Мнения: почему Узбекистан пошел на конфликт и что Кыргызстану делать?

Кыргызстан / Политика    23 мар., 11:21, 2016 г.    608

В прошлую пятницу, 18 марта, пограничники Республики Узбекистан выставили два бронетранспортера и солдат на неописанном участке госграницы. Данный факт сильно взбудоражил Кыргызстан, особенно потому, что соседняя республика никак не прокомментировала свой демарш: ни по линии Погранслужбы, ни со стороны МИД.

Кыргызская сторона также не осталась в долгу и укрепила свою часть границы бронетехникой и военнослужащими.

После продолжительных переговоров, 20 марта, стороны сократили количество военнослужащих на постах, установленных на дороге Кербен - Ала-Бука, с 20 военнослужащих до 8 с каждой стороны. На сегодня, 22 марта, переговоры продолжаются.

Zanoza.kg поинтересовалась у экспертов, по какой причине Узбекистан выставил технику, виновата ли в этом текущая ситуация с неописанными участками границ и недружелюбные взаимоотношения между двумя странами, а также о том, каким способом можно решить трудности во взаимоотношениях Кыргызстана и Узбекистана.

Калнур Ормушев, эксперт по Узбекистану, кандидат экономических наук:

- Не считаю, что выдвижение боевых единиц Узбекистана на этот неописанный участок госграницы было обусловлено известными претензиями Ташкента, связанными с нерешенными проблемами демаркации, или, как заявил один эксперт, решениями правительства Кыргызстана по поводу принятия на баланс нашей республики каких-то водохозяйственных и других объектов.

Да, действительно в отношениях двух соседних стран есть многолетние противоречия и вопросы, требующие своего решения. Но именно поэтому, в силу того, что они давно и хорошо известны сторонам, эти проблемы не могли так внезапно, без конкретного повода, обостриться до степени, допускающей такую силовую демонстрацию. Ведь очевидно, хорошо понятно, что это бряцание оружием не разрешает эти проблемы. Наоборот, обострит и отодвинет их решение на более далекий период.

Мне думается, что Узбекистан выдвижением своего вооруженного контингента продвигался к своей определенной, весьма важной, можно сказать, стратегической задаче. Этот приграничный инцидент резко снизил реалистичность, если не сказать, что совершенно погубил активные планы и действия по привлечению инвестиций на строительство каскада Верхне-Нарынских ГЭС, которые предпринимало руководство Кыргызстана в последнее время.

Насколько нам известно, потенциальные инвесторы представляли в основном государства, которые не входят в систему ОДКБ. Более того, некоторые из них находятся если не с ОДКБ, то с наиболее мощным членом ОДКБ, Российской Федерацией, в весьма недружественных, если не сказать, неприязненных, отношениях, переживающих в настоящее время фазу острого противостояния.

Не один миллиард долларов, которые требуются для строительства Камбар-Атинских ГЭС, - достаточно серьезная инвестиционная сумма, которую теперь инвесторы вряд ли рискнут вложить в регион, в котором так обнаженно проявились противоречия, способные так просто и быстро доходить до вооруженного противостояния. Ведь от такого противостояния до столкновения совсем короткая дистанция. Тем более еще свежи впечатления от предупреждения президента Узбекистана, высказанного в Астане, о том, что стремление строить гидроэнергетические сооружения в верховьях горных рек без должного согласования с соседями чревато военными действиями.

Таким образом я обращаю внимание на то, что эти всего лишь две единицы бронетехники и 40 солдат нанесли если не сокрушительный, то уж весьма и весьма серьезный удар планам строительства Верхне-Нарынских ГЭС. Для меня это видится той стратегической задачей, ради которой государство действительно может пойти на такие серьезные действия. А не ради каких-то идущих уже не одно десятилетие споров вокруг пограничных столбов и квадратных метров. Очевидно, что два БТР эти споры не только не разрешили, а только обострили и отдалили их решение.

Также действия Узбекистана, безусловно, усилили роль ОДКБ в нашем регионе. Те граждане и политики Кыргызстана, которые в последнее время активно обращали общественное внимание на недостатки политического, экономического, военного сотрудничества с Россией, призывали и действовали в направлении диверсификации геополитических взаимоотношений страны, те, кто утверждал, что необходимо активизировать взаимоотношения с такими экономическими, политическими, а ныне и военными соперниками России, как некоторые арабские страны и Турция, те, кто проводил линию по развитию, по укреплению взаимоотношений с ними, сейчас могут убедиться, что роль России в Центральной Азии по-прежнему огромна.

Ограниченный контингент вооруженных сил РУз просто и доходчиво продемонстрировал, что Россия, несмотря на экономическое отставание, международный политический прессинг, благодаря своей военной мощи, является важнейшим, ведущим геополитическим игроком в нашем регионе. Аналогично краткосрочному выдвижению и возвращению российского военного контингента в Сирию, также и здесь, на этом кыргызско-узбекском участке эти два узбекских БТР продемонстрировали роль и значение ОДКБ в Средней Азии.

Остается только гадать и вычислять, вольно или невольно Ташкент так возвысил роль России и ОДКБ в нашем регионе. Главком Узбекистана явно оказал большую услугу Москве и ОДКБ. Тут главный вопрос: сделано это им по своей воле, инициативно или по согласованию с Кремлем. Вот на этот вопрос сейчас важно найти ответ.

Медет Тюлегенов, политолог:

- На мой взгляд, корни проблемы между Кыргызстаном и Узбекистаном уходят в прошлое, где стороны не смогли договориться о делимитации и демаркации границ вовремя. Во многом решение вопросов по границам сложно решить из-за внутренних проблем Узбекистана, где идет передел власти между местными кланами. Кыргызстан с его бурным политическим развитием соседняя страна воспринимает как источник дестабилизации, который может повлиять на текущую стабильность в стране.

Хорошо, что стороны не довели эскалацию до человеческого столкновения и во многом благодаря действиям Погранслужбы удалось добиться хоть какого-то взаимодействия между странами. Кыргызстан для решения вопроса делимитации и демаркации границ должен требовать от соседней страны сесть за стол переговоров по данному вопросу и поставить логическую точку в этом вопросе. Другое дело, что Узбекистан тянет с этим решением. И Кыргызстан должен договариваться с соседом исключительно в дипломатическом русле. Наша страна должна продемонстрировать свои добрую волю и намерение.

Эдиль Осмонбетов, эксперт по международным делам:

- Узбекистан периодически устраивает "игру мускулами" для Кыргызстана, демонстрируя свое превосходство в военном вопросе и намекая, что неописанные участки границ принадлежат им. РУз никогда не признает свою вину в том, что узбеки являются инициаторами эскалации. Таким образом, РУз подчеркивает, что не подчиняется никаким международным обязательствам и не обращает внимания на организации, связанные с безопасностью границ.

Мне не понятна слишком долгая реакция ОДКБ, которая непосредственно отвечает за безопасность границ стран-участниц. Ведь даже Узбекистан, хоть и приостановил членство в ОДКБ, все же является участником этого объединения. От ОДКБ требовалась хотя бы вербальная реакция. Сегодняшнее заседание ОДКБ является слишком запоздалой реакцией.

Не стоит забывать, что границы КР с Узбекистаном и Таджикистаном являются внешними границами ЕАЭС и они нуждаются в защите. Сейчас Кыргызстану необходимо укреплять свое присутствие именно в этих районах для того, чтобы дать понять, что не стоить шутить с этим достаточно чувствительным вопросом. МИД и правительство должны настаивать на том, чтобы республики сели за стол переговоров и окончательно расставили точки над "i" в вопросе границ.

Токон Мамытов, экс-вице-премьер-министр:

- Вопросы границ давно являются болезненной точкой для КР и его соседей. Стычки в приграничных районах являются показателем отношений между странами. Последняя пикировка Узбекистана и Кыргызстана продемонстрировала, что Ташкент очень недоволен тем, что наша республика освобождается от этой зависимости по следующим параметрам - энергетическая, водная и газовая независимость.

Вопросы о границах поднимал в начале 1990-х премьер-министр Андрей Иордан, он предлагал передать на баланс Кыргызстана все каналы и водохранилища, чтобы они не пришли в упадок. Но этого не случилось. Кыргызская сторона никогда не отказывала РУз в провозе гуманитарных грузов в анклавы Сох и Шахимардан, в отличие от узбекской стороны, которая периодически запрещает провоз продуктов в кыргызские анклавы. Я считаю, что политики при решения вопросов границ, религии и межнациональных проблем не должны зарабатывать политические очки. Это очень тонкие и чувствительные вопросы. Только межправительственная комиссия двух стран должна заниматься данным вопросами. Все остальные пусть лучше помогают.

Сергей Кожемякин, кандидат политологических наук:

- Событием экстраординарным нынешний конфликт на кыргызско-узбекской границе не является. Разного рода инциденты, в том числе с трагическим исходом, происходили и раньше. Как ни печально это признавать, скорее всего они будут продолжаться впредь – пока, наконец, не решат причины, вызывающие подобные конфликты.

Этих причин несколько. К первым, местным, относятся споры из-за использования земель сельскохозяйственного назначения. Как известно, Ферганская долина очень плотно населена, и обрабатывается здесь практически каждый метр земли. Неудивительно, что отсутствие четкой и согласованной линии границы приводит к конфликтам между сельчанами Кыргызстана и Узбекистана.

Но причины местного уровня связаны с наличием нерешенных межгосударственных проблем.

Во-первых, это незавершенный процесс делимитации и демаркации границы. Во-вторых, наличие разногласий в сфере водопользования. Являясь основным сельскохозяйственным регионом Узбекистана, Ферганская долина полностью зависит от водотоков, берущих начало в Кыргызстане. Этим проблемам не один день. Существуют они как минимум четверть века – с момента развала Советского Союза.

Однако ни со стороны Ташкента, ни со стороны Бишкека нет политической воли для их полного и окончательного разрешения. И это первопричина конфликтов.

Единственным выходом при решении нынешнего конфликта (да и всех прочих в кыргызско-узбекских отношениях) является выполнение властями своих прямых обязанностей.

Руководителей мы выбираем не для того, чтобы они разглагольствовали и протирали штаны в дорогих креслах, а для выполнения конкретных задач. Да, это непросто. Но кто сказал, что управление страной и дипломатия – это простые задачи? Так что нашим чиновникам, засучив рукава, пора решать накопившиеся проблемы в отношениях с соседними республиками. Другого выхода я не вижу.

http://zanoza.kg/335197

 

Назад

Актуально

Фотогалерея


Видео


Статистика