление в Кыргызстане. Президент Алмазбек Атамбаев был возмущен, расценивал это как вмешательство во внутренние дела своей страны, как попытку повлиять на свободное волеизъявление граждан и недавно высказался по этому поводу вслух. Он заявил, что самый пожилой из кандидатов на пост президента Кыргызстана намного младше, например, президента Казахстана, а сам он, Алмазбек Атамбаев, младше, а вернее, моложе господина Назарбаева сразу на 16 лет, и добавил, что это еще вопрос, кто острее нуждается в молодых лидерах - Кыргызстан или Казахстан.

Это было слишком для Нурсултана Назарбаева. И стало совсем нехорошо, и накануне саммита СНГ, кроме прочего, начались сложности на казахстанско-кыргызской границе: с обеих сторон появились жесткие ограничения на ее пересечение.

Более того, из самолета, прилетевшего в Сочи, вместо планировавшегося Алмазбека Атамбаева вышел молодой политик - премьер Сапар Исаков. Официальное объяснение состояло в том, что предвыборная ситуация (президентские выборы в Кыргызстане в ближайшее воскресенье) требует присутствия президента страны в столице, тем более что отовсюду поступает информация о готовящихся провокациях, а рейтинги оппозиционного кандидата и кандидата Атамбаева к моменту начала саммита считай что выравнялись.

И вот теперь, в Сочи, кыргызские и казахстанские журналисты жадно ловили любой жест президента и премьера. Считалось, что Нурсултан Назарбаев и Сапар Исаков могут вступить в диалог, который закончится, возможно, счастливым разрешением всех недоразумений. Кыргызские журналисты, с которыми я разговаривал, не скрывали, что надеются на это и очень хотят быть первыми, кто донесет благую весточку до дома…

Впрочем, мне с самого начала казалось, что шансов на это никаких нет: вряд ли господин Назарбаев способен был воспринять не то что молодого, а в его представлении малолетнего коллегу как достойного, равного себе собеседника, и в этом смысле выбор Сапара Исакова как участника саммита со стороны Алмазбека Атамбаева выглядел просто безукоризненным: в конце концов господин Назарбаев ведь и получил себе в коллеги в Сочи молодого политика.

И в самом деле, президент Казахстана перед церемонией фотографирования в комнате ожидания за закрытыми дверями полностью, казалось, погрузился в разговор с человеком, которого он уж точно мог считать достойным себя, то есть с Александром Лукашенко: таких тяжеловесов, кроме них, тут и не было… есть что вспомнить людям…

Потом, на церемонии фотографирования, Нурсултан Назарбаев стоял рядом с Владимиром Путиным, а Сапар Исаков - крайним с левого фланга. Это можно было сравнить с тем, как поставили на похожей церемонии во время G20 в австралийском Брисбене самого Владимира Путина, причем сравнение уместное, так как ни в том ни в другом случае специального умысла, как бы ни показалось, на самом деле не было.

Председатель исполкома СНГ Сергей Лебедев рассказал между тем в начале работы глав государств в узком составе, что главным итогом их работы будет решение о дате и месте проведения очередного заседания Совета глав государств.

И это исчерпывающе разъясняло смысл встречи всех этих людей в Сочи.

И правда, потом, когда Сергей Лебедев уже после саммита вышел к журналистам, он сообщил, что основная интрига состояла в том, что за проведение саммита СНГ в 2020 году боролись сразу два лидера: президенты Узбекистана и Молдавии. Притом что две эти страны давно своих лидеров на такие саммиты не делегировали. В итоге первенство ушло к президенту Узбекистана.

И на заседании в узком составе, и в расширенном тоже обращало на себя внимание, что так и не могут наговориться президенты Казахстана и Белоруссии. Причем на заседании в узком составе они еще сидели рядом, а в расширенном - поодаль друг от друга и то и дело посылали многозначительные знаки внимания. Словно им и в самом деле больше не с кем было тут поговорить.

И уж тем более не с премьером Кыргызстана - по информации "Ъ", Нурсултан Назарбаев так и не побеседовал с Сапаром Исаковым, и теперь только результаты выборов в Кыргызстане рассудят их.

http://kaktus.media/364536


Узбекистан и Киргизия нашли выход по спорным участкам общей границы

 «В ближайшие дни ожидается, что обе стороны завершат окончательное согласование договора»

Главы Узбекистана и Киргизии нашли выход по урегулированию спорных вопросов по 23 участкам общей границы, заявил узбекский посол по особым поручениям министерства иностранных дел республики Ильхомжон Нематов.

«Изначально планировалось, что оставшиеся спорные участки будут согласованы до приезда президента (Киргизии — прим. ИА REGNUM ) Алмазбека Атамбаева в Ташкент 5 октября. Пока только 23 участка границ остаются неоформленными — всего 264 км», — цитирует слова Нематова Uzbekistan Today.

Посол отметил, что самые важные с точки зрения интересов Узбекистана являются границы Андижанского водохранилища, Сохского массива и анклав в Андижанской области, который киргизы называют «Барак».

Нематов подчеркнул, что после «открытого обсуждения» на недавних переговорах в Ташкенте лидеры двух стран нашли выход по урегулированию вопросов по спорным участкам.

«Найдены решения, которые помогут межправительственной комиссии по делимитации и демаркации государственной границы. В ближайшие дни ожидается, что обе стороны завершат окончательное согласование договора», — резюмировал Нематов.

Напомним, в начале сентября в ходе визита главы Узбекистана в Киргизию был подписан договор о киргизско-узбекской границе, согласно которому согласовано 85% общей территории границы (1170,53 км из 1378 км).

https://regnum.ru/news/polit/2332950.html


Почему Узбекистан поменял отношение к Камбар-Атинской ГЭС-1?

Эксперты уверены, что строительство гидроэлектростанции станет выгодным вложением для соседей

Узбекистан сегодня намерен участвовать в строительстве Камбар-Атинской ГЭС-1. Об этом сообщили в пресс-службе правительства Кыргызстана.

Между тем, ныне покойный президент РУз Ислам Каримов ранее выступал против участия в строительстве кыргызстанских гидроэлектростанций.

«Если в Кыргызстане построят Камбаратинскую ГЭС, то это приведет к острой нехватке поливной воды в Узбекистане, что, в свою очередь, повлечет значительное сокращение урожая овощей и фруктов», - говорил глава Узбекистана.

«Вести.kg», в свою очередь, обратились за комментарием к эксперту в области водно-энергетических ресурсов Зульфие Марат.

По ее мнению, власти Кыргызстана не смогли договориться с  Исламом Каримовым элементарно по причине отсутствия должной настойчивости.

Как отметила эксперт, политическое противостояние тогда шло вразрез с экономической выгодой для обеих стран.

«Очень хорошо, что у нового руководства Узбекистана хватило политической воли осознать всю выгоду этого проекта. С другой стороны, подписание Меморандума еще не означает, что Узбекистан сразу же приступит к строительству Камбара-Атинской ГЭС-1.  Впереди еще такие проволочки, как создание совместных рабочих групп, сметы, протокола о подготовительных работах и многих других промежуточных моментов, поэтому на этом этапе крайне важно сейчас сохранить атмосферу доверия», - считает Зульфия Марат.

Известный отечественный эксперт в области энергетики Расул Умбеталиев считает, что «такой проект, как Камбара-Атинская ГЭС-1 очень важный проект для нашего соседа, так как, вопреки прошлому мнению, он решит проблему острой нехватки поливной воды в Узбекистане».

По словам Умбеталиева, такое сотрудничество поможет решить ряд проблем обеих республик.

«Во-первых, главным плюсом является снижение стоимости электроэнергии. По расчетам специалистов, ее себестоимость будет дешевле в три раза, чем сегодня в Узбекистане. Во-вторых, в летний поливной период Узбекистан будет иметь влияние на распределение водных ресурсов», - считает эксперт.

Кроме того, эксперт порекомендовал правительству Кыргызстана оставить контрольный пакет акции за нашей страной, во избежание повторения ситуации с Кумтором. Все-таки это наша земля, наша вода и здесь Кыргызстану важно сохранить за собой преимущество», - добавил Расул Умбеталиев.

Напомним, в рамках госвизита президента КР Алмазбека Атамбаева в Узбекистан главами обеих стран был подписан Меморандум по реализации проекта Камбар-Атинской ГЭС-1.

http://www.vesti.kg/index.php?option=com_k2&view=item&id=48266:pochemu-uzbekistan-pomenyal-otnoshenie-k-kambar-atinskoy-ges-1?&Itemid=134


Многолетняя проблема в отношениях Киргизии и Узбекистана исчерпана?

В Средней Азии начинается решение ключевых спорных вопросов последних лет

«Узбекгидроэнерго» и киргизская Национальная энергетическая холдинговая компания во время недавнего визита в Ташкент президента Киргизии Алмазбека Атамбаева подписали меморандум по сотрудничеству в области реализации проекта строительства Камбаратинской ГЭС-1. О важности этого события и о том, почему его можно считать большим успехом узбекской дипломатии, рассказал постоянный автор ИА REGNUM Марат Шибутов.

Эксперт отмечает, что для начала необходимо вспомнить, что речь идет о водно-энергетических спорах между странами верхнего и нижнего течения:

«Киргизия не имеет газа и угля в больших количествах, поэтому развивает гидроэнергетику. Водохранилища в энергетическом режиме стараются равномерно сбрасывать воду, что создает большое неудобство для сельского хозяйства лежащих ниже по течению стран. Там недополучают воду весной и летом, зато их заливает зимой и осенью. Таким образом, есть большое противоречие в использовании вод рек между Киргизией с одной стороны и Узбекистаном и Казахстаном с другой стороны.

Постоянно муссировался вопрос о том, что Киргизия с помощью инвесторов построит на реке Нарын (приток Сырдарьи) Камбаратинскую ГЭС-1, что сразу создаст проблемы для узбекской части Ферганской долины и всего Ташкентского региона. Поэтому Ислам Каримов боролся с этим проектом, а аналитики и эксперты оценивали риск перехода водно-энергетических проблем в потенциальную войну. Теперь же основное требование — участие Узбекистана в постройке ГЭС, а значит, его требование выполнено, и повод для потенциального конфликта исчерпан», — говорит Марат Шибутов.

Так или иначе, добавляет эксперт, вне зависимости от того, будет ли построена ГЭС, «одна многолетняя проблема в отношениях между Киргизией и Узбекистаном исчерпана, что уже хорошо».

Как ранее сообщало ИА REGNUM, о возможном участии «Узбекгидроэнерго» в строительстве Камбаратинской ГЭС-1 в Киргизии пресс-служба МИД Узбекистана сообщила 9 октября.

Ранее Верхне-Нарынский каскад ГЭС и Камбаратинскую ГЭС-1 должен был строить российский холдинг «Русгидро», но 20 января 2016 года киргизский парламент денонсировал соглашение. Российская компания, в свою очередь, заявила, что Киргизия должна возместить порядка $35,5 млн, которые российская сторона вложила в развитие гидроэнергетики страны.

С того времени киргизские власти находятся в поисках инвесторов, готовых заняться строительством гидроэнергетических объектов.

https://regnum.ru/news/economy/2332936.html


Как Запад стремиться приобщить Центральную Азию к «демократическим идеалам»

Любимое детище политтехнологов стран Запада в расширении влияния на внутриполитическую ситуацию в странах «третьего мира» – различные неправительственные организации. Многочисленные НПО внешне имеют вполне благую цель – помогать развивающимся странам достичь всех благ демократии. Помогают советами и деньгами «на проекты». Вот только проекты эти совсем не отвечают интересам государств. В том числе, странам Центральной Азии

В последнее время в государствах региона активизировались многочисленные американские и европейские НПО. Их приоритетом является обучение местных общественных деятелей «правильному пониманию» работы и обращению с демократическими ценностями.

Американские международные организации, среди которых на рынке наиболее популярными являются «Хьюман Райс Кампейн» и «Фонд Клинтона» рекомендуют общественным деятелям и НПО стран ЦАР ограничить контакты с государством и «отказаться от госзаказа». Мол, государственные деньги искажают адекватность восприятия реальности в странах. А вот волонтеры и привлекаемые деньги американских фондов позволяют видеть все правильно.

Нет, конечно, отрицать положительную роль многочисленных международных организаций и фондов нельзя: они помогают повышать уровень образования и здравоохранения. Но вот ярчайший пример, как за пользой скрываются личностные интересы. Пример, впрочем, не из казахстанской практики.

Ватикан. Центр католицизма. Активно помогает бороться с бедностью в странах Африки и Азии, устанавливает передвижные школы и создают поликлиники. Но взамен ведет агитацию в ряды паствы.

В Центральной Азии тоже есть аналогичный пример – общественная организация родом из США «Revival Sport Inc.». она оказывает финансовую помощь протестантским общинам в странах региона и реализует проект «Спортивное служение Церкви». Организует спортивные мероприятия для детей и подростков, где весьма умело, вовлекает юных спортсменов в церковные ряды.

По сути, все международные организации, пропагандирующие благие цели, всегда ориентированы на реализацию не только заявляемых намерений, но и собственных, чаще всего не явно выражаемых планов.

Взять, например, правозащитные организации.

«Фридом Хаус» недавно приступил к реализации проекта в Казахстане и Кыргызстане по отслеживанию ситуации в области защиты прав человека. Одно из ключевых направлений – подготовка молодых правозащитников.

Вообще, надо сказать, что подготовка молодежи – «конек» почти всех иностранных НПО, работающих в странах постсоветского пространства. По инициативе фонда «Сорос» ежегодно проводится форум «Жас Кэмп», куда собирают молодежь из Казахстана и Кыргызстана .

На семинарах, лекциях и форумах молодежь учат «не сдаваться» и «менять положение». В общем, пропагандируют видеть мир «не по местному» и формируют скептическое отношение к официальной информации, а также порождают стремление молодежи к проведению реформ.

При этом, международные НПО, на любые инициативы реформистского толка с удовольствием выдают многочисленные гранты, а по сути, используют финансовый инструмент в качестве этакой донорской подпитки любых протестных настроений.

Например, «ЮСАИД» активно финансирует молодежные организации, через которые продвигает идею внесения поправок в закон Казахстана «О молодежной политике». Спонсируемые требования заключаются в предоставлении молодежным НПО «свободы слова и дела в политических вопросах». В других странах акцент делается на «лидерство во имя будущего»

Зарубежные эксперты обучают активных молодых людей «заводить толпу» и вести ее за собой в нужном направлении. При этом тот же ЮСАИД призывает НПО, занимающиеся вопросами молодежной политики, активнее оперировать возможностями социальных сетей для агитации сторонников, например, «Twitter».

При этом особо оговаривается, что лидеры члены НПО должны обязательно стать подписчиками аккаунтов, на которых публикуется информация о возможностях финансирования проектов и советы по коммуникациям с донорами.

Столь пристальное внимание международных неправитель-ственных организаций и фондов к молодежи объясняется достаточно просто – это самая мобильная часть населения. И при этом, практически во всех государствах СНГ наблюдается посткризисная тенденция устойчивого сохранения уровня безработицы среди молодежи. А значит, эта категория граждан является одной из самых протестных.

Если посмотреть события последних лет, когда происходили столкновения населения с полицией, то среди основных участников протестов была именно молодежь.

При этом международные НПО и фонды выступают против мониторинга, который с каждым годом усиливают государства за деятельностью иностранных неправительственных организаций.

Все еще помнят совсем недавний пример «обучения» Западом НПО на Украине, где активная работа молодых лидеров, подготовленных такими НПО и фондами, вывела на Майдан тысячи граждан. Чем это закончилось известно хорошо. К слову, Вашингтон уже отрапортовал, что на развитие «гражданского общества на Украине» за 25 лет он потратил более 15 миллиардов долларов США.

Не зря, много лет назад, Збигнев Бжезинский назвал Центральную Азию «дугой нестабильности». Подразумевая, что она всегда будет местом столкновения интересов крупных держав. Вот и сейчас де-юре, проявляя дружеские отношения к странам ЦА, государства Запада пытаются вмешиваться в политические процессы внутри региона. В первую очередь, используя денежные стимулы для поддержания оппозиционных лидеров под видом грантов «на демократию».

Казахстан, безусловно, с уважением относится к стремлению Запада поскорее приобщить нашу страну к демократическим идеалам. Однако использование инструментов манипулирования умами молодежи, чтобы столкнуть ее с официальной властью, мало похоже на демократию. Скорее – подготовка армии для использования в своих интересах. А такого вмешательства во внутренние дела Казахстан допустить не должен.

"Avesta.Tj"

http://www.inozpress.kg/news/view/id/51923

 

Назад

Актуально

Фотогалерея


Видео


Статистика