ДАЙДЖЕСТ СМИ КР за 11 января 2016 года

Кыргызстан / Общество    11 янв., 17:11, 2017 г.    98

ВЛАСТЬ 

Утерянные в ЖоКе деньги      

В прошлом году было потрачено 725 млн 535 тысяч сомов народных средств на содержание кыргызского парламента. Большинство из них, точнее 464 млн 4 тысячи сомов ушли на зарплату. Конечно, сотрудники Жогорку Кенеша достойны высокой зарплаты, как представители основной ветви власти. Но бесследно исчезают миллионы, которые предназначены депутатам-рыбам, вроде Динары Исаевой, которая не может похвастаться ни словом, ни делом, а также их приспешникам, носящим их папки и сумки.

Источник: газета "Фабула пресс" №83 от 10.01.2017 / стр. 2

http://www.gezitter.org/economics/56682/


Мэром Бишкека вновь стал Албек Ибраимов 

Мэром Бишкека на ближайшие четыре года вновь стал Албек Ибраимов. Выборы состоялись сегодня.

За действующего градоначальника отдали 29 голосов, за его оппонента Нурдина Абдылдаева – 12. Против всех – 2.

Всего в выборах приняли участие 43 депутата. Победителю надо было набрать не менее 23 голосов.

Албеку Ибраимову 49 лет. Родился во Фрунзе. Почти год назад он был единственным кандидатом на пост мэра столицы и стал им. В настоящее время он работает с приставкой «и.о.»: по Закону «О статусе столицы» мэр выбирается на время действующего созыва горкенеша.

В 1994-м окончил Бишкекский коммерческий колледж, а в 1998-м – Кыргызский государственный национальный университет по специальности «экономист». Профессиональную деятельность Албек Ибраимов начал на заводе - мастером слесарно-механического участка «Тяжэлектромаша», в 1992-1996-м работал в цехе ОАО «Илбирс». В 1997-2001 годах – начальник отдела, комдиректор ОАО «Кыргызавтомаш», в 2002-2004-м – его исполнительный директор, в 2005-2006-м – уже советник министра промышленности, торговли и туризма.

В 2006-2010-м занимался предпринимательской деятельностью. В 2011-2011-м – гендиректор СЭЗ «Бишкек», в 2011-2012-м – председатель правления ОАО «ТНК «Дастан», в 2012-2013-м – замруководителя аппарата президента КР, в 2013-2016-м - председатель правления, председатель совета директоров ОАО «МАМ».

В СМИ называют Ибраимова любимым кадром президента Алмазбека Атамбаева. Он сам гордится знакомством с главой государства. В 2016-м, кстати, вокруг этих двух фигур случился скандал по поводу земельного участка.

http://www.24.kg/bishkek_24/42986/


Оппозиция недовольна итогами выборов мэра Бишкека 

Наскок на позицию мэра Бишкека со стороны оппозиции походил на истеричный навал с искусственно созданным ажиотажем, причем на пустом месте. Шансы возглавить столицу от кандидата от "Онугуу-Прогресcа" Нурдина Абдылдаева изначально были минимальные, даже нулевые. Поэтому оппоненты власти использовали эту ситуацию для обкатки технологий, которые, как они рассчитывают, могут им пригодиться на больших выборах: президента или депутатов парламента.

Изначально оппоненты власти использовали самый простой прием психологического давления. Бросили в народ примитивный лозунг: "Мы лучшие. Мы должны победить. У нас есть большие шансы!". Причем нужно обратить внимание на то, как кандидат Абдылдаев и все, кто ему активно подпевал, обращали свои призывы не к депутатам горкенеша, которые избирают мэра, а апеллировали к горожанам. Позиционировали себя как народные заступники, пытаясь таким образом воздействовать на общественное мнение.

К агитационной работе подключили даже Эмильбека Каптагаева, который на правах рекламы распространил в ряде СМИ заявление о своей поддержке Нурдина Абдылдаева. С чего бывший губернатор Иссык-Кульской области решил появиться на информационном поле с достаточно одиозным заявлением для горожан, видимо, так и останется загадкой. Хотя благодаря этому высветилась интересная связка. Абдылдаева поддержали Текебаев, Торобаев и Каптагаев. Чьи интересы могут стоят за этими людьми? Впрочем, в интернете об этом много писано.

Эта группа, создаваемая на базе бывшего временного правительства с привлечением молодых кадров, вероятнее всего, является ударной силой. Их цель - вернуться во власть любой ценой, их последний шанс - президентские выборы в 2017 году. Уж эти граждане точно никакими методами гнушаться не будут. Поэтому, с точки зрения стабильности в государстве, важно, что Албек Ибраимов сохранил пост мэра.

Весьма оригинально выглядело шоу с попыткой организовать дебаты в прямом телевизионном эфире. Строптивый бросает вызов, чтобы покривляться на фоне действующей политической фигуры. Только зачем это нужно мэру? Он и так каждую неделю сидит вечерами в телеэфире и отвечает на конкретные вопросы горожан. Кстати, таким образом многие проблемы Бишкека решаются. О чем полемизировать с Абдылдаевым, у которого нет даже программы действий?

Определенный ажиотаж оппозиции вокруг выборов создать все-таки удалось. Поползли слухи о том, что за голоса в пользу Абдылдаева будут платить, и якобы на эти цели щедрый спонсор выложил 300 тысяч долларов. Чтобы в корне изменить расклад, было достаточно подкупить депутатов 7-8. В этой ситуации ставка делалась, скорее всего, на членов фракций "Республика - Ата-Журт" и "Кыргызстан". Но даже если некий соблазн и был, народные избранники устояли перед искушением.

Так как домыслы о подкупе и возможных фальсификациях только усиливались, сторонники Албека Ибраимова решили организовать митинг в его поддержку. Депутаты горкенеша голосовали за кандидатов в мэрии под скандирование десятков человек, которые выражали поддержку действующему главе муниципалитета. Почему-то такое проявление демократии и народного волеизъявления депутаты "Онугуу-Прогресса" расценили как попытку давления на депутатов горкенеша.

По итогам голосования были озвучены его вполне предсказуемые итоги. Депутаты поддержали мэра, которого уже видели в работе - 29 голосов отдано в пользу Ибраимова. Кандидат Абдылдаев сначала поздравил переизбранного градоначальника с победой, а потом заявил, что, возможно, подадут в суд.

Вот такая ветреная и морально неустойчивая оппозиция. Ребята скользкие и ненадежные. Если они не в состоянии достойно принять поражение по итогам голосования, в котором участвовали всего 43 человека и которое проходило на их глазах, то политики из них никудышные. Зато популисты отменные.

http://www.vb.kg/353440

 

ПОЛИТИКА 

Что нового принесут поправки в текст Конституции КР? 

28 декабря Президент Алмазбек Атамбаев подписал закон «О внесении изменений в Конституцию КР». Что готовит переход к реализации поправок в Основной закон, и какое лицо приобретёт парламентаризм в Кыргызстане? Своим мнением по этому поводу с «АиФ-Кыргызстан» поделился Вадим КОЗЮЛИН, эксперт московского ПИР-центра.

- Возьмём поправки, касающиеся судебной системы, они не смогут заметно изменить кыргызскую фемиду, где, по отзывам знающих людей, судьи чаще руководствуются не Основным законом, а телефонным правом. По рейтингу коррупции Transparency International Кыргызстан в 2015 году находился на 126 месте, - напоминает он. - Согласно официальному толкованию, изменения направлены, в частности, на укрепление независимости и суверенитета Кыргызской Республики. Предыдущий текст Конституции допускал прямое действие международных договоров на территории страны. По новой трактовке «порядок и условия применения международных договоров и общепризнанных принципов и норм международного права определяются законами», или иными словами международные документы должны пройти тест на соответствие национальному законодательству, которое получает приоритет. Но главный смысл поправок, очевидно, связан с изменениями властных механизмов страны. На протяжении шести лет Кыргызстан остаётся единственной парламентской республикой в окружении и в союзе государств, где роль парламента вполне декоративна. Это визитная карточка республики, повод для гордости гражданам, и в первую очередь, должно быть - президенту государства, пришедшему к власти через революционные демократические преобразования 2010 года. Сторонники парламентаризма утверждают, что именно такой - парламентский механизм государственного управления - отражает исторически сложившуюся структуру кыргызского общества и позволяет сбалансировать интересы многочисленных кланов. С другой стороны критики парламентской системы говорят, что она способна утопить в долгих спорах любую добрую инициативу. Президент Алмазбек Атамбаев, похоже, тоже испытывает трудности с согласованием своих решений в многоголосом Жогорку Кенеше. Например, «Игры Кочевников» - они принесли славу кочевой культуре и вызвали белую зависть у соседей. Однако организация этого праздника проходила буквально в авральном режиме, под личным руководством президента. С участием парламента фестиваль кочевой культуры вряд ли удалось бы провести в срок. Конституционная реформа ослабляет парламент, но существенно усиливает полномочия премьер-министра и лидера правящей партии. Ещё больше власти сконцентрируется в одних руках, если оба поста займёт один человек. И представители оппозиции уже строят предположения, кого имел в виду Алмазбек Атамбаев, затевая конституционную реформу. С первого дня её критиковали и слева, и справа: и представители неправительственных организаций, и политики, которых принято называть реваншистами. Даже старинный соратник лидера государства Омурбек Текебаев использует инициативу президента, как ещё один повод в пользу его же импичмента. На все обвинения у президента Атамбаева было простое объяснение: бывшими партнёрами по временному правительству движет «зависть» и «злоба». Сумятицей закончился 2016 год для политической жизни республики. Кыргызстан, гладко прошедший парламентские выборы-2015, попадает в полосу турбулентности: распад коалиции, конституционная реформа в канун президентских выборов в стране, где президент, фактически, поссорился со всеми недавними соратниками, где к началу президентской кампании готовятся несколько десятков недовольных политиков с приставкой «экс», в стране, где государственный переворот до последнего времени оказывался самой верной и легитимной формой смены власти… Похоже, новый 2017 год не даст Кыргызстану скучать.

http://www.news-asia.ru/view/ks/politics/10137


Начала прослеживаться зависть по отношению к Исакову  

В этом году произойдет большое сражение в политике. Ведь появляется шанс стать президентом у тех, кто мечтал об этом четверть века. Потому что народ убедился в том, что при Атамбаеве выборы будут проходить в настоящей конкурентной борьбе, а не напоминают "джайлоо", как раньше. Поэтому и эксы, и бездельники планируют баллотироваться в президенты. Некоторые даже успели начать предвыборную кампанию, словно дурные утята, которым не терпится полететь. Активно ведется кампания по проставлению палок под колеса видных среди народа молодцев. Многие страдают от "несварения желудка" с тех пор, как в прошлом году президент представил Ангеле Меркель своей "правой рукой" заведующего отделом внешней политики аппарата президента Сапара Исакова. С наступлением нового года в интернете набросились на Исакова, мол, он сидит на 10 сомах в компании "О". Мало того, на мобильные номера начали поступать СМС с упомянутой ложной информацией. А ведь Исаков не озвучивал намерения участвовать на президентских выборах. Разве что среди народа растет армия его сторонников, так как он является видным, чистым, образованным представителем молодежи. К слову, Сапар Исаков сообщил "АКИ-пресс" о том, что об упомянутом черном пиаре услышал в Пекине, что был шокирован невежеством распространителей упомянутой информации.

Источник: газета "Фабула пресс" №83 от 10.01.2016 / стр. 3

http://www.gezitter.org/society/56707/


Ахматбек Келдибеков создал штаб к президентским выборам          

Поступила новость, что экс-министр, экс-спикер Ахматбек Келдибеков будет баллотироваться на президентских выборах, которые состоятся осенью текущего, 2017, года.

К сегодняшнему времени Ахматбек Келдибеков открыл выборный штаб на улице Льва Толстого в Бишкеке. Согласно информации, он открыл структуры по стране и в данный момент работает над обеспечением структур человеческими и финансовыми ресурсами.

Штаб кандидата в президенты Ахматбека Келдибекова по южному региону возглавит экс-председатель ГКНБ, генерал безопасности Таштемир Айтбаев, а по северному– экс-депутат Жогорку Кенеша, его друг Улукбек Ормонов.

По Нарынской области и городу Бишкек дополнительную помощь окажет его друг Нариман Тулеев. Незадолго до этого Нариман Тулеев и Ахматбек Келдибеков вместе съездили в Нарын, где нарынчане забили для Ахматбека Келдибекова жеребенка-стригунка, чествовали его "уча" (крестцом), посадили на скакуна, на голову надели "тебетей" с куньей опушкой, плечи накрыли "кементаем", благословив на победу в президентских гонках, о чем нам рассказала Героиня Апреля Бактыгуль Жумабаева.

Ахматбек Келдибеков за 25 лет пребывания в политике пережил как успехи, так и испытания, стужу и жару, достаточно закалился  и созрел. Даже сидел в тюрьме, но не сломался. Оказались голословными обвинения в коррупции. Теперь его может охаивать только горстка трайбалистов-завистников, остальной народ убедился в его чистоте. Снова собрался на борьбу. Пожелаем успеха.

Источник: kyrgyztoday.kg

http://www.gezitter.org/politic/56690/


К. Осмоналиев, доктор юрнаук, профессор, член ЦИК: "Закон, усиливающий меры ответственности за подкуп голосов и вмешательство в ход выборов сократит число негативных явлений"

-  Кайрат мырза, депутаты Жогорку Кенеша предлагает законопроект, направленный против подкупа избирателей и вмешательства в избирательный процесс. Законопроект отправлен на голосование во втором чтении. Проект предусматривает за подкуп голосов наказание в виде лишения свободы сроком до пяти лет, вмешательство в ход выборов – штраф в размере от 20 тысяч до 30 тысяч сомов или заключение сроком на 2 года. Насколько способен такой закон прекратить негативные явления во время выборов?

- Закон, усиливающий меры ответственности за подкуп голосов и вмешательство в избирательный процесс сократит число негативных явлений. Эту инициативу поддержали также неправительственные организации. Но круг субъектов, подпадающих под статью, сокращен. Лично я считаю, что в этом вопросе круг можно было бы расширить и привлекать к ответственности всех, кто совершит правонарушение. Деньги могут раздавать близкие друзья, родственники отдельных кандидатов. Необходимо выявлять, привлекать к наказанию и их. 

-  Насколько этот законопроект может остановить практику подкупа избирателей во время выборов?          

-  Проект закона оценила позитивно организация "Таза шайлоо". Здесь также работали и эксперты. Очень жаль, что депутаты не смогли принять законопроект до референдума и выборов в местные кенеши. Безусловно, здесь была заинтересованность отдельных лиц. ЦИК тоже работает над этим вопросом, начинает работать специальная рабочая группа. Этот закон сократит число незаконных проявлений во время голосования.

Источник: Focus.kg

http://www.gezitter.org/politic/56711/

 

БЕЗОПАСНОСТЬ 

Широко распространившийся кыргызский паспорт 

У кого только не обнаружили поддельные кыргызские паспорта, кто только ими не пользовался. Например, иностранные криминальные авторитеты, террористы и т.д. Депутат Жогорку Кенеша Мирлан Жээнчороев считает, что нельзя допускать, чтобы террористы и аферисты пользовались кыргызскими паспортами.

Сообщается, что вопрос о поддельных паспортах находится под контролем профильного комитета Жогорку Кенеша, что сейчас выясняется - где именно изготавливались поддельные 98 паспортов, обнаруженные в Турции, кто допустил фальсификацию. На данный момент кыргызские правоохранительные органы нашли общий язык с правоохранительными органами Турции по этому вопросу, но дело не доведено до конца, поэтому информация будет оставаться в тайне. Помимо этого депутат считает, что национальный паспорт является одним из наших государственных атрибутов, поэтому страдает имидж государства, когда различные аферисты и террористы используют поддельные паспорта нашей страны. По его мнению, правоохранительные органы должны более жестко контролировать вопросы, касающиеся этого документа.

Источник: газета "Фабула пресс" №83 от 10.01.2016 / стр. 4

http://www.gezitter.org/society/56709/

 

ОБЩЕСТВО 

Премьер-министр Жээнбеков провел совещание по реализации Программы перехода на цифровое телерадиовещание 

Премьер-министр Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков провел рабочее совещание по реализации Программы перехода на цифровое телерадиовещание.

Глава Правительства отметил важность своевременной реализации мер в рамках Программы, подчеркнув, что переход на цифровое телерадиовещание является одной из приоритетных задач государства по обеспечению информационной безопасности и доступа граждан к информации.

О первоочередных задачах по реализации Программы рассказали заместитель министра культуры, информации и туризма Кыргызской Республики Айнура Темирбекова и председатель Государственного комитета информационных технологий и связи Кыргызской Республики Бакыт Шаршембиев.

Айнура Темирбекова напомнила, что полный переход страны на цифровое телерадиовещание в стране произойдет 15 мая 2017 года. На сегодня цифровым телерадиовещанием охвачено 95 населения страны, которые могут принимать сигнал цифрового телерадиовещания. Она подчеркнула, что c переходом на ЦТВ жители всех регионов страны получат доступ к 13 телеканалам Социального пакета, перечень которых был утверждён постановлением Правительства Кыргызской Республики.

Бакыт Шаршембиев проинформировал, что в настоящее время функционирует республиканская горячая линия «1212», по которой граждане могут получить ответы на вопросы по переходу на ЦТВ. Он подчеркнул, что в целях своевременного подключения к цифровому телевизионному вещанию в труднодоступных отдаленных горных населенных пунктах при содействии местных властей будут установлены автоматические телевизионные ретрансляторы.

По итогам совещания Премьер-министр Сооронбай Жээнбеков поручил полномочным представителям Правительства в областях взять под личный контроль реализацию Программы перехода на цифровое телерадиовещание в регионах страны, отметив персональную ответственность каждого. Также поручено принять активное участие в проведении информационно-разъяснительной работы на местах в тесном сотрудничестве с Министерством культуры, информации и туризма и Государственным комитетом информационных технологий и связи.

http://catoday.org/centrasia/30886-premer-ministr-zheenbekov-provel-soveschanie-po-realizacii-programmy-perehoda-na-cifrovoe-teleradioveschanie.html


Чиновник Минздрава обвинил мигрантов из Кыргызстана в распространении СПИДа

Заместитель министра здравоохранения Амангелди Мурзалиев обвинил мигрантов из Кыргызстана в том, что они виноваты в росте СПИДа. Об этом он сообщил сегодня на заседании Жогорку Кенеша.

По его словам, в 2016 году 42 человека из числа мигрантов заражены СПИДом. Данная статистика постоянно растет.

Это заявление возмутило депутатов.

Лидер фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев заявил: «Мигранты заражают СПИДом?! Они нас кормят. У вас на руках нет статистики. Из-за безответственности правительства наши граждане вынуждены выезжать на заработки. Вы должны попросить у них прощения. Вы даже причины не знаете, почему так происходит, а говорите, что они заражают».

Его поддержал Максат Сабиров, который отметил, что чиновник не подготовлен к докладу.

«Нельзя делать такие заявления», - сказал он.

Жогорку Кенеш рассматривает поправки в Закон «О ВИЧ/СПИДе в КР».

 http://www.24.kg/vlast/42979/


Кто нужен стране? Самые востребованные профессии в Кыргызстане 

По данным Министерства труда и социального развития самыми востребованными специалистами на сегодня в Кыргызстане являются газоэлектросварщики, парикмахеры, операторы компьютера, повара, швеи и электромонтажники.

Как сообщает ведомство, на начало года на учете в службах занятости состояло более 84 тысяч человек по всему Кыргызстану, из них почти 56 тысяч имеют официальный статус безработных. Тем самым официальный уровень безработицы составляет 2,2% от общего числа экономически активного населения.

Службы занятости предлагают 43,8 тысячи вакантных мест, в числе которых преобладают рабочие специальности. На одно место претендуют 13 человек.

Кроме того, службы занятости отправили 7,1 тысячи человек на обучение, исходя из потребностей рынка труда. Обучение происходит по востребованным направлениям - газоэлектросварщик, парикмахер, оператор компьютера, бухгалтер со знанием 1С, повар, швея, портной, офис-менеджер, электромонтажник.

http://www.vb.kg/353439


Медстраховка и пенсия — мигранту 

С хорошей новости начался год для наших трудовых мигрантов: с 1 января 2017–го в РФ трудящиеся из стран ЕАЭС получат доступ к обязательному медицинскому страхованию (ОМС).

     Эта программа предоставляет всем гражданам РФ равные возможности получения медицинской и лекарственной помощи в рамках государственной системы охраны здоровья.

     — С принятием РФ такого решения десятки тысяч трудящихся из стран ЕАЭС получат доступ к социальным гарантиям наравне с российскими гражданами, — прокомментировала данный шаг член Коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно–коммуникационным технологиям Евразийской экономической комиссии Карине Минасян.

     Об этой новости сограждан незамедлительно известило посольство КР в РФ. Здесь сообщили, что уже связываются с заинтересованными ведомствами РФ с целью выяснения порядка вхождения мигрантов в систему российского ОМС.

     — Отсутствие таких возможностей было и пока остается одним из самых слабых звеньев для наших сограждан в России, — говорит председатель Союза кыргызстанцев Москвы и Московской области Эгемберди Мырзабеков. — По этой причине они не могут на бесплатной основе лечиться в российских учреждениях здравоохранения. А платные медицинские услуги далеко не каждому по карману.

* * *

     Нынешний год обещает стать прорывным для наших трудовых мигрантов и в плане обеспечения еще одной социальной гарантией. На исходе 2016 года Коллегия ЕЭК наконец одобрила проект договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС.

     — Цель этого документа — предоставление равных прав в данной сфере при формировании и экспорте пенсий, защите пенсионных прав, приобретенных трудящимися в государствах–союзниках, а также развитие сотрудничества в этих и связанных с ними вопросах, — говорит член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов. — В договоре о ЕАЭС заложены все основные права и привилегии для граждан стран Союза, однако отсутствует раздел, где прописано, как они получают пенсию при достижении пенсионного возраста и возвращении в страну проживания.

     — Одобренный Коллегией ЕЭК проект документа, над которым комиссия работала совместно с уполномоченными органами сторон, устраняет этот правовой пробел, продолжает Сулейменов. — Соответствующий договор в случае его принятия гарантирует зачет трудового стажа, полученный в государствах ЕАЭС. Например, гражданин Кыргызстана, проработав пять лет, скажем, в Беларуси или в России, может быть уверен, что этот период зачтут в его общий трудовой стаж.

     Как подчеркивает министр, единый рынок труда, который формируется в ЕАЭС, предполагает свободное перемещение трудовых ресурсов. Граждане стран ЕАЭС, работая в других государствах–партнерах, платят пенсионные взносы, вносят свой вклад в создание добавленной стоимости, ВВП данных государств. И при достижении пенсионного возраста вправе рассчитывать на получение пенсии от той стороны, которой отдали часть своего профессионального опыта. Однако при этом существует большое количество сложностей процедурного, административного характера, что затрудняет решение задачи.

     — Появление договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС — означает, что заработает последний элемент регулирования общего рынка труда, — отмечает директор Департамента трудовой миграции и социальной защиты ЕЭК Паиза Суюмбаева.

     Документ сейчас направляется в страны Союза для проведения внутригосударственных процедур, необходимых для его подписания. И, как ожидается, вступит в силу уже в ближайшие месяцы.

http://members.vb.kg/2017/01/11/rossia/1.html

 

ЭКОНОМИКА 

ЕАЭС предполагает провести очередную инспекцию предприятий КР

Специалисты Министерства сельского хозяйства Казахстана с коллегами из государств - членов ЕАЭС планируют проведение очередных совместных инспекций кыргызских предприятий, продукцию которых предполагается поставлять в страны Евразийского экономического союза. Об этом сообщается на сайте казахстанского министерства.

По его данным, на сегодняшний день 15 кыргызских предприятий имеют возможность поставлять продукцию на российский рынок, 8 - на казахстанский, но только определенные товары, подлежащие ветеринарному контролю, например, прошедшие термическую обработку молочные продукты, готовые мясные изделия и рыбу.

Минсельхоз Казахстана напоминает, что кыргызскую продукцию, подлежащую ветеринарному контролю и надзору, можно провозить транзитом по Казахстану только железнодорожным транспортом, автомобильным транспортом запрещается. Казахстан указывает на сложную эпизоотическую ситуацию в Кыргызстане.

http://rus.azattyk.org/a/28222886.html


Депутат А.Алтыбаева предложила рассмотреть ответственность вице-премьер О.Панкратова, сказав, что он бездействует по вопросам ЕАЭС 

Депутат Жогорку Кенеша Айнуру Алтыбаева (СДПК) сегодня, 9 января, в ходе заседания комитета ЖК по транспорту и коммуникациям предложила рассмотреть вопрос об ответственности вице-премьера Олега Панкратова.

По ее словам, парламент при формировании нового состава правительства решил оставить Олега Панкратова на своей должности вице-премьер-министра только из-за того, что он должен был отвечать по вопросам Евразийского экономического союза.

«Именно бездействие вице-премьера О.Панкратова повлекло за собой очень тяжелые последствия, это касается и потерь по унифицированным тарифам. Комитет – это конституционный орган и может сейчас своим решением поставить вопрос о политической ответственности вице-премьера-министра Олега Панкратова», - сказала она.

Как сообщила она, потери по унифицированным тарифам – это не первый вопрос, который рассматривается по потерям, которые понес Кыргызстан после вхождения ЕАЭС.

«Если у нас президент поднимает вопросы по непрохождении картофеля, вывозу и ввозу картофеля, чем занимается господин О.Панкратов? Он курирует вопросы ЕАЭС. Я считаю, что должна быть дана оценка по бездействиям О.Панкратова. Мы так и будем продолжать нести такие потери, если ответственные лица не будут нести ответственность», - сказала она.

http://www.tazabek.kg/news:1356339


Олег Панкратов: В Кыргызстане в негативном отношении к ЕАЭС виноваты журналисты 

СМИ вновь оказались виноваты в негативном отношении общества к вступлению Кыргызстана в Евразийский экономический союз. Об этом сегодня на заседании парламентского комитета по экономической и фискальной политике заявил вице-премьер-министр КР Олег Панкратов.

На заседании он представил данные о результатах евразийской интеграции Кыргызстана. Депутаты отметили, что в докладах правительства все хорошо, на деле же не так радужно. В частности, вице-премьера попросили прокомментировать сообщения СМИ о том, что мясную и молочную продукцию Кыргызстана не пускают в союз.

Правда, он добавил, что проблемы с ветеринарной системой есть. Однако это проблема самого Кыргызстана. За годы независимости систему ветеринарного контроля практически полностью развалили. Сейчас стране приходится ударными темпами ее восстанавливать, чтобы соответствовать нормам ЕАЭС и международным стандартам.

«Но ветеринарная продукция занимает всего десять процентов от всего экспорта в страны ЕАЭС», - заключил Олег Панкратов.

URL: http://www.24.kg/eaes/42927/

Даже Путин сказал, что Кыргызстан не подготовлен для вступления в ЕАЭС 

Лидер фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебеаев сегодня на заседании парламента предложил депутатам заслушать отчет правительства о вступлении Кыргызстана в Евразийский экономический союз. 

По его словам, при интеграции в ЕАЭС у Кыргызстана возникли проблемы.

«Мы все являемся свидетелями различных препятствий. Республика понесла ущерб на $115 миллионов. Это произошло по вине правительства. Даже Путин говорит о нашей неподготовленности и предлагает помощь. Казахстан также готов помочь», - сказал Омурбек Текебаев.

Он отметил, что необходимо заслушать информацию правительства. Если есть фамилии виновных, назвать их и привлечь к ответственности.

Спикер ЖК Чыныбай Турсунбеков добавил, что в январе пройдет правительственный день на эту тему.

 http://www.24.kg/vlast/42969/


«Кыргыз Темир Жолу» работает в 50-60 раз хуже, чем ж/д компании в России и Казахстане 

При сравнении относительных экономических показателей ГП НК «Кыргыз Темир Жолу» с аналогичными железнодорожными компаниями соседних стран выяснилось, что ГП «КТЖ» работает в 50-60 раз хуже, чем железные дороги в соседних странах. Об этом сообщил заместитель директора консалтинговой компании Smart Business Solutions Central Asia Марат Мусуралиев, докладывая об итогах работы рабочей группы по унифицированным тарифам в отношении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом через территорию Республики Казахстан в/из Кыргызской Республики. «Почему у Кыргызстана и Таджикистана самый низкий уровень ВВП? Потому что у нас самый низкий уровень развитости промышленности. Промышленность может развиваться там, где железные дороги. Там, где железных дорог нет, там и не будет развития промышленности», - добавил он.

Как проинформировал он, по производительности труда в грузовых перевозках «Кыргыз Темир Жолу» работает в 12 раз хуже, чем «Казахстан Темир Жолы», в сравнении с «Российской Железной Дорогой» в 15 раз хуже.

По эффективности работы пассажирских железнодорожных вагонов ГП «КТЖ» работает:

- в 50 раз хуже, чем Россия;

- в 60 раз хуже, чем Казахстан;

- в 40 раза хуже, чем Узбекистан.

По эффективности работы грузовых железнодорожных вагонов ГП «КТЖ» работает:

- в 3 раз хуже, чем Россия;

- в 2 раз хуже, чем Казахстан;

- в 1,7 раза хуже, чем Узбекистан.

По эффективности локомотивов в грузовых перевозках «Кыргыз Темир Жолу» работает:

- в 6 раз хуже, чем Казахстан;

- в 5 раз хуже, чем Россия;

- в 4 раза хуже, чем Узбекистан.

http://argumenti.kg/novosti/obschestvo/23026-kyrgyz-temir-zholu-rabotaet-v-50-60-raz-huzhe-chem-zh-d-kompanii-v-rossii-i-kazahstane.html


В КЫРГЫЗСТАНЕ ОТКРЫЛАСЬ КРУПНАЯ ТЕКСТИЛЬНАЯ ФАБРИКА 

В Кыргызстане в строй вступила крупнейшая в республике текстильная фабрика, которая даст возможность наладить изготовление одежды из тканей местного производства. Этот проект, как и ряд других, общей стоимостью почти 200 миллионов долларов, были профинансированы Российско-Киргизским фондом развития. На первом этапе работы здесь будет ежедневно производиться 10 тонн ткани, в дальнейшем же планируется довести объем выпуска до 40 тонн. В качестве сырья будет использоваться импортируемый из Узбекистана хлопок, а также натуральные красители.

«Наше предприятие будет реализовывать нашу продукцию в самом Кыргызстане. Как только объемы производства увеличатся, мы начнем экспортные поставки также в Казахстан и Россию» - сообщил представителям средств массовой информации исполнительный директор нового текстильного предприятия Кайрат Акматбеков.

Качество тканей и их безопасность будут проверяться в специальной лаборатории. «Все уже налажено, оборудование работает просто отлично, проблем нет никаких. В результате ткань получается надежная, очень крепкая и красивая» - сказал в интервью журналистам эксперт по оборудованию Хасан Доан.

«Что касается эффекта, состоящего в увеличении ВВП, объемов экспорта выпускаемой продукции, все это мы увидим в уже 2017 году. Профинансированные нами в 2016 году проекты будут реализованы на протяжении нескольких месяцев, ввод их в эксплуатацию в основном планируется в 2017 году» - отметил Эркин Асрандиев, член правления Российско-Киргизского фонда развития.

В число ближайших планов фонда входят инвестиции в размере более 15 миллионов долларов в проект строительства на территории Кыргызстана двух сахарных заводов. Это, по словам специалистов, позволит обеспечить сахаром населения республики в полном объеме. Кроме того, можно будет отказаться от импорта, а у фермеров появится больше выгоды в выращивании сахарной свеклы.

На сегодняшний день размер уставного капитала Российско-Киргизского фонда развития составляет 500 миллионов долларов.

Источник:  Время Востока

http://www.easttime.ru/news/kyrgyzstan/v-kyrgyzstane-otkrylas-krupnaya-tekstilnaya-fabrika/12616


РКФР и Минэкономики разрабатывают план совместных действий по развитию экономики страны 

Российско-Кыргызский Фонд развития (РКФР) и Министерство экономики КР разрабатывают план совместных действий по развитию экономики страны. Об этом сообщает пресс-служба РКФР.

В ходе рабочей встречи представителей РКФР и Минэкономики КР были обсуждены дальнейшие планы двустороннего сотрудничества и обмена информацией, которые поспособствуют успешной реализации совместных проектов.

Представители РКФР презентовали концепцию Стратегии Фонда, в свою очередь Минэкономики совместно с Агентством по продвижению инвестиций КР (АПИ) представили свое видение взаимодействия с Фондом. По итогам встречи планируется создание общего плана действий, направленного на развитие экономики Кыргызстана.

Во встрече приняли участие заместитель министра экономики КР Эльдар Абакиров, статс-секретарь Минэкономики КР Айдай Курманова, директора департаментов ведомства, член правления РКФР Бакыт Курманбеков, советник председателя правления РКФР Аймен Касенов, а также сотрудники ключевых служб Фонда

http://www.kabar.kg/economics/full/116190

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ИАЦ «Кабар». Посол КР в РУз о кыргызско-узбекских отношениях, их приоритетах и перспективах

Дипломатические отношения между Кыргызстаном и Узбекистаном были установлены 16 февраля 1993 года.

 Двусторонние отношения характеризуются поступательной реализацией достигнутых договоренностей в сфере двустороннего сотрудничества на основе принципов равноправия и уважения интересов друг друга.

 Сохранение взаимопонимания, уважительных и стабильных отношений между Кыргызстаном и Узбекистаном, реализация взаимовыгодных перспективных проектов в равной степени отвечают интересам народов обоих государств.

 C 1996 года функционирует Совместная кыргызско-узбекская межправительственная комиссия по двустороннему сотрудничеству. По уровню торгового оборота Узбекистан занимает третье место после России и Казахстана среди стран СНГ и в 2016 году увеличился более чем в три раза, составив 140,3 млн долларов США.

 О двусторонних отношениях и перспективах двух государств в интервью КНИА «Кабар» рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызстана в Узбекистане Сыдыков Данияр Батырович.

Справка:

 Чрезвычайный и Полномочный Посол КР в Республике Узбекистан Сыдыков Данияр Батырович:

 Родился в 1975 году, кыргыз, имеет три высших образования — экономическое, международные отношения и политический менеджмент.

 В системе МИД Кыргызской Республики с 1998 года, прошел практически все ступени дипломатической карьеры от атташе до статс-секретаря Министерства — работал третьим, вторым, первым секретарем, заведующим отделом, заместителем директора департамента, консулом посольства в Индии, советником посольства в России, руководителем полномочного представительства в городе Ош.

 На руководящих должностях проработал также в качестве заместителя директора Государственной службы интеллектуальной собственности Кыргызской Республики и Заведующего отделом внешней политики Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

 22 июня 2016 года Указом Президента Кыргызской Республики назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом Кыргызской Республики в Республике Узбекистан.

 Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника Кыргызской Республики, награжден Почетными грамотами Правительства Кыргызской Республики и МИД КР.

- В каком состоянии находятся в настоящее время наши двусторонние отношения, в первую очередь, торгово-экономические?

Наши братские народы имеют глубокие исторические корни: это - родство наших языков, схожесть обычаев и традиций, близость наших поселений и добрососедские отношения, которые налаживались нашими предками веками.

Нашему поколению ныне живущих предначертано оберегать это историческое достояние наших народов. Ведь эти отношения, предопределили необходимость дальнейшего последовательного развития взаимовыгодного партнерства между Кыргызстаном и Узбекистаном.

Уровень сегодняшнего состояния двусторонних отношений был задан лидерами наших стран во время двусторонней встречи Президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева с Первым Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым в рамках саммита Шанхайской Организации Сотрудничества 24 июня 2016 года в г.Ташкенте и достигнутые договоренности явились именно тем ключом сегодняшнего тесного взаимодействия и взаимной помощи между нашими государствами и народами.

Это было проявлено ярко во время недавних встреч между представителями Кыргызстана и Узбекистана в рамках обмена визитами дружбы - 1 октября в г. Андижане и 26 октября в г. Ош.

Мероприятия позволили организовать двусторонние переговоры глав Ошской, Баткенской, Джалал-Абадской областей и г.Ош с руководителями Андижанской, Наманганской и Ферганской областей во главе с Первым вице-премьер-министром Кыргызской Республики М.Абулгазиевым и заместителем Премьер-министра Республики Узбекистан А.Икрамовым.

Между сторонами были подписаны меморандумы о взаимопонимании между приграничными областями Кыргызстана и Узбекистана, Ошским и Андижанским государственными университетами, достигнута договоренность об установлении побратимских отношений между городами Ош и Андижан.

С избранием Шавката Мирзиёева Президентом Республики Узбекистан, кыргызско-узбекские двусторонние отношения получили новый импульс и продолжен конструктивный диалог в духе взаимовыгодного сотрудничества, основанный на Договоре о вечной дружбе. Кстати в этом году упомянутому договору исполнилось 20 лет.

Подтверждением тому является недавний рабочий визит Президента Кыргызстана А.Атамбаева в Самарканд, где его тепло встретил Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев. Эта встреча является для него первой встречей в качестве Президента с главой другого государства. Президенты двух государств посетили могилу Первого Президента Узбекистана Ислама Каримова и отдали дань его светлой памяти. После Шавкат Миромонович ознакомил Алмазбека Шаршеновича с деятельностью узбекско-немецкого предприятия «Man Auto-Uzbekistan» и показал выставку, где были представлены продукты текстильной и автомобильной промышленности Узбекистана, производимые в стране товары народного потребления.

Также в рамках визита состоялись переговоры президентов двух стран, в ходе которых были обсуждены вопросы дальнейшего кыргызско-узбекского сотрудничества в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной сферах, а также вопросы безопасности. В заключении переговоров главы государств обменялись приглашениями о взаимном посещении Кыргызской Республики и Республики Узбекистан уже с официальными визитами.

В свою очередь, нашим Президентом А.Атамбаевым были даны конкретные поручения соответствующим структурам, в том числе и Посольству для проработки вопросов по закреплению принятых договоренностей уже в направлении претворения их в реальные дела.

В настоящее время Посольство начало работу в данном направлении.

Говоря о ситуации двустороннем кыргызско-узбекском сотрудничестве в торгово-экономической сфере, то можно сказать, что она пока не отвечает нынешним реальным возможностям двух стран. Так, по данным Министерства экономики Кыргызстана объем товарооборота за девять месяцев 2016 г. составил $140,3 млн. т.е. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. увеличился на 46,3%, в том числе экспорт составил $93,2 млн. (увеличился на 78,9%), импорт – $47,1 млн. (увеличился на 7,3%).

Из Кыргызстана в Узбекистан продолжается поставка угля, камня, травертина, спирта, ламп накаливания, запасных частей к транспортным средствам, продтоваров, продукции сельского хозяйства, мыломоющих средств. И из Узбекистана в Кыргызстан импортируются удобрения, продукция химической промышленности, коньячного спирта, продукция текстильной и легкой промышленности, природного газа и смазочных масел, сельхозпродукция, продукция машиностроения.

Продолжается сотрудничество в области воздушного сообщения авиакомпаниями «Эйр Кыргызстан» и «Узбекистан Хаво Йулари», которые осуществляют взаимные авиарейсы между Бишкеком и Ташкентом. В настоящее время идут переговоры о дальнейшем расширении сотрудничества в данной области.

В рамках развития сотрудничества в области сельского хозяйства наше Посольство оказало содействие кыргызской делегации в составе представителей местных властей, частных предпринимателей Ошской и Жалал-Абадской областей, ОсОО «Фермер Органик Гарден», крестьянского хозяйства «Араб», кооператива «Агротехсервис» принять участие на Первой Международной плодоовощной ярмарке в Ташкенте 8-10 ноября 2016 года. Известно, что между сторонами были заключены множественные договоры и контракты.

- Что сделано и каковы планы по приданию динамики в развитии нашего двустороннего сотрудничества?

В целях развития и углубления отношений между Кыргызстаном и Узбекистаном, Посольство проводит активную работу в гуманитарной сфере, в сфере образования, туризма и науки.

Продолжена работа по продвижению экономической дипломатии по увеличению инвестиций и бизнес проектов между предпринимателями Кыргызстана и Узбекистана.

С 1996 года работает Совместная кыргызско-узбекская межправительственная комиссия по торгово-экономическому и культурно-гуманитарному сотрудничеству. Так, было проведено 7 заседаний комиссии, последнее состоялось 28 декабря 2009 года. В настоящее время мы планируем провести очередное заседание МПК в г. Бишкеке и совместно определить новые уровни торгово-экономического, культурно-гуманитарного сотрудничества и наметить приоритеты в наиболее важных и значимых направлениях.

В целях продвижения культурно-гуманитарного сотрудничества необходимо рассмотреть возможность проведения в 2017 году Дней культуры Кыргызстана в Узбекистане. Важно наладить сотрудничество между Ассамблеей народов Кыргызстана и Советом Обществ дружбы и культурно-просветительских связей Узбекистана.

Для развития экономического сотрудничества бесспорно должно помочь проведение бизнес-форумов, выставок достижений двух стран, участие на различных ярмарках и выставках, проводимых в Кыргызстане и Узбекистане, и конечно же возможное создание совместных предприятий.

И самое главное, снижение и последующее постепенное снятие барьеров и ограничений на пограничных постах Кыргызской Республики и Республики Узбекистан могут стать в ближайшей перспективе экономическим локомотивом в развитии кыргызско-узбекских торгово-экономических отношениях.

- Какие перспективы Вы видите в развитии наших взаимоотношений?

Принимаемые сегодня меры и намеченные планы позволят в обозримом будущем повысить уровень развития двусторонних отношений между Кыргызстаном и Узбекистаном во всех сферах взаимодействия.

Поле деятельности для этого обширное. Это дальнейшее увеличение товарооборота, налаживание дружественных контактов между представителями приграничных регионов и представителями деловых, творческих, спортивных, туристических кругов двух стран.

Актуальным также станет их участие на различных выставках, концертах, симпозиумах, а также проведение совместных спортивных соревнований, молодежных спартакиад и показов кинофильмов. Естественным образом Посольство продолжит активное участие в установлении и укреплении их прямых контактов.

Следует отметить, что ввиду активизации сотрудничества в приграничных регионах Кыргызстана и Узбекистана целесообразно принять Дорожную карту приграничного сотрудничества между областями двух стран. Также Кроме того, учитывая тот факт, что вопрос делимитации и демаркации кыргызско-узбекской госграницы является весьма важным в наших двусторонних отношениях, необходимо продолжить активную работу уполномоченными органами КР и РУЗ в данном направлении. И в ближайшем будущем мы сможем увидеть результат их долгой и кропотливой работы.

- Как отразились на кыргызско-узбекских отношениях вхождение Кыргызстана в ЕАЭС?

Вступление Кыргызстана в ЕАЭС не оказало негативного воздействия на кыргызско-узбекские двусторонние отношения.

Сегодня Кыргызстан и Узбекистан активно поддерживают деловые контакты в рамках интеграционных объединений, таких как СНГ, ШОС, ОИС и другие международные организации.

На торжественных мероприятиях, посвященных празднованию Дня Конституции Республики Узбекистан 7 декабря 2016 года и вступлении в должность Президента Шавкат Мирзиёев, а также на 23-й встрече СМИД ОБСЕ, которое имело место быть 8 декабря 2016 года министр иностранных дел Республики Узбекистан Абдулазиз Камилов отметил, что главным приоритетом во внешнеполитической деятельности Узбекистана останется регион Центральной Азии, а именно проведение открытой, доброжелательной и прагматичной политики в отношениях со своими ближайшими соседями.

- Что делается для привлечения новых инвестиций в экономику республики?

На сегодняшний день Узбекистан добился значимых достижений и успехов в автомобилестроении, строительстве, переработке вторичного сырья, развитии коммуникаций и транспортных узлов.

В целях изучения инвестиционного климата, опыта по созданию совместных предприятий, привлечения иностранных инвестиций Посольство активно изучает и налаживает контакты с представителями бизнес структур Узбекистана.

В качестве положительных примеров можно привести совместное узбекско-американское предприятие «GM Uzbekistan» по выпуску легковых автомашин и узбекско-немецкое предприятие «JV MAN Auto Uzbekistan», специализирующееся на выпуске грузовых автомашин.

Также привлекательным является опыт Узбекистана в вопросе создания свободных экономических зон, что является одним из главных эпицентров инвестиционного сотрудничества. В настоящее время узбекской стороной рассматривается вопрос создания еще четырех таких СЭЗ. В этом случае нам интересен весь алгоритм процессов создания, становления и практической отдачи их полезности.

Учитывая вышеуказанные достижения Узбекистана в вопросе привлечении инвестиций в экономику республики Посольство будет активизировать работу в данном направлении, а также по возможному привлечению тех или иных инвесторов для экономики Кыргызстана.

И конечно же пройдя институциальный цикл – проведение бизнес - встреч, форумов, круглых столов, конференций, выставок, ярмарок и других мероприятий, мы должны воплотить их выработки в реальные дела во благо развития экономики наших стран.

В завершении хочется сказать, что 2016 год стал поворотным, и рабочий визит Президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева в Республику Узбекистан в декабре 2016 года открыл новую страницу в двусторонних кыргызско-узбекских отношениях. Начало прямых контактов глав наших государств, их намерения продолжить через призму официальных взаимных визитов станут путеводной звездой и вектором в наших благих помыслах.

ИАЦ «Кабар»

http://www.kabar.kg/interview/full/116182


Посол КР и главный советник Президента Турции обсудили вопросы активизации двусторонних отношений

В посольстве Кыргызстана состоялась встреча Чрезвычайного и Полномочного Посла КР в Турции Ибрагима Жунусова с главным советником Президента Турции Ялчыном Топчу. Во встрече также принял участие депутат Великого Национального Собрания Турции от правящей Партии справедливости и развития Метин Гюндогду.

Как сообает пресс-служба МИД КР, в ходе встречи Ялчын Топчу и Метин Гюндогду предоставили информацию о целях и деятельности культурно-образовательной Ассоциации «Национальная идея», в функционировании которой они принимают непосредственное участие, а также о прорабатываемых Ассоциацией культурно-гуманитарных проектах, в том числе о планируемом проведении Недели турецкого кино в Кыргызстане весной т.г.

Стороны обсудили текущую ситуацию в Турции, а также вопросы активизации двусторонних отношений между Кыргызстаном и Турцией в различных сферах сотрудничества.

В ходе встречи, прошедшей в доброжелательной атмосфере, стороны пришли к единому мнению о необходимости поддержания тесных контактов по развитию сотрудничества.

http://www.kabar.kg/politics/full/116185


Китайский маршрут киргизского президента

«Китай и Кыргызстан уже стали истинными друзьями, добрыми соседями и хорошими партнерами. Китай готов работать вместе с Кыргызстаном для достижения новых успехов в развитии отношений стратегического партнерства», – сказал председатель КНР Си Цзиньпин на пресс-конференции после встречи с президентом Киргизии Алмазбеком Атамбаевым в Пекине.

Киргизский лидер прибыл в столицу Китая 5 января без сопровождения журналистов. Их вообще не взяли, хотя принято, чтобы определенные СМИ, прежде всего государственные, освещали визиты главы государства. Руководитель отдела информационной политики аппарата президента Алмаз Усенов прокомментировал: «Так решили». Данное решение породило слухи об истинной причине такого шага, но, скорее всего, ничего тайного за этим нет.

Тем временем за неимением подробной информации от своих журналистов даже в самой Киргизии довольствуются сведениями от пресс-службы президента или из китайских источников информации. Например, агентство «Синьхуа» сообщило: «Алмазбек Атамбаев и Си Цзиньпин отметили большие успехи в развитии двустороннего сотрудничества после установления отношений стратегического партнерства. По мнению лидеров двух государств, дальнейшее углубление кыргызско-китайских отношений отвечает коренным интересам народов двух стран, благоприятствует стабильности и развитию в регионе».

Однако это – дежурные фразы, реальная повестка переговоров для широкой публики осталась неизвестной. Можно предположить, что речь шла о китайских инвестициях в экономику Киргизии, о внешнем государственном долге республики, половина которого приходится на Поднебесную, а конкретно на Экспортно-импортный банк Китая, о трансконтинентальных транспортных проектах, борьбе с экстремизмом. Возможно, главы двух государств затронули и теракт, произошедший 30 августа прошлого года на территории посольства Китая в Бишкеке. Не случайно именно эта тема оказалась в центре внимания на встрече посла Киргизии в Турции Ибрагима Жунусова с его китайским коллегой Хонянг Ю, состоявшейся 7 января.

Пока мои коллеги пытались раздобыть хоть какие-то детали встречи китайского и киргизского лидеров, пришло известие, что Китай построит в Кыргызстане самый крупный в Центральной Азии аграрно-промышленный парк «Азиатская звезда». Общая площадь сельскохозяйственной зоны составит 4,6 кв. километров. Парк расположен в 60 км к востоку от столицы страны, его открытие намечено на 2020 г. Как сообщает «Синьхуа», предполагается, что через 6 лет он станет международным центром по выращиванию птицы, производству и поставке мясных продуктов. Стоит отметить, что «главным инициатором и инвестором настоящего проекта является ООО «Хэнаньская деловая корпорация Гуй Ю». И – вдобавок – об этом событии сообщили китайские СМИ, но не киргизские.

Однако, судя по информации, ключевой темой встречи стал китайский проект транспортного коридора через всю Азию – «Экономический пояс Шелкового пути». «Китайский лидер считает, что обе страны должны прилагать совместные усилия для сопряжения инициативы «пояса и пути» со строительством Евразийского экономического союза, а также укреплять кооперацию в образовательной, научно-технической и туристической сферах. Президент Атамбаев заверил, что Кыргызстан готов углубить сотрудничество с Китаем в области инфраструктурного строительства и сельского хозяйства, активно участвовать в строительстве «пояса и пути», а также в продвижении сопряжении «пояса и пути» со строительством ЕАЭС», – сообщает «Синьхуа».

Здесь стоит отметить, что за последний месяц - это уже третья официальная встреча А. Атамбаева с главами государств, до этого он принимал президента Ирана Х. Рухани, а затем совершил визит в Ташкент для встречи с президентом Ш. Мирзиёевым.

Сама география, расположение государств на карте наталкивает на мысль, что каждый раз стороны наверняка обсуждали проект железнодорожного Шелкового пути из Китая через Киргизию, Узбекистан, Туркмению или Афганистан в Иран и далее. После кончины первого президента Узбекистана Ислама Каримова одно звено маршрута перестало быть слабым: Узбекистан при Мирзиёеве демонстрирует желание участвовать в этом проекте. Слабым звеном остается Киргизия, которой этот проект на китайских условиях невыгоден. После встречи с узбекским лидером А. Атамбаев бодро ответил на вопрос о проекте: мол, Киргизия в нем заинтересована, но необходимо рассмотреть все нюансы. Вероятно, эти нюансы обсуждались и во время пребывания А. Атамбаева в Пекине. Пока не сняты все вопросы по «железному» Шелковому пути, акцент в контактах двух стран ставится на строительстве дорог, кредитно-финансовой сфере, транзитной торговле.

Бишкекский политолог Игорь Шестаков полагает, что не стоит рассматривать визит А. Атамбаева в Китай как некий ключевой момент во взаимоотношениях двух стран с учетом того, что уже в октябре этого года он покинет свой пост и не сможет, согласно Конституции, избираться на второй срок.

«Китай был и остается одним из ключевых кредиторов и инвесторов Кыргызстана, поэтому не случайно Алмазбек Атамбаев начинает свои зарубежные визиты в этом году с Пекина. Полагаю, что одним из существенных моментов состоявшихся переговоров руководителей является обсуждение вопросов стабильности и предсказуемости общественно-политической ситуации в 2017 году, который является для Кыргызстана годом президентских выборов, – сказал И. Шестаков. – Не думаю, что до избрания нового главы государства китайская сторона будет реализовывать мегапроекты типа строительства железнодорожной магистрали. Эту тему вероятней всего отложат до прихода к власти нового руководителя республики».

 Более реальными, с точки зрения политолога, выглядят проекты, связанные с открытием в Кыргызстане совместных предприятий по выпуску товаров для рынка ЕАЭС. Так же, как и дальнейшая реализация проектов по развитию транспортной инфраструктуры КР. «В них заинтересована и китайская сторона для транзита своей продукции в страны СНГ и дальнего зарубежья, – считает И. Шестаков. – Возможно, обсуждалось участие китайских компаний в горнорудной и энергетической отраслях. Но все же пока не стоит ожидать больших финансовых вложений Поднебесной в кыргызскую экономику».

Эксперт обратил внимание и на то, что потенциальные кандидаты в президенты КР будут наверняка использовать тему китайского экономического присутствия, причем как с положительной, так и с отрицательной точек зрения. «Скандальный уход с должности премьер-министра Темира Сариева в связи с тендером, в котором участвовала китайская компания, свидетельствует о политизации китайского присутствия в Кыргызстане в формате партийной борьбы за власть. Пекин пока не вмешивается открыто во внутренние дела республики. Но кто знает…» – высказался эксперт.

Пока такого рода прогнозы и анализ событий вполне укладываются в схему, которая представляется, исходя из имеющейся информации. Другие эксперты также отмечают, что А. Атамбаев не станет делать резких движений и подписывать с Китаем какие-то новые важные соглашения, особенно в сфере экономики.

http://www.ritmeurasia.org/news--2017-01-11--kitajskij-marshrut-kirgizskogo-prezidenta-27780?print=1


Политолог о важных моментах кыргызско-китайских отношений и интересе двух стран

В январе 2017 года отмечается 25-летний юбилей установления дипломатических отношений между Кыргызстаном и Китайской Народной Республики. За прошедшие четверть века, прошедших с момента установления дипломатических отношений, Кыргызстан и КНР совместными усилиями наладили активный политический диалог, взаимовыгодное торгово-экономическое и культурно-гуманитарное сотрудничество, а также эффективное взаимодействие в области безопасности. По словам главы государства Алмазбека Атамбаева, история кыргызско-китайских отношений насчитывает не одно тысячелетие, уходя в глубину веков, а Великий шелковый путь связывает нас с незапамятных времен и, можно сказать, что традиции дружбы и добрососедства, заложенные в древности, стали прочной основой современных кыргызско-китайских отношений.

 О том, что Китай и Кыргызстан твердо поддерживают друг друга по вопросам, затрагивающим интересы обеих стран, имеют плодотворное сотрудничество в таких многосторонних структурах, как ООН, ШОС и т.д., подчеркивает и председатель КНР Си Цзиньпинь.

 Примечательным является и то, что благодаря развитию двусторонних отношений Китай и Кыргызстан не только успешно защищают интересы обеих стран, но и внесли весомый вклад в поддержание мира, стабильности, развития и процветания в регионе. Оба государства привержены в дальнейшем продвигать кыргызско- китайские отношения стратегического партнерства во благо двух стран и народов.

 О важных моментах в двусторонних отношениях и в чем интерес двух стран агентству «Кабар» рассказал политолог, эксперт по международным делам, конфликтолог Эдил Осмонбетов.

- Какие интересные моменты Вы бы отметили и когда началось улучшение в кыргызско-китайских отношениях?

- С приходом нового руководства Китая в 2012 году и Си Цзиньпиня в качестве председателя КНР, Китай принял новую стратегию. Кроме того, все страны Центральной Азии заключили с Китаем стратегическое партнерство, а у Кыргызстана с Поднебесной имеется программа развития стратегического партнерства до 2025 года.

Успех любой экономики мира, в конечном счете, зависит от наличия у страны долгосрочной стратегии развития. И если рассматривать в разрезе кыргызско-китайских отношений, то здесь возникает довольно интересная вещь.

Улучшение двусторонних отношений началось в интересный момент - с 2012 по 2016 год идет резкое и динамичное развитие кыргызско-китайских отношений. Аналогичная ситуация у Китая и с другими странами региона. Это говорит о том, что Китай вышел на совершенно новую стадию своего развития. То есть, если раньше у Китая были среднесрочные программы развития, которые не выходили за рамки пятилетки, то сейчас в период с 2012 по 2015 годы Китай окончательно перешел к долгосрочному стратегическому планированию и все эти программы, имеющиеся у Китая, можно объединить в одну существенную идею под названием «Китайская мечта». Когда было озвучено о ее наполнении или содержательной части и показано, что это не просто идеология, а именно зацементированное желание Китая, оказалось, что Кыргызстан может участвовать во всех этих существующих программах и проектах.

- Каким образом Кыргызстан может принять участие в громадном проекте «Один пояс - один путь», объединяющем все проекты Шелкового пути Китая, и почему это программа долгосрочная?

- Китай не выделяет ни одну страну, а Кыргызстан привлекателен с точки зрения геополитики и геоэкономики, как транзитная и имеющая все эти элементы страна. И стратегия заключается в том, что «Китайская мечта» и остальные входящие в нее проекты они имеют четкие временные рамки.

Стратегия «Китайская мечта» является долгосрочной, поскольку 1 октября 2049 года исполнится 100 лет со дня образования Китайской народной республики. То есть к этому сроку Китай должен достичь те цели и задачи, которые определены в ней. У этой стратегии есть еще и промежуточный срок, обозначенный 2021 годом, приуроченный к основанию Коммунистической партии Китая. Здесь также имеются свои поставленные задачи и цели.

Если брать в глобальном плане, то видно, что Китай проводит сильную и долгосрочную геоэкономическую стратегию, и, конечно, ее главная цель - включить в орбиту своего развития и те страны, которые расположены по соседству с ним. Тем более у Китая приграничные вопросы со странами Центральной Азии были решены с 1990 по 2001 год. Другими словами, у государств региона нет споров и проблем с Китаем и это действительно важно!

Второе - все страны Центральной Азии поддерживают внешнюю политику Китая по ключевым вопросам – территориальные споры, борьба с тремя силами зла. Более того, Китай считает, что никто не должен вмешиваться в интересы стран Центральной Азии, в том числе и Кыргызстана. Китай также заинтересован в сохранении статус-кво в Центральной Азии, то есть территориальной целостности государств, и Китай всячески будет их поддерживать экономическими и политическими путями.

Кроме того, с 2015 года в Китае начался новый этап качественного развития, а к 2049 году Поднебесная хочет, чтобы находящиеся вокруг нее страны были геоэкономически стабильными и процветающими. Кроме того, Китай также стремится к указанному году стать главным торговым партнером в мире. И исходя из этого, Кыргызстану, в том числе всем странам Центральной Азии, нужно получить всевозможную выгоду от экономического развития Китая. А плюсы есть – мы можем выйти из транзитного тупика и включиться в существующие производственные цепочки.

- Какие внешне и внутриэкономические проблемы и цели Китай хочет решить через свои программы, и какова роль Кыргызстана?

- Без Кыргызстана в упомянутых программах тоже очень сложно, поскольку мы занимаем очень важное геополитическое положение.

Касаемо вопроса проблем Китая, то у него наблюдается непропорциональное развитие регионов – одни развиты сильнее, другие наоборот. У Китая сильная зависимость от экспорта, и по имеющимся данным, порядка 40 экспорта зависит от внешних рынков, что представляет большую опасность. То есть, большая часть экономики зависит от внешних игроков и сейчас Китай пытается добиться того, чтобы замедляющийся экономический рост страны был компенсирован не за счет того, что меняется внешнеэкономическая конъюктура, а путем увеличения внутреннего спроса и потребления. Ведь 1,5 млрд человек - это гигантский рынок, но у Китая, к большому сожалению, достаточно низкий покупательский спрос на внутреннем рынке.

У Китая также существует такая проблема, как большой государственный риск. В Китае государство очень активно вкладывает финансовые ресурсы в различные проекты - порядка 55 от общих инвестиций, что является тоже серьезной проблемой. Там также существует еще одна серьезная проблема – это безработица. По некоторым данным, 25 от трудоспособного населения или 250 млн людей остаются незанятыми и их также необходимо обеспечить работой. Ну и наконец, нерешенный вопрос сбалансированности между регионами и городами. В Китае очень много крестьян и без выравнивания в этом вопросе достичь экономического роста будет также проблематично. Плюс экологические проблемы.

А то, что касается Кыргызстана, то нам нужно строить взаимоотношения с Поднебесной. Это оправдано исторически, поскольку у нас долгое общее прошлое, и мы много уделяем этому вопросу. Но здесь надо учитывать региональные торговые интересы Кыргызстана, чтобы с учетом геополитических и национальных интересов страны мы получили те выгоды, которые позволили бы стране стать самодостаточным государством, способным добиться устойчивого развития в будущем. А это самое главное.

При правильной политике в сотрудничестве с Китаем, Кыргызстан сможет достичь всего, но нужно учитывать, что есть множество стереотипов относительно китайской угрозы. Есть еще такой момент, как коллективное бессознательное, подкрепленное исторической памятью.

Но в любом случае, когда твой сосед является второй крупной экономикой мира и он экономически развит, это тоже хорошо. Сопряжение в орбите успешного соседа в экономического плане также даст нам процветание и плюсы. Но, повторюсь, с учетом национальных и государственных интересов Кыргызстана, чтобы не было угрозы суверенитету, территориальной целостности и всего комплекса вопросов, которые могут проявиться в этом понимании.

- Что необходимо предпринять Кыргызстану?

- Китай расширяет свое присутствие в мире и центральноазиатском регионе. Он должен присутствовать и это естественно, но нам нужно создавать такую систему, чтобы доля работающих на предприятиях граждан КР была намного выше. Также соблюдались экологические требования и само законодательство страны. Только так мы получим все плюсы от сотрудничества с Китаем.

Страны АСЕАН и даже Вьетнам используют такой метод, когда 80 трудящихся в стране и предприятиях это работники принимающей страны, а 20 являются иностранной силой. И этот пример говорит о том, что при таком подходе Китаю обеспечить население с 6 млн человек не составит труда.

Кыргызстан также должен найти собственное место и долю в мировой торговле, хотя есть люди, смотрящие с пессимизмом на это. Но это важно, ведь Китай же нашел свое место, и он сейчас меняет свою модель. Нам также необходимо сделать это, учитывая и то факт, что мы еще являемся членами ООН. Возможно, мы будем делать это отдельно, но было бы неплохо, если все страны региона были объединены общей экономической и идеологической идеей, находились и росли на одном уровне развития и выходили бы уже субрегионом на мировые рынки, что облегчило бы конкурентную составляющую.

- Что удастся решить при успешном сотрудничестве с Китаем?

- Экономический рост автоматические решает многие проблемы, такие как безработица, преступность, а также многие социальные болезни.

 Конечно, если Кыргызстан будет участвовать в программах Китая, то он сможет достичь устойчивого развития и это также является естественным.

Также решится вопрос потенциальных угроз, которые имеются у двух стран - терроризм, экстремизм и распространение наркотрафика. Иметь в друзьях такого сильного экономического партнера, который также силен в военном плане, это очень хорошо. А потенциальные террористы не захотят иметь дел с таким сильным в военном оснащении противником. Еще раз подчеркну, что это будет очень выгодно для сохранения территориальной целостности и суверенитета Кыргызстана, поскольку без этого невозможно развиваться ни одной стране.

Тем не менее, у Китая есть одна серьезная проблема. Так получилось, что Кыргызстан является самым развитым государством в демократическом отношении среди стран региона и СНГ. У нас правильная демократическая модель и в этом отношении мы ушли далеко от своих соседей. И скорее всего, наш демократический опыт будет использован соседями в перспективе. Ведь какой бы ни достигался экономический рост при авторитарных режимах, на определенном этапе он останавливается. Ведь достичь постоянного роста экономики государства протекционистскими и силовыми методами невозможно, и, как мы видим, глубинная причина всех проблем Центральной Азии в отсутствии демократии. При наличии демократии или свободы будет и экономический рост.

Другим важным моментом кыргызско-китайских отношений является то, что мы сможем выйти на совершенно новый уровень понимания глобальных проблем. Если брать глобальных игроков, то при взаимодействии с ними будет происходить взаимопроникновение в широком смысле этого понимания, за счет чего представление изменится с местечкового уровня на глобальный. В XXI веке мир изменился, и он стал сложным. И уже нужно иметь не только региональное мышление, а уже субрегиональное или глобальное мышление. Причина этому в синхронизации процессов. Поэтому сотрудничество с Китаем во многих сферах позволит обрести понимание в некоторых вопросах уже с позиции глобального мышления и четко знать их решения и представлять все имеющиеся сложности.

Но здесь есть один фактор, который может сильно повлиять на все – это углубляющийся экономический кризис, а также нестабильность международной обстановки, которая обрела непонятных характер после прихода на пост президента США Д.Трампа. Мало кто знает, как он распорядится наследием Обамы, но в любом случае, мы должны строить кыргызско-китайские отношения на партнерских и равноправных отношениях и с учетом национальных интересов нашего государства. И президент А.Атамбаев был прав, когда на очередной пресс-конференции сказал, что Кыргызстану не нужны старшие братья. Это все-таки модель XIX-XX вв, а мы живем в XXI веке. Тут даже может быть так, что в той модели, которую мы будем строить с Китаем, размеры страны не будут играть большой роли.

- Не скажется ли активное сближение и укрепление взаимоотношений с Китаем на том, что он просто поглотит нас?

- Такое возможно и китайская угроза является емким понятием. Но здесь надо помнить, что все должно делаться с учетом национальных и государственных интересов Кыргызстана, то есть если нам это выгодно и есть в этом интерес.

Подобная угроза имеется не только у нас, но у всех стран Центральной Азии, СНГ и даже у России. Но в современном мире надо все-таки смотреть реально на мир и исходить из этого. Кыргызстану, чтобы не быть полностью привязанным к одному партнеру, хотя он и сильный, надо вести многовекторную политику и надо строить прямые отношения с Европейским союзом, Россией и с Западом в полном смысле этого слова. Данная проблема носит тонкий характер, и коллективное бессознательное просто так не убьешь полностью. Тем более, у нас возникало множество вопросов и споров, когда Китай открывал в Кыргызстане предприятия. Еще раз повторюсь, все должно вестись с учетом национальных интересов Кыргызстана, а договора и все остальное должны быть просчитаны и учитывать в первую очередь интересы страны. Мы живем в реальном мире и надо использовать имеющиеся шансы с выгодой для себя, а от второй экономики мира мы могли бы получить хорошую выгоду, тем более Китай не преследует военных целей. Его задачи более стратегические и иные.

http://www.kabar.kg/interview/full/116179


Эсенгул: Обама стремился оправдать ожидания

Президент США Барак Обама покидает свой пост 20 января. Об итогах восьмилетней деятельности Обамы «Азаттык» поговорил с экспертом в области международных отношений Чынарой Эсенгул.

Выступая 10 января в Чикаго Барак Обама сказал, что за последние восемь лет в США произошел ряд изменений, страна укрепила свое место в мировой политике.

«Азаттык»: Какую политику проводила администрация Барака Обама в отношении России и СНГ? Можно ли сказать, что за последние 8 лет отношения США с этим большим регионом улучшились, стали ли страны ближе?

Чынара Эсенгул: Барак Обама стал президентом, когда главой России был Дмитрий Медведев. Тогда отношения между Москвой и Вашингтоном были хорошие. Подписан ряд соглашений. Мировая общественность возлагала большие надежды на эти отношения.

В 2012 году с приходом Владимира Путина ситуация изменилась. Отношения и улучшались, и ухудшались. Мы были свидетелями того, как не совпадали позиции двух стран по ситуации в Сирии, Ливии и Украине. Появились такие термины как «Список Магнитского». Вводились санкции, ситуация развивалась в негативном ключе.

Теперь будем ждать, возможно, с приходом Трампа президенты двух государств найдут общий язык.

«Азаттык»: Кыргызстан закрыл транзитный центр «Манас», в одностороннем порядке приостановил действие соглашения о сотрудничестве. Некоторые эксперты предполагали охлаждение отношений между Кыргызстаном и США. Как вы оценили бы отношения между двумя странами?

Чынара Эсенгул: Кыргызстан – маленькая страна, поэтому сотрудничество Бишкека и Вашингтона зависит от отношений США и России. Известно, что Атамбаев до президентства имел прямые связи с Москвой. Можно сказать, что вывод базы стал результатом доверительного сотрудничества Алмазбека Атамбаева и Владимира Путина, то есть он сдержал обещание. Таким образом, мы в стратегическом плане повернулись в сторону России. В качестве второго партнера мы рассматриваем Китай. Получается, что политика по отдалению от США была реализована.

«Азаттык»: Чего стоит ожидать в дальнейшем?

Чынара Эсенгул: По дипломатическим правилам отношения будут на хорошем уровне. Необходимо новое соглашение о сотрудничестве, которое выходит на новый уровень, на это повлиял и пересмотр дела Азимжана Аскарова.

«Азаттык»: Барак Обама представляет партию демократов. На пост президента избрали кандидата от республиканцев Дональда Трампа. Есть ли различия в позициях двух партий в отношении Центральной Азии?

Чынара Эсенгул: В целом, республиканцы более склонны к прагматизму и эффективности. Демократы больше внимания уделяют правам человека и демократическим ценностям.

С избранием Трампа на пост президента ожидается, что страна больший акцент сделает на крупных предпринимательских проектах, в том числе связанных с нефтью и машиностроением. В то же время в Афганистане, Пакистане и странах Средней Азии, возможно, будут реализованы крупные совместные проекты. В вопросах демократии возможно некое замедление процессов. Но оснований ожидать больших перемен нет.

«Азаттык»: Барак Обама получил Нобелевскую премию мира вскоре после избрания президентом США. Сумел ли он внести особый вклад в укрепление мира, сокращение войн и обеспечение благополучной жизни населения?

Чынара Эсенгул: На мой взгляд, вручение авансом премии Обаме было правильным решением. Он приложил немало усилий, чтобы оправдать ее. Сумел наладить отношения с Кубой и Ираном, призывал мировое сообщество решать конфликты исключительно путем переговоров. Но решение таких вопросов зависит не только от Барака Обамы. Большое значение имеет позиция второй стороны.

http://rus.azattyk.org/a/28225370.html

 

 

 

Назад

Актуально

Фотогалерея


Видео


Статистика