Насколько реальны интеграционные процессы в странах Центральной Азии?

Регион / Политика    10 янв., 11:54, 2017 г.    115

Разговоры о подобном союзе между Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном идут с начала 1990-ых годов. С другой стороны, почему-то вроде забываются такие экономические проекты как Центрально-азиатский экономический союз и Центрально-азиатский союз.

Идея единой Центральной Азии предлагалась в 1993 году. В том году в Ташкенте пять государств Центральной Азии подписали протокол о создании общего рынка и экономическом, политическом, экологическом сотрудничестве. Но эти соглашения не реализовались. Решили, что каждое государство будет самостоятельно защищать свои интересы.

Поздней тоже была попытка создать союз. Казахстан, Узбекистан и присоединившийся к ним Кыргызстан подписали протокол о создании Единого экономического пространства, после чего составили межгосударственный Совет, его Исполнительный комитет и политические, экономические органы управления. В связи с экономическими и политическими нюансами не получилось интеграции. Изменились форма и состав Единого экономического пространства, принятые решения не претворились на практике, не заработали правовые механизмы. Вопросы миграции и распределения водных ресурсов вызвали споры, не урегулированы.

В начале 2000 года было несколько попыток восстановления Центрально-азиатского союза. По прежней традиции он был на экономической основе. Сначала создали Центрально-азиатский экономический союз. Когда стало известно, что вследствие слабости экономики региона и больших отличий сотрудничество не состоится, союз начал называться Центрально-азиатским сообществом. Поздней с подачи Узбекистана назвали Организацией Центрально-азиатского сотрудничества. Она тоже не смогла дать ожидаемых народом результатов. Между государствами оставалось недопонимание.

В 2005 году появилась возможность воссоздания потенциального союза. Его инициатором был главный интегратор постсоветского пространства, президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Новый союз назван Союзом Центрально-азиатских государств. Лидер Казахстана подготовил концепцию будущего союза, предложил вынести на обсуждение региональных партнеров. Его основа по-прежнему экономическая.

Он заявил: «Предлагаемый союз не временный и не политический союз. Речь идет о последовательной интеграции в координации и осуществлении экономических реформ, создании свободных экономических зон, таможенного союза, услуг, товаров, капитала, рабочей силы, единого валютного пространства.

Президент Казахстана отметил, что соседи тоже поддерживают создание Союза Центрально-азиатских государств: «Эта инициатива отвечает духу времени. Она направлена на объединение всех наших сил на совместную борьбу наших государств с новыми угрозами и вызовами, создание общего рынка и информационного пространства, укрепление культурно-гуманитарных связей. Только когда государства Центральной Азии смогут защитить свои интересы, они смогут найти свое место на мировой арене».

Несмотря на совершение тюльпановой революции в Кыргызстане, у Союза было реальное будущее. В то время и Кыргызстан всесторонне поддержал идею Союза. Но андижанские события в Узбекистане усложнили положение. Ситуация привела к противоречию.

Неудивительно, что не нашедший после этого поддержки у соседей Нурсултан Назарбаев начал работать над интеграционным проектом России и Белоруссии (ЕАЭС), и Китая.

На нынешнем этапе ситуация абсолютно иная. Над странами Центральной Азии нависла новая угроза – угроза терроризма и экстремизма. В начале 2000 годов это было лишь местной проблемой, а сейчас быстро дошла до региональных границ.

Террористический и экстремистский настрой не остался незамеченным для Центральной Азии. Ни для кого не секрет, вышедшие в настоящее время добровольцы из государств Центральной Азии участвуют в войне в Сирии и Ираке на стороне «Исламского государства». Можно быть уверенными, что набравшись военного опыта, пройдя идеологическую подготовку   «добровольцы» опираясь на активную пропаганду среди местного народа, начнут проводить свою работу.

В такой ситуации чрезвычайно нужна интеграция, это понимают и лидеры государств Центральной Азии. В этом направлении и идут работы, в том числе работа проводится на уровне глав государств.

Сейчас основа нового союза для создания интеграции – борьба с терроризмом и экстремизмом. Возможно, по сравнению с экономическими стимулами это станет объединяющей силой. Об этом подробно поговорим в следующем материале.

Источник: газета «Эркин тоо» №1 от 06.01.2017/стр.3

 

http://www.gezitter.org/politic/56602_naskolko_realnyi_integratsionnyie_protsessyi_v_stranah_tsentralnoy_azii/

Назад

Актуально

Фотогалерея


Видео


Статистика